Сретенская духовная семинария

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф. 28:19-20)

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16

Страсть гнева и борьба с ней. Православные просветительские курсы Протоиерей Андрей Овчинников В Сретенской семинарии продолжаются просветительские курсы для мирян. 21 октября прошла очередная лекция из цикла «Страсти и борьба с ними» на тему страсти гнева. Ее провел протоиерей Андрей Овчинников.
Церковнославянский язык: инфографика Предлагаем с помощью инфографики, подготовленной студентами Сретенской семинарии, разобраться в истории церковнославянского языка, посмотреть его отличия от современного русского, проследить употребление церковнославянского в искусстве и культуре.
Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова) Епископ Воскресенский Дионисий (Порубай) 27 мая 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии наместник Новоспасского монастыря, епископ Воскресенский Дионисий (Порубай) провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова)».
Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999–2009) Книга посвящена основным вехам отношений между Русской и Сербской Православными Церквами в 1999–2009 гг. — на эти годы пришлась кульминация жизненного подвига Патриарха Сербского Павла, который с 1957 г. в качестве епископа в Косове и Метохии, а с 1990 г. — Патриарха Сербского нёс на своих плечах тяжкий груз косовской трагедии.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16

Страницы: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 19

О ВЛИЯНИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I НА ЦЕРКОВНУЮ АРХИТЕКТУРУ: НОВАЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Олег Стародубцев Статья посвящена рассмотрению развития церковной архитектуры XVIII века после смерти императора Петра I. Предлагается новый (в данном архитектурном контексте) взгляд на значимость петровских реформ, в первую очередь в отношении Церкви, запечатленных в православном зодчестве после петровского времени.
На примере архитектурных памятников эпохи выдвигается тезис о том, что реформы Петра I были не столь масштабными и коснулись преимущественно основанного им города. Несмотря на петровские новации в архитектуре, в целом сохранялись традиции московского барокко конца XVII — начала XVIII в., о чем свидетельствует церковное зодчество этого периода. Особое внимание уделяется появлению фактически нового архитектурного элемента (в своем утилитарном прочтении), как символа главенства монаршей власти над Церковью — значительно возвышающейся над всеми церковными строениями колокольни.
ПОИСК «РЕЛИГИОЗНОГО МИНИМУМА» В СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XIX–XX ВВ. Протоиерей Александр Задорнов Современная философия религии тесно связана с иными дисциплинами философского и теологического цикла: социологией, социальной антропологией, религиоведением и т. д. Именно этот междисциплинарный аспект позволяет по-новому взглянуть на проблему определения того «минимума» проявления религиозной жизни, по которому можно судить о наличии религиозного компонента в том или ином обществе.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИРИНАРХ ЗАТВОРНИК (1548–1616): ЖИЗНЬ, ПОДВИГ, УЧАСТИЕ В СУДЬБАХ РОССИИ В ЭПОХУ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОЧИТАНИЕ. К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ Павел Доброцветов В статье приводится обзор сведений о русском святом Смутного времени — преподобном Иринархе Затворнике Ростовском — к 400-летию со дня его кончины, источниках его жизнеописания, его особом аскетическом подвиге, свидетельствах о его духовном участии в деле освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, прижизненном и посмертном почитании.
Влияние монастырского Устава Саровской пустыни на русское общежительное монашество в Синодальный период Иеромонах Павел (Дудоров) Роль и влияние Саровского Устава на православное монашество в Синодальный период было обширно и исторически значимо. Авторитетное и руководящее положение Саровской общежительной пустыни, по замечанию св. Синода, ставило обитель первой среди всех прочих российских монастырей.
«ГЕЛИАНД». ПРОЛОГ. ЯВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА ЗАХАРИИ Диакон Владимир Василик Впервые на русский язык переведен и здесь приведен фрагмент древнесаксонской поэмы «Гелианд», что составляет основную новизну данной работы. В предисловии рассматриваются общие вопросы создания данного произведения, его поэтики, значения для евангелизации германцев, отражения германской культуры и ментальности эпохи Каролингов.
ИСТОКИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Наталья Гвоздецкая Впервые в отечественной научной литературе изучены истоки почитания святителя Николая в средневековой Англии, которые анализируются в широком историческом и литературном контексте церковной жизни Западной Европы и Англии VI–XII вв. Выявляется значение политических и культурных контактов с Нормандией на протяжении XI в., оценивается роль нормандского завоевания Англии 1066 года, а также связей с монастырями Северной Франции в распространении церковных служб святителю Николаю и в составлении его житий в Англии на латинском и английском языках. Статья открывает собой планируемую серию переводов на русский язык житий святителя Николая, созданных в средневековой Англии.
ПОЛОЖЕНИЕ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКИХ УНИАТОВ В АНТИОХИЙСКОМ ПАТРИАРХАТЕ В XIX ВЕКЕ. СПОР О КАМИЛАВКАХ Яков Цветков «Значение христиан несоизмеримо с их небольшим количеством среди нас. В течении XIX века христиане в Сирии, Ливане и Палестине играли главную роль в арабском возрождении».
Фуад Фарах.
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ГИМН СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА (ФЛП. 2:6–11) Протоиерей Стефан Жила Автор статьи рассматривает так называемый христологический гимн – отрывок послания святого апостола Павла к Филиппийцам 2:6–11,  – и впервые совершает  попытку систематизации всего  материала, касающегося этой темы.
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ: ЧТО ДУМАЕТ ОБ ЭТОМ ОБЩЕСТВО? Валентин Фролов Люди или ничего, или совсем мало знают о церковнославянском языке, о сфере его применения, о его значении. Нужно признать, что непонимание церковнославянского языка – сегодня это стена между большинством неверующих и Церковью.

Страницы: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 19

Страницы: 1 ... 11 12 13 14 15 ... 20

Основоположники традиции оптинского старчества: преподобные Лев и Макарий Иеромонах Никон (Париманчук) Всего Оптина пустынь дала Русской Церкви 14 старцев, которые укрепили и сам опыт старчества через свое послушничество, и непрерывным пастырским служением проложили к монастырю тропу народного благочестия. Духовно-просветительская деятельность старца Макария положила начало творческому и духовному сотрудничеству с русской просвещенной интеллигенцией и дворянством, что оставило значительный след в русской культуре.
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЭЗИЯ – КАМЕРТОН МОЛИТВЫ. ЧАСТЬ 4 Артем Бугров Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара. Она выговаривала своим вдохновенным языком то, что у других народов давно уже стало достоянием прозы и публицистики. И. А. Ильин
«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА» Сретенская семинария Митрополит Платон (Левшин) о священстве

О том, кто мог стать священником в ветхозаветные времена и кому дана эта привилегия и ответственность в Новом Завете; о том, что значит право «связать и разрешить», и как пастырь может ввести многих в соблазн или спасти – писал митрополит Платон (Левшин).
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЗВОНЫ Николай Завьялов Уставные правила и современные обычаи

Великий Пост и Пасха как совершенно особое время церковной жизни сопровождается и особыми колокольными звонами. Но вот Пост позади, как и Пасхальная полунощница, и Светлая седмица, и мы вступаем в более «прозаический» период – период служб из книги «Октоих». Это совсем не значит, что правила звона становятся проще! Что необходимо помнить и какие нюансы учитывать звонарю в этот период – об этом настоящая статья.
«Начало радости – быть довольным своим положением» Сретенская семинария Цитаты и наставления святых отцов

В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.
«День – для труда, ночь – для молитвы» Андрей Головач Жизнь и чудеса преподобного Амфилохия Почаевского

В XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…
Без сошествия Святого Духа мир не знал бы о своем Спасителе Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический Святитель Иннокентий Херсонский о Духе Святом

Что означает сошествие Святого Духа на апостолов? Неужели во всю историю человечества Он не действовал и не сходил на пророков и праведников? Почему Христос не мог остаться на земле со Своей Церковью, но послал ученикам Утешителя-Духа? Почему Он сошел именно в виде языков пламени? Что было бы, не произойди этого события? Приводим рассуждения на эту тему святителя Иннокентия Херсонского.
Обрядоверие или благоговение? О том, верно ли хранить дома просфорки и земельку и молиться только перед определенными иконами Олег Стародубцев В среде православных верующих часто можно встретить желание помолиться непременно перед чудотворной иконой, съездить в самое благодатное место, привезти земли с могилы того или иного святого, засушить и оставить дома подаренную батюшкой просфорку и т.д. Насколько такие моменты приближают нас к язычеству, или же они просто – свидетельство благоговения перед Божественным? Почему одни люди никак не воспринимают иконы определенной традиции, а для других это не имеет значения? Как вообще научиться разбираться в церковном искусстве, и для чего это нужно? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, доцентом Московской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Философия и святые отцы о разуме, сердце и интуиции Виктор Лега Разум позволяет исследовать окружающий мир и является исключительным свойством человека, возвышающим его над животным и растительным миром. Но, исследуя сам разум, мы сталкиваемся с непостижимой глубиной, исчерпать которую не можем и по сей день. Виктор Петрович Лега расскажет о том, что говорит о разуме философская наука.
Новый Иерусалим Владимир Байков Многие семинаристы мечтали попасть в Новоиерусалимский монастырь, тем более что этой весной была закончена длившаяся несколько лет реконструкция главного монастырского собора. И вот, несмотря на близость зачетов и отчетов, поездка состоялась! О том, как она прошла, мы решили вкратце рассказать нашим читателям.

Страницы: 1 ... 11 12 13 14 15 ... 20

Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 14

В день памяти родителей Пресвятой Богородицы в Сретенском монастыре молились о благословении православных семей 21 и 22 сентября, в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, в соборе Воскресения Христова прошли воскресные всенощное бдение и Божественная литургия с хиротесией. Богослужения совершил ректор Сретенской семинарии и наместник обители архиепископ Верейский Амвросий.
В день Рождества Пресвятой Богородицы магистрант Сретенской семинарии рукоположен во диакона 20 и 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, в Сретенском монастыре прошли богослужения. Божественную литургию с диаконской хиротонией совершил наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской семинарии архиепископ Верейский Амвросий.
Архиепископ Амвросий открыл концерт Хора Троице-Сергиевой Лавры в Зарядье Вечером 15 сентября, в 10-ю годовщину преставления архимандрита Матфея (Мормыля), в концертном зале «Зарядье» прошел торжественный концерт Хора Троице-Сергиевой Лавры. Архиепископ Амвросий обратился к гостям с приветственным словом.
В престольный праздник Сретенского монастыря богослужение в обители возглавил архиепископ Верейский Амвросий Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – особый день, особая веха в истории русского народа. Сретение - означает «встреча».
Приглашаем разделить радость праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Приглашаем разделить радость праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, престольного праздника Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве в эти выходные - 7 и 8 сентября.
Начинается новый цикл просветительских курсов для мирян: «Страсти и борьба с ними» В Московском Сретенском монастыре в актовом зале Сретенской духовной семинарии ежегодно проходят Просветительские курсы для мирян «Православие». В этом году их общая тема: «Страсти и борьба с ними».

Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 14

Страницы: 1 ... 67 68 69 70 71

ВОСПРИЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ Александр Ужанков В истории отношения русских писателей к творческому труду можно выделить три периода, соответствовавших трем типам сознания: теоцентрическому, антропоцентрическому и эгоцентрическому. На первом его этапе, характеризующемся идеалистическим мышлением (XI в. – первая половина XIV в.), творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – “списатель” – выступает по послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему по Благодати. В процессе писания осуществляется синергетическая связь Бога и человека. Поэтому творение не признается как результат волевого усилия писателя.
СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ЛЕКСИКИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Лариса Маршева Несмотря на свою жутковатую кондовость, наиболее результативным при овладении лексиконом является систематическое заучивание порционного количества слов. Но представить себе, что люди изо дня в день зазубривают лексический церковнославянский минимум по принципу случайной выборки, нельзя вообще.
СЕНТЯБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ (О ПРЕПОДАВАНИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА) Лариса Маршева Перспективная цель преподавателя церковнославянского языка заключается в том, чтобы его ученики сумели создать грамотные богослужебные тексты, в которых тонко различается перфект, аорист и имперфект, в которых на своих местах стоят личные местоимения, а существительные безошибочно согласуются с прилагательными.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ЧАСТЬ 6 Анатолий Смирнов «Руководящая и направляющая» роль Партии. – Сталин как противовес Троцкому. – Вопрос о государственном строительстве. – Образование СССР. – Спор Ленина и Сталина. – Смерть Ленина погрузила Россию в траур. – Единоличным продолжателем дела Вождя становится Сталин. – Изгнание и убийство Троцкого. – Дуумвират – Сталин и Бухарин.
ХРАМОВАЯ ТОПОНИМИЯ И ИНОСТРАННЫЙ АНАЛИТИЗМ Лариса Маршева Природа богослужебного языка – книжно-письменная. Обусловлена она многовековой и многонациональной традицией. Это распространяется среди прочего и на орфоэпию, согласно законам которой церковнославянское чтение не терпит никаких звуковых изменений. Современный же язык, который имеет не только письменную, но устную форму, требует иного произношения, в том числе аканья – и никуда от этого не спрятаться!
ЗНАТЬ, КАК ПОЗВАТЬ Лариса Маршева Современный русский язык так же, как церковнославянский, старославянский и древнерусский, знает падежное изменение. Морфологическая система сформировала монолитную категорию падежа – словоизменительную категорию, которая выражается в системе противопоставленных друг другу рядов форм, являющихся носителями комплекса морфологических значений (субъектного, объектного, локативного и др.).
ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 3. Красные в Кремле. – Большевики использовали национальный вопрос в своих интересах. – Почему белые не подняли монархическое знамя? – Удивительный случай на Пасху. Анатолий Смирнов Статья подготовлена на основе лекций, прочитанных доктором исторических наук профессором А.Ф. Смирновым в Сретенской Духовной Семинарии (2003-2004 гг.).
ПЕРВЫЙ ВЫПУСК СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Сретенская семинария По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 3 июня, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, состоялся первый выпуск Сретенской Духовной Семинарии. В этот день Божественную литургию и Торжественный акт, посвященный вручению дипломов возглавил Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский.
ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 2. Последствия захвата власти большевиками. – Раздор в антибольшевистской оппозиции. – Разгон Учредительного собрания и утверждение однопартийной диктатуры. – Создание регулярной Красной Армии Анатолий Смирнов Последствия захвата власти большевиками. – Раздор в антибольшевистской оппозиции. – Разгон Учредительного собрания и утверждение однопартийной диктатуры. – Создание регулярной Красной Армии.
ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ВЛАДИМИРСКАЯ" Сретенская семинария

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 1. Поворотный момент в истории. 24-26 октября 1917 года Анатолий Смирнов

В смутное время, когда происходит томление душ, смятение ума и теряются жизненные ориентиры, к власти приходят самые решительные, самые беспощадные люди. Такой оказалась тогда партия большевиков во главе с Лениным. Он умел отстаивать свои взгляды, вплоть до предъявления ультиматумов своим соратникам, если они сомневались в его правоте. Ленин также угрожал расправой революционно настроенного народа. Это всегда действовало. Так он вёл себя в октябрьские дни. Он сломил сопротивление нейтральных сил именно языком ультиматума.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ПРОШЛОЕ БЫТИЕ Лариса Маршева О глаголе быти в русском и церковнославянском языке говорят прежде всего как о служебном, вспомогательном – не имеющем самостоятельной лексической семантики и играющем исключительно грамматические роли. Однако не стоит забывать о том, что глагол быти, как и любое другое слово в языке, обладает лексическим значением, которое способно к полноценному своему проявлению: «быть, существовать, становиться, совершаться, приходить, наставать, находиться, сбываться, случаться, последовать»; «существовать, иметься, происходить, случаться, приходить».
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СПАСИТЕЛЯ Епископ Афанасий (Евтич) Только во Христе раскрывается загадка человека. Только в соотнесении со Христом каждый человек может познать себя без самообмана. Через раскрытие святоотеческого учения о человеческой природе Спасителя яснее становятся ориентиры на духовном пути человека, раскрывается непостижимая глубина человеческой жизни в Боге.

Страницы: 1 ... 67 68 69 70 71