Почему болеют даже те, кто крещен и причащается?

Московская Сретенская  Духовная Академия

Почему болеют даже те, кто крещен и причащается?

Алексей Мигальников 16570



В прошлой статье мы говорили о том, что Христос, придя на землю и приняв на Себя человеческую плоть, исцелил ее в Себе от последствий первородного греха. Однако возникает вопрос, почему болезни существуют даже среди крещеных людей, которые в таинствах Церкви приобщаются победе Спасителя?

Можно выделить две группы причин: причины, зависящие от состояния всего мира, и причины, связанные с личной духовной жизнью человека. Об этом — настоящая статья.

Прежде всего, скажем, что, какова бы ни была непосредственная причина, вызвавшая болезнь, все болезни и скорби имеют своим источником прародительский грех — об этом было сказано в предыдущей статье. Кроме того, необходимо помнить, что всё в мире, в том числе и болезни, совершается по Промыслу Божию с целью спасения человеческих душ, о чем апостол Павел пишет: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4).



Причины болезней, связанные с общим состоянием мира

а) Тленность человеческой природы. Грех и его последствия, в том числе болезни и смерть, являются сущностной характеристикой человеческой природы после грехопадения и продолжают передаваться из поколения в поколение: непослушанием одного человека сделались многие грешными (Рим. 5:19).

б) Тленность мира. Человек, сохраняя физическую оболочку тела, продолжает подчиняться законам этого мира, который также подвержен тлению и в котором сохраняются грех и демоны. Дело в том, что Христос «не уничтожил ни собственно грех, влияние демонов и физическую смерть, ни последствия греха в целом, чтобы не нарушать свободу воли, которая и стала причиной греха» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения).

в) Общая ответственность человечества за грех. Каждый человек, являясь потомком Адама, наследует склонность людей волей-неволей потакать своим страстям и этим продлевает и усугубляет существование в мире греха и его последствий: смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5:12). Болезни и другие несчастья «связаны не только с грехами подвергшихся им людей, но и с грехами всего человечества» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения).

Грехи и страсти человека нарушают равновесие в организме.

г) Отсрочка всеобщего восстановления. У духовных писателей можно встретить мысль о том, что восстановление и обожение человеческой природы «не даны каждому отдельно и во всей полноте, а существует некий общий срок, определенный для всего человечества» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Другими словами, святые люди, скажем, апостол Павел или святитель Иоанн Златоуст, пребывают в Царстве Божием, однако еще не достигли всей полноты обожения — они как бы ждут и других людей, чтобы праведники вошли в покой Божий все вместе.



Причины болезней, связанные с личной жизнью человека

а) Естественные причины — воздействие на здоровье человека окружающей среды и естественных процессов в его организме. Митрополит Антоний Сурожский пишет, в частности, о психических болезнях: «Каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано, скорее, каким-то повреждением в нервной системе» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).

б) Индивидуальные грехи и страсти, которые удаляют человека от Бога. Поскольку Бог является источником жизни, удаление от Него является причиной ослабления духовных сил человека. А последнее может привести к физической немощи, хотя и «не существует прямой связи между болезнью и личными грехами какого-либо человека, либо его ближайших предков» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Однако теперь необходимо рассмотреть, почему это все-таки может происходить.

Во-первых, грех — это «нарушение законов морали», вследствие которого человек выпадает из мироустроения, из бытия, и утрачивает дар здравия (Силуянова И. В. Антропология болезни). Тем более к этому ведут сознательные и смертные грехи: «Болезни свирепеют, так как мы грех ко греху прилагаем, да ещё и сознательно» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство брака).

Грех бывает невольным и неосознанным, но поскольку он в любом случае является удалением от Бога, то может привести к болезни.

Во-вторых, грехи и страсти человека нарушают равновесие в организме. По мнению психологов, каждая страсть ведет к развитию определенных соответствующих ей болезней, например, «тщеславие обуславливает болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания» (Силуянова И. В. Антропология болезни), хотя эта зависимость и не является абсолютной.

Например, бывает и так, что людям, совершающим даже смертные грехи, Бог не попускает болезни. Он видит, что, заболев, они могут впасть в грехи еще более тяжкие: «уныние, отчаяние, озлобление, ропот» (Иов (Гумеров), иеромон. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1). Господь по Своему милосердию не желает усугубить их участь.

Также грех бывает невольным и неосознанным, но поскольку он в любом случае является удалением от Бога, то может привести к болезни. Например, в советские времена миллионы наших граждан, из которых многие были людьми очень высоких нравственных качеств, оказались невольно отрезаны от Церкви и от Бога, что на каком-то глубинном и даже не осознаваемом уровне могло отрицательно сказываться на их духовном и физическом состоянии.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что «нарушение гармонии в человеческом существе, и как следствие фундаментальное нездоровье, есть результат целенаправленной, разрушительной работы профессиональных борцов с верой» (Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения).

в) Грехи других людей могут вредить здоровью человека, если эти люди тесно связаны друг с другом. Обычно это касается кровных уз, и удаление родителей от Бога ведет к нездоровью их ребенка. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объясняет в одном из писем: «Сын-то — младенец, а значит в его беде (болезни) повинны родители. Крещены ли Вы, венчан ли ваш брак? Причащаетесь ли Вы Христовых Таин, есть ли понятие о грехе и исповеди?» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение)

Иногда Господь попускает дьяволу причинять страдания и праведникам, чтобы они получили духовную пользу.

г) Прямое вмешательство дьявола и бесовских сил, которые с помощью болезни хотят нарушить внутреннюю жизнь человека, отвратить его от Бога. Обычно такому воздействию подвергаются люди, укоренившиеся в каком-либо грехе, либо не имеющие веры во всемогущество и милость Божию. Такие люди делают себя беззащитными перед дьяволом, который «со своими страхованиями приступает, лишая спокойствия духа и мира. И выматывающий страх делает человека больным» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Страх).

Иногда Господь попускает дьяволу причинять страдания и праведникам, чтобы они получили духовную пользу. Ярчайшим примером служит история Иова Многострадального.

д) Бог непосредственно посылает болезни для руководства духовной жизнью современных людей. Такой способ необходим, поскольку «в людях не стало смирения», которое является условием для подвигов и послушания духовным наставникам (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).

Но каким образом болезни помогают Богу руководить духовной жизнью людей?

Во-первых, они могут быть вразумлением страдающему от грехов человеку, которое отвратит его от грехов будущих, погасит страсти и взрастит в нем противоположные добродетели. В одном из писем игумен Никон Воробьев проводит прямую связь между страстью гнева и болезнью: «За твою гневливость, несдержанность и проч. Господь старается смирить тебя» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).

Иногда «Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы».

Во-вторых, человек может не делать тяжких грехов, но и не стремиться всеми силами к исполнению заповедей Божиих, к добродетелям, что также является отступлением от Бога по слову Спасителя: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38) и Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23). С. И. Фудель пишет, что в таком случае также попускаются болезни: «Когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог — если Он еще благоволит его спасать — посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путем он принес “плод жизни вечной”» (Фудель С. И. Воспоминания // Собрание сочинений в трех томах. Т. 1.).

В-третьих, Бог посылает болезнь, чтобы «наше сердце расположить к делам любви и милосердия». Другими словами, духовную пользу получают здоровые люди, которые заботятся о больных. Митрополит Николай Ярушевич пишет: «Оттого и встречаются на твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту Божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа (о любви)» (Николай (Ярушевич), митр. Пастырь Любви. Толкование на Мф. 5:7).

В-четвертых, болезни выступают средством духовного совершенствования праведника, испытания верности. Примерами могут служить праведный Иов и апостол Павел, который верно осознает духовный смысл своей болезни и пишет: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, а также: Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:7,9).

Наконец, как поясняет святитель Феофан Затворник, иногда «Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы» (Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Т. 1).

Во всех этих случаях «болезнь — это не явление Божьей кары, а свидетельство Божественного неравнодушия и любви» (Силуянова И. В. Антропология болезни): Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Ев. 12:6). И напротив, «бесскорбная жизнь — признак неблаговоления Божия к человеку» (Никон Оптинский (Беляев), прп. Завещание духовным детям. О скорбях).

е) Добровольно принимаемые болезни. Митрополит Сурожский Антоний ставит вопрос о том, почему болеют святые люди, «вкрапленные в Божью благодать», и поясняет, что наряду с невольными болезнями они могут принимать и добровольные из сострадания этому миру: «Святой может болеть, может страдать, потому что он умеет сострадать, разделять страдания и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всея Земли» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).



Здоровье и болезни в эсхатологической перспективе

Священное Писание содержит откровение о том, что после Второго Пришествия Господа Иисуса Христа мертвые во Христе воскреснут (1 Фесс. 4:16). Воскреснут те же люди, что были когда-то погребены, те же личности. Они будут обладать теми же телами, какими обладали при жизни, но уже преображенными благодатью: сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:44).

Епископ Василий (Родзянко) поясняет, что люди воскреснут в «совершенном образе», то есть на их телах не будут заметны следы от болезней, травм и инвалидности, перенесенных при жизни. Однако «что это за совершенный образ — точного учения не существует» (цитируем по: Лоргус А., прот. Телесное воскресение: как это будет?).

После воскресения мертвых для творивших добро наступит Царство Божие (Ин. 5:29), в котором навсегда будут устранены несовершенства прежнего мира: смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21:1-5). Тела людей станут нетленными, а сами люди — бессмертными: тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15:53).

Алексей Мигальников,

студент 4 курса

 

Ключевые слова: болезни, здоровье, тленность, грех.

 

Книги и статьи по теме болезни:

1.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. — М., 2015.

2.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского// URL:http://predanie.ru/antoniy-surozhskiy-blum-mitropolit/book/216674-stupeni-besedy-mitropolita-antoniya-surozhskogo/ (дата обращения: 01.05.2017).

3.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек перед Богом. — М., 2000.

4.       Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем. — М., 2009.

5.       Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь. Толкования Священного Писания // URL: http://bible.optina.ru (дата обращения: 01.05.2017).

6.       Духанин В., свящ. О вере, неверии и нашем выборе // URL: http://www.pravoslavie.ru/80404.html (дата обращения: 01.05.2017).

7.       Завершинский Г., прот. Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть: православный взгляд. — М., 2015.

8.       Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/pisma/1_6 (дата обращения: 01.05.2017).

9.       Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах: в 2-х т. — Т. 1. — М., 2011.

10.   Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. — М., 2016.

11.   Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М., 2013.

12.   Лоргус А., прот. Телесное воскресение: как это будет? // URL: http://www.pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-kak-eto-budet/ (дата обращения: 01.05.2017).

13.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. — Киев, 2016.

14.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается. Духовные беседы. — М., 1997.

15.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание. — Киев, 2015.

16.   Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // URL: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=375&menu_parent_id=358&show_date=1&category_id=15&article_page_content=0&show_preview_img=0&show_file_list=1&flag=ajax&page=1&regime=site&content_id=157 (дата обращения: 01.05.2017).

17.   Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби. — М., 2015.

18.   Никон (Воробьев), игум. Как жить сегодня. — М., 2011.

19.   Никон (Воробьев), игум. Письма о духовной жизни. — М., 2013.

20.   Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. — М., 2014.

21.   Никон Оптинский (Беляев), прп. Завещание духовным детям // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinskij/zaveshhanie-dukhovnym-detjam (дата обращения: 01.05.2017).

22.   Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2000.

23.   Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. — Т. 2. — М., 2012.

24.   Силуянова И. В. Антропология болезни. — М., 2011. 

Новости по теме

Почему существуют болезни Алексей Мигальников Мы начинаем цикл статей о болезни. Их цель — помочь болеющему человеку и его близким осмыслить недуг и действовать в нем с пользой для тела и души. Также эти материалы могут помочь священникам в духовном окормлении болеющих людей, их родственников и врачей. Итак, сегодня мы поговорим о причинах существования болезней.
Размышления о страдании человека и утешении: по трудам святых отцов, пастырей и старцев. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 7 Никита Якубов О том, почему случаются скорби в жизни человека, люди размышляют всегда. Многое об этом говорит Священное Писание, и нами в предыдущих статьях были рассмотрены указанные в его текстах причины страданий. Теперь представляется необходимым привести общее ви́дение этого вопроса святыми отцами и другими христианскими писателями.
«Буду подобен Всевышнему»: этапы развития гордости от самолюбия к кощунству Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…