Архиепископ Амвросий ответил на вопросы зрителей телеканала «СПАС»

Московская Сретенская Духовная Семинария

Архиепископ Амвросий ответил на вопросы зрителей телеканала «СПАС»

Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 151



Жизнь каждый день ставит перед человеком вопросы. Как жить, для чего жить, в каком жизненном направлении двигаться? В зависимости от того, какие ответы находят люди на свои вопросы, и строится их жизнь.

Помогать людям находить правильные ответы на главные жизненные вопросы призваны священники. Они поставлены Богом разговаривать с людьми, наставлять их в духовной жизни, подавать личный пример следования за Христом и служения Ему.

Передача телеканала «СПАС» «Ответ священника» создана для того, чтобы люди могли обратиться к священнику за советом, попросить у него духовного наставления. Гостями этой передачи становятся священники Русской Церкви - как монахи, так и белое духовенство.


Гостем нового выпуска передачи стал наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий.

Архиепископ Амвросий ответил на вопросы, которые поступили в студию через письма и звонки. В вопросах затрагивались темы личной духовной жизни человека, правильного отношения христианина к святым отцам, иконам, смертной казни. Были вопросы о духовничестве и главном церковном таинстве - Евхаристии. Просили объяснить непонятное место из Священного Писания.

«Можно ли освящать оружие?» - спросили архиерея. Он ответил:

«Я лично никогда не освящал ни боевые корабли, ни военные самолеты, ни прочую боевую технику. И если в Церкви существовало до революции некое чинопоследование, то оно существовало как благословение наших воинов, которые выходили на защиту рубежей своего Отечества. Это было освящение их ратного подвига, это была благодатная помощь самим людям в той непростой ситуации, в которой они своей жизнью рисковали. И вот в этом случае я не вижу здесь никакого противоречия с Евангелием.

Что касается освящения тех орудий, которые могут служить орудием убийства, то я тоже задаю такой вопрос. И лично для меня это тоже является смущением».

На вопрос, можно ли христианину обходиться без икон, архиепископ Амвросий сказал:

«Церковь живет Преданием. Предание выстрадано мучениками, преподобными, защитниками нашей веры. Церковь, подобно человеческому организму, росла, “болела”, допускала ошибки в своей человеческой стороне. Но она “выстрадала” и принесла нам, людям 21 века, свой двухтысячелетний опыт и свое слово. Почитание икон родилось в Предании, в опыте жизни Церкви.

Если мы верим Господу, считаем себя православными, мы должны доверять голосу Церкви».

Владыку попросили прокомментировать слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что «смиренный человек должен быть в сознании и убеждении, что он грешнейший и худший всех человеков»:

«Всё очень индивидуально. Совет духовный не всякому применим, если он общий. Каждый духовный совет должен быть направлен на конкретного человека. Конечно, мы можем сказать, что если болит голова, то можно всем посоветовать выпить таблетку цитрамона или другое болеутоляющее. Но если подходить серьезно, правильно, индивидуально, профессионально, то мы должны тогда понять сначала источник этой боли, ее причины, каковы последствия применения тех или иных лекарств.

Когда мы просто так, без рассуждения, духовного опыта и совета пытаемся применить к себе то, что читаем у святых отцов, мы занимаемся самолечением. А самолечение может подчас приводить к печальным последствиям».

Владыку спросили, кого из святых отцов можно почитать, когда одолевает уныние:

«Преподобный Паисий Святогорец, Порфирий Кавсокаливит. Тех святых, которые сами умели радоваться и приносили, дарили эту радость другим».

«Как обрести духовного отца?» - спросили архиерея:

«Особого чинопоследования усыновления духовному отцу, конечно, не существует. Здесь нужно понимать: священник, у которого человек исповедуется, - это еще не духовный отец. Это всего лишь священник, через которого человек приносит покаяние Господу и получает словом Церкви прощение своих прежде бывших грехов. Духовник - это намного больше. Это отец, который советует, помогает, ведет. Который следит за духовной жизнью человека.

Не все священники могут быть духовниками. В некоторых Поместных Церквях далеко не всем священникам разрешается даже исповедовать. Потому что исповедь там подразумевает духовный опыт, жизненный опыт, мудрость и искусство сообщать человеку то, что будет его возводить от земли на небо. И таких искусных священников не так много, но именно они являются духовниками для всей епархии, и к ним все съезжаются через определенные промежутки времени для исповеди.

Поэтому не нужно специально “выбирать” духовника. Но нужно обращаться за советом к тому священнику, от общения с которым вы ощущаете духовную пользу».