Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Московская Сретенская Духовная Семинария

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – шестнадцатый Патриарх в Русской Православной Церкви. Полную биографию можно прочесть на официальном сайте Московского Патриархата Русской Православной Церкви. В этом разделе Вы найдете его высказывания и цитаты на тему образования и воспитания

«Те, кто вступает на путь служения Церкви в сфере образования и просвещения, должны предъявить к себе особые требования: к своему образу жизни, к своем восприятию Божественных нравственных законов. Но они также должны дисциплинировать свой ум, чтобы не произносить слова смущающие, возбуждающие противоречия и, в конце концов, ослабляющие внимание слушающих, а иногда и само желание слышать слово Церкви». 

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в Сретенской духовной семинарии. 28 декабря 2013 г.

Цитаты и высказывания Святейшего Патриарха Кирилла о воспитании и образовании.

«Образование — это не только пребывание в школе, это процесс восприятия окружающего нас мира»

«Православное мировоззрение является духовным стержнем всего образования».

 «Если говорить о двух тысячах лет христианской эры, то именно Церковь была локомотивом знаний, и система образования формировалась усилиями Церкви».

«Когда мы говорим о мудрости, то нужно говорить о способности человека к системному подходу к жизни».
  
«Мне кажется, что без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса».

«Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым».

«Здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов».

«Для того чтобы воспитывать, действительно должен быть нравственный консенсус в обществе. Его основанием служит то, что нравственное начало есть в каждом из нас, что существует отчетливое понимание того, что есть добро и зло».

«Но нельзя ставить на одну доску добро и зло. Нельзя ставить на одну доску объективную истину и то, как некоторые люди эту истину интерпретируют. Мы тогда погубим самое важное, что существовало на протяжении человеческой истории — систему координат. Человек запутается, он будет смешивать добро со злом. А если границы между добром и злом стираются, то скрепа, формирующая целостный, системный подход человека к миру, разрушается, и мы становимся легкой добычей тех сил, которые будут с удовольствием манипулировать нашим сознанием во имя экономических или идеологических целей».

«Сегодня борьба за нравственное начало имеет совершенно конкретные точки приложения в общественной, политической, социальной жизни, в области средств массовой информации». 

«Воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент — стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится».

«Те, кто вступает на путь служения Церкви в сфере образования и просвещения, должны предъявить к себе особые требования: к своему образу жизни, к своем восприятию Божественных нравственных законов. Но они также должны дисциплинировать свой ум, чтобы не произносить слова смущающие, возбуждающие противоречия и, в конце концов, ослабляющие внимание слушающих, а иногда и само желание слышать слово Церкви».

 «Обращать сегодня послание к миру, к людям ― образованным и простым, более воцерковленным и вообще невоцерковленым — это значит принимать на себя огромную ответственность, потому что если наши слова не будут эффективными, если наше служение будет слабым, то как преодолеть тяготение мира сего. И потому каждый должен сделать все, что он может сделать, вступив на этот удивительный, захватывающий и вдохновляющий путь служения Господа в нынешних столь сложных условиях исторического бытия».

«В нашей образовательной традиции мы всегда связывали образование, то есть получение знаний, с воспитанием. И это совершенно правильный подход, потому что только так формируется человеческая личность».

«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».

«Отсутствие понимание образования для священника до сих пор является тормозом, тормозом к активному освоению знаний, включая богословские».

«Убедить современного человека просто гладким произнесением проповеди с цитатами, просто правильным совершением богослужения, что само очень важно само по себе, но, убедить этим современного человека в том, что он должен открыть свое сердце Христу, посещать храм, воцерковиться – невозможно. Для того, чтобы общаясь с людьми открыть им красоту православия, Вам нужно поделиться с ними своим опытом, своим собственным внутренним опытом, своим мировоззрение. Которое складывается из знаний, которыми обладает современный человек. И Чем выше эти знания, тем важнее и существеннее этот научный компонент нашего мировоззрение. И сегодня без научного компонента очень сложно общаться с людьми, а самое главное сложно быть убедительными».

«Необходим духовнообразовательный компонент. Когда знание истории, литературы, философии соединяются с богословским фундаментом, тогда формируется подлинный облик интеллектуальной и духовной личности. Вот тогда если человек имеет общий опыт молитвы, опыт таинств, опыт переживания Святой Евхаристии, опыт прикосновения к Святыне. Вот если это все объединяется, то человек имеет внутреннюю силу и способность – спокойно и очень убедительно отвечать на вопрошание наших современников».

«Без опыта духовного, опыта молитвы ничего не получится – будет медь звенящая и кимвал звучащий. Наша религиозность проявляется прежде всего в молитве».

«Сегодня в Церкви должна быть духовная элита. Конечно, Церковь принимает всех, один может подняться до такого уровня, другой нет. Конечно, каждому найдется свое место. Но как нам важно иметь сегодня многих и многих священников, не 5-10 как сейчас, которые всем хорошо известны, как нам нужно десятки и сотни тысяч, которые смогли бы говорить о Христе современному миру, защищать Христа, защищать Его Церковь-мученицу».