О борьбе со скупостью

Московская Сретенская Духовная Семинария

О борьбе со скупостью

Валентин Шишелов 1526



Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Дорогие друзья, 21 октября день памяти преподобного отца нашего Илариона Великого, и хотелось бы поговорить с вами о душепагубном недуге скупости, и о том, как можно с ним бороться.

Святой Иларион родился в конце третьего века в богатой семье, в палестинском селении Тавафа. Родители послали его на обучение в Александрию, где обрел христианскую веру и крестился. Пребывая в Александрии он узнал об удивительной жизни преподобного Антония Великого, и решил отправиться к нему, чтобы научиться богоугодной жизни[1].

Через какое-то время Иларион возвратился домой. Родители его к тому времени уже почили, и он, раздав все свое имение сродникам и нищим, удалился в пустынное место неподалеку от города Маиума. Там, через длительное пребывание в невидимой брани, он достиг высокой меры преуспеяния и получил от Бога дар исцеления и изгнания бесов.

Святой Иларион был непримирим к любому проявлению скупости среди христиан

К преподобному стали в большом количестве стекаться христиане, желавшие монашеской жизни. Для них он устроил несколько монастырей на территории Палестины.  

Памятуя слова Спасителя о том, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23),святой Иларион всей своей жизнью проповедовал необходимость добродетели нестяжания, и до конца дней в строгости следовал монашескому обету, отказываясь принимать материальные блага, приносимые ему в качестве благодарности за молитвенную помощь.

Одному исцеленному по молитвам преподобного, сам святой Иларион сказал, что знает - если примет от него дары, то этим оскорбит Бога, и к нему самому вернется болезнь[2].

Что особо примечательно для нас, исполняя таким образом монашеский обет нестяжания, святой Иларион был непримирим к любому проявлению скупости среди христиан, а особенно в среде монашествующих; и, напротив, радовался видя щедрость в обращавшихся к нему людях. Весьма наглядно и назидательно это проявилось в следующем эпизоде из его жизни.

Однажды, по просьбам братии святой Иларион отправился в путешествие по Палестине, с тем чтобы посетить основанные его трудами монастыри и преподать наставления подвизающимся в них отцам.

Обходя обители и посещая своих чад, святой решил остановиться у брата, который отличался особым гостеприимством. У этого монаха был богатый виноградник, от которого он ежегодно собирал большой урожай. Брат очень радушно принял странников, и упросил каждого нарезать себе по большой грозди уже созревшего к тому времени винограда. Видя такую любовь, преподобный благословил виноградник брата, и в том же году тот собрал урожай в три раза превысивший обычную меру. Таким образом, страннолюбивый монах, по молитвам святого, был награжден за свою любовь и щедрость Божиим благословением.

«Все труды человека -  для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл. 6:7

Через некоторое время, святой Иларион с братией проходил мимо жилища другого монаха - скупого и жестокого. Тот, едва завидев приближающихся странников, послал сторожа наказав ему никого не подпускать к его винограднику, и не допустить того чтобы была сорвана хотя бы одна гроздь. Сторож принялся кидать в братию камни и кричать, чтобы никто не приближался к посадкам.

Видя такое поведение, святой Иларион опечалился о состоянии брата, и сказал, что урожай такого жестокого и скупого хозяина непременно окажется худым. Так и случилось: в тот год скупец собрал в три раза меньше винограда чем обычно, который к тому же оказался еще и кислым[3].

Святой Иларион является нам сильным жизненным примером в щедрости и нестяжании. Что же говорит нам Господь об этом пороке в Священном Писании? Слово Божие весьма подробно рассматривает этот порок, называя его - скупостью, алчностью, корыстолюбием, ненасытностью.

Мудрый царь Соломон так говорит об этой страсти: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того» (Еккл. 5:9).

Когда человек жил в Эдеме с Богом, то не имел в себе этого злого семени, однако после грехопадения жадность стала одной из черт его характера. С этих пор, за какое бы дело человек ни брался, он был не в состоянии утолить свой духовный голод, ибо: «Все труды человека -  для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл. 6:7).

Человек, охваченый алчностью не понимает, в чем причина его неудовлетворенности, он пытается утолить ее материальными приобретениями и богатством, но не хочет понять, что его духовную нищету не восполнить никакими материальными вещами, так же, как духовную алчбу не получится утолить обычной водой, ведь алчба по природе духовна, а не материальна. Такой человек нуждается единственно в обращении к Самому Богу, который, являясь источником воды Живой и всякой жизни, один способен заполнить духовную пустоту в человеке.

Очевидно, что в течении короткого времени невозможно избавиться от порока скупости, тем более, если человек уже давно находится под тлетворным влиянием, и страсть весьма глубоко пустила корни, что они уже и не замечаются как что-то чужое и вредное. Однако, мы призваны прилагать усилия и возрастать от сил в силу ради собственного спасения.

Сердце не должно быть привязано к материальному

Для этого, в первую очередь, необходимо усердно молиться о Божественной помощи, исповедуя свои проступки. Во-вторых, следует стараться регулярно совершать дела милосердия: необходимо научиться радостно, бескорыстно и свободно жертвовать свои средства, силы и время на дело Божие. Пусть поддержка нуждающихся станет главной заботой и определяющим вектором нашей борьбы против скупости, по апостольскому слову: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:6-7). Стоит также помнить, что если мы щедро сеим, и ожидаем, а порой даже требуем в сердце от Бога щедрого воздаяния, мы сеем не бескорыстно, а значит и не получим того, ради чего собирались трудиться изначально. Сердце не должно быть привязано к материальному, если стремится получить духовное. Апостол Павел говорит об том же самом в послании к колосянам: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).

Будем учиться довольствоваться тем, что у нас уже есть, и не забывать как можно чаще благодарить Бога: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:6-8) – говорит апостол.

Наконец, каждый раз при появлении нежелании делиться, будем вспоминать слова Спасителя: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35). И тем самым, по примеру преподобного Илариона Великого, ограждать себя от скупости, в чем да поможет нам молитвами этого святого Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

     Валентин Шишелов

студент IV курса


[1]Православная энциклопедия. Иларион Великий. // URL: http://www.pravenc.ru/text/389213.html  (Дата обращения: 10.09.2017).

[2]Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/921 (Дата обращения: 10.09.2017).

[3] Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/921 (Дата обращения: 10.09.2017).


Новости по теме

«Буду подобен Всевышнему»: этапы развития гордости от самолюбия к кощунству Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…
«Да будет плодом знания добродетель». Наставления святителя Филарета (Дроздова) Сретенская семинария Святитель Филарет Московский много потрудился на ниве образования и просвещения. В день памяти святителя публикуем его высказывания на тему духовного воспитания и образования.