Об истинности Божества Иисуса Христа, богопознании и возможности его достижения

Московская Сретенская Духовная Семинария

Об истинности Божества Иисуса Христа, богопознании и возможности его достижения

Дмитрий Щуров 849



И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. (Лк. 10:22-24)

    

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

В первой части прочитанного сегодня за литургией евангельского отрывка говорится о том, что познание Бога даруется Сыном Божиим – Иисусом Христом и возможно истинное познание только через Него: «Всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк. 10:22).

Вторая часть евангельского отрывка повествует о том, как Господь Иисус Христос возвеличил своих учеников, называя их блаженными за то, что они удостоились быть свидетелями событий Боговоплощения и дела спасения всего человечества: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали» (Лк. 10:23-24).

Слова Спасителя, что «всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк. 10:22) еще раз говорят о единосущности Иисуса Христа с Богом Отцом.

«Он (Господь Иисус Христос) сказал как бы так: Отец Мой все Мне вверил: воплотиться, пострадать, воскреснуть, спасти отторгшуюся природу»

Святой Кирилл Александрийский пишет о таинственности и непостижимости этого Откровения: «Его природа таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи (1 Кор. 2:10), то есть мысли Отца и Сына»[1].

Иларий Пиктавийский говорит о Христе: «Этим открытием Он учит, что во взаимном познании того и другого одна и та же сущность»[2].

 «Слово – предана понимай… не так, что Он не имел этого прежде, но получил впоследствии; ничто не предшествовало Ему, ни даже Сам Отец, но вместе Отец, вместе Сын и вместе Господь всех. Но говорит Он обыкновенно так, сообразно с целями Домостроительства, воздавая почтение Отцу»[3] - пишет Евфимий Зигабен.

Каковы же цели Домостроительства? Это воплощение Сына Божьего, Его жизнь с нами, учение, страдания и Воскресение. Все это совершил именно Сын Божий, а не Отец или Дух. Святитель Иоанн Златоуст подтверждает это словами: «Он (Господь Иисус Христос) сказал как бы так: Отец Мой все Мне вверил: воплотиться, пострадать, воскреснуть, спасти отторгшуюся природу»[4].

Заключительные слова этого евангельского отрывка говорят нам о том, что познание Бога происходит через Сына Божьего – Иисуса Христа: «И кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк. 10:22). Как же происходи это познание?

Познание сущности Бога нам не доступно, так как познание Непостижимого, Вездесущего, Нетварного Бога лежит за пределами способностей тварной человеческой природы. Но нам доступно познание свойств Божиих, действий Его благодати, которыми Господь проявляет Себя в нашем тварном мире. Это познание осуществляется через жизнь по евангельским заповедям и очищение себя от недолжных дел, мыслей и через воспитание в себе противоположных порокам добродетелей. Вот что пишет об этом святитель Тихон Задонский: «Все христиане хвалятся знанием Бога, но, по апостольскому учению, мало кто знает Его, – только тот, кто заповеди Его соблюдает: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин. 2:3-4[5].

Теперь обратимся к следующему отрывку евангельского чтения: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали» (Лк. 10:23-24).

Господь называет апостолов блаженными, т.е. счастливейшими из людей, ибо они удостоились своими собственными глазами видеть Самого Бога, принявшего на Себя человеческую природу и пришедшего в наш мир ради спасения человеков.

Спаситель говорит, что праведники, жившие до Его воплощения, ожидали этого пришествия и чаяли быть его свидетелями, но такое блаженство осуществилось на Его учениках.

Толкуя данный отрывок Евангелия, святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на понимание этих слов Спасителя о блаженстве не только в чувственном смысле, но в умственном и духовном: «Послушай, что говорит Христос апостолам: ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши яко слышат, – разумея под этим зрение и слух не чувственные, но умственные. И апостолы были иудеи, и воспитаны в том же законе, и, однако, пророчество ни мало не повредило им, потому что хорошо был укреплен в них корень добра, т. е. разум и воля»[6].

Многие из современников Христа видели Его и слышали Его слова, но не только не веровали Ему, а зачастую враждовали против Него, отвращаясь божественного Откровения. «Но не таковы были ученики; потому-то и удостоились названия блаженных»[7] - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Блаженны чувственные глаза апостолов и их уши, но тем более достойны ублажания душевные глаза и уши их, потому что они познали Христа. Ставит их выше пророков, потому что они видели Христа телесно, те же только умом созерцали Его; кроме того, еще и потому, что те не удостоились стольких тайн и такого знания, как эти. В двух отношениях превосходят апостолы пророков, именно в том, что видели Господа телесно, и в том, что более духовно были посвящены в божественные тайны»[8].

Господь оставил всем последующим поколениям обетование: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это дает возможность каждому из нас, его учеников, увидеть и услышать Его, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит нам каким образом мы можем видеть и слышать Господа Иисуса Христа: «Хочеши ли увидеть Господа Иисуса Христа? – «Приди и виждь» (Ин. 1:46). Господь Иисус Христос дал обетование пребывать с учениками Своими «до скончания века» (Мф.28:20). Он – с ними: в Святом Евангелии и Таинствах церковных … Его нет для тех, которые не веруют в Евангелие: они не видят Его, будучи ослеплены неверием. Хочешь ли услышать Христа? – Он говорит тебе Евангелием. Не пренебреги Его спасительным голосом: уклонись от греховной жизни, и слушай со вниманием учение Христово, которое – живот вечный. Хочешь ли, чтоб тебе явился Христос? Он научает тебя, как это получить: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21[9].

Возьмем себе за правило ежедневно прочитывать хотя бы небольшой отрывок из Евангелия

Слова святителя Игнатия очень ярко и точно говорят нам о том, каким путем достигается видение Христа, осуществляется встреча с Ним уже в этой земной жизни. Это достигается через изучение Евангелия, Его заповедей, исполнение их, уклонение от всякой греховной нечистоты, и конечно через приобщение Его Тела и Крови в Таинстве Евхаристии.

Казалось бы, странным напоминать христианину о необходимости чтения и изучения Священного Писания. Но если мы внимательно посмотрим на себя и свое отношение к этому важному для нас делу, то с сожаление заметим насколько, зачастую, равнодушно и с большим трудом мы приступаем к нему.

Как часто мы открываем Евангелие и пытаемся вникнуть в обращенные к нам слова Спасителя? Как часто мы сравниваем свое поведение с теми примерами, которые предстают перед нами в Священном Писании? Давайте честно и не кривя душой ответим прямо сейчас себе на эти вопросы.

Увы, мы не всегда имеем стремление к частому чтению и изучению того, что будет решать нашу посмертную участь в вечности, как об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов: «По евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных, - на том суде, от которого зависит наша вечная участь»[10].

Возьмем себе за правило ежедневно прочитывать хотя бы небольшой отрывок из Евангелия, утром и вечером. Иоанн Крестьянкин, рекомендовал прочитывать в день хотя бы по одной главе Евангелия и по две главы из апостольских посланий[11]. Если и это для нас трудно, то будем читать хотя бы по одному отрывку из главы. Но не просто формально прочитывать текст, а вникать в него, стараясь найти правильное понимание того, что мы читаем. В этом нам помогут святоотеческие труды по толкованию.

Возьмем себе это за правило, будем понуждать себя к нему, всегда находить для этого время. Но не будем забывать о самом главном: недостаточно только прочитывать текст и понимать его смысл, а необходимо понуждение себя к исполнению того, что мы прочитали, чтобы не уподобиться бесплодной земле из притчи о сеятеле.

Постараемся, дорогие братья и сестры, исполнять евангельские заповеди, ведь тем самым мы показываем свою любовь ко Христу, который сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21)».

Дорогие братья и сестры! Слышанный нами сегодня евангельский отрывок вновь дает возможность вспомнить о необходимости богопознания как цели христианской жизни, о том, что это богопознание доступно через Господа Иисуса Христа, но при условии жизни по евангельским заповедям.

Господь через Евангелие сегодня говорит нам и том, кто является блаженным, то есть счастливым. Таковыми были апостолы, которые видели и слышали Самого воплотившегося Сына Божия.

 Будем и мы внимательны к словам Спасителя, чтобы нам не уподобиться тем людям, которые «видя не видели и слыша не слышали» (Мф. 13:13), в то время, когда перед ними лицом к лицу находился сам Господь Бог.

Аминь.


Дмитрий Щуров
студент IV курса


[1] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Матфея// URL: http://bible.optina.ru/new:mf:11:27

[2] Иларий Пиктавийский, свт. Комментарий на Еванелие от Матфея// URL: http://bible.optina.ru/new:mf:11:27

[3] Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovanie-evangelija-ot-matfeja/2_1

[4] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/11

[5] Тихон Задонский, свт. Письма келейные (письмо 55)// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/pisma-kelejnye-i-drugie-tvorenija/1_6

[6] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/13

[7] Там же.

[8] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/13

[9] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты т.1. Видение Христа// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/4

[10] Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Человеки будут судимы на суде Божием по евангельским заповедям// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_3

[11] Иоанн Крестьянкин, архим. Письма// URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/pisma/1_57



Новости по теме

Великие люди о Боге Сретенская семинария Сократ, Уильям Шекспир, Дени Дидро, Антон Чехов, Федор Достоевский, Иоаганн Кеплер, Блез Паскаль, Данте, Исаак Ньютон, Наталья Бехтерева, Александр Солженицын – и многие другие ученые, мыслители, писатели, поэты, философы не сомневались в бытии Бога, в Его любви к человеку и Его величии. XIX и XX века решили противопоставить разум и веру как взаимоисключающие вещи, но всю несостоятельность этой идеи убедительно показали умнейшие люди разных эпох. Вашему вниманию предлагаем подборку цитат некоторых из них.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Александр (Урбанович) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Александра (Урбановича) (научный руководитель – иерей Александр Тимофеев), затрагивающая одну из острых проблем современности – соотношения науки и веры.