МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ (IV в.)

Московская Сретенская Духовная Семинария

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ (IV в.)

Иерей Даниил Сироткин 1710



Святой Григорий, епископ Великой Армении, жил в непростое для своей страны время. Будучи христианином, он сначала был гоним, а потом, чудом оставшись в живых, стал священнослужителем и просветителем своего народа, выведя его на путь истинной веры во Христа.

Содержание:

Подготовка миссионера: жизнь святого Григория до выхода на проповедь

Просветителями армян были святой Григорий Парфянин и царь Трдат III. О жизни святителя Григория невозможно говорить отдельно от политической ситуации того времени.

Так вышло, что оба они — и святой Григорий, и царь — происходили из рода Аршакидов, но принадлежали к враждебным его ветвям. Отец Григория Анак сначала жил в Персии, но потом отправился в Армению для убийства армянского царя Хосрова II. За это персидский царь пообещал ему: «Если не лукавишь, что отомстишь, возвращу вам земли парфянские, ваш собственный Пахлав и, возложив [на твою голову] корону, прославлю тебя, сделаю тебя знаменитым и возвеличу в моем царстве, назвав тебя вторым после себя»[1]. Когда представился удобный случай, Анак убил ненавистного персам армянского царя Хосрова II в 247 году, но за это поплатился своей жизнью и жизнью своей семьи: вся она была перебита, за исключением малолетнего Григория, который был укрыт своей няней-христианкой и отведен в Кесарию Каппадокийскую, где его воспитали в христианской вере.

Григорий — христианин, а его отец — убийца отца Трдата, за что он был подвергнут пыткам и навсегда брошен в глубокий колодец.

О юношеских годах святителя повествует один из значимых армянских историков — Мовсес Хоренаци. Он пишет, что когда отрок достиг совершеннолетия, его женили на дочери христианина. По прошествии трех лет, когда у них было уже двое сыновей, они по обоюдному согласию расстаются, и жена, которую звали Мариам, с младшим сыном удаляется в женский монастырь и становится монахиней.

Тем временем, персы воспользовались смутой после убийства армянского царя и заняли Армению, а юный наследник Трдат был спасен и «доставлен к некоему князю по имени Лициний»[2] (имеется в виду известный военачальник, с 308 по 324 гг. — римский император). После подвигов, совершенных Трдатом в римском войске, император Диоклетиан в 287 (297) году провозгласил его армянским царем и дал большое вспомогательное войско для возвращения власти над Арменией из рук персов.

Тогда к Трдату присоединилось несколько армянских патриотов, в числе которых был и Григорий, который, «узнав о провозглашении Трдата царем, оставил семью и решился идти к Трдату, чтобы верной службой загладить родительский грех против его отца»[3]. В ходе борьбы за власть, Григорий оказал царю множество важных услуг и сделался одним из приближенных.

В итоге, «вступив на Армянскую землю, царь нашел здесь большое персидское войско, которое захватило и подчинило себе страну. Многих он истребил, и многих, обратив в бегство, отбросил в Персию. Тем самым, он овладел принадлежавшим ему по наследству царством и укрепился на его границах»[4]. Как вассал императора он должен был придерживаться его политики, а в силу того, что римским императором в то время был Диоклетиан — известный гонитель христиан, то Трдат также стал проводить гонения. Однако вскоре узнали, что Григорий — христианин, а его отец — убийца отца Трдата, за что он был подвергнут пыткам и навсегда брошен в глубокий колодец.

Даже если не брать во внимание существующие сказания, то нет оснований отрицать, что Армения довольно рано стала христианской.

Таким образом, о жизни святого Григория до выхода на миссионерское служение известно немного. Однако удивителен тот факт, что в заточении он остался жив и вышел из него способным наставлять на христианский путь и организовывать церковную жизнь, что говорит о несомненном его аскетическом духовном подвиге и Божием чуде.

 

Пространство миссии: какой была Армения во времена святого Григория

Армения является одним из самых древних христианских государств. Согласно армянскому преданию, христианство в первый раз было проповедано здесь еще во времена апостолов. «Национальные традиции различают в распространении христианства в Армении три течения, связанные с именами апостолов Фаддея, Варфоломея и [затем] Григория [Просветителя]»[5]. Как отмечают критически настроенные исследователи, несмотря на то, что «армянские сказания об апостольской проповеди в Армении не могут заслуживать большого доверия… но во всяком случае самый факт пребывания в какой-либо части Великой Армении апостолов Фаддея и Варфоломея не оспаривался в церкви»[6].

После того, как народ сам попросил наставить его вере, Григорий начал свою проповедь. 

Таким образом, даже если не брать во внимание существующие сказания, то нет оснований отрицать, что Армения довольно рано стала христианской. Дело в том, что соседняя с армянскими землями Сирия со столицей в Антиохии была подвержена активной апостольской деятельности. А отсюда новое учение легко могло попасть в армянские земли. «Вначале христианство распространялось быстро и в период парфянского владычества сделало крупные успехи на востоке, но с возвышением сасанидской династии в Персии, благодаря их враждебной политике, результаты двух веков свелись на нет»[7]. В результате оставшиеся из периода парфянского царства смутные воспоминания сплелись вместе с последующими и образовали разнообразные легенды, которые сохранились в древних памятниках.

Несмотря на то, что христианство в послеапостольское время недолго продержалось в Великой Армении, однако и кратковременное существование должно было наложить отпечаток в народной памяти в связи с необычной, святой жизнью христиан, их радостным воодушевлением, с которым они шли на казнь. Также к принятию христианства Арменией должно было подготовить то, что многие армяне служили по найму в римском войске. Там они могли лучше познакомиться с жизнью и мировоззрением христиан, могли видеть их свидетельства и переносимые несправедливые мучения за веру и даже саму смерть. В том числе и этими факторами обусловлено быстрое принятие христианства в начале четвертого века Арменией.

 

Инициатива организации миссии: освобождение народом святого Григория

Начало повторной христианизации Армении неразрывно связано со следующей историей. Около 300 года в Великую Армению бежали несколько знатных римских христианок от преследования со стороны римских правителей. Это были святая Рипсимия с несколькими подругами и их наставница Гайания. Согласно армянскому историку Агафангелу, Рипсимия, девица царского рода, была невестой Диоклетиана[8]. От этого брака она и бежала, не желая быть женой жестокого язычника.

В народе вскоре узнали об этих христианках, молва дошла и до Трдата. Он заинтересовался Рипсимией и приказал привести ее во дворец. Пораженный ее красотой, он хотел употребить над ней насилие, но Бог дал девице необыкновенную силу и защитил ее от поругания. Агафангел описывает это следующим образом: «И вот, войдя [в комнату], царь попытался силой заставить выполнить его волю. Но она, укрепившись Святым Духом, отбивалась, как дикий зверь, и мужественно сражалась. Борясь примерно с трех часов до десяти, она победила царя, считавшегося необычайно сильным [человеком]. Будучи в стране Греческой, он явил много примеров несокрушимой силы, а по возвращении на родину привел в изумление многих, также в своем царстве совершив множество подвигов. И он, прославленный во всем, теперь был побежден какой-то девой и потерпел поражение по воле и могуществу Христа»[9].

Не достигнув своей цели, Трдат приказал казнить всех святых дев, которые были крайне жестоко замучены. Но после этого преступления царь начал сильно тосковать и, желая хоть как-нибудь себя развлечь, поехал на охоту. Однако, «когда царь сел в колесницу и собирался выехать за город, он был сражен и выброшен из колесницы омерзительным бесом. И тут же на него нашло бешенство, и он стал сам себя поедать. Подобно царю вавилонян Навуходоносору, потеряв человеческую природу, он в облике кабана, как один из них отправился к ним, жить вместе с ними. Войдя в камыши, он стал травоядным и, совершенно лишенный разума, носился по полям, истязая свое нагое тело»[10]. Подобное наказание постигло и всю царскую семью, приближенных царя и многих жителей города.

Вскоре сестре царя было видение, в котором было повеление освободить Григория. После того, как это стало известно другим жителям, то все смеялись и никто не верил в то, что Григорий спустя 15 лет до сих пор жив. Но после угроз ангела в видении они все-таки пошли и освободили его. С этого момента начинается непосредственно деятельность святого на миссионерском поприще.

Таким образом, инициатива миссии исходила, с одной стороны, от народа, который хотел исцелиться от поразившего его недуга, с другой стороны, люди не знали, к кому обратиться, и Сам Бог указал им способ исцеления: через освобождения праведника — святого Григория — и его миссию.

 

Первые контакты между миссионером и просвещаемым народом

В связи с тем, что начало проповеди в Армянской стране было необычным, да и инициатива исходила от пораженного недугом автохтонного населения, то и первые контакты были дружелюбными, так как народ искал исцеления для себя и для царской семьи.

Как уже упоминалось выше, после того как по повелению царя были умучены Рипсимэ (Рипсимия) и другие девушки, весь царский дом постигла кара Божия в виде безумства. Путь избавления от этого безумства был показан сестре царя в видении, в котором было сказано освободить Григория. И вскоре он был поднят из колодца и, увидев безумного царя, помолился, и разум и способность слушать вернулась царю и его подданным. Вслед за этим царь и вельможи стали молить святого отпустить им грехи. Григорий же взял тела мучениц, отнес их в место, которое сделал своим пристанищем, и там молился. Царь и вельможи пришли туда и стали снова молить о прощении злодеяний. Григорий же сказал: «Если прислушаетесь к слову Истины и очиститесь от совершаемого по невежеству вашего невольного греха поклонения идолам из камня и дерева, то будете спасены. В противном случае, Бог вас поразит и предаст смерти»[11]. Тогда они просят Григория их просветить и наставить, чтобы и они сами могли стать просителями пред лицом Бога.

 

Принципы проповеди святого Григория

Стоит остановиться на том, каким образом осуществлялась проповедь и на каких принципах она была основана. После того, как народ сам попросил наставить его вере, Григорий начал свою проповедь и «понятным слогом поучал всех, начав с самого начала, со слов о том, как был сотворен мир, и до самых светлых посланников Божьих»[12]. То есть он излагает всю Священную Историю, даже до последних святых.

В кратких словах Григорий сразу дает понять, что нужно делать армянам. Он говорит, что для скорейшего избавления от наказания, которое постигло народ, нужно «собрать сокровище» — останки мучениц, чтобы через него «даровано было исцеление»[13]. Нужно предать мучениц покою и над ними воздвигнуть храмы, в которых весь народ стал бы неустанно молиться. И тогда через них станет возможно примириться с Богом, а Он, видя раскаяние, смирение, покорность вере, смилуется над народом и сделает их достойными крещения.

После начала проповеди в скором времени множество людей собралось «на молву о нем», для того чтобы «узреть и услышать о невероятных Божьих чудесах»[14]. При этом все, кто собрался из разных областей, устрашились могуществом Божьим и преисполнились веры и спешили увидеть чудеса, явленные Григорием, а после этого были готовы сделать все, что он прикажет.

Чтобы окончательно исцелиться и чтобы проповедь изо дня в день успешно распространялась повсюду, Григорий снова призывает построить храмы и часовни на тех местах, где приняли свою смерть мученицы. Сам он участвует в закладке часовен, а весь народ, «дабы никому не остаться обделенными милостью спасения, никому не лишиться исцеления»[15], как мог, помогал строительству.

Построив три часовни, Григорий сам переносит тела святых мучениц, не позволяя никому к ним прикасаться, покуда народ был не исцелен и не крещен.

Просветив сердца и души жителей, он приправил их Божественной солью. И они оставили служение идолам и «уже по собственной воле старались соблюдать посты, пребывая в страхе и любви [к Богу] и жаждая слушать [речи] о божественном учении»[16].

 

Перелом в ходе миссии

Когда после окончательного исцеления народ убедился, что все сделал правильно, Григорий стал смелее собирать учеников для наставления в новом учении, чтобы упражнять и готовить несведущих людей к проповеди.

Вскоре Григорий, посовещавшись с царем и вельможами, получил согласие на разрушение капищ и уничтожение идолов. Даже сам царь с войском отправляется по стране с этой целью. После разрушения капищ накопленные сокровища раздавались нищим и страждущим, а угодия со слугами, жрецами и землями были подарены церкви «для покрытия ее нужд»[17]. Кроме того, Григорий во всех селениях, куда ни приходил, указывал на место будущего храма. А вслед за разрушением капищ он, «немедленно пустив в дело свое евангельское искусство, при искренней поддержке царя» начинал проповедовать и всех приводил к покорному служению Христу.

Дальше в ход идет повеление царя предавшимся сатане жителям освободиться от пустого суеверия и подчиниться наиприятнейшему игу служения Христа. Но Григорий при этом не стал полагаться на угрозы царя, чтобы убедить всех, но прославлял Христа не только словами, но и знамениями и исцелениями.

 

Укоренение новой веры

В результате значительных успехов в деле христианизации Армении, Трдат отправляет делегацию в Кесарию Каппадкийскую к архиепископу Леонтию для посвящения Григория в епископа. Леонтий исполнил просьбу армян, собрав местных епископов, и вместе с ними возложил на него руки.

Вскоре Григорий, посовещавшись с царем и вельможами, получил согласие на разрушение капищ и уничтожение идолов

После поставления Григория в епископы в Армянской стране начинается период укоренения и укрепления веры. Вернувшись в родную землю в сане епископа, Григорий строит храм, купель и начинает крестить знатных людей, его сопровождавших, а затем и всех местных жителей. Проходя по стране, он везде строит церкви, поставляет священников и крестит простой народ.

Далее источник говорит о том, что Григорий повелел царским войскам в течение месяца поститься и пребывать в молитвах. По прошествии этого срока, Григорий взял войско, царя и его семью и всех на рассвете окрестил в реке Евфрат.

После этого Григорий стал разъезжать по всей стране, строя храмы, ставя священников и епископов. Царь в свою очередь выделил духовенству земельные наделы, чтобы «плодами удовлетворить нужды священства»[18].

Не имея армянской письменности, Григорий был вынужден искать для священства очень образованных людей, которые бы читали писание по-гречески или по-сирийски и пересказывали уже на родном для народа армянском языке. Такими людьми нередко оказывались в прошлом языческие жрецы. Для будущего священства были устроены школы для изучения греческого и сирийского языка. Для этой же просветительской цели Григорием были устроены несколько монастырей. Сам он часто уходил жить в горы, беря с собой нескольких учеников и показывая им пример аскетической жизни.

А царь Трдат в свою очередь обязал всех подданных «твердо, смело, непоколебимо и без сомнений покориться боговеленным заповедям и всем сердцем уверовать в Творца [мира]»[19]. При этом все соглашались и без промедления исполняли приказы.

 

Результаты миссии

Благодаря трудам святого Григория и содействию царя Трдата почти вся Армения в короткое время стала христианской. Святой учредил епископские кафедры во всех важных провинциях. Аннинский отмечает, что «у позднейших армянских писателей (Ухтанес, X в.) упоминается 30 кафедр, основанных будто бы св. Григорием. Но можно думать, что во времена св. Григория епископских кафедр было больше, потому что, при замечательной раздробленности Армянского царства, каждому значительному князю хотелось иметь своего епископа. Поэтому не невозможно, что Григорий во время своего правления поставил более 400 епископов, включая сюда и хорепископов»[20].

К концу жизни Григорий Просветитель полностью отошел от управления церковью и передал его своему сыну. Сам же удалился на гору Себух и стал отшельником в пещерах Мане, изнуряя себя постами, чтобы не дать гордыне подняться и попрать его. Здесь же он и умер в полной безызвестности. Обнаруженные местными пастухами мощи св. Григория разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

 

Выводы: этапы миссионерской деятельности святого

Таким образом, миссионерскую деятельность Григория Просветителя можно разделить на два этапа:

1) предуготовляющая проповедь (оглашение),

2) крещение народа и учреждение Церкви.

Вкратце осуществление данных этапов можно представить следующим образом.

Первый этап

История обращения Армении начинается с мученичества святых дев и болезни царя. Вследствие этих событий Григорий выходит на миссионерское служение. Он сразу же ставит перед народом конкретные цели: нужно построить часовни, перенести мощи мучениц в эти часовни, непрестанно молиться в этих часовнях, через мучениц получить прощение от Бога посредством раскаяния, смирения, покорности вере, и тогда стать достойными крещения.

К концу жизни Григорий Просветитель полностью отошел от управления церковью и передал его своему сыну. 

Он начинает просвещать людей, рассказав всю Священную историю. И народ стекается, чтобы послушать и увидеть чудотворения. Затем святой Григорий получает санкцию царя и вельмож на уничтожение капищ. Накопленные в них сокровища раздают нищим, а земли, слуг и жрецов — в ведение церкви для покрытия ее нужд. Тем самым формируется экономическая база Церкви. А сразу после уничтожения капищ Григорий активно проповедует, тем самым приводя всех к вере. Повсеместно указывает места для будущего строительства храмов.

А от царя исходит повеление всем отказаться от суеверий и принять веру во Христа. Начинают создаваться школы для будущих проповедников новой веры.

Второй этап

После поставления Григория в епископы, он возвращается в отечество и по дороге в столицу начинает крестить уже просвещенных людей, строить храмы на тех местах, которые он раньше указывал, ставить священников и епископов. Помимо этого, он крестит царское войско и самого царя и его семью.

Кроме того, царь наделяет священников земельными наделами для их обеспечения. Выходит повеление исполнять заповеди Божии и всем сердцем уверовать в Творца мира, что все охотно исполняют. Также создаются полноценные школы, собираются многочисленные дети из всех уголков страны и особенно дети жрецов для обучения наукам.

Наконец, Григорий, устроив организацию Церкви, уходит в пустынное место, для подвижнической жизни.

иерей Даниил Сироткин

Ключевые слова: Григорий, просветитель, Армения, царь Трдат, святые девы, миссия.



[1] Агатангелос. История Армении. / Пер. с древнеарм., вступ. статья и комментарий К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. — Ереван, 2004. — С. 31.

[2] Там же. С. 33.

[3] Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX в.). — Кишинев, 1900. — С. 7.

[4] Агатангелос. История Армении. / Пер. с древнеарм., вступ. статья и комментарий К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. — Ереван, 2004. — С. 35.

[5] Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. — Ереван, 1971. — С. 345-346.

[6] Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX в.). — Кишинев, 1900. — С. 4-5.

[7] Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. — Ереван, 1971. — С. 346.

[8] Агатангелос. История Армении. / Пер. с древнеарм., вступ. статья и комментарий К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. — Ереван, 2004. — С. 64.

[9] Там же. С. 70.

[10] Там же. С 77.

[11] Агатангелос. История Армении. / Пер. с древнеарм., вступ. статья и комментарий К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. — Ереван, 2004. — С. 83.

[12] Там же. С. 215.

[13] Там же. С. 214.

[14] Там же. С. 216.

[15] Там же. С. 224.

[16] Там же. С. 227.

[17] Там же. С. 229.

[18] Там же. С. 243.

[19] Там же. С. 248.

[20] Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX в.). — Кишинев, 1900. — С. 14. 



Новости по теме

«Да будет плодом знания добродетель». Наставления святителя Филарета (Дроздова) Сретенская семинария Святитель Филарет Московский много потрудился на ниве образования и просвещения. В день памяти святителя публикуем его высказывания на тему духовного воспитания и образования.
КУДА ИДЕТ ХРИСТИАНСТВО Алексей Осипов Всю историю в христианстве борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмiрщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них.