Выставка "Царская семья: любовь и милосердие" открывается на факультете гуманитарных наук ВШЭ Выставка «Царская семья: любовь и милосердие» продолжает свою работу в Высшей школе экономики.
Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы и Неделю Крестопоклонную Рассказываем об истории праздников, их смысле и особенностях богослужения.
О подавлении уныния Грех уныния – это духовное состояние, при котором человек теряет интерес к жизни и своим обязанностям, становится пассивным и апатичным. Этот грех часто связан с отчаянием, когда человек чувствует, что не может изменить свою жизнь или мир вокруг себя.
По стопам отца, но своим путем О причинах выбора священнического пути, о послушании старостой группы, о церковной духовной музыке рассказывает студент 4 курса Сретенской духовной академии.
О страсти винопития Что лишает нас победы в мысленной брани? По какой причине из души изгоняется страх Божий? Что особенно важно знать юным?
Любовь берет свое начало в Боге В продолжение цикла бесед о любви: какое качество лежит в основе подлинной любви? Что мешает людям проявлять любовь друг к другу?
Проректор СДА принял участие в торжествах по случаю годовщины Общецерковной аспирантуры и докторантуры Иеромонах Зосима (Мельник) поздравил ректора ОЦАД протоиерея Максима Козлова с 15-летием учебного заведения.
Детская молитва Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающаго всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь. Иак. 1, 5-6.
«Академия выпускает пастырей, которые умеют всё» Чем привлекательна учеба в Сретенской духовной академии? Об этом и о многом другом беседуем с протоиереем, преподавателем СДА.
Воскресения Великого поста Мы молимся и постимся «святых и славных 40 дней», чтобы через труды покаяния и смирения соединиться со Христом. Беседуем о смысле Великого поста.
Смысл нашего существования «Любовь – это предел и венец всех подвигов. Через смирение, терпение и кротость Благой Бог постепенно даст произрасти плоду духовному – любви».
Третья школа для молодых гуманитариев "Россия - мое будущее" Продолжается прием заявок на третью Школу для молодых гуманитариев.
«Возлюби прекраснейший пост» Каким должен быть пост, чтобы он принес максимальную пользу? В помощь чему дается наружный пост?
Состоялась встреча председателя учебного комитета с председателями студенческих советов духовных учебных заведений Москвы и Московской области Встреча председателей студенческих советов состоялась 13 марта 2024 года в главном корпусе ОЦАД.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 6 Иеродиакон Александр (Урбанович) В основе всего существующего во Вселенной многообразия лежит конечное число фундаментальных «кирпичиков», а все многообразие физических явлений также сводится всего лишь к четырем видам физических взаимодействий. Почему же фундаментальных частиц именно столько и они обладают именно такими и никакими другими характеристиками? Почему физических взаимодействий именно четыре? И существует ли между ограниченным числом фундаментальных частиц и взаимодействий более тесная связь, позволяющая объяснить их характеристики с позиции единой модели, единой научной теории?
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 5 Иеродиакон Александр (Урбанович) Круговое движение света, о котором говорит святитель Григорий Нисский, естественнее согласуется с теорией тяготения Эйнштейна и связанным с ней представлением о кривизне пространственно-временного континуума, нежели с ньютоновской теорией тяготения и «плоским» евклидовым пространством.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 4 Иеродиакон Александр (Урбанович) Революционную модель «геометрии» Вселенной предложил Альберт Эйнштейн, который в рамках развития общей теории относительности пришел к пониманию искривления пространства-времени в пределах гравитационного поля. В дорелятивистской ньютоновской физике господствовала модель бесконечной Вселенной с евклидовой геометрией. Эйнштейн пришел к представлению о конечной по объему, но не имеющей границ Вселенной с неевклидовой метрикой пространства.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 3 Иеродиакон Александр (Урбанович) Блаженный Августин в «Исповеди» рассуждал так: «Если и будущее и прошлое существуют, я хочу знать, где они. Если мне еще не по силам это знание, то все же я знаю, что где бы они ни были, они там не прошлое и будущее, а настоящее. Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы они ни были, но они существуют только как настоящее».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 2 Иеродиакон Александр (Урбанович) А. Пуанкаре приходит к удивительному результату: качественное психологическое время мы преобразуем в количественное физическое, руководствуясь не правильностью способа измерения, а удобством. По умолчанию мы принимаем те условия измерения, которые не порождают дополнительных трудностей в расчетах, и «закрываем глаза» на сопутствующие факторы, малозначительные, но объективно существующие. Не существует «абсолютного» способа измерения времени; тот, который принимается, является лишь более удобным.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Александр (Урбанович) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Александра (Урбановича) (научный руководитель – иерей Александр Тимофеев), затрагивающая одну из острых проблем современности – соотношения науки и веры.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 9 СВЯТЫЕ ОТЦЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ О МОНАШЕСТВЕ Иеродиакон Никон (Горохов)
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 8 В ХХ ВЕКЕ Иеродиакон Никон (Горохов) Жизнь монастырей очень тесно связана с жизнью данного, конкретного государства, с его политикой по отношению к Церкви, выраженной в идеологии и, как следствие, в ее законодательстве. Так, до революции государство поддерживало монастыри, после революции – физически уничтожало». Сегодня государство относится к монастырям и монашеству толерантно, то есть в духе западной доктрины нейтральности ко всему духовному и антидуховному.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 7 ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ Иеродиакон Никон (Горохов) На Всероссийском монашеском съезде 1909 года и на Поместном Соборе Русской Церкви 1917–1918 годов были приняты важнейшие решения, касающиеся духовной жизни монастырей, определяющие и регламентирующие порядок жизни в них, в том числе и вопросы приема в монастырь и снятия монашеского сана. Для русского монашества решения эти имели колоссальное оздоравливающее значение, ибо они заложили основу его будущего духовного возрождения.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 6 РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Иеродиакон Никон (Горохов) Уже в самом начале существования на Руси христианства и монашества монастырская жизнь оригинальным образом комбинировалась с приходскою в тех монастырях и монашеских слободках, которые представляли собой одновременно и монастырь, и приходскую церковь.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 5 ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ О МОНАШЕСТВЕ Иеродиакон Никон (Горохов) «Позволительно христианину избрать подвижническое житие и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: грядущаго ко Мне не изжену вон. Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно присоединяющегося к оному одобряем; и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение» (43-е правило VI Вселенского Собора).
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 4 РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И МОНАШЕСТВО Иеродиакон Никон (Горохов) Византийские императоры, как православные государи, своими постановлениями, имеющими силу закона для всех жителей империи, утверждали и поддерживали каноны Православной Церкви. Это поразительный случай в истории Церкви, когда каноны церковные признавались законами государственными и охранялись государственной властью.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 3 Иеродиакон Никон (Горохов) При святителе Василии Великом, усовершенствовавшем правила приема в монастырь и испытания ищущих пути иноческого, постриг превращается из частного дела в общецерковное: вступающий на путь отречения от мира дает клятву верности пред Богом и людьми, так что нарушитель обетов является нарушителем клятвы, данной Церкви и Богу. Постриг приобретает силу публичного акта. В этом акте вся Церковь становится поручительницей пред Богом за монаха. После такого акта инок уже не в праве нарушить обет.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 2 Иеродиакон Никон (Горохов) Преп. Пахомий Великий организовал первый общежительный монастырь. Произошло это посредством откровения свыше. Сначала преп. Пахомий во сне услышал голос, говоривший ему, чтобы он основал монастырь на том месте, где он в тот момент находился (а это место называлось Табенниси), а затем в видении предстал ему ангел и вручил медную дощечку, на которой были написаны первые правила иноческого общежития.
ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Никон (Горохов) Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад и вызвавшую большой интерес у читателей. Предлагаем вниманию работу иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него», которая посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни.
Жизнь и служение пророка Наума Петр Смолин Для нас, верующих христиан, большое значение имеет книга пророка, в которой мы видим, как Бог проявляет к роду человеческому великую милость. Бог долготерпелив к нам, но велик гнев Божий к тем, кто непрестанно противится Его воли и нарушает Его заповеди.
«Бабушкино» богословие: подборка околоцерковных суеверий Не секрет, что среди верующих бытует множество околоцерковных преданий и явлений религиозной безграмотности, разобраться в которых человеку, недавно пришедшему в храм, бывает нелегко. Что же именно является суеверием?
О необходимости постоянного памятования о Боге Всеволод Перепелкин Сегодня — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значение имело введение во храм именно чистой Девы Марии в младенческом возрасте.
Пост как путь встречи с Богом Каждый из них ожидал земного царя, который победит Римскую империю. Где тот Иерусалим? Погиб под ударами Рима. Где Римская империя? Погибла под натиском варваров. А что Христос? Где Он? Остался ли Он в памяти людей? Принес ли благо вселенной? Каждый из здесь стоящих знает ответы на эти вопросы.
Православное почитание святых и вызовы современности в жизни христианина Павел Патокин В последнем столетии появились мнения о неисторичности жития святой, а самые радикальные исследователи высказывались о несуществовании святой Екатерины. Эта либеральная тенденция распространилась и на некоторых других святых. Как же правильно определить истину, ответив на вызов духа времени?
Вера как опора в изменчивой жизни Арсений Мстиславский Для святого князя Александра Невского принятие монашество перед смертью согласовывалось со всей его прожитой жизнью, в которой он выступал воином Христовым в сложнейших условиях, уготованных ему Господом. Сможем ли мы перед своей смертью сказать, что в своей жизни и в своих сложных условиях мы сделали все что смогли?
Человек способен совершить любые подвиги, если он совершает их ради Бога Сергей Полич Его посещали мысли о том, что он делает в этом месте и в холод, и в зной, и в жажду, и в любой трудности, когда все так хорошо складывалось, ведь он был рядом с епископом, никогда не испытывал нужды в пропитании, его сопровождали человеческие почести, и, самое главное, это тоже было богоугодно!
Когда наступит Царство Небесное? Юрий Моисеев Фарисеи спросили у Христа: «Когда придет Царствие Божие?» И сегодня часто можно услышать этот вопрос, сформулированный по-разному: «Где же ваш Бог, покажите его!», «И где же все то, о чем говориться в Евангелии?», «Где же это Царствие Небесное?»
«Воспитываться на самом небе»: Введение во храм Пресвятой Богородицы Петр Садыков Каждый церковный праздник имеет свой смысл, свое значение и в наши дни, даже если нас отделяют от него столетия или тысячелетия…
Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского Алексей Мигальников Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали — что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить».
Фарисейская праведность или живая вера? Андрей Матвеев Что актуального мы можем найти для себя в сегодняшнем Евангельском чтении? Божие Слово живо и действенно в любое время, поэтому все сказанное Им 2000 лет назад можно смело и с уверенностью применить к нынешнему времени.
Милосердие – пища для души Никита Кулешов Готовы ли мы ради милосердия к ближним претерпеть хоть немного? Не ожидая награды от Бога, и даже не думая, что этим могут быть покрыты наши прегрешения, а просто от любви к ближнему делать ему всегда только добро, быть всегда жертвенным, быть всегда милосердным, а не только тогда, когда нам это удобно.
Заповеди блаженства по Евангелию от Луки Алексей Кириллин Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.
Хитрости и лукавству нет места в духовной жизни Тихон Килимов Мы, так же как и фарисеи, очень часто отворачиваемся от Христа. Будучи внешне благообразными и правильными, в сущности уподобляемся крашенным гробам. Мы и в храм ходим, и одеваемся в скромную закрытую одежду, и посты соблюдаем, но при этом не имеем в себе любви ни к ближнему, ни к Богу.
Непоколебимость веры – начало спасения Михаил Калинин Именно кротость неразлучна с настоящей, живой верой, которая одна угодна Богу. Кротость – это сокрушение сердца со смирением, это нищета духовная. Та нищета, о которой говорил Спаситель: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3).
В Академии пройдет студенческая научно-богословская конференция Сретенская духовная академия, в рамках проекта сотрудничества с «московскими духовными школами», приглашает принять участие в студенческой научно-богословской конференции, приуроченной к «600-летию обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского».
Издан сборник материалов I конференции «Бог — человек — мир» Сретенская духовная академия подготовила и выпустила сборник материалов I международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир».
О переносе даты проведения научно-практической богословской сектоведческой конференции во имя преподобного Иосифа Волоцкого В связи с особенностями уставного богослужения Русской Православной Церкви анонсированная ранее дата проведения сектоведческой конференции переносится с 4 апреля (понедельник) на 13 апреля (среда) 2022 года.
В СДА состоялась II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир» 15 и 16 марта в Сретенской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», которая была посвящена теме «Таинство жизни и смерти».
Продолжилась II международная конференция «Бог — человек — мир» 16 марта в Сретенской духовной академии продолжилась II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», посвященная в этом году теме «Таинство жизни и смерти».
Открылась II международная конференция «Бог — человек — мир» 15 марта в Сретенской духовной академии открылась II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», посвященная в этом году теме «Таинство жизни и смерти».
СДА приняла участие в конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» 14 и 15 марта преподаватели и обучающиеся Сретенской духовной академии выступили с докладами на научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право», которая проходила в СПбДА.
Программа международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» 15-16 марта 2022 г. 15 и 16 марта 2022 года в Сретенской духовной академии пройдет II Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир».
В Академии прошла конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому) и новомученикам и исповедникам Русской Церкви 3 марта 2022 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялась Третья историко-богословская конференция на тему: «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века».
Обучающиеся СДА приняли участие в Международной конференции «Человек в Православной Церкви: взгляд молодых. Христианство и цивилизационный кризис» 3 марта студенты Сретенской духовной академии выступили с докладами на IX Международной конференции «Человек в Православной Церкви: взгляд молодых. Христианство и цивилизационный кризис», которая проходила в ПСТГУ.
В Сретенской Духовной академии прошли Вторые Сидоровские чтения с международным участием 23 февраля 2022 года в очно-дистанционном формате прошла Вторая богословско-патрологическая конференция с международным участием Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА, приуроченная ко второй годовщине со дня кончины профессора СДА А.И. Сидорова (†23.02.2020) — «Сидоровские чтения».
Преподаватели СДА выступили с докладами на Всероссийском семинаре, посвященном библейским исследованиям 1 марта и.о. проректора СДА по учебной работе иеромонах Ириней (Пиковский) и доцент Академии протоиерей Дмитрий (Гольцев) выступили с докладами на IV Всероссийском семинаре, посвященном исследованиям Библии.
Программа конференции «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века» 3 марта 2022 г. 3 марта 2022 года в Сретенской духовной академии в 14 00 в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Русь» состоится Третья историко-богословская конференция Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова на тему: «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века».
Вышел VII том трудов профессора СДА А.И. Сидорова под названием «Святоотеческое наследие и церковные древности» При содействии Научного Центра патрологических исследований им. профессора А.И. Сидорова кафедры богословия Сретенской духовной академии в православном издательстве «Сибирская благозвонница» вышел VII том трудов известного современного православного ученого-патролога, профессора СДА А.И. Сидорова под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности». Данный том под названием «Работы по истории Древней Церкви и русскому богословию» включает работы, написанные в течение тринадцати лет — с 1996 по 2008.
Вторые Сидоровские Чтения. Богословско-патрологическая конферения памяти профессора СДА А. И. Сидорова 23 февраля 2022 года в 11 00 в очно-дистанционном формате состоится Конференция с международным участием Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА к второй годовщине со дня кончины профессора МДА А. И. Сидорова (+23.02.2020)
«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу» Интервью с исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии, наместником московского Сретенского монастыря игуменом Иоанном (Лудищевым) к 25-летию Сретенской духовной академии.
Приглашаем на День открытых дверей Сретенской духовной академии 25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Студент Сретенской академии принял участие в подкасте «Райсовет» «Райсовет» – подкаст журнала «Фома», в котором герои искренне делятся своей болью и личным опытом веры, а зритель становится свидетелем поиска ответа на насущные вопросы.
Студенты Сретенской академии приняли участие в Московском Пасхальном фестивале Концертный хор СДА выступил в Высоко-Петровском монастыре и Михаило-Архангельском храме Коломны.
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл рукоположил в сан диакона аспиранта Академии Диаконский сан принял чтец Артемий Мотин.
В Сретенской духовной академии прошла викторина по церковнославянскому языку Студенты и студентки Православных вузов приняли участие в церковнославянской викторине.
Награждение преподавателей Сретенской духовной академии ведомственными наградами Минобрнауки России Награждены шестнадцать преподавателей Сретенской духовной академии.
Преподаватели Сретенской духовной академии получили ведомственные награды Минобрнауки Награждение прошло 14 мая в стенах Академии.
Вышло второе издание учебника Андрея Ивановича Солодкова Книга преподавателя СДА посвящена вопросам реабилитации лиц, отпавших от православия.
Пастырские встречи. О подлинной духовности Что нужно для стяжания духовности? Как сохранить благодать после Причастия? Как правильно воспитать своего ребенка?
Пастыри о Победе Порой складывается ощущение, что единственный по-настоящему народный и близкий сердцу человека, проживающего на территории бывшего СССР, праздник — это День Победы.
Церковь в годы Великой Отечественной войны. Молитвенное участие и ратный подвиг духовенства Игорь Максимов Участие священнослужителей и монахов в жизни воюющего народа выражалось не только в поддержке словом и сборе средств и вещей для фронта, но и в молитвенном предстоянии: богослужениях, молебствиях, требах, совершаемых священниками порой ежедневно и едва ли не круглосуточно. Кроме того, церковнослужители, что многим неизвестно, участвовали непосредственно в боевых действиях.