«Бабушкино» богословие: подборка околоцерковных суеверий

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Бабушкино» богословие: подборка околоцерковных суеверий

43490



Каждый из нас, воцерковленных людей, когда-то в первый раз переступал порог храма. В это время мы зачастую обращались за советом к христианам более опытным, чтобы те наставили нас в правилах церковной жизни, навыках молитвы, христианском учении и церковной традиции. И всё, что нам говорили в первое время нашего пребывания в церкви, мы воспринимали с должным усердием и доброй верой. Однако среди переданного в период воцерковления опыта и христианских истин были и различные суеверия, которые могли граничить с магизмом и просто религиозной безграмотностью. В этом материале представлены различные суеверия, среди которых обязательно найдутся те, которые приходилось слышать и вам.

Данный материал взят с просторов интернета и дополнен семинаристами из собственного опыта. Каждому христианину, а тем более будущим священникам, придется сталкиваться и работать с укорененными суевериями, которые не так просто развенчать обычной лекцией или наставлением. Редакция сайта Сретенской семинарии призывает не столько посмеяться над заблуждениями, сколько поразмышлять над их причинами, а также литургическими и догматическими аспектами. Ведь каждое заблуждение зачастую имеет в себе некий правильный корень. 

Храм и богослужение

Настоятель негодует: «Почему все бабушки во время пения “Херувимской” с топотом бегут к столу для приношений?!» — «Ну, как же, батюшка, ведь поётся: “Отложим по печению”!»

Также на «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг ко другу, «чтобы бес не проскочил».

Во время чтения Евангелия обязательно нужно раздавать конфеты, чтобы помянули покойников.

Если же сидеть в церкви нога на ногу, то бес садится на тебя...

Говорят еще, что во время пения «Символа веры» нужно креститься 4 раза — ни больше, ни меньше!

И советуют подавать записочки за «здравие» и «упокой» непременно в субботу вечером, чтобы они всю ночь пролежали в алтаре — души поминаемых там соберутся, и им будет уже легче...

Запрещено подавать записки о здравии и упокоении за тех, кто был крещен, но при жизни ни разу не причащался...

После благословения крестом, свечами или перстами, набожные бабушки старательно ловят воздух (а после кадила — дым). Хватают, что-то в кулак и прижимают к груди... На вопрос, что происходит, серьезный ответ: «Благодать берешь, а вот кто не взял этой благодати — Бог не простит!»

Если, заходя в церковь, крестишься, забыв снять перчатки, обязательно заболеешь.

Спиной к алтарю поворачиваться нельзя — Бог отвернется, только боком можно.

Нельзя выходить из храма, пока Царские врата открыты.

Нельзя перешагивать через женские сумки, лежащие на полу в храме (особенно женщинам): на сумки и вещи ложится крестное знамение-запрет, и таким образом можно подцепить болезнь и нечистого.

Еще в церкви надо мести мусор на улицу, а если иначе, то так бесов в храм наметешь!

Пройти между иконой и подсвечником — смертный грех!

Если головой лампадку задел, когда к иконе прикладывался, — тяжкий грех совершил.

Также большой грех, если наступить на коврик, постеленный для священника.

Нельзя уходить со службы, не приложившись ко кресту, который батюшка дает целовать. Если уйдешь, значит, и на службе не бывал.

А при входе в храм ангел стоит и записывает, кто пришел-ушел, чтобы потом были доказательства для Бога — ходил человек на службу или нет (эта апокрифическая идея очень распространена среди бабушек).

И если, заходя в церковь, крестишься, забыв снять перчатки, обязательно заболеешь.

В церковный двор можно заходить только через центральные ворота и ни в коем случае не через заднюю калитку с другой стороны храма — это к покойнику в доме.

Если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией. А вот церкви при кладбищах — «плохие», из-за того что там постоянно отпевают, и в них энергетика плохая...

А на время материнских родов Царские врата в храме нужно открыть: так роженице рожать легче.

Если же во время богослужения в церковь влетит птица, это предвещает удачу для всех, кто присутствует в храме. 

Исповедь

Нужно обязательно приметить, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет. Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а также «настоящий» ли батюшка.

Обязательно нужно перед тем, как идти на исповедь, купить свечу. Ее необходимо отдать батюшке. Потом на этой свече все грехи и сгорят...

Если батюшка порвет бумажку с грехами, то грехи простятся...

 

40 дней после рождения нельзя никому показывать ребенка кроме родственников и будущего крестного.

Причастие

После Причастия мыться нельзя. И воду из горлышка бутылки в течение дня пить запрещается.

Также после Причастия нельзя прикладываться к руке священника (оскверняешь себя тем самым) и к иконам, чтобы не растерять благодать. Разговаривать после Причастия по той же причине также воспрещается.

Если в Царствии Божием хочешь быть первым — причащаться надо обязательно САМЫМ последним.

Нельзя причащаться на Пасху — ибо ни один человек не достоин этого в такой Великий день!

После того, как твой ребенок причастился, его нельзя целовать минимум три дня, а лучше - неделю (как раз до следующего Причастия).

 

Крещение ребенка

Близнецов в один день крестить нельзя.

Нужно обязательно перекрещивать ребёнка, если умер один из крёстных родителей.

Есть обычай во время Таинства Крещения — закатывать отрезанные волосы младенца в воск и бросать в купель. Первоначальный смысл — это пострижение в блаженное подданство Христу. Сегодня этот смысл утрачен! Потому что… Нужно смотреть и ждать: не потонут волосы, значит, будет жить ребенок, а утонут — не жилец на белом свете (это гадание над плавающими волосами стало прямо-таки непременной частью чина Крещения...).

40 дней после рождения нельзя никому показывать ребенка кроме родственников и будущего крестного.

Девушке нельзя быть крестной девочек — замуж не выйдет.

Если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться.

 

Венчание

Невеста в роскошном свадебном платье под пение «Святые мученицы» во время Венчания должна тащить ногой вокруг аналоя полотенце-рушник, чтобы подруги быстрее замуж вышли.

Кто быстрее, жених или невеста, прыгнет на венчальное полотенце-рушник, тот и будет господствовать в семье (ну а видеокамеры внимательно фиксируют результат соревнования).

Если свечка погаснет у кого-либо из венчающихся — брак будет несчастливым.

Если невеста на венчании в обморок падает — к счастью.

Если во время венчания кто-то из супругов обернется назад — жить не будут, разведутся.

Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорил: «Венчается раб Божий такой-то», — то последний должен тихонько сказать: «Я, раб Божий (имя) венчаюсь, а мои болезни не венчаются», — тогда от всех болезней здоров будет. 

В руку покойнику надо обязательно вложить платочек: на том свете его Боженька ругать будет, а он станет платочком слезы вытирать

Кладбище и покойники

На кладбище нужно ехать обязательно до полудня, потому что покойники стоят и ждут. А вот после 12:00 души усопших там уже не присутствуют.

Вечером (особенно после захода солнца) на кладбище заходить нельзя, так как это время разгула анчутки (кладбищенского беса).

На могилки к родным зимой ходить нельзя — спят они, побеспокоишь.

В руку покойнику надо обязательно вложить платочек: на том свете его Боженька ругать будет, а он станет платочком слезы вытирать...

При покойнике и до сорокового дня зеркала в доме нужно завешивать. Чтобы душа не отразилась в зеркале, а иначе она там может застрять и на тот свет не попасть.

Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его убирают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами (ибо факт, что на табуретках стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, что опять делает табуретки пригодными для эксплуатации).

Также есть обычай перед тем, как выносить покойника из дома, переворачивать табуретки и стулья, на которых сидели, чтобы душа покойника дома не оставалась (видимо, если не будет, где дома присесть, душа увидит это и не останется).

Есть обычай перед погребением класть на лицо усопшего поминальный блин, и этот блин потом нужно подсунуть священнику, чтобы он его съел. Если съест — покойнику Царство Небесное.

Как только гроб увозят из дому бабушки наперегонки бегут мыть полы. Ведь за мытьё полов после покойника прощается 40 грехов!

На канун похорон в храм приносят испеченные из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться.

Гроб закапывается, а потом священник должен лопату четырежды воткнуть в могилу со словами: «Печатается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Считают, что если так не сделать, не запечатать покойника, то он может вылезать из могилы и тревожить живых.

Если справлять поминки не в доме умершего, а в доме, скажем, кого-то из его родственников, то там тоже жди покойника.

В некоторых селах бытует обычай после похорон 40 дней не убирать в доме.

На сороковой день нужно в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища.

Погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня, а лучше вообще домой не заносить. Но есть новый способ хранения погребальной земельки: в почтовом ящике.

Кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого...

Есть обычай перед погребением класть на лицо усопшего поминальный блин, и этот блин потом нужно подсунуть священнику, чтобы он его съел.

Тела сгоревших на пожаре и кремированных не воскреснут в Судный день...

Умирать полным грех с собой брать, а худым умирать без грехов (значит, все умершие толстые батюшки — грешники!).

Кто похоронен в святом месте (например, в Печерских пещерах или на Святой земле), тому все грехи прощаются...

Из разговора бабушек: «Тут женщина померла, жила с мужиком не венчанная, детей рожала. Так надо теперь 40 сорокоустов заказать, 40 яиц на панихидку положить, 40 бутылок кагора священнику подать и 40 свечей поставить».

Зашла однажды женщина в один московский храм и спросила хозяйку свечного ящика, как надо отмечать сороковой день. В ответ же услышала: «Надо поставить хлеб и воду. Душа прилетит, захочет напиться — вот надо, чтобы для нее все было готово». Когда женщина, благоговейно выслушав, ушла, приходская богословица громко вздохнула: «Ну, ничего-то не знает народ. Всему-то их учить надо!»

Ну, а если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет… 

«Святыни»

Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей...

В случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом либо обходить соседние избы во избежание их возгорания...

При болезни нужно выпросить у церковного сторожа нитку от старого церковного облачения и сжечь ее, вдыхая дым.

Четверговая соль (четверёжная соль) — соль, «изготовляемая» в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, — имеет особую силу! (кстати, об этом говорилось еще в «Стоглаве» — сборнике постановлений церковного собора 16 века, где рассказывалось об обычае использования четверговой соли: «Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям…»)

Сейчас еще распространяется «святыня», типа закваски для пирога, которую якобы много лет тому назад привезли из самого Иерусалима, и вот она передается из дома в дом. К закваске прилагается «инструкция» — как именно надо замешивать тесто (целый ритуал с определенным числом вращений вправо или влево, делением на части и т. д.), прилагается и определенный рецепт. Есть пирог надо тоже определенным образом — только своей семьей, без посторонних, при закрытых дверях и обязательно молча. Далее следует обещание, что если сделаете так, то будет вам благо, а если не сделаете, то будет худо...

 

Иконы и мощи

Богородица «Владимирская», «Казанская» или какая-нибудь другая различны. Как-то одна бабушка сказала, что работать на «Тихвинскую» Богородицу нельзя — она строгая, а вторая спросила у неё, можно ли на «Почаевскую»? Про такую Богородицу старушка не знала и сказала, что можно.

К плащанице и мощам нельзя подходить по двое — благодать надвое делится (видимо, по этой логике, благодать подается определенным количеством энергии — как бы квантами — что-то наподобие закона Планка. Деля благодать таким образом, человек лишается полной ее порции, получая благодать в недостаточном количестве: если двое подошли — то 1/2, трое —1/3 и так далее).

Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО прикладываться к иконам в строго определенном порядке — иначе быть беде...

Когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет.

Иконка или четки в автомобиле — оберег от аварии.

Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей...

Каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона (интересно, если я Козерог, то, значит, какая икона моя?..).

Летний Никола изображается без головного убора, а Зимний Никола всегда в шапке (то есть в митре).

Говорят: «Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме». Или: «Эта икона сжигает отрицательную энергию». Или: «Надо обязательно повесить над входом “Семистрельную”, она защищает», а «“Нерушимая стена” оберегает дом от воров». Наконец: «Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало…»

Практикуется принесение икон в тот дом, где есть мироточивая икона, с целью сделать принесенные образа — чудотворными. Отсюда возник термин: «Отдать икону на мироточение».

Некоторые люди в храме прикладывают к иконам деньги, чтобы «не разменивались».

А вот ещё такой совет: чтобы были деньги, надо в красный угол положить старый медный пятак, с которым надо предварительно обойти вокруг храма три раза. 

Свечи

Передашь свечу через левое плечо — беда будет, а если через правое — все в порядке...

Также говорят, нельзя зажигать свою свечу от других свечей: так как можно на себя взять чужие грехи. Можно только от лампадки, кроме того, нельзя свечу задувать, а надо о подсвечник гасить, или пальцами — задувают только бесы...

Можно собрать свечные огарки и домой взять. К примеру, если зуб заболит, за щеку свечку положить — и поможет...

Освящать квартиру нужно свечкой, и для каждой комнаты — свечка своя...

Когда свечку ставишь, нельзя низ подпаливать — ноги Христу поджигаешь! (по такой логике, когда свечку зажигаешь сверху, то получается, Христу поджигаешь голову?...)

Когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак.

Поставил свечку — жди, пока не догорит, и не дай ее затушить, а то не исполнится просьба-желание.

Количество покупаемых свечей должно быть обязательно чётным...

 

Ладан, уголь и освященное масло

Когда у человека есть враги, то очень помогает уголь из кадила, который жгли на Херувимской песни. Если его подсыпать под кровать обидчика, то Бог его накажет, и он перестанет тебя обижать.

Если заболел зуб — заложи в кариесное дупло (если открытый кариес) церковный ладан, лучше «херувимский» — боль как рукой снимет!

«Херувимский» уголь из кадила также нужно употреблять при одержимости, чтобы бесов изгнать…

Если освящаемый продукт или приношение на поминальный столик закрыты заводской упаковкой, то благодать на них не попадает.

После елеопомазания нельзя крест на лбу размазывать: запрещено крест ломать, надо дождаться, когда сам высохнет или впитается.

Когда священник освятит квартиру, нужно его обязательно попросить, чтобы он перед уходом, открыв дверь, покадил в коридоре: ведь бесов из квартиры выгнали, так они под дверью сидят и обратно заскочить могут. А если покадить да побыстрее за батюшкой дверь захлопнуть - не успеют.

 

Колокольный звон

Молитва «Отче наш» и крестное знамение обладают, как и колокольный звон, бактерицидными свойствами.

А еще говорят, что колокольный звон разгоняет бесов...

 

Нательный крест

Если в основании крестика изображён череп, то ребенок, которому надели такой крестик, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет — счастлив. И батюшки знают об этом, но ничего нам не говорят специально. Потому что нельзя, чтобы все были счастливые...

Если человек найдёт чужой крестик и наденет его на себя, то он все грехи этого человека на себя возьмёт...

Темнеет нательный крест — слишком грешен (или к несчастью).

 

Святая вода

Если освящаемый продукт или приношение на поминальный столик закрыты заводской упаковкой, то благодать на них не попадает. Однако есть решение: в пакетике можно сделать дырку, ну или просто вскрыть его (по такой логике и конфеты из фантиков необходимо вытаскивать, да и пасхальные яйца от скорлупы перед освящением очищать!).

В пластиковые бутылки святую воду наливать нельзя, потому как донышко — в виде звезды (видимо, ассоциации с пентаграммой или гексаграммой).

Чем больше воды при окроплении народа попадет, тем больше Бог здоровья даст...

Когда пьете святую воду, можно делать только нечетное количество глотков...

Также смешивают святую воду, взятую в разных храмах, потому что эта смесь сильнее, чем вода, взятая в одном храме...

Сам Спаситель сказал, что святую воду надо разбавлять в пропорции одну чайную ложку на стакан!

Банку со святой водой на землю ставить нельзя (бес тут же в ад благодать утащит!)

Одному священнику бабушка стала объяснять, что освящал он воду неправильно — до дна бака не достал... Из-за этого теперь вода не освятится...

А еще Сам Спаситель сказал, что святую воду надо разбавлять в пропорции одну чайную ложку на стакан!

 

Крещение Господне и крещенская вода

Вода есть «Крещенская», а есть — «Богоявленская», она разная по благодати. Кроме того, при разведении ее концентрация уменьшается.

А еще очень распространен предрассудок, что при купании в проруби на Крещение смываются грехи...

Также распространено суеверие, что агиасма может даже заменить само Причастие...

Если вливать крещенскую воду в обычную — она освящается, а если наоборот — оскверняется...

Когда разливаешь крещенскую воду, в левой руке ковш держать нельзя, в противном случае — вода оскверняется...

Есть еще вода трезвонная (или перезвонная). Это когда на праздник Крещения набирают воду из тех храмов, которые находятся на таком расстоянии, что слышат трезвон друг друга...

Воду на Крещение надо успеть набрать в числе первых, т.к. потом благодать исчезает...

Если 19 января ровно в 00.00 набрать воду из крана в банки, то она будет точно такая же крещенская, как и в храме, после Великого водосвятия... 

Троица

Если простоять всю службу на Троицу с букетом трав или цветов, а в этот букет воткнуть свечу, то она обретает огромную силу — нужно покойнику обязательно вложить эту «троицкую свечу» в руку и тогда Господь на том свете его помилует и вселит в рай...

Траву, которой устилают по традиции пол храма в праздник Троицы, необходимо взять домой и заваривать из нее чай. Этот чай обладает целительной силой. 

Преображение и яблоки

Грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения.

Женщинам, потерявшим ребёночка или сделавшим аборт, до Яблочного Спаса яблок не есть! Тогда плоды, которые их мамы не съели, детки в раю смогут кушать.

 

Успение — это праздник в честь того, что Богородица от Ирода УСПЕЛА убежать

Дела и праздники

На Крещение нельзя полы мыть, чтобы воду не обидеть…

В родительскую субботу шить — родителям глаза колоть.

Грех стирать в среду и пятницу, потому что кому-то там явилась Богородица и сказала, что Её грязной водой залили...

В день Усекновения Главы Иоанна Предтечи нельзя есть круглые фрукты и овощи. 

Одежда

Женщине брюки одевать категорически запрещается, ибо Ангел сразу отходит.

Нельзя носить в храм платок-сеточку, иначе враг запутает в свои сети...

Серьги носить нельзя, потому что это - змеи в ушах!

Мужчина должен в храме стоять в сапогах с высокими голенищами и непокрытой головой, а женщина в длинной юбке и с головой покрытой. Потому что благодать опускается на мужчину сверху, проходит через непокрытую голову и не успевает вытекать через высокие голенища сапог, а у женщины благодать поднимается снизу, чему могут препятствовать брюки, но не выходит из-за наличия платка на голове.

 

Бытовое богословие

Лимонад пить нельзя, ибо это слово означает «Лимон и Ад».

Успение — это праздник в честь того, что Богородица от Ирода УСПЕЛА убежать.

ВИЛКОЙ есть нельзя, это большой грех... Потому что вилка — это вила дьявола...

В ФСБ нельзя идти служить, а то не спасешься.


Собака и благодать

Нельзя освящать тот дом или квартиру, в которых живет собака. А если в уже освященный дом забежала собака, то благодать уходит...

Ну а если собака умудрилась поспать под иконами (под красным углом), то хозяина нужно на долгое время отлучить от Причастия...

 

«Православные» советы в быту

Некоторые бабушки строго говорят, что после Соборования нельзя мыться как минимум три дня! А одна монахиня с укором сказала, что православные вообще не должны мыться часто...

При зевании нужно обязательно крестить рот, чтобы бес через рот не вселился! (И многие ведь крестят рот при зевании. Можно еще крестить глаза при моргании…)

Когда делаешь поясной поклон, нельзя смотреть в пол. Ведь куда смотришь того и вожделеешь, а под землей ад.

Прочитаешь Евангелие 40 раз — спасешься.

Паука убьешь — 40 грехов прощается.

А еще некоторые советуют человеку, который не может бросить курить-пить, ехать на отчитку...

Если же встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье.

 

Наконец, бабушки очень любят всякие разные апокрифические байки, типа: «Есть в году самый радостный день для всех грешников — это 8 (21) ноября. Господь дал право Архангелу Михаилу в этот день спасать их из ада. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников, и тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога. Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти еще души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят Чиноначальника Вышних Сил о спасении человеческих душ. И в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души». Есть даже особая «молитва» для этого дня к Архангелу Михаилу, которая распространяется бабушками. Правда, она больше походит на заклинание или заговор, чем на молитву христианскую. Но не прочитать ее в этот день (21 ноября) — это самый великий грех!

 

Завершим же мы этот материал следующим случаем из жизни, который, кажется, наиболее ярко отражает суть множества околоцерковных суеверий, да и всего «бабушкиного» богословия в целом:

Один послушник поругался с бабушкой-прихожанкой, под конец она ему говорит: «Я своему Богу помолюсь, и Он тебя накажет!» — «Какому Богу?!» — «СВОЕМУ!»

 

Редакция сайта Сретенской семинарии

 

Ключевые слова: суеверия, вера, благодать, праздники, таинства, быт, богословие. 


Новости по теме

"Афины приглашают Москву": греческий фильм-беседа с епископом Тихоном (Шевкуновым) о прошлом и будущем России Фильм, в центре которого - беседа с владыкой, в ходе которой поднимались различные вопросы: сопоставлялись судьбы двух народов, говорилось о том, что без прошлого нет будущего - как без Античности не было бы того христианства, которое есть у нас. Говорили и о строящемся храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, о том, кто такие святые и живут ли они среди нас, что такое любовь и вера в Бога, чем страшен идеологизм, должно ли Православие стать государственной религией и о многом другом. Также была показана Сретенская семинария и то, как в ней учатся современные студенты.
Мнения некоторых русских святых XVIII – XX веков относительно редактирования церковно-славянских текстов Иеромонах Афанасий (Дерюгин) В своем большинстве святые, говорившие о богослужебном языке, были против перевода службы на русский язык. При этом многие святители указывали на непонятность богослужебных текстов и призывали решить эту проблему  новым переводом на тот же церковнославянский.

Дмитрий

Сразу хочу сказать спасибо тем кто собрал эту замечательную подборочку суеверий. А то где еще их посмотришь. Вообще в любой области человеческой деятельности есть вещи которые люди подмечают годами, а система же обычно все эти наблюдения выставляет как неработающие.  Реально же кто столкнулся с этим не будет шутить на эту тему. Приметы иногда очень даже работают, и многое прописано жизнями людей. Ведь возможно бабушки прожившие и повидавшие имеют свою статистику, что работает а что не работает. Возможно выражают это в смешной форме, для людей современных. В доинтернетовскую эпоху думаю в деревнях над такими сборниками бы не смеялись, а тихонечко себе переписали. Спасибо семинаристы!

Ответить

Юлия

Комментарий от Калеостро

Спасибо за ответ, Юлия! Да, вот и я говорю о том же, что внешнее от внутреннего произрастает, но и более того - живая и истинная вера внешним не ограничена. Еще также говорю и о том, что внешность бывает и обманчива, в смысле, если крестятся в перчатках, то это не значит, что у человека нет благоговения, потому что благоговение от сердца, от внутреннего произрастает. Однако, конечно, провокативное поведение, хоть и неумышленное не является оправданием греха или неблагоговения, тут лукаво оправдываться перед самим собой не очень полезно, если наругал монах какой-нибудь. А насчет фотки с батюшкой, ну на фотке без перчаток, может где и в перчатках есть, мне неизвестно. Но священники не одевают перчаток чтобы благословлять, так как их просто не поймут а кого-то и вовсе искусит. Хотя по факту, благословение само по себе перчатками не умаляется. Потому верить, что перчатками сами по себе благодать или благословение божие убираются - это суеверие. На практике батюшки, как они сами пишут, на морозе в перчатках или с неумытыми руками благословляют крестом наперстным, его и предлагают лобызать. Господь зрит в сердце, а не на то, как человек одет по факту. Мария Египетская вообще полунагая в пустыни ходила, и это ей не мешало. Это конечно не значит, что мы также можем ходить, и что это норма для нас, нет! это будет будет мягко говоря странная дерзость с нашей стороны, но по факту как уже упомянул - Господь не на внешность смотрит, и это также очевидно, как и то, что надо нам стараться поменьше искушать друг друга, если мы знаем, что за перчатки в храме кто-то может раздражаться. Также, по поводу брюк - если женщина идет с работы в брюках, и у нее в сердце поселился добрый помысел зайти в храм помолиться (хотя может женщина и не воцерковленная), как Вы думаете, зайти ей лучше в храм и Богу помолиться? Я думаю - конечно зайти, потому что внешнее не должно быть препятствием к внутреннему, и тем более к Божественному. Но как уже упомянул, это не значит, что нужно теперь в брюках в храм ходить специально (особенно зная, что можно искусить кого-то), просто бывают разные ситуации.

Здравствуйте, дорогой друг. С одной стороны Вы оправдываете тех. кто заходит с работы, и тут же пишите  о том, что неумышленное  провокативное поведение оправданием не является.  Вы уж определитесь. Для себя я сделала вывод, что если с пляжа идешь и по пути встретится храм, какие бы благочестивые мысли не пришли, лучше не заходить, и никого не искушать. Если я не ошибаюсь, там в Евангелии что-то говорится о тех, через кого приходит искушение....К слову сказать , Мария Египетская жила в пустыне, и искушать там было некого))
Что касается меня, шла я не с пляжа, а с больницы, но себя я ни в коем разе не оправдываю... В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Таковы правила.
Вообщем-то мне кажется мы все об одном и том же, но по- разному. Если обобщить наверное в целом, терпимости нам не хватает друг к другу и понимания.  С Наступившими Вас праздниками  и всего самого наилучшего...

Ответить

Калеостро

Комментарий от юлия

Дорогой собеседник, простите, но мне всегда казалось, что внешнее,- оно всегда от внутреннего произрастает. Если следовать Вашей логике можно и не поститься вовсе, ведь главное настрой, можно и в штанах и без платка девушке в храм приходить, было бы внутреннее благоговение. Хотя бывает в жизни и такое, но это скорее наверное исключение, нежели правило. И дело конечно не в перчатках, я просто взяла их , как пример. А осуждение нами тех бабушек примерно равносильно тому, как осуждают порой они нас. Лично у меня был год назад такой случай, когда меня монах в Даниловом монастыре отругал за то, что я была на улице, на территории монастыря без платка. Причем очень жестко. Заметьте, не бабушка!!!!! (это в пример, а не в осуждение. Для развеяния стереотипов). Потом я шла домой и рыдала. А Вы говорите... Я привела в пример только свой опыт и свое мнение, а говорить от лица других людей - это очень опрометчиво, и весьма неблагодарное занятие. Вы не думали о том, что возможно это был повод, для ищущих повода? А если вернуться к этим перчаткам несчастным, то не такие уж у нас в средней полосе и морозы большие. И никогда пока я не видела священника, который бы давал благословение в перчатках. И прошу заметить, сверху фотография священника приведена, который склонился около проруби на коленях, и крест держит без перчаток. Или нам можно, а им нельзя? Если честно, мне очень интересно уже услышать комментарии священника, по -поводу всего этого.

Спасибо за ответ, Юлия!
Да, вот и я говорю о том же, что внешнее от внутреннего произрастает, но и более того - живая и истинная вера внешним не ограничена. Еще также говорю и о том, что внешность бывает и обманчива, в смысле, если крестятся в перчатках, то это не значит, что у человека нет благоговения, потому что благоговение от сердца, от внутреннего произрастает. Однако, конечно, провокативное поведение, хоть и неумышленное не является оправданием греха или неблагоговения, тут лукаво оправдываться перед самим собой не очень полезно, если наругал монах какой-нибудь.
А насчет фотки с батюшкой, ну на фотке без перчаток, может где и в перчатках есть, мне неизвестно. Но священники не одевают перчаток чтобы благословлять, так как их просто не поймут а кого-то и вовсе искусит. Хотя по факту, благословение само по себе перчатками не умаляется.  Потому верить, что перчатками сами по себе благодать или благословение божие убираются - это суеверие. На практике батюшки, как они сами пишут, на морозе в перчатках или с неумытыми руками благословляют крестом наперстным, его и предлагают лобызать. Господь зрит в сердце, а не на то, как человек одет по факту. Мария Египетская вообще полунагая в пустыни ходила, и это ей не мешало. Это конечно не значит, что мы также можем ходить, и что это норма для нас, нет! это будет будет мягко говоря странная дерзость с нашей стороны, но по факту как уже упомянул - Господь не на внешность смотрит, и это также очевидно, как и то, что надо нам стараться поменьше искушать друг друга, если мы знаем, что за перчатки в храме кто-то может раздражаться. Также, по поводу брюк - если женщина идет с работы в брюках, и у нее в сердце поселился добрый помысел зайти в храм помолиться (хотя может женщина и не воцерковленная), как Вы думаете, зайти ей лучше в храм и Богу помолиться? Я думаю - конечно зайти, потому что внешнее не должно быть препятствием к внутреннему, и тем более к Божественному. Но как уже упомянул, это не значит, что нужно теперь в брюках в храм ходить специально (особенно зная, что можно искусить кого-то), просто бывают разные ситуации.

Ответить

юлия

Комментарий от Калеостро

Спасибо большое за добрый ответ, Юлия! Да, перчатки мы снимаем когда здороваемся и это есть знак уважения. Однако, важно понимать, что благоговение оно из сердца исходит, а не из рук или снятых перчаток, потому можно креститься и в перчатках при еще большем благоговении, особенно на морозе:). Особо светские дамы ради этикета тоже могут не снимать перчатки, в разных странах - разные традиции, но речь немножко о другом. Господь ведь на сердце зрит а не на перчатки, и ему важно открытое сердце а не снятые перчатки. А в статье вообще написано, что "Если, заходя в церковь, крестишься, забыв снять перчатки, обязательно заболеешь". То есть выведена связь некая магическая чтоли, прям как закон духовный... Это и есть чистой воды суеверие, когда обычное действие, которое может выражать благоговение доводится до разряда запретной заповеди. При этом раздражаться на тех кто не снял перчатки или судить - "вот этот теперь заболеет" разве не грех? Конечно здесь правильный посыл в том, что можно их снять ради благоговения, с этим нельзя не соглашаться, но требуя благоговения от других в ответ порой осуждать, раздражаться и выводить логические связи - "раз ты не снял перчатки, то Бога не уважаешь, а значит грешишь непочтением, потому заболеешь" - это конечно нонсенс и суеверие. Потому искренне рад за Вас, что Вы находите успокоение от бешенств в благоговении. Я тоже стараюсь так делать, и стараюсь только пользу извлекать, однако, в душе у меня остается сильный протест, потому что знаю, что не одного в кой-то веки зашедшего в храм человека эти замечания, осуждения и учительства от церковной жизни оттолкнули и явились ярконегативным опытом в общении с верующими. И знаю, что батюшки с этими суевериями воюют, но как написал пользователь Иван в комментариях, в ответ священник с легкостью может услышать - "вы ничего не понимаете, мы ВСЕГДА ТАК ДЕЛАЛИ". А бабушки такие остались, в Москве я их почти не встречал. А вот в других областях, особенно на сельских приходах не редко вероучительную "оплеуху" случается получить, Хотя, стараюсь, и к подобным бабушкам относиться с почтением.

Дорогой собеседник, простите, но мне всегда казалось, что внешнее,- оно всегда от внутреннего произрастает. Если следовать Вашей логике можно и не поститься вовсе, ведь главное настрой, можно и в штанах и без платка девушке в храм приходить, было бы внутреннее благоговение. Хотя бывает в жизни и такое, но это скорее наверное исключение, нежели правило. И дело конечно не в перчатках, я просто взяла их , как пример. А осуждение нами тех бабушек примерно равносильно тому, как осуждают порой они нас. Лично у меня был год назад такой случай, когда меня монах в Даниловом монастыре отругал за то, что я была на улице, на территории монастыря без платка. Причем очень жестко. Заметьте, не бабушка!!!!! (это в пример, а не в осуждение. Для развеяния  стереотипов).  Потом я  шла домой и рыдала. А Вы говорите...   Я   привела в пример только свой опыт и свое мнение, а говорить от лица других людей - это очень опрометчиво, и весьма неблагодарное занятие. Вы не думали о том, что возможно это был повод, для ищущих повода?
А если вернуться к этим перчаткам несчастным, то не такие уж у нас в средней полосе и морозы большие. И никогда пока я не видела священника, который бы давал благословение в перчатках. И прошу заметить, сверху фотография священника приведена, который склонился около проруби на коленях,  и крест держит без перчаток. Или нам можно, а им нельзя?
Если честно, мне очень интересно уже услышать комментарии священника, по -поводу всего этого.

Ответить

Калеостро

Комментарий от Юлия

Дорогой мой собеседник. Суеверие все же предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы, вера ложная, вера суетная. Простите перчатки мы снимаем , даже когда с людьми здороваемся, это как-бы правило хорошего тоны. Почему бы их не снять для крестного знамения? Может я не права, но верить в силу крещенской воды- не вижу ничего в этом плохого. Всем бы такую веру. Приведены здесь конечно перегибы, но возникают они от того, что краем уха услышал, далее додумал, но здесь наверное только священник может вмешаться и обьяснить бабушкам в чем именно они ошибочно учат и верят . Все же священник должен работать со своей паствой, он на это поставлен. Хотя таких перегибов я пока не встречала в жизни. Как я писала, я воспитывалась в этом, и мне делали замечания. И ничего- пережила как-то. Да сейчас то и бабушек таких не осталось почти, не волнуйтесь сильно)))) А то как человек реагирует на замечания, уходит или нет, наверное зависит от личного настроя каждого. Просто мы так привыкли, что все для нас, все нас должны любить, на руках носить, где бы мы не появились. Но в жизни так не бывает. Я с мамой тоже когда-то ходили на крещение первую воду набирать, давки такие были, уж сказал кто-то нам об этом, но это проходит.))))Пару проповедей священнических на эту тему, и большинство успокаиваются. Хотелось бы добавить. Мне в Сретенском монастыре пару месяцев назад одна женщина замечание сделала, по-поводу того, что я не правильно на себя крестное знамение накладываю( не на живот, а на грудь). Ну разумеется я сказала спасибо, но внутри конечно была в бешенстве. Пока шла домой вспомнила про те времена, когда мы учились креститься, как читали Закон Божий Слободского, какое было отношение ко многому строгое, а сейчас чуть там себе позволишь, чуть сям. И теряется что-то важное. Ну пришла домой отыскала давно забытую книжку)))Так там пишут, что крестным знамением мы выражаем веру в Святую Троицу. И небрежное его совершение-есть непочтительность Богу. Было время когда только за него человека расстрелять могли, а сейчас перчатки снять бабушка заставила-ох беда, беда, беда..... Лично мне замечание в храме на пользу пошло, вот о чем хотела сказать. А бешенство благополучно выветрилось, пока до дому доехала

Спасибо большое за добрый ответ, Юлия!
Да, перчатки мы снимаем когда здороваемся и это есть знак уважения. Однако, важно понимать, что благоговение оно из сердца исходит, а не из рук или снятых перчаток, потому можно креститься и в перчатках при еще большем благоговении, особенно на морозе:). Особо светские дамы ради этикета тоже могут не снимать перчатки, в разных странах - разные традиции, но речь немножко о другом. Господь ведь на сердце зрит а не на перчатки, и ему важно открытое сердце а не снятые перчатки. А в статье вообще написано, что "Если, заходя в церковь, крестишься, забыв снять перчатки, обязательно заболеешь". То есть выведена связь некая магическая чтоли, прям как закон духовный... Это и есть чистой воды суеверие, когда обычное действие, которое может выражать благоговение доводится до разряда запретной заповеди. При этом раздражаться на тех кто не снял перчатки или судить - "вот этот теперь заболеет" разве не грех? Конечно здесь правильный посыл в том, что можно их снять ради благоговения, с этим нельзя не соглашаться, но требуя благоговения от других в ответ порой осуждать, раздражаться и выводить логические связи - "раз ты не снял перчатки, то Бога не уважаешь, а значит грешишь непочтением, потому заболеешь" - это конечно нонсенс и суеверие. Потому искренне рад за Вас, что Вы находите успокоение от бешенств в благоговении. Я тоже стараюсь так делать, и стараюсь только пользу извлекать, однако, в душе у меня остается сильный протест, потому что знаю, что не одного в кой-то веки зашедшего в храм человека эти замечания, осуждения и учительства от церковной жизни оттолкнули и явились ярконегативным опытом в общении с верующими. И знаю, что батюшки с этими суевериями воюют, но как написал пользователь Иван в комментариях, в ответ священник с легкостью может услышать - "вы ничего не понимаете, мы ВСЕГДА ТАК ДЕЛАЛИ".
А бабушки такие остались, в Москве я их почти не встречал. А вот в других областях, особенно на сельских приходах не редко вероучительную "оплеуху" случается получить, Хотя, стараюсь, и к подобным бабушкам относиться с почтением.

Ответить

Мария

Суеверие это конечно вредно, и порой до глупости смешно. Однако, читая комментарии хочется обратить внимание, что вначале статьи написана важная вещь: "Редакция сайта Сретенской семинарии призывает не столько посмеяться над заблуждениями, сколько поразмышлять над их причинами".  И хотя по факту читая статью невольно посмеешься, однако важно понять над чем каждый из нас смеется? Главное тут не смеяться над нашими бабушками, не высмеивать их, ведь это грех Хама, который увидел наготу своего отца посмеялся и братьев пригласил еще чтобы те посмеялись. Наш бабушки - самые лучшие, и они спасли церковь в советское время! Потому очень важно понимать, над чем мы смеемся в этой статье, чтобы не впасть в искушение.

Ответить

Юлия

Комментарий от Калеостро

Здравствуйте Юлия! Полагаю, что благоговение должно от истиной веры происходить и в ней находить свое основание, а не в суевериях. Тогда оно и уходить в людях никуда не будет, если грех не нарушит его. А в суеверия перестают сразу быть "милыми", когда оно перерастает еще в законничество - мол так не делай, так нельзя, сяк нельзя - христианство в религию запрета и закона превращается, скатываясь к ветхозаветным религиозным реалиям. Тогда с на тебя в храме накидываются с нескрываемой злобой за то, что не делаешь не так, как от этого благоговеют другие - встал спиной к алтарю - получил замечание, зажег свечу не так - получил укор, сел к иконе спиной - выслушал нотацию. Вот с таким благоговением перед суеверием вместо живой веры и доброго уважения к человеку к сожалению сталкиваются не редко. Наверное, потому и нужны такие статьи, чтобы понять, что по настоящему надо чтить и перед Кем(!) надо благоговеть. Впрочем Вы очень большой вопрос подняли... А руку не дают батюшки причастникам целовать, т.к. на их устах может наверное остаться кровь Христова... Хотя я слышал и такое объяснение, мол что ты причастился, и теперь целовать тебе нельзя ничьи руки! (хотя целуя руку священника, мы вроде как целуем руку благословившего нас Господа).

Дорогой мой собеседник. Суеверие все же предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы, вера ложная, вера суетная. Простите перчатки мы снимаем , даже когда с людьми здороваемся, это как-бы правило хорошего тоны. Почему бы их не снять для крестного знамения? Может я не права, но верить в силу крещенской  воды- не вижу ничего в этом плохого. Всем бы такую веру. Приведены здесь  конечно перегибы, но возникают они  от того, что краем уха услышал, далее додумал, но здесь наверное только священник может вмешаться и обьяснить бабушкам в чем именно они ошибочно учат и верят . Все же священник должен работать со своей паствой,  он на это поставлен. Хотя таких перегибов я пока не встречала в жизни.  Как я писала, я воспитывалась в этом, и мне делали замечания. И ничего- пережила как-то.  Да сейчас то и бабушек таких не осталось почти, не волнуйтесь сильно)))) А то как человек реагирует на замечания, уходит или нет, наверное зависит от личного настроя каждого. Просто мы так привыкли, что все для нас, все нас должны любить, на руках носить, где бы мы не появились. Но в жизни так не бывает. Я с мамой тоже когда-то ходили на крещение первую воду набирать, давки такие были, уж сказал кто-то нам об этом, но это проходит.))))Пару проповедей священнических на эту тему, и большинство успокаиваются.
Хотелось бы добавить. Мне в Сретенском монастыре пару месяцев назад  одна женщина замечание сделала, по-поводу того, что я не правильно на себя крестное знамение накладываю( не на живот, а на грудь). Ну разумеется я  сказала спасибо, но внутри конечно была в бешенстве. Пока шла домой  вспомнила про те времена, когда мы учились креститься, как читали Закон Божий Слободского, какое было отношение ко многому строгое,  а сейчас  чуть там себе позволишь, чуть сям.  И теряется что-то важное. Ну пришла домой отыскала давно забытую книжку)))Так там пишут, что крестным знамением мы выражаем веру в Святую Троицу. И небрежное его совершение-есть непочтительность Богу. Было время когда только за него человека расстрелять могли, а сейчас перчатки снять бабушка заставила-ох беда, беда, беда..... Лично мне замечание в храме на пользу пошло, вот о чем хотела сказать. А бешенство благополучно выветрилось, пока до дому доехала

Ответить

Калеостро

Комментарий от Юлия

Как знакомо многое...меня в детстве так воспитывали, нельзя было к алтарю спиной поворачиваться, к иконам прикладываться три дня после причастия и еще много всего такого...Еще есть такое, если свечку на Светлой седмице поставить ( пока открыты царские врата)- она будет гореть целый год. Я не вижу в этом ничего плохого. Это так мило. ;От этих суеверий рождается некоторое благоговение, уж поверьте. Что плохого в том, чтобы в храм в юбке приходить девушкам? Сейчас этих суеверий стало меньше, но и благоговения у людей меньше стало в целом. Сейчас люди порой то, что предписано церковными канонами за суеверие принимают, благодаря всяким высмеиваниям. Все смешалось в одну кучу. P.S. я кстати заметила, что священники, когда выносят крест на литургии людям, которые причащались, не дают к руке "приложиться". Всем дают, а причастникам -нет. Обычно это в маленьком приходе бывает конечно, в большом не проследишь. Почему они это делают?

Здравствуйте Юлия! Полагаю, что благоговение должно от истиной веры происходить и в ней находить свое основание, а не в суевериях. Тогда оно и уходить в людях никуда не будет, если грех не нарушит его. А в суеверия перестают сразу быть "милыми", когда оно перерастает еще в законничество - мол так не делай, так нельзя, сяк нельзя - христианство в религию запрета и закона превращается, скатываясь к ветхозаветным религиозным реалиям. Тогда с на тебя в храме накидываются с нескрываемой злобой за то, что не делаешь не так, как от этого благоговеют другие - встал спиной к алтарю - получил замечание, зажег свечу не так - получил укор, сел к иконе спиной - выслушал нотацию. Вот с таким благоговением перед суеверием вместо живой веры и доброго уважения к человеку к сожалению сталкиваются не редко. Наверное, потому и нужны такие статьи, чтобы понять, что по настоящему надо чтить и перед Кем(!) надо благоговеть. Впрочем Вы очень большой вопрос подняли...
А руку не дают батюшки причастникам целовать, т.к. на их устах может наверное остаться кровь Христова... Хотя я слышал и такое объяснение, мол что ты причастился, и теперь целовать тебе нельзя ничьи руки! (хотя целуя руку священника, мы вроде как целуем руку благословившего нас Господа).

Ответить

Иван

И самое главное, что никого не разубедить. Так и говорят священникам "вы ничего не понимаете, мы ВСЕГДА ТАК ДЕЛАЛИ"

Ответить

Екатерина

Добавлю к Вашему списку ещё парочку суеверий: свеча, которую зажигают во время чтения 12 страстных вангелий считается "сильной" , её ведьмы боятся. Нельзя делать операцию во время поста - грех.

Ответить

Варвара

Спасибо,посмеялась от души.

Ответить

Александр

Про Адама и Еву съевших яблоко до Преображения это сильно!!!

Ответить

Юлия

Может стоит каждое суеверие обьяснить отдельно, что, как и почему, это правильным не является.  И где в нем именно правильный корень. Ведь в каждом заблуждении есть правильный корень. Действительно, очень интересно. Но пока, это всего лишь список

Ответить

Юлия

Комментарий от Православный юзер

Еще в средней полосе России часто можно услышать, что 2 августа купаться уже нельзя так как туда помочился, прости Господи, пророк Илия... или сохатый, т.е. лось. А еще есть версия, что также нельзя купаться, т.к. Илия 2 августа с неба спустился, и нечистая сила, завидев его, ринулась в воды (видимо по аналогии с евангельскими событиями, когда свиное стадо ринулось в воду), и купание теперь связано с риском утонуть. Проще говоря, в средней полосе наверное холодно, и может мышцу свести...

Простите, в средней полосе России после 2 августа в воде начиналось цветение, и купаться действительно не желательно в это время. Поверия они всегда стариками сочинялись, чтобы молодежь уберечь. Вот и приурочили к пророку Илье. Да и сейчас многие родители прибаутки сочиняют и пугают деток, чтобы уберечь от огня, от газа, от разетки

Ответить

Юлия

Как знакомо многое...меня в детстве так воспитывали, нельзя было к алтарю спиной поворачиваться, к иконам прикладываться три дня после причастия и еще много всего такого...Еще есть такое, если свечку на Светлой седмице поставить ( пока открыты царские врата)- она будет гореть целый год. Я не вижу в этом ничего плохого. Это так мило. ;От этих суеверий рождается некоторое благоговение, уж поверьте. Что плохого в том, чтобы в храм в юбке приходить девушкам? Сейчас этих суеверий стало меньше, но и благоговения у людей меньше стало в целом. Сейчас люди порой то, что предписано церковными канонами за суеверие принимают, благодаря всяким высмеиваниям. Все смешалось в одну кучу.
P.S. я кстати заметила, что священники, когда выносят крест на литургии людям, которые причащались, не дают к руке "приложиться". Всем дают, а причастникам -нет. Обычно это  в маленьком приходе бывает конечно, в большом не проследишь.  Почему они это делают?

Ответить

Вася

Увидеть священника в облачении - это к беде.
Знакомый батюшка у меня долго смеялся над этим.
Говорит что же мне теперь а улицу не выходить?

Ответить

Иерей

К сожалению, есть и священники, которые потворствуют суевериям. Особенно в день Собора Архистратига Михаила и вспоминания Чуда в Хонех: служат панихиды ночью и призывают прихожан обязательно написать записку, чтобы их родственники усопшие тотчас спаслись.

Ответить

Артём

О громовицах (свечи освященные на Сретение) ничего не написали - если на улице гроза - то нужно зажечь такую свечу и гроза утихнет.

Ответить

Екатерина

Повеселили!  О многих суевериях  слышала,  но многие в новинку!  Особенно понравилось :"крестить глаза при моргании "!  Спаси Господи!

Ответить

Православный юзер

Еще в средней полосе России часто можно услышать, что 2 августа купаться уже нельзя так как туда помочился, прости Господи, пророк Илия... или сохатый, т.е. лось. А еще есть версия, что также нельзя купаться, т.к. Илия 2 августа с неба спустился, и нечистая сила, завидев его, ринулась в воды (видимо по аналогии с евангельскими событиями, когда свиное стадо ринулось в воду), и купание теперь связано с риском утонуть. Проще говоря, в средней полосе наверное холодно, и может мышцу свести...

Ответить