Человек способен совершить любые подвиги, если он совершает их ради Бога

Московская Сретенская  Духовная Академия

Человек способен совершить любые подвиги, если он совершает их ради Бога

Сергей Полич 10666




 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует память преподобного Алипия Столпника.

Из его жития мы знаем, что он родился около 522 года от Рождества Христова в семье благочестивых христиан. Его мать рано овдовела и все силы посвятила воспитанию сына в христианской вере[1]. Через некоторое время, когда сын возрос, она поручила его воспитание и дальнейшее становление епископу города Адрианополя Федору.

Владыка Федор воспитывал будущего преподобного столпника в христианской ревности и в деле служения Богу и за его богоугодную жизнь рукоположил его в сан диакона. После рукоположения будущий преподобный сопровождал владыку, был с ним всегда, помогал при совершении богослужения. Однажды, когда он совершал путешествие в столичный град Константинополь, ему явилась святая великомученица Евфимия, которая повелела ему вернуться в родной град и там на языческом кладбище установить себе столп и служить Богу.

Услышав это повеление святой, диакон Алипий взял благословение владыки на то, чтобы оставить богослужение с владыкой и идти подвизаться как простой монах в этом месте. Получив благословение, он вернулся в свой град и на одном из языческих гробов поставил столп (возвышение) на котором он подвязался больше 50 лет во имя Господа нашего Иисуса Христа на этом языческом кладбище.

Его посещали мысли о том, что он делает в этом месте, ведь все так хорошо складывалось, он был рядом с епископом, его сопровождали человеческие почести, и, самое главное, это тоже было богоугодно!

Его конечно же многое искушало и бороло в этом подвиге, и бесы являлись, которые были на этом языческом кладбище, и собственные мысли и собственная немощь борола, которая из нас с вами одолевает порой. Его посещали мысли о том, что он делает в этом месте и в холод, и в зной, и в жажду, и в любой трудности, когда все так хорошо складывалось, ведь он был рядом с епископом, никогда не испытывал нужды в пропитании, его сопровождали человеческие почести, и, самое главное, это тоже было богоугодно! Бесы его гнали с места подвига, запрещали молиться. Искушали его мыслями о том, что никто не видит, как он подвизается…

И другими помыслами смущали бесы подвижника. Возможно, он падал и отчаивался, потому что без падения нет духовной жизни! Возможно, он и отчаивался, и совершал другие грехи, так, как и мы сами совершаем, когда идем к Богу и падаем, и встаем, и снова идем. И, тем не менее, он остался на столпе до самой своей смерти[2].

Через некоторое время бесы, которые были побеждены стойкостью подвижника и силой Божией, которую он воспринял в душу свою, этим союзом были побеждены. Когда человек живет с Богом, ничто и никто в жизни противостоять этому союзу не сможет. Это несокрушимый, непобедимый союз. Человек здесь на земле делает дело Божие. Господь здесь на земле делает с ним дело человеческое. Им хорошо вместе – Богу и человеку. Это познает только тот человек, который с Богом живет, который исполняет волю Божию. А человек, который не живет в этом союзе с Богом, а живет сам для себя, сам себе определяет счастье, способы достижения цели, живет по своей воле, исполняет свои желания, а не Божию волю, такой человек не знает этого счастья, этой благодати, которой нечего бояться, кроме своих грехов.

Через некоторое время, бесы, побежденные союзом человека с Богом, ушли с этого языческого места, а к преподобному стали собираться ученики, другие люди, верующие, страждущие, чтобы увидеть эту великую духовную жизнь, происходящую на столпе. Увидеть еще раз обличение своей немощи. Увидеть еще раз обличение своей лжи.

Мы, братья и сестры, часто прибегаем к этой мысли: я был бы подвижником, я был бы христианином, но все время что-то мешает, то времени нет, то священник не такой, то бабушка плохая… весь мир грешен, и я, как и весь мир, грешу.

Но можно подвизаться Богу, оставив все житейские нужды, можно быть подвижником, можно быть святым! Человек, который идет на подвиг вместе с Богом, подвиг духовный – такой человек имеет великие силы и дарования Божии и он может совершить великие подвиги и все преодолеть, и все победить – и нехватку времени, и самого себя, свою трусость, свой самообман и свою ложь.

За этим свидетельством приходили люди, чтобы увидеть преподобного Алипия, потому что он исполнял слова Христа: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14), то есть каждый христианин стоит на верху горы, на возвышенности, там христиане светят, и все смотрят на них и стремятся за ними, христианами, туда, куда они идут.

Христиане должны показать людям свою радость, свое счастье, свою личную жизнь, кристально чистую, незамутненную грехами, ведь они всегда на виду у людей

А христиане идут в счастье радости и вечную жизнь. И они должны показать людям свою радость, свое счастье, свою личную жизнь, кристально чистую, незамутненную грехами, ведь христиане всегда на виду у людей. И вот преподобные столпники Алипий и другие сами восходили на эту высоту, чтобы снизу люди, из своей греховной жизни, увидели эту святость и эту чистоту[3].

Люди не только приходили посмотреть на этот подвиг, на это чудо, но и потому, что и другими дарами был облагодетельствован от Бога преподобный. Он изгонял бесов из людей, по его молитвам Господь исцелял.

Прожил преподобный Алипий 118 лет. В подвиге он провел полвека. Ему было трудно стоять, потому что человеческий организм наш смертен, это механизм, это помощник наш, который ветшает, как и все физическое во всей вселенной, и сохранить организм свой никому не получиться, организм наш должен умереть, закончить сою функцию на земле. И преподобного Алипия тоже оставляют физические силы. И так Богу было угодно. Так должно быть, потому что жизнь наша на земле временная. Подвижник готовился к жизни вечной, с Богом в Царствии Небесном.

И когда ноги его отказали, он уже не стоял, но лежал на столпе на боку. Лежал долгие 14 лет, все равно воздевая руки к небу, все равно молясь, стяжав любовь и благодать, преодолевая все искушения, холод, голод, зной и все ветры, дождь, снег, все нападения бесовские, которых может быть и не было у него, а может быть и были, только Господь ведает о том.

И преподобный столпник отошел в жизнь вечную к отцам и матерям нашим святым, которые находятся в Небесном Иерусалиме у Престола Всевышнего Бога[4].

Человек способен совершить любые подвиги, если он ради Бога их совершает, ради служения Господу нашему Иисусу Христу

И вот, возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня из жития преподобного Алипия мы можем сделать для себя много назидательных, душеполезных выводов. Наверное, самый главный в нашей жизни вывод заключается в том, что человек способен совершить любые подвиги, если он ради Бога их совершает. Не ради гордыни своей, прославления своего, для того, чтобы всю жизнь себя считать лучше других людей, а ради служения Господу нашему Иисусу Христу.

Так вот, когда мы не хотим идти в храм в воскресенье, бес нас не пускает, запугивает, говорит о продолжительности долгого времени службы и так далее, вспомним преподобного Алипия, который простоял 50 лет на столпе. Вспомним преподобного Серафима Саровского, который простоял 3 года на камне, коленопреклонённо и зимой в лютую стужу в Северной России в снегах, среди медведей и других хищников. Вспомним и других угодников Божиих, которые стоят пред Богом и сегодня в наши дни, несмотря на бабушек церковных, на священников хороших или плохих, несмотря на нехватку времени, нехватку денег или еще чего-то. Всегда человеку чего-то не хватает и хватать не будет. А чего, зададим сами себе вопрос? Благодати Божией не хватает, любви не хватает, общения с Богом не хватает для счастья, а денег всегда ровно столько, сколько нужно на этот день. И времени ровно столько, сколько нужно нам. Господь дает сколько нужно!

И вот из жития этих угодников Божиих мы видим, что все, все эти разговоры о том, что у нас не хватает то времени, то сил, то чего-то еще – это все отговорки и самообман! Все хватает, все достаточно человеку, просто мы сами отворачиваемся от Бога под разными предлогами, мы сами поддаемся страхам, запугиваниям сатаны, который искушает мыслями о физической тяжести во время службы и другими. Может тяжело будет какое-то время, конечно же, потому что преодоление этой трудности, это преодоление своей лености, своих страхов, своей немощи! Вот это есть тяжесть! Вот это есть труд! Вот это есть преодоление! Но когда в храме, на богослужении мы это преодолеем, то тогда уже не тяжело, а радостно и вожделенно стоять в Церкви и общаться с Господом, общаться с Любовью и получать благодать в душу свою и в сердце свое!

 Только надо преодолеть немощь свою и преодолевать ее всегда, может быть до конца, до смерти. И сатана нас будет запугивать, будет пытаться увести от храма, от благодати, но мы должны это побеждать, отгонять сатану! И знать, что моя обязанность – быть каждое воскресенье, как христианина, в святом крещении я дал такой обет перед Богом, от начала Литургии и до конца быть в храме, каждое воскресенье. Если в младенчестве, то крестные мои дали обет, если взрослым, то я дал обет, каждую субботу с начала и до конца службы быть в храме, это обязанность христианина!

Если я крещен - я дал обет Богу исповедоваться и причащаться не реже одного раз в три недели, я обязан читать вечерние и утренние молитвы, я обязан бороться с грехом

Принимая крещение, ты принимаешь на себя обязанности быть на службе. Я дал обет Богу исповедоваться и причащаться не реже одного раз в три недели, я обязан читать вечерние и утренние молитвы, я обязан бороться с грехом. Я обязан сделать главным для своей жизни – спасение души и служение Богу! Вот, что я принял в Крещении – это обязанность, вместе с тем, как одел крестик на себя. Да не будет преград для исполнения этих обязанностей! И только я сам мешаю их исполнению, потому что Бог помогает нам их исполнить, потому что Бог подает нам благодать, Он подает нам помощь, силы, людей. Он направляет нас к этим обязанностям.

Только мы мешаем, только мы сами становимся препятствием воле Божией, часто указывая на то, что нам мешают другие. Да не будем, братья и сестры, поддаваться лжи, не будем врать себе. Сколько можно жить пустым в душе? Сколько можно быть бесплодным в вере, бесполезным в жизни?

Преподобне отче Алипие, помоги нам, чтобы мы оставили свои суетные устремления к неправедному счастью,  к земным славам, любви, которой нет, к всем богатствам, да устремимся к спасению души, да устремимся к Богу, да устремимся в вечную жизнь, да будем в храме ревностно стоять и гореть как на столпе, да станем теми людьми, которых Господь возвышает над миром, чтобы светили всему миру, до уподобимся тем людям, которые укрыться не могут на верху горы стоя, тем людям, которые идут в Царство Небесное и ведут всех за собой, да увидим свою жизнь и придем к Богу, в Церковь, в храм, начнем подвизаться, увидим, что трудно это, тяжело это и в холод, и в стужу, и когда ветры дуют в нашу душу, чтобы остудить огонь веры и огонь подвижничества. Но этот огонь все больше и больше возгорается, все сильнее и сильнее горит в нашей душе, горит и не сжигает, светит и не опаляет, но греет и радует этот огонь любви Божией, если мы с вами, все равно, как бы не было тяжело, как бы мы не падали, в какие грехи и искушении не впадали бы, снова встаем и идем опять в храм, и идем опять на исповедь, и идем снова на Причастие, и тогда огонь горит все сильнее и сильнее, все радостней и светлее, и все больше любовь завладевает нашими сердцами, нашей душой и нашей жизнью, и все больше благодать проникает в нас и возрастают силы духовные и совершается союз духовный, которому никто противостать не может, союз, который ведет нас в вечную жизнь, в вечную радость, где Матерь Божия, Ангелы Божии и все святые, от века Богу угодившие. Аминь.

Сергей Полич

Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, Алипий Столпник, аскетизм, подвиг, искушения, бесы, любовь к Богу.


[1] Дмитрий Ростовский. Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника.


[2] Там же.


[3] Там же.


[4] Алипий Столпник // Православная энциклопедия.



Новости по теме

О необходимости постоянного памятования о Боге Всеволод Перепелкин Сегодня — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значение имело введение во храм именно чистой Девы Марии в младенческом возрасте.
Православное почитание святых и вызовы современности в жизни христианина Павел Патокин В последнем столетии появились мнения о неисторичности жития святой, а самые радикальные исследователи высказывались о несуществовании святой Екатерины. Эта либеральная тенденция распространилась и на некоторых других святых. Как же правильно определить истину, ответив на вызов духа времени?
Когда наступит Царство Небесное? Юрий Моисеев Фарисеи спросили у Христа: «Когда придет Царствие Божие?» И сегодня часто можно услышать этот вопрос, сформулированный по-разному: «Где же ваш Бог, покажите его!», «И где же все то, о чем говориться в Евангелии?», «Где же это Царствие Небесное?»