О необходимости постоянного памятования о Боге

Московская Сретенская Духовная Семинария

О необходимости постоянного памятования о Боге

Всеволод Перепелкин 1004



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Бого­родицы.

Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значе­ние имело введение во храм именно чистой Девы Марии в мла­денческом возрасте. Мы слышали сегодня стихиру празд­ника: «Во Святых Святая, Святая и Непорочная, Святым Духом вводится, и святым Ангелом питается, сущи святей­ший храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго Вхо­дом Ея и обожившаго естество земных поползшееся»[1]. Эта и другие стихиры праздника говорят нам о безграничном величии Богоматери. Главное же о том, что Дева Ма­рия через Свое послушание Богу, через искреннее стремле­ние исполнить волю Божию послужила спасению рода че­ловеческого. Но не будем забывать, что мы чтим Ее и за Ее внутреннее достоинство, за Ее нравственное совершенство, за Ее высшую степень святости, доступную человеку.

Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значе­ние имело введение во храм именно чистой Девы Марии

 Се, раба Господня(Лк. 1:38), — сказала она Архан­гелу Гавриилу, готовая исполнить волю Божию не только о славе, о которой мы с вами сегодня слышали: Ибо отны­не будут ублажать Меня все роды(Лк. 1:48), но и о стра­даниях. Ведь Богородице были открыты не только конец, но и начало и середина пути Ее и Ее Сына. Ей были зара­нее открыты слова Симеона Богоприимца, предсказавшего жизненный путь Сына, Спасителя рода человеческого: И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются по­мышления многих сердец» (Лк. 2:45).Она знала, что бу­дет страдать, как говорили святые отцы, станет первомученицей, потому что Она все слова и события, связанные с Ее Сыном, слагала в сердце и таким образом сораспиналась душой за Сына. Она знала, что Ей надо будет мужественно перенести не только славу, последующую за Голгофой, но и несправедливость людей к Христу, Его распятие, Его крестные страдания, Его погребение. И на это все Она отвечает: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).

Через искреннее послушание Господу Она стала храмом Божиим. Богомудрые отцы нам говорят, что «входом Ея осветилось и обожилось все наше с вами падшее, поскользнувшееся, поползшееся (то есть на полу лежащее) греховное естество»[2]. И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены (Еф. 2:5), — говорит апостол Павел.

Началом нашего спасения был Ее вход в храм. Мы слышали в тропаре праздника: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»[3].

А кто такой «Зиждитель»? Бог, Который покрывает, ждет, наполняет, согревает, сохраняет, ведет ко спасению «ими же веси судьбами» весь род человеческий.

Род человеческий был задуман и предназначен Богом для жизни с Ним, но «упал» в грех через Адама. Бог же сохранял и вел человеческий род, чтобы вновь вернуть ему возможность богообщения, вернуть человека, но уже не в потерянный рай, а в Свое Царствие. И это было невозможно без Боговоплощения, так Сын Божий стал одним из нас, чтобы показать нам путь на Небо. Невозможно это было и без Богородицы.

Когда мы с вами читаем акафист Божией Матери, то в восьмом кондаке поем такие слова: «Странное рождество видевши, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего во ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте, Тому вопиющия»[4].

Вот чему послужила Матерь Божия — тому, чтобы родился смиренный человек — высокий Бог, Который возведет нас на Небеса. Такая же цель жизни и у каждого из нас.

Матерь Божия приняла освящение благодатью Святого Духа, получила его в храме Божием, в котором воспитывалась, но Она имела и внутри Себя храм Божий. Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16).

Бог обитает на каждом месте владычества Своего, и, чтобы быть с Богом, надо не только быть на всенощной или на литургии раз в неделю. Бог — Тот, Кто есть всегда и везде. И самое главное — Он может быть и должен быть в нашей душе, в нашем сердце, то есть внутри нас.

Мы имеем с собой, внутри себя, храм Божий, и имеем священника — наш царственный ум, и имеем жертвенник — наше сердце

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6:6), — говорит Господь. Что это за комната? Внутрь пребывание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Мы имеем с собой, внутри себя, храм Божий, и имеем священника — наш царственный ум, и имеем жертвенник — наше сердце, и на нем можем приносить богоугодные жертвы для Живого Бога: молитвенные, смиренные, покаянные воздыхания»[5]. Всегда возможно быть с Богом. Нам преподобный Исаак Сирин пишет: «Войди внутрь себя и там сотвори брань с сатаною, и ты увидишь лестницу, возводящую тебя на Небо»[6]. И это дело не одних только священников и монахов. Нет! Для того чтобы быть с Богом, не нужны ни время, ни здоровье, ни возраст, нужно только одно – усердие в молитве и любовь к Богу. Больше ничего. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, обращаясь к мирянам, изъясняет: «И вы можете уподобиться монахам за любой работой. Прервитесь на три минуты и мысленно прочитайте хотя бы 10, 20 или 30 Иисусовых молитв: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Делайте это как можно чаще, растворяя свои мирские дела и попечения, и это будет для вас богослужением»[7].

Также в одном из своих писем, обращаясь к женщине- христианке, он сообщает: «Начинаешь ли делать какое-либо дело, скажи: "Господи, благослови!" Делаешь какое-то дело, говори: "Господи, помоги!" Сделала это дело, например, сварила суп, скажи: "Слава Тебе, Боже!" — и это уже будет не суета, а будет делание духовное, приносящее плоды Духа»[8].

Поэтому с нами должна быть эта всегдашняя память о Боге: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12:30). И один из старцев Оптиной пустыни, обители, что сливается в своей молитве с небожителями, с Ангелами, старец Амвросий Оптинский, говорил: «Вся наша жизнь должна уподобляться колесу, которое только одной точкой касается земли, а все остальное направлено вовне. А мы как заляжем, так и лежим и встать не можем»[9].

Таким образом, если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви и в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью. «Сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, да нас на Небеса возведет». Аминь.

Всеволод Перепелкин
Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, введение во храм, память о Боге, святые отцы, молитва.

[1] Минея Праздничная // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. – М.: Правило веры, 2016. – С. 264.


[2] Мелхиседек (Артюхин), архим. Проповеди на двунадесятые праздники. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). – М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. – С. 393.


[3] Минея Праздничная // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Утреня. – М.: Правило веры, 2016. – С. 270.


[4] Минея Праздничная // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Утреня. – М.: Правило веры, 2016. – С. 279.


[5] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. – М.: Благовест, 2011. – С. 126.


[6] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М.: Сретенский монастырь, 2012. – С. 647.


[7] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. В пяти томах. – М.: Правило веры, 2012. – С. 311.


[8] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. В пяти томах. – М.: Правило веры, 2012. – С. 783.


[9] Собрание писем Оптинского старца Амвросия. – Оптина Пустынь, 2015. – С. 95.



Новости по теме

Православное почитание святых и вызовы современности в жизни христианина Павел Патокин В последнем столетии появились мнения о неисторичности жития святой, а самые радикальные исследователи высказывались о несуществовании святой Екатерины. Эта либеральная тенденция распространилась и на некоторых других святых. Как же правильно определить истину, ответив на вызов духа времени?
Когда наступит Царство Небесное? Юрий Моисеев Фарисеи спросили у Христа: «Когда придет Царствие Божие?» И сегодня часто можно услышать этот вопрос, сформулированный по-разному: «Где же ваш Бог, покажите его!», «И где же все то, о чем говориться в Евангелии?», «Где же это Царствие Небесное?»
Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского Алексей Мигальников Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали — что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить».