Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского

Московская Сретенская Духовная Семинария

Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского

Алексей Мигальников 3353



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из наших братьев и отцов во Христе — святителя Филарета (Дроздова). Это был один из мудрейших людей своей эпохи. Он составил знаменитый Катехизис — краткое и понятное изложение православной веры — который и сейчас не теряет своей актуальности. Святитель провидел, как важно, чтобы русские люди получили доступ к тексту Священного Писания на своем родном языке и инициировал создание Синодального перевода Библии, которым мы пользуемся и сегодня. Именно ему император Александр I доверил хранить секретный документ о престолонаследии, а император Александр IIпоручил составить манифест об освобождении крестьян.

Известный русский философ-славянофил Иван Аксаков после смерти святителя писал о нем: «Филарета не стало! Упразднилась сила, великая, нравственная, общественная сила. Прервалось полустолетнее назидание всем русским людям. Нет другого равнозначительного, и даже менее значительного, но всенародного имени»[1].

Многому мы можем научиться у святителя Филарета Московского. Но сегодня хочется особенно поговорить о добродетели смирения. Ведь нам так часто не хватает смирения и кротости в наших словах и поступках. Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали — что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель (Мф. 5:44)? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить». Накручиваем себя, чувствует внутри тяжесть и черноту, теряем покой и связь с Богом.

Нужно быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости

Это происходит в нас от недостатка такой важной добродетели как смирение. А ведь Господь прямо говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Преподобный авва Дорофей наставляет в своих поучениях, что «прежде всего нужно нам смиренномудрие, — чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника»[2].

Как же нам воспитывать в себе добродетель смирения? Конечно, в первую очередь молить Самого Бога, чтобы Он устроил такие обстоятельства жизни, в которых мы сможем учиться, навыкать в смирении перед другими людьми. Сначала это могут быть легкие случайности, где нам будет нетрудно смириться и сказать «прости». Но если мы не научимся из таких легких случайностей, то Бог для спасения нашей души может попустить тяжелые и неприятные обстоятельства, когда мы будем просто вынуждены гасить свою гордость и смиряться. Как же заранее узнать такие обстоятельства и действовать в них? Этому мы можем учиться у святителя Филарета Московского. Давайте посмотрим на конкретные случаи из его жизни и на то, каким образом святитель проявлял в них смирение.

Скажем, нам бывает неприятно, когда нам что-то советуют. В таких случая мы нередко отвечаем: «Не надо меня учить, сам знаю, не вчера родился». Святитель Филарет поступал не так. Своему викарию епископу Иннокентию он писал в письмах, чтобы тот не стеснялся давать ему советы, если в том есть необходимость: «Учить же меня или напоминать мне Вы не отрекайтесь, а говорите все, что справедливо и полезно: спасение во мнозе совете»[3].

Святитель Филарет признавал, что он, как и всякий человек, может в чем-то ошибиться и даже просил своего викария поправлять его в таком случае

Святитель Филарет признавал, что он, как и всякий человек, может в чем-то ошибиться и даже просил епископа Иннокентия поправлять его в таком случае: «Прошу же взаимно и мне говорить свободно, что видите на пользу или к исправлению моих ошибок; надеюсь на Христа, сущаго посреди нас, что сие не только не повредит любви между нами, но будет утверждать оную». И еще он писал: «Благодарение Богу, я ни в чем на Вас не могу пожаловаться; и если Вы в чем имеете жаловаться на меня, скажите, я рад исправиться» [4].

Святитель советовался не только с теми, кто равен ему по епископскому сану, но и со священниками. В одном из писем он с прискорбностью сообщал: «Можно подивиться премудрости нынешних людей. Прослужив тридцать лет в архиерейском звании, я чувствую в некоторых случаях нужду советоваться с протоиереями, учениками моих учеников, а они не находят подобного нужным».

Показателен следующий случай. В середине 1850-х годов Московскую академию посетила с визитом одна высокая особа. Было высказано неудовольствие, что в комнатах студентов накурено. Святитель Филарет не стал директивно запрещать студентам курить табак. Вместо этого он написал обращение к ним, в котором раскрывал вред табакокурения, чтобы они, прочитав, сами сделали выводы. Но и при этом святитель волновался, не был ли он слишком жестким, и писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Предписания в письме нет, а писано рассуждение. И не запрещение и надзор имел я ввиду, а то, чтобы студентам сообщены были рассуждения, которые побудили бы их самих вывести заключения». Поистине, это слова в Евангельском духе, ведь и Господь, зная, в чем наше истинное благо, никого не принуждает к нему, но предлагает: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 8:34).

Святитель Филарет понимал, что ответ критикой на критику — это не выход

Как это часто бывает, активная деятельность святителя не могла нравиться всем, и у него появлялись критики. Даже в таком случае владыка не изменял своей доброжелательности: «По милости Божией, если о мне судят неблагосклонно, я полагаю, что заслужил, и не изменяю моего благорасположения к неблагосклонному судье»[5]. Святитель понимал, что ответная критика — не выход: «На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь».

Итак, братья и сестры, мы видим, как важна добродетель смирения, заповеданная Спасителем. Мы посмотрели на пример святителя Филарета Московского, который словом и делом явил эту добродетель в своей жизни. 

Если нам указывают на наши недостатки — постараемся вместо оправданий чаще говорить «прости»

Будем же внимать примеру святителя. Если нам указывают на наши недостатки — постараемся вместо оправданий чаще говорить «прости». Вместо ответной критики постараемся исправить себя. Если кто-то у нас в семье или на работе совершил проступок — будем вразумлять его не словами порицания, запрещения, приказания, но со всею кротостью предложим ему нашу помощь, постараемся вникнуть и вместе разобраться в ситуации. Так и апостол советует нам: Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6:1).

Будем помнить, что все случаи, когда нас критикуют, обвиняют, ругают, попущены Богом, чтобы мы могли возрастать в спасительной добродетели смирения. Наконец, будем молиться святителю Филарету Московскому, чтобы по его ходатайству Господь просветил наше сердце. Чтобы когда нас будут в очередной раз ругать, у нас хватило мудрости не отвечать критикой на критику, но сказать ближнему «прости» и посмотреть, в чем мы неправы, Богу же сказать: Благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118:71). Да дарует нам Господь освободиться от тяжести нашей гордыни и беспрепятственно достигнуть Царствия Небесного! Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь.

Алексей Мигальников
Студент 4 курса бакалавриата



Ключевые слова: проповедь, Филарет Московский, смирение, кротость.

[1] Лебедев А.П. Великий и в малом. Московский Митрополит Филарет.


[2] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Поучение второе о смиренномудрии.


[3] Летопись Жизни И Служения Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского. Том II. Прибавления. 1871. Ч. 24. Кн. 2. С. 424–425. № 18.


[4] Лебедев А.П. Великий и в малом Московский Митрополит Филарет.


[5] Филарет (Дроздов), свт. Творения. Том 2. Письма к архимандриту Антонию (Медведеву). Письмо 28(1636)[91]. Конец 1866 г.



Новости по теме

Теология или богословие? Михаил Бычков Теология и богословие – это одно и то же слово или принципиально разные понятия? В чем заключается сходство и различия между ними? И могут ли они взаимодействовать? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.
Заповеди блаженства по Евангелию от Луки Алексей Кириллин Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.
Принять правильное решение Владислав Ершов Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон.

Аноним

Из своего опыта скажу, что если мы просим о смирении Бога, и то делаем это, так как считаем, что в нас мало смирения. НЕкоторые люди могут считать, что у них мало смирения, потому что они обижаются, грубят, раздражаются, осуждают и прочее. Так вот, если у Бога просить еще больше смирения, то он пошлет еще больше тренажеров для смирения, потому хорошо бы иметь совесть и смириться перед Богом за те тренажеры смирения, которые он итак послал, зная о нашей нужде заранее, и учиться здесь и сейчас смирению... а не ждать, когда его на блюдичке тебе принесут, потому что так не бывает!

Ответить