Теология или богословие?

Московская Сретенская Духовная Семинария

Теология или богословие?

Михаил Бычков 618



Теология и богословие – это одно и то же слово или принципиально разные понятия? В чем заключается сходство и различия между ними? И могут ли они взаимодействовать? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.

Для того чтобы разобраться, в чем сходство и различие теологии и богословия, представляется не лишним разобрать историю формирования данных понятий, поскольку она оказала значительное влияние на их современное понимание.

Слово «теология» происходит от слов «Теос» –  Бог и «логос» – слово и переводится, собственно говоря, как слово о Боге, слово от Бога или богословие. Это понятие изначально употреблялось в языческой среде, когда говорилось о происхождении и жизни богов. Христианские авторы избегали этого слова, тем более что в Священном Писании этот термин не встречается. Однако позже его значение было переосмыслено и стало использоваться христианами.  К значению «слово о Боге» добавился и другой смысл, а именно особая практика богообщения, когда человек, достигший определенного уровня святости, лично общался с Богом и Бог открывался ему. В то же время в Церкви выделяются только трое святых, имеющих звание «Богослов»: апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов, что означает высокий уровень дарований, данный им Богом.

Смешение восточной и западной традиций понимания теологии повлекло за собой развитие богословской науки

На Западе пошли другим путем. Под влиянием античных философов в Средневековье и в более поздние времена в Европе сформировалось представление о теологии как о науке, которая с рациональной точки зрения пытается осмыслить и саму веру, что в итоге привело лишь к отделению знания от веры, и, как следствие, к дальнейшему отдалению от Бога. Попытки отдельных философов переосмыслить место теологии ни к чему не привели, и подобная ситуация сохраняется на Западе до сих пор. Теология изучается во многих университетах, есть даже отдельные кафедры, но все больше и больше западных теологов сомневается даже в подлинности некоторых книг Писания, не говоря уже о святоотеческом наследии. В то же время такой подход позволяет православным более вдумчиво подойти к таким вещам, которые могли казаться само собой разумеющимися, или исправить некоторые ошибки, которые появились со временем от неглубокого изучения того или иного вопроса.

Русь традиционно воспитывалась на византийском богословском наследии, которое успешно перенимала. Но со времен петровских преобразований многое было заимствовано с Запада, в том числе и схоластический подход к богословию. Это было сильно заметно в духовных семинариях и академиях, где преподавание велось не на русском, а на латинском языке, а само богословие зачастую приобретало католический и протестантский характер.

Богословие рождает знание от веры, а теология пытается родить веру от знания

В то же время смешение восточной и западной традиций понимания теологии повлекло за собой развитие богословской науки, поскольку требовалось найти ответы на самые различные и противоречивые вопросы. Тогда же было переведено значительное количество трудов как восточных, как и западных авторов на русский язык, сформировались такие дисциплины как «пастырское богословие» и многие другие предметы. При этом сохранился некоторый налет схоластики, который выражается в попытке все систематизировать и разложить «по полочкам», что не всегда доступно в силу непознаваемости Бога до конца.

Еще один яркий пример взаимодействия теологии и богословия можно увидеть на примере Парижской школе богословия, когда эмигранты из России вносили в западную теологию осмысление богословия отцов Восточной Церкви на базисе западной науки. Здесь можно вспомнить таких выдающихся деятелей как митрополит Антоний (Храповицкий), протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и многие другие.

Сегодня под теологией обычно понимается светская область, изучающая различные религии, будь то христианство, буддизм или иудаизм, а под богословием – систематическое учение о Боге, основанное на изучении Священного Писания и Священного Предания Церкви, а также прикладные дисциплины, направленные на более глубокое изучение места Православия в мире, основ христианской жизни и так далее.

При правильном взаимоотношении этих двух понятий, оба они служат одной цели – достижению единства с Богом

Из такого краткого обзора видно, что теология и богословия на различных этапах своего развития имели различное значение: на Востоке это преимущественно форма богопознания и богообщение, а на Западе – наука, изучающая Бога, пытающаяся понять Его ограниченным человеческим разумом. Сходство теологии и богословия заключается в том, что у них одна область интересов – божественная, проявление Бога в мире, ведь по происхождению это один термин, а различия заключается в методах и целях деятельности. Богословие использует личную аскезу для очищения себя от страстей и приближения к Богу, а цель – богообщение и, в конечном итоге, обожение. Теология же – это попытка познать Бога ограниченным разумом, в надежде найти веру.

Другими словами, богословие рождает знание от веры, а теология пытается родить веру от знания. С другой стороны, богословие в чистом виде нам не доступно, а рационалистические доводы позволяют сообщать миру истину о Боге на его языке или бороться с тем или иным отклонением от веры. В конечном итоге, при правильном взаимоотношении этих двух понятий, оба они служат одной цели – достижению единства с Богом.

Михаил Бычков

Студент 1 курса магистратуры

Ключевые слова: богословия, теология, богопознание, наука, разум, вера.

Новости по теме

Есть ли в России религиозная культура? Михаил Попадюк При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах.