Милосердие – пища для души

Московская Сретенская Духовная Семинария

Милосердие – пища для души

Никита Кулешов 776



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы слышали короткий Евангельский отрывок, но трудно переоценить ту принципиально важную мысль, которую он несет для всех нас. Мы с вами должны читать Евангелие очень внимательно, внимая каждому слову этого священного текста, но еще более внимательно и трепетно должны мы относиться к нему тогда, когда читаем слова Спасителя. Обратим же свой взор на эти слова, задумаемся над ними и, самое главное, будем стараться применять их в свой жизни! В словах Спасителя сокрыта горькая правда о том, что может быть скрыто внутри нас, дорогие братья и сестры. Его слова обличают наше корыстолюбие, нашу жадность, нищету нашего сердца. Открывает нам и то, что милосердие не терпит воздаяния! Об этом, дорогие, и предстоит нам с вами сегодня поговорить.

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12–14).

Следует знать, что на ужине в то время было два разряда возлежащих – те, кто звал и те, которых позвали. Прежде Господь Иисус Христос обратился с поучением к званным, а после обратил слово и к позвавшему Его, «чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат»[1].

Мы должны проанализировать Евангельский текст и порассуждать о том, чему учит нас Господь. Спаситель обращает наше внимание на то, с каким сердцем должны мы делать дела милосердия. Если мы будем давать, к примеру, в долг, зная, что в любой момент времени потребуем этот долг обратно, то какая польза будет нам от этой псевдомилости? Но если же с рассуждением дадим в долг, и не будем ждать назначенного дня и часа, когда нам должны отдать его обратно, тогда будет это с нашей стороны милосердие. Если же мы не хотим, чтобы наше имя было ничтожно пред Господом, как и у «некоторого богача» из притчи Христа о богаче и бедном Лазаре, если не хотим иметь такое сердце, как у того богача, у ворот которого лежал нищий, в струпьях, голодный Лазарь, на которого не обращал внимания богач, то мы должны в течение всей своей жизни помнить именно о таких несчастных, забытых и брошенных людях.

Если мы будем давать в долг, зная, что в любой момент времени потребуем этот долг обратно, то какая польза будет нам от этой псевдомилости?

Потому Господь и говорит: когда делаешь обед или ужин… зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе (Лк. 14:12–15). Давайте же обратимся к святым отцам и спросим у них, что будет с нами, если мы не будем милосердны? Священномученник Киприан Карфагенский отвечает нам на этот вопрос так: «Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога». А как часто мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, как порой ропщем на то, что не получаем ответа от Отца нашего Небесного, но задумаемся, братья и сестры, каков может быть нам ответ Божий, если не будет наше сердце отзывчиво к молению нищего?

Зададим и иной вопрос. А как мне быть милосердным? И что значит быть милостивым? Поблагодарим Господа нашего, что не оставляет нас, нищих, духовно без ответа через угодников Своих. Священномученик Петр Дамаскин так рассуждает: «Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет  возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется». Нам быть милосердными просто, ведь все, что нужно, это увидеть то, чего нам дает Господь в преизбытке, и то отдавать нуждающимся. Эти рассуждения подкрепим мыслью преподобного Ефрема Сирина, сказавшего некогда, что «какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в не милосердии».

Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице Соделавшегося ради тебя странником

И зададим последний вопрос ходатаям нашим пред Богом. Что же делать нам, когда увидели нуждающегося? «Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог, и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития; или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкусил, Чаши, которой приобщился, освященный Христовыми страданиями. Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице Соделавшегося ради тебя странником… Устыдись своего здравия и тех язв, от которых избавил тебя Христос. Если видишь нагого, одень из уважения к твоей ризе нетления, то есть ко Христу; потому что елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся. Если встретишь припадающего должника, всякое писание праведное и неправедное раздери (Ис. 58:6). Вспомни тысячи талантов, которые простил тебе Христос» – вот какой совет дает нам святитель Григорий Богослов.

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14:15).

На первый взгляд, слова одного из возлежащих могут показаться благочестивыми, но такие ли они на самом деле? Блаженный Феофилакт Болгарский пишет на этот счет следующее: «Вероятно, он не был духовен, чтоб понять, то есть водился человеческими размышлениями. Ибо душевный человек таков, что ничему сверхъестественному не верит, ибо обо всем судит по законам природы». Душевным называется этот человек не просто так блаженным Феофилактом, ведь будь он духовным человеком, рассуждения его были бы иными. Ведь не сказал он: «Блажен, кто будет милосердным к ближнему своему», но думает о хлебе в Царствии Небесном. Духовное состояние – это когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление. И это состояние блаженный Феофилакт называет состоянием выше природы.

Когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания, тогда это благоугодно Богу

Дорогие братья и сестры, задумаемся с вами, а готовы ли мы ради милосердия к ближним претерпеть хоть немного? Не ожидая награды от Бога, и даже не думая, что этим могут быть покрыты наши прегрешения, а просто от любви к ближнему делать ему всегда только добро, быть всегда жертвенным, быть всегда милосердным, а не только тогда, когда нам это удобно. Сложно быть добрым всегда, а не только тогда, когда есть возможность и расположение сердца быть таким, но нужно этому учиться, чтобы не думать нам о воздаянии. Преподобный авва Дорофей учит нас: «Не всякий, делающий что-либо благое, делает это благоугодным Богу. Когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания, тогда это благоугодно Богу».

Будем же помнить всегда слова нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа, возлюбленные братья и сестры! Милосердие – это пища для нашей души. Будем же внимательны и ко всем окружающим нас людям, дабы не пропустить того, которому нужна помощь. Пусть сердце наше привыкает делать добро, пусть душа будет питаться не злобой, раздражением, унынием, матерной бранью, а любовью, искренностью, терпением, милосердием к ближним и тогда будет в нашем сердце что-то меняться в лучшую сторону! Ведь не сказал Господь нам поститься, как постился наш Отец Небесный, не сказал переставлять горы, не сказал воскрешать мертвых, но сказал: будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд (Лк. 6:36). Аминь.

Никита Кулешов

Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, милосердие, сострадание, Христос, награда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Святое Евангелие. – М.: Летопись, 2015. – 744 с.

2.                Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарии на все книги св. Писания Ветхого и Нового Заветов. В 3.т. 397 с.

3.                Святые отцы и подвижники благочестия. Милосердие. URL: http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=2183 (дата обращения: 13.09.2017).



[1] Феофилакт Болгарский, блаж., Толкование на Евангелие от Луки. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/14 (дата обращения: 10.09.2017). 



Новости по теме

Заповеди блаженства по Евангелию от Луки Алексей Кириллин Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.
Принять правильное решение Владислав Ершов Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон.
Откуда берутся Я Александр Громотков Священное Писание предлагает нам богооткровенный взгляд внутрь себя в поисках источника и причины своего Я. Данное эссе является умозрительным путем от зеркала в ванной до просторов природы, путем от естественного богопознания до сверхъестественного, через многотысячелетнюю историю грехопадения к проблемам современности, до спасения в Иисусе Христе, который стал для нас единственным зеркалом, в котором мы можем истинно обрести себя.