Вера как опора в изменчивой жизни

Московская Сретенская  Духовная Академия

Вера как опора в изменчивой жизни

Арсений Мстиславский 4486




Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Братья и сестры, сегодня наша богослужебная традиция чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Святость как близость к Богу развивает в человеке его уникальные черты, поскольку целью своей жизни святые всегда имеют служение Творцу и Господу нашему Иисусу Христу. Так прожитая жизнь не мешает Богу преображать Им же данные таланты в тех, кто стремится жить во имя Бога.

Одним из таких людей был и святой благоверный великий князь Александр Невский. Ему суждено было родиться от отца – князя, и это помимо его воли определило для благоверного Александра путь его служения. В отрочестве Александр уже был наместником своего отца в Новгороде, а немного погодя юный по нынешним меркам Александр уже ходил в военные походы и побеждал. Невским он именуется как победитель в знаковом сражении против шведов, когда в двадцатилетнем возрасте со своим войском он разбил на реке Неве врага, намеревавшегося отрезать Карелию от Новгорода, что могло привести к полной потере этих земель. Ещё через два года Александр, будучи в возрасте современного студента-старшекурсника, разбивает на Чудском озере войско Ливонского ордена.

 «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были»

Со смертью отца князь Александр вступает в борьбу за ярлык на великое княжение и получает его, лично отправившись в Орду к Батыю, а затем и в саму ставку великих ханов в город Карокорум. Как позднее станет вполне очевидно, делает он это ни по каким иным причинам, кроме как ради продолжения своего служения и приумножения данных ему Богом талантов. И оказалось, что не только военный, но и дипломатический талант благоверного князя Александра был столь значительного масштаба, что, как говорят историки, он надолго определил дальнейшее развитие Руси, ведь именно его политика «умиротворения Орды» обусловила выбор Руси между Востоком и Западом[1].

И не сугубо политически был мотивирован святой князь. Это видно из того, как он ответил папским послам, присланным предложить унию, которая могла бы впоследствии способствовать сопротивлению Орде через привлечение подвластных папе сил. Говоря, что вся библейская история и история становления церковного учения хорошо известна, благоверный князь завершает свою речь такими словами: «Всё то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Но и самый сильный риторский талант может принести плод в дипломатии лишь тогда, когда он исходит из личной убежденности в правоте своих слов. Конечно, святым и благоверным князя Александра сделал не удачный результат его действий, не высота положения и не ответственность решений сами по себе, но тот стержень, который и позволял ему в той накалённой атмосфере оберегать свой народ, зажатый между католическим западом, от которого исходила духовная угроза потери веры через принятие унии, и Ордой, разлад с которой мог в свою очередь угрожать физическому существованию государства и народа. Из слов самого князя можно видеть, что стержнем в нём была именно его вера в Бога. Вот его слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

Став при поддержке Орды князем Владимирским, святой Александр Невский следующим своим действием также снимает возможные подозрения в наличии политической корысти, ради которой он даже воспользовался помощью внешней силы. А именно, через три года после вступления в права Владимирского князя ему удаётся примириться со своими братьями, чьи княжеские амбиции первоначально не были удовлетворены. Теперь же они примиряются с выделенными им князем Александром землями: Тверью и Суздалем.

Когда же всё земное перестало иметь значение, принятие монашества раскрыло устремления, которые стояли за всеми поступками великого князя

Все состоявшиеся к этому моменту дипломатические победы позволили стабилизировать внутреннюю ситуацию на Руси, и это позволило в скором времени снова начать принимать внешнеполитические решения, которые были бы иначе невозможны. Был предпринят военный поход, имевший целью защиту территории Руси от шведов на юге Финляндии, заключён военный союз против  всё ещё имевшего силу Ливонского ордена.

Но такое сочетание военных и дипломатических успехов не позволило мудрому князю Александру устраниться от дел. Орда желала упорядочить сбор дани и участия русских отрядов на стороне Орды в её военных походах, для чего был необходим контроль численности населения путем проведения переписи. С самого начала это вызвало активный протест населения, который вылился в массовое восстание крупных городов, несмотря на личное участие князя Александра и других князей в деле проведения в жизнь необходимой в тех условиях переписи, что потребовало в том числе и применения военной силы. Святому благоверному князю Александру Невскому пришлось осуществить ещё одну дипломатическую поездку в Сарай, где он был задержан ханом на целый год.

На обратном пути из этой поездки Александр Невский неожиданно скончался. Перед лицом надвигающейся смерти благоверный князь Александр принял монашеский постриг, а с ним и новое имя Алексий. Такой поступок не был чем-то из ряда вон выходящим для того времени. Но для святого Александра такое действие вполне согласовывалось со всей прожитой жизнью, в которой он выступал воином Христовым в тех сложных условиях, в которые Господу было угодно его поместить. Когда же всё земное перестало иметь значение, принятие монашества раскрыло устремления, которые стояли за всеми поступками великого князя. Однажды это произойдёт и в нашей жизни, так будем же уже сейчас трудиться без страха, не покладая рук, на ниве нашей жизни, чтобы также быть готовыми перед смертью сказать себе, что мы сделали всё, что могли, и, имея надежду на жизнь вечную, положиться на милосердие Божие и ожидать кончины мирной и безболезненной для нашей души и непостыдной для нашей совести.

Да избавит нас Господь по своей милости в час смертный от мук совести за не совершённые дела и не преумноженные таланты и от вечных мук после телесной смерти

Будем же, дорогие во Христе братья и сестры, брать пример и со всей святой жизни этого подвижника веры, чтобы и нам удостоиться вечного покоя в жизни с Богом. Будем же и помнить слова Христа: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:18–19), и пусть они поддерживают нас тогда, когда окажемся в ситуации несправедливости. Не будем смущаться и когда против нас будет применяться сила, но будем убеждены, что эти испытания мы можем преодолеть лишь основывая всякие наши решения на вере в Бога, на стремлении к Его правде.

Когда мы будем жить так, искренняя вера и стремление к Господу будут очищать наше сердце, и нам будет более ясно, как нужно действовать в ситуациях, когда нужно выбирать между нежелательными исходами. Живя так, ища блага не себе, а тем, за кого Бог поставил нас ответственными, мы будем от Самого Бога иметь силы сохранять упование на Его всемогущество и в течение жизни, и перед лицом надвигающейся смерти.

Да избавит нас Господь по своей милости в час смертный от мук совести за не совершённые дела и не преумноженные таланты и от вечных мук после телесной смерти. Да не услышим мы обличающих слов Господа: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25:41–43), – ведь слова эти касаются всех случаев, когда мы можем помочь сохранить мир в душе и здоровье в теле нашим ближним, как говорит нам и апостол Христов Павел: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2). Аминь.

Арсений Мстиславский

студент 4 курса бакалавриата
    

Ключевые слова: проповедь, Христос, княщь Александр Невский, благодать, спасение, монашество, средневековье.

[1]     Карпов А.Ю., Александр Ярославич Невский. Портал “Слово”. // http://www.portal-slovo.ru/history/35766.php


Новости по теме

Милосердие – пища для души Никита Кулешов Готовы ли мы ради милосердия к ближним претерпеть хоть немного? Не ожидая награды от Бога, и даже не думая, что этим могут быть покрыты наши прегрешения, а просто от любви к ближнему делать ему всегда только добро, быть всегда жертвенным, быть всегда милосердным, а не только тогда, когда нам это удобно.
Как относиться к страданиям? О восприятии страданий по текстам Священного Писания Нового Завета. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 4 Никита Якубов Страдания людей, о которых говорится в Ветхом Завете, очень многому могут нас научить. Если обратиться к некоторым евангельским эпизодам, в которых Господь сталкивается с человеческим страданием и исцеляет страдающих, то можно в связи с этим сделать некоторые выводы. Кроме того, в Евангелии описаны страдания Христа, и потому на его тексты следует обратить особое внимание, ибо страдал — безгрешный и действительно невинный.
Исцеление скорбями, увещеваниями и обличением: о преодолении страсти гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Для того чтобы понять, что представляет собой преодоление страсти гордости, необходимо уяснить, какое именно препятствие нужно преодолеть в первую очередь: им будет духовная слепота страсти. Вести с ней борьбу можно по-разному. В этом, прежде всего, помогает Бог — испытаниями, скорбями и болезнями, а могут помочь и люди — как увещевая, так и обличая.