Есть ли в России религиозная культура?

Московская Сретенская Духовная Семинария

Есть ли в России религиозная культура?

Михаил Попадюк 500



При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах.

При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах.

Давать оценку вышеописанному случаю не представляется необходимым именно сейчас. Вопрос в следующем: является ли этот эпизод иллюстрацией к термину «религиозная культура»? Однозначно – да.

В силу некоторых исторических обстоятельств, еще со времен Петра I, личности, безусловно, неоднозначной, в России религиозная культура переживает почти неизменное стремление вниз. Русская культура неотъемлемо, неразрывно связана с Православием, господствующей религией нашей многонациональной страны, настолько, что даже государственный гимн в фразе: «Хранимая Богом родная земля» входит в некоторый диссонанс с Конституцией РФ, которая гласит, что Россия – «светское» государство, что, однако же, совсем не синоним слова «атеистическое».

Со времен Петра I в России религиозная культура переживает почти неизменное стремление вниз

Петровская европеизация послужила первой мощной волной атаки на религиозную культуру нашего народа. Эпоха дворцовых переворотов, правление атеистки Екатерины II, первая половина царствования Александра I лишь усугубляли ситуацию, и, в конце концов, победу безбожно-гуманистических ценностей над ценностями Православными зафиксировал устав духовных школ конца XIX века, предписывавший обязательное причащение воспитанников минимум один раз в год. Это ничтожно малая цифра. В духовном смысле семинаристы должны быть элитой общества, и если уж они приступали к важнейшему Таинству Церкви так редко, то требовать от остальных верующих высокого уровня религиозной культуры попросту невозможно.

Советская эпоха в этом вопросе послужила очень интересным лакмусом. С одной стороны, те верные чада Церкви, которые даже в годы страшных притеснений оставались с ней, оказались на высоком духовном уровне. И тем разительнее теперь, по окончании этих испытаний, пропасть между ними и теми, кто, с другой стороны, за эти годы воспитался и укоренился в оторванном от веры в Бога своем материалистическом мирке.

Последние, которых сейчас подавляющее большинство, передают свои знания новому поколению, порой вообще не подозревающему о том, что происходит внутри церковной ограды, и почему некоторые их сверстники раз в неделю предпочитают не проводит время в развлечениях с ними, а торопятся с самого утра в храм. Но думать, будто бы эти бедные люди не нуждаются в Боге, наивно. Полагать, что придя первый раз в жизни или после огромного перерыва в церковь, они обязаны копировать наше поведение и внешний вид – безрассудство.

С максимальной тактичностью, как на первом свидании, мы должны помогать окружающим познавать азы и вникать в суть религиозной культуры Православной Церкви

Для начала, говорить, что мы сами являемся образцами религиозно культурных людей – это признак прелести. А самая известная педагогическая аксиома гласит: «Хочешь чему-то научиться – научи другого». Выходит, наш путь – это не осуждение несчастного человека, наши с которым предки веками уничтожали в собственном народе высокий духовный уровень. Наш путь – это не осуждение тех, зачастую пожилых людей, которые с воплями и разной степенью невоспитанности бросаются на тинэйджера в рваных джинсах. Наш путь заключается в том, чтобы не стать самим такими пожилыми людьми в будущем, и для этого в настоящем мы с максимальной тактичностью, как на первом свидании, должны помогать окружающим познавать азы, а, если Господь поможет, то и вникать в стержень, суть религиозной культуры Православной Церкви.

Так не будем же создавать препятствия, а, наоборот, будем помогать по мере наших сил каждому в его личном первом свидании с Богом.

Михаил Попадюк

Студент 1 курса магистратуры

Ключевые слова: эссе, культура, Россия, Православие, история.

Новости по теме

Гимн женскому служению Павел Матвеев Женщина, как ты прекрасна! Ты была создана в раю Самим Богом, ты наделена равноценным Адаму достоинством! Потенциал твой безграничен, а познание твоей личности не имеет конца. Ты именуешься невестой – не изведанной. Твои руки служили Христу, питали Апостолов! Твои уста первые из всех людей произнесли «Христос воскрес!»