Развитие отношений между государством и Церковью: от Констанция II до Феодосия I

Московская Сретенская  Духовная Академия

Развитие отношений между государством и Церковью: от Констанция II до Феодосия I

Сергей Попов 6694



Модель взаимоотношений, построенная императором Константином, стала примером для всех его преемников. Правотворческая деятельность императоров IV–VI вв. позволяет выявить основные этапы развития отношений государства и христианской Церкви, их особенности и проблематику в период христианизации Римской империи.

Содержание:

Церковь и государство в правление преемников Константина Великого

Отношения Церкви и государства, которые сформировались при императоре Константине, в дальнейшем становятся образцом их развития. Прот. Владислав Цыпин отмечает, что «процесс повышения юридического статуса Церкви, начатый при Константине Великом, продолжался при преемниках Константина и завершился при Феодосии Великом, когда юридический разрыв империи с язычеством был проведен последовательно и радикально»[1].

При имп. Констанции II в 341 году были запрещены суеверия и кровавые жертвоприношения[2], он был преисполнен самого искреннего желания водворить единоверие в христианском мире и дать христианству значение единой религии государства. При нем начались преследования язычества. «Да прекратится суеверие, да будут уничтожены жертвоприношения», ― писал он в указе 341 года[3]. 23 ноября 353 г. запрещаются ночные жертвоприношения[4], 1 декабря 354 года, 19 февраля 356 года за жертвоприношения вводится уголовное наказание[5], с 4 декабря 356 г., 25 января 357 г., 5 июля 358 г. преследуются гаруспики, астрологи, прорицатели, «халдеи» и маги[6]. Исследователи усматривают в подобных законодательных инициативах то, что они не были направлены на полное искоренение язычества, лишь боролись с крайними формами языческого культа. Во время посещения Рима в 357 году Констанций удалил из курии изображение Победы, символ римского мировладычества[7]. Еще раньше язычникам было запрещено приобретать рабов-христиан[8]. Одновременно с осуждением язычества представители христианского клира получили новые привилегии, а епископы были изъяты от светского суда[9].

Являясь первым в истории императором-богословом, Констанций выражал цезарепапистские взгляды на принципы церковно-государственных отношений

Констанций II, выступая на стороне ариан, вмешивался в церковные дела. Он предпринимал шаги в направлении того, чтобы пересмотреть решения I Вселенского собора, а также пытался устранить его сторонников. Являясь первым в истории императором-богословом[10], Констанций выражал цезарепапистские взгляды на принципы церковно-государственных отношений. Придерживаясь арианских взглядов, он добился того, чтобы св. Афанасий Великий был отстранен от управления церковными делами. В 355 году император потребовал, чтобы на соборе в Медиолане Афанасий Великий был осужден. Такое осуждение, противоречащее канонам Церкви, встретило сопротивление среди западных епископов. На это Констанций сказал: «Я хочу этого правила, исполняйте; так сказано мною и епископам сирийским, и они согласны. Поэтому и вы, или повинуйтесь, или будете в заточении»[11]. Естественно епископы выступили против такой «формулы», которая смешивала власть над империей и Церковью[12]. Отметим, что незадолго до смерти Констанций принял крещение от епископа-арианина Евзоия Антиохийского[13].

Император Юлиан Отступник притворно объявил религиозную терпимость, также он возвратил из ссылки православных епископов, для того, чтобы разжечь раздоры между христианами. «Желая заменить христианство преобразованным язычеством, Юлиан, однако, не хотел открыто преследовать христиан: он хорошо понимал, что “кровь мучеников есть семя христианской Церкви”, и надеялся иными путями подавить столь глубоко им презираемую веру. По восшествии на престол он объявил, что каждый из его подданных свободен поклоняться тому божеству, которое считает истинным. Затем он возвратил из ссылки всех изгнанных за веру. Эта глубоко обдуманная мера имела двоякую цель: достигнуть похвалы за веротерпимость и нанести удар христианству, возвратив тех изгнанников, которые могли снова вселить раздор и смуту в дело Церкви»[14].

Однако инициативы императора привели к противоположному результату, который выразился в успехе православия. У Юлиана это вызвало злобу, и он начал открытое притеснение христиан: разрушение или передача христианских храмов язычникам, потворство убийствам мучеников, запрет христианам заниматься некоторыми интеллектуальными профессиями[15].

После смерти Юлиана Отступника 26 июня 363 г. языческая реакция прекращается. Власть переходит к военачальнику Иовиану.

Император Иовиан (363-364 гг.) был открытым сторонником Никейского символа веры, потому при нем христианству возвращаются права, данные предыдущими императорами. Вместе с тем он придерживался веротерпимости по отношению к сектам и язычникам. При этом 4 февраля 364 г., за несколько дней до смерти, Иовиан издал закон, в котором говорилось о конфискации земельной собственности, которая принадлежала языческим храмам[16]. При нем закрывались языческие храмы, а публичные жертвоприношения были запрещены[17].

Император Западной части империи Валентиниан I (364-375 гг.), будучи также убежденным сторонником Никейского вероисповедования, выразил в своем законодательстве принцип веротерпимости[18]. Он считал себя мирянином и потому придерживался мнения, что он не должен вмешиваться в дела Церкви[19]. Это позволяло арианам играть заметную роль на находящейся в его власти территории империи.

М. М. Казаков объясняет веротерпимость Валентиниана тем, что язычество и христианство в то время имели примерно равные силы в Римской империи. И император, испытывая склонность к христианской вере, вместе с тем все же не решился изменить баланс в пользу одной из религий[20].

Император Валент II (364-378 гг.), брат Валентиниана и его соправитель на Востоке, являлся ярым сторонником ариан и гонителем православных

Император Валент II (364-378 гг.), брат Валентиниана и его соправитель на Востоке, являлся ярым сторонником ариан и гонителем православных. Им была предоставлена полная свобода язычникам[21]. В 371 г. этими императорами было постановлено, что гадания гаруспиков и исповедание религии предков не являются преступлением[22], при этом все же запрещались астрология, колдовство и ночные жертвы[23].

После гибели Валента во главе Восточной части империи оказался Феодосий I (379-395 гг.). В его правление был издан эдикт, по которому отступники от христианства лишались гражданских прав[24]. Император Грациан (367-383 гг.), правивший примерно в то же время на Западе, предпринимал подобные меры[25].

Важно также указать, что под влиянием свт. Амвросия Медиоланского император Грациан в 382 году предпринял ряд мер против язычества: сам он отказался от титула «pontifexmaximus», лишил привилегий жрецов и весталок в Риме, при этом владения их были конфискованы, также при нем был удален алтарь Победы из здания римского сената. Этим Грациан отделил языческую религию от государства. Император Грациан также начал бороться с еретиками[26]. М. Казаков считает, что подобные меры свидетельствуют о совершившейся победе христианства над язычеством[27].

 

Период правления императора Феодосия I

Представление о торжестве христианства в полной мере связывается с именем императора Феодосия. Император Феодосий I (379-395 гг.) издает закон 28 февраля 380 г.: «Наша воля, чтобы все люди, которые находятся под нашим кротким управлением, следовали религии, которую божественный Петр передал римлянам. Религия, которой следует епископ Дамасий и Петр, епископ Александрии ― люди апостольской святости, соответствует апостольскому порядку и евангелической доктрине: мы верим в единого Божественного Отца, Сына и Святого Духа в понимании их равной величественности и Святую Троицу. Мы приказываем, чтобы люди, которые следуют этим правилам, приняли имя кафолических христиан, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения, собрания же их не получат имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия, они должны понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша власть, руководимая небесной мудростью»[28].

10 января 381 г. Феодосий издает указ, который запрещает еретикам делать свои собрания в пределах городских стен. Одновременно согласно этому постановлению еретики были лишены своих церквей[29]. Затем запрет на собрание еретиков подтверждался неоднократно[30], при этом были затронуты интересы ариан, евномиан, аполлинариан и македониан.

Император Феодосий пытался активно вмешиваться в дела Церкви, и в этом ему противостоял свт. Амвросий Медиоланский. Так, свт. Амвросий за жестокое подавление императором восстания в Фессалониках, отлучил Феодосия от Церкви, и император вынужден был подчиниться этому решению[31]. Этим свт. Амвросий показал, что Церковь может осудить императоров не только за ересь или раскольничество, но и если они нарушают нравственный закон своим личным поведением или в официальных действиях.

В ноябре 392 года был издан эдикт, по которому суровым наказаниям подвергались те, кто поклонялся идолам или сооружал алтари, как в общественных, так и в частных местах

Еще одной задачей императора Феодосия I была борьба с язычеством. В 385-389 гг. был обновлен запрет на кровавые жертвы и гадания[32], большое количество храмов было разрушено и закрыто[33]. На тех, кто был осужден за колдовство и гадания, амнистия, приуроченная к празднику Пасхи, в 384-386 гг. не распространялась[34]. В 391 г. был издан эдикт, который запрещал посещение языческих храмов, их жертвоприношения и церемонии[35]. Отступившие от веры лишались политических и гражданских прав[36]. 16 июня 391 года особым эдиктом был запрещен языческий культ в Египте[37]. В ноябре 392 года был издан эдикт, по которому суровым наказаниям подвергались те, кто поклонялся идолам или сооружал алтари, как в общественных, так и в частных местах. В 393 году были проведены последние Олимпийские игры.

Протоиерей Владислав Цыпин отмечает: «Исторически переломный характер IV столетия главным образом связан с тем, что это была эпоха одряхления и угасания язычества и рождения христианского государства и христианского общества»[38]. Как пишет по этому поводу прот. Иоанн Мейендорф, «язычество с конца IV в. утратило последние претензии на роль государственной религии, и языческая реакция больше не была связана с политикой. С этого времени империя стала христианским государством, а язычники стали едва терпимым меньшинством»[39].

Императоры Гонорий (395-423 гг.) и Аркадий (383-408 гг.) продолжили политику отца. Церкви государственной властью оказывалась помощь в борьбе с еретиками. Императоры ужесточили запреты против язычников и еретиков[40]. Освобождение от налогов, данное прежде языческому жреческому сословию, было отменено[41]. В 399 г. императором Гонорием вновь были запрещены жертвоприношения[42], но на разрушение древних храмов был введен запрет[43]. Аркадий же, напротив, приказывал разрушать подобные постройки[44]. В дальнейшем Гонорий издает эдикт, который лишал субсидий все языческие храмы. При этом культовые образы было приказано изъять, а алтари уничтожить[45]. Те, кто не разделял с императором веру, были удалены из числа придворных[46].

Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что император Константин после обращения в христианство вел себя, как член Церкви, он выстраивал систему отношений вверенной ему государственной власти с Церковью, в соответствии со своими представлениями о божественных интересах. Законы становятся тем инструментом, с помощью которых император может послужить Богу. Понимание имп. Константина Великого взаимоотношений Церкви и государства стало моделью для последующих императоров.

Можно говорить и о том, что в религиозной политике императора Константина четко прослеживается веротерпимость по отношению ко всем исповеданиям. Эдикт о равноправности вероисповеданий был, очевидно, вызван нежеланием императора-христианина совершать слишком крутой переворот и насильственно насаждать христианство в языческом обществе, что неизбежно повлекло бы за собой большие затруднения и даже бедствия.

В результате Миланского эдикта, как отмечают исследователи, проводится граница между эпохами языческого Рима и Рима христианского. Христианство не стало государственной религией, но перешло из гонимой и запрещенной в разрешенную, имеющую равные юридические права с язычеством. Церковь получила права юридического лица, христиане стали пользоваться определенными привилегиями, некоторые внутрицерковные вопросы стали решаться с участием императора.

Подчёркивая свою приверженность христианству и принимая крещение на смертном одре, Константин Великий задал соответствующую тенденцию своим преемникам. «Церковь должна была гармонизировать свои отношения с государством, существовавшим задолго до Р.Х. и в своем законодательстве, в своем политическом предании сохранившим наследие древности, которое оно постепенно под духовным водительством архипастырей и пастырей очищало от специфических элементов»[47].

В результате это привело к тому, что IV в. стал переломным в вопросе угасания языческого и рождения христианского государства, где язычество уже больше не претендовало на роль государственной религии.

 

чтец Сергей Попов

Ключевые слова: Церковь, государство, христианство, язычество, преемник, эдикт, ариане, религиозная политика, Римская империя, Феодосий I



[1] Цыпин В.,прот. История Европы: дохристианской и христианской. Т.VI. ― М., 2013. ― С. 32.

[2]По изд.: Les lois religieuses des empereurs Romains de Constantin à Théodose II (312-438). Vol. I. Code Théodosien. Livre XVI. 10.2. / Texte latin, traduction: Th. Mommsen, J. Rougé; Introduction et notes: R. Delmaire avec la collaboration de F. Richard et d'une équipe du GDR 2135. – Paris: CERF, 2005.(Далее: CTh)

[3]CTh. XVI.10.2.

[4]CTh. XVI. 10.4.6.

[5]CTh. 10.4.6.

[6]CTh. IX.16.4-6

[7] Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1: 395-518годы. ― СПб., 2003. ― С. 140.

[8]CTh. XV.8.1.

[9]CTh. XVI.8-11.; CTh. XVI.14.14.

[10] Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви.― СПб., 2006. ― С. 57.

[11]Афанасий Великий. История ариан [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/Poslanie_Afanasija_k_monaham/ (дата обращения: 01.03.2018).

[12] Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви. ― СПб, 2006. ― С. 59.

[13] Созомен. Церковная история. ― СПб., 1851. ―C. 304-306.

[14] Победоносцев К.П. Церковь и государство. ТомI. ― М., 2011. ― C. 234-235.

[15]Созомен. Церковная история. ― СПб., 1851. ― С. 320-322; Сократ Схоластик. Церковная история. ― М., 1996. ― С. 147-148.

[16]CTh. X.1.8.

[17] Сократ Схоластик. Церковная история. ― М., 1996. ―C. 134.

[18]CTh. IX.16.9.

[19] Созомен. Церковная история. ― СПб., 1851. ― С. 390-392.

[20]Казаков М. М. Христианская церковь и Римская империя в IV веке. ― Смоленск, 1999. ― С. 35.

[21] Феодорит Кирский. Церковная история. — М., 1993. — V.20.

[22]CTh. IX.16.9-10.

[23]CTh. IX.16.7-8.

[24]CTh. XVI.7.1-2.

[25]CTh. XVI.7.3; CJ. I.7.2.

[26]CTh. XVI.5.4-5.

[27]Казаков М. М. Христианская церковь и Римская империя в IV веке. ― Смоленск, 1999. ― С. 37.

[28]CTh. XVI.1.2.

[29]CTh. XVI.5.6.

[30]CTh. XVI.5.11-13.

[31] Цыпин В.,прот. История Европы: дохристианской и христианской. Том VI. ― М., 2013. ― С. 279.

[32]CTh. XVI.10.9.

[33] Созомен. Церковная история. ― СПб., 1851. ― С. 502-506. Феодорит Кирский. Церковная история. — М., 1993. — IV.18.14

[34]CTh. IX.38, VIII.7-8.

[35]CTh. XVI.10.10.

[36]CTh. XVI.7.4-5, CTh. XI.39.11.

[37]CTh. XVI.10.11.

[38] Цыпин В., прот. История Европы: дохристианской и христианской. Т. VI. ― М., 2013. ― С. 32.

[39] Мейендорф И. История церкви и восточно-христианская мистика. ― М., 2000. ― С. 21.

[40]CTh. XVI.10.13.

[41]CTh. XVI.10.14.

[42]CTh. XVI.10.15.

[43]CTh. XVI.10.17

[44]CTh. XVI.10.16

[45]CTh. XVI.10.19., XVI.10.20

[46]CTh. XVI.5.42.

[47] Цыпин В.,прот. История Европы: дохристианской и христианской. Т. VI. ― М., 2013. ― С. 649.



Новости по теме

УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 1 Валентин Фролов Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…
«…и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87:14).
ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА И БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА Протоиерей Владислав Цыпин В 397 году скончался престарелый архиепископ Константинополя Нектарий. По предложению императорского фаворита Евтропия на столичную кафедру был приглашен самый яркий проповедник своего времени – антиохийский пресвитер Иоанн, уже в ту пору прозванный за свое выдающееся красноречие Хризостомом, или, по-славянски, Златоустом.