ЛЕКЦИЯ 7. ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Православные просветительские курсы

Московская Сретенская  Духовная Академия

ЛЕКЦИЯ 7. ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Православные просветительские курсы

Георгий Бежанидзе 21483



2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 1-е полугодие. Общецерковная история.


    

7-я лекция «Золотой век святоотеческой письменности» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана кандидатом богословия Георгием Вениаминовичем Бежанидзе, доцентом кафедры истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. После лекции Г.В. Бежанидзе ответил на вопросы собравшихся.

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Аскетические и литургические труды Василия Великого
  • Святитель Иоанн Златоуст как учитель нравственности
  • Святой Ефрем Сирин как молитвенник и толкователь Четвероевангелия
  • Святитель Кирилл Иерусалимский и его «Огласительные поучения»

Лекция Георгия Бежанидзе
(продолжительность: 1:15:24)

Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 36:17)



Георгий Бежанидзе
28 октября 2015 года

Новости по теме

ЛЕКЦИЯ 23. ЧУДЕСА ГОСПОДА. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Протоиерей Андрей Ткачев Православные просветительские курсы
Причины совершения чудес Иисусом Христом, виды этих чудес; воскрешение Лазаря как чудо для народа; Преображение Господне как чудо для учеников. Лекция и ответы на вопросы

Игорь

Георгий Бежанидзе на минуте 1:14:00  лекции достаточно вольно интерпретировал   труды Ионна Златоуста, в частности он сказал следующее: " Как писал святитель Иоанн, "если увидишь кого-то богохульствующего, хватай его. грубо хватай. и веди к судье.  чтобы представители государственной власти с ним разбирались". вот в чём отличие. Вот сейчас проблема с насилием. Ну знаете наверное. Всевозможные истории с Энтео и прочие. Вот здесь богословское непонимание природы церкви. Церковь царства не от мира сего. В церкви не может быть никакого насилия. Но церковь можно и должно защищать с оружием в руках государственной власти. Она для этого поставлена Богом. Вот милиция, полиция, вот она должна это богохульство пресекать.
Вот о чем учит нас Святой Иоанн Златоуст. А вот сами мы, как члены церкви, должны действовать ТОЛЬКО кротостью, смирением, любовью. Никакого насилия внутри церкви быть не может."

во-первых, причем тут  " насилие внутри" церкви? ведь конфликт  "Энтео -богохульная Выставка"  (выставка от 14.08.2015, на которой презентовалась голова Ионна Крестителя на тарелках из ИКЕА) был  не внутри церкви.

во-вторых, Иоанн Златоуст писал прямо противоположное тому, что отец Георгий Бежанидзе достаточно вольно "пересказал", а именно:

"Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.

И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.

Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.

И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.

Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И – что всего важнее – мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.                    

(Беседы о статуях 2. 12)";

Ответить