УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 1

Московская Сретенская Духовная Семинария

УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 1

Валентин Фролов 10292



Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…

«…и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87:14).

Советы святителя Феофана Затворника

«Для Вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца... Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство — от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать… Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день».

Мысли о молитве

Мы читаем молитвы в храме, дома, по пути на работу, в метро. Ведь совершенно неважно, где обращаться к Богу с молитвой. Размышляя о прочитанной первой молитве из утреннего правила, можно задуматься о том, искренно ли мы говорим с Богом, все ли понимаем, что прочитываем. Задуматься, от всего ли сердца произносим слова, обращенные к Богу святым Макарием Великим:

Молитва первая, святого Макария Великого

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю; но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́, да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что мы знаем об авторе этой молитвы?

Преподобный Макарий родился около 300 года в Египте. Время юности провел он в доме родителей, был пастухом стад своего отца. Получил образование. Примечателен один случай из его детства. Однажды сверстники будущего старца Макария пошли в чужой сад за смоквами и, когда бежали назад, уронили одну из них, а Макарий поднял ее и съел. Эта погрешность так тяжело легла на его чистую совесть, что осталась навсегда в его памяти, и всю жизнь свою, как говорил сам Макарий, он не мог вспоминать о ней без слез.

Ему было 30 лет, когда он переселился в пустыню. Уже в первые годы его подвижнической жизни его называли отроком-старцем.

После смерти родителей святой Макарий стал послушником. Сначала он жил в селении, в келье. Чтобы было пропитание, плел корзины. Однажды одна девица, забеременевшая вне брака, оклеветала его как виновника ее греха. И преподобный терпел бесчестие, которому подвергли его жители селения. Он даже доставлял еду этой женщине, для чего себя изнурял усиленными трудами. Но вскоре по Промыслу Божию всем была явлена праведность святого подвижника. Когда той женщине наступило время родить, она не могла разрешиться от бремени, пока пред всеми не объявила о невинности Макария. Мучимые раскаянием за оскорбление, без вины нанесенное отшельнику, жители селения собрались к нему просить прощения. Услышав это, Макарий скрылся в далекую пустыню — скитскую (на расстоянии чуть меньше 100 км к северо-западу от Каира).

Ему было 30 лет, когда он переселился в пустыню. Уже в первые годы его подвижнической жизни его называли отроком-старцем.

Святой Макарий ходил за монашеским опытом к Антонию Великому. Сначала Антоний, искушая его терпение, не допустил его в свое жилище, но потом открыл ему дверь и, приветствуя, сказал: «Я давно желал видеть тебя» и с любовью принял его. Так, плетя корзины из пальмовых ветвей, провели они вечер в беседе о спасении души.

Преподобный всегда избегал славы. Когда приходившие к нему за наставлениями сильно его беспокоили, он удалялся в особое место. От своей кельи Макарий прокопал подземный ход, длиною примерно 90 метров, в конце этого хода была пещера, в ней-то он и находил время для недолгого покоя от посетителей. Один из учеников его, знавший об этом ходе, рассказывал, что Макарий прочитывал 24 молитвы, идя в пещеру, и столько же на обратном пути.

Спустя более чем 1500 лет мы можем через литературное наследие святого Макария познакомиться с его внутренней жизнью, центром которой был Христос

Святой Макарий постоянно пребывал в молитве и трудах. Отошел ко Господу он в 391 году. И спустя более чем 1500 лет мы можем через литературное наследие святого Макария познакомиться с его внутренней жизнью, центром которой был Христос.

Интересно попробовать узнать и поразмышлять, о чем преподобный Макарий говорил с Богом, что двигало его помышлениями и воздыханиями, что дошло до нас и что мы каждое утро произносим, – например, в первой утренней молитве.

«Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю». Здесь святой обращает молитву к Богу от первого лица: «Боже, очисти меня грешного, так как я не сделал ничего благого».

Обратите внимание. Выражение «николи́же сотвори́х» – это одиночное отрицание, часто встречающееся в церковнославянских текстах. Например, в начале Евангелия от Иоанна: «Бо́га никто́же ви́де нигде́же» (Ин. 1:18). Это явление присуще многим языкам: греческому, английскому и др. Мы же привыкли к тому, что для отрицания используется «не» или «ни» для обоих слов во фразе, то есть «(я) ничего не сотворил».

Остановимся на самом начале молитвы. Обращение «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго» встречается не только здесь. Священник, прежде чем начать службу, произносит перед Богом эти слова, прося Его очистить от грехов, от всяких суетных мыслей, от всего, что мешает направить ему свой взор к Богу и совершить богослужение. Эти же слова мы произносим во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина Великим постом, в период, когда мы призваны обратить особый покаянный взгляд внутрь себя.

«Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й. И по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́», – обращался царь Давид к Господу. Как писал толкователь Священного Писания монах Евфимий Зигабен, «по беспредельной милости Твоей, взывает он (Давид. – ред.), помилуй меня; потому что и грехи мои беспредельны пред Тобою».

«Чем больше преуспевает человек в духовной жизни, тем больше видит себя грешным»

В богослужебных текстах выражение «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго» часто встречается вместе с молитвой мытаря «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́ гре́шному». О молитве мытаря писал епископ Михаил (Лузин): «Он (мытарь. – ред.) сознает себя величайшим грешником…, не видит в себе ни одной добродетели и молит только об одном — помиловать его, не взыскивать с него за грехи его, простить их ему».

Размышляя об этом простом и глубоком покаянном воздыхании мытаря, праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что эти слова «сказаны были без всякого притворства, от глубины сердца, от совершенного признания своей виновности перед Богом и решимости непременно исправиться».

Иногда может показаться несправедливым, почему каждое утро нужно говорить, что мы грешные? Неужели святые, произнося постоянно «очи́сти мя гре́шнаго», всегда так себя ощущали, в то время как люди почитали их ангелами на земле? На этот вопрос отвечает святитель Феофан Затворник: «Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковию. Как они там осуждают себя пред Господом!.. Думаете ли, что тут была неискренность? Нет! Это был искренний вопль души к Богу!».

Еще одна замечательная мысль – у схиигумена Иоанна (Алексеева): «Чем больше преуспевает человек в духовной жизни, тем больше видит себя грешным». Святой Петр Дамаскин пишет: “Если увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть начало просвещения души своей и знак ее здоровья”. И просто душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя поистине хуже всех».

Итак, вначале, прежде чем молиться далее, полагает преподобный Макарий, – необходимы осознание себя грешным и просьба очищения.

Продолжение следует…
Валентин Фролов, магистрант I курса


Новости по теме

Великий Канон – погружение «на глубину» слова Валентин Фролов Однажды я услышал необычную проповедь. Это был храм, куда мы из воинской части организованно ходили в увольнение. Священник после службы рассказывал не житие и даже не жизненную историю. Шел Великий пост. И тот священник разъяснял один из множества тропарей Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вся проповедь – и была один тропарь. Он объяснил непонятные слова, рассказал всевозможные смыслы этого небольшого текста. Меня это так вдохновило, что, будучи в армии, я решил по возвращении в семинарию взять тему дипломной работу, связанную с Великим каноном.
Великий покаянный канон: читаем и понимаем Валентин Фролов Вечером в среду на 5-й седмице Великого поста в храме полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. Но многие церковнославняские слова современному человеку непонятны. Давайте разбираться!  
УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 3 Валентин Фролов Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…

Маргарита Осетрова

Спасибо Вам огромное за эту познавательную статью! Безумно интересно! Желаю Вам всего доброго!

Ответить