Опыт перевода Послания апостола Павла к Евреям в свете традиционного подхода к текстам Библии

Московская Сретенская Духовная Семинария

Опыт перевода Послания апостола Павла к Евреям в свете традиционного подхода к текстам Библии

Иерей Сергей Трущелев 1779



Последнее место в ряду посланий св. апостола Павла занимает Послание к Евреям. Причиной такого положения его является не позднейшее происхождение и не меньшее его достоинство, а сомнения, существовавшие некоторое время, в том, что писателем этого послания действительно был апостол Павел. В предпринятой попытке толкования Послания, по примеру работы архиепископа Мефодия (Смирнова), говорится о том, как появился перевод Послания, из чего оно состоит и о важных моментах, раскрывающих суть христианства.


Содержание:

  • Толкование Послания св. апостола Павла к Евреям и система параллельных мест в библии
  • Опыт перевода Послания к Евреям и организация параллельного церковнославянского текста
  • Историческая составляющая в опыте перевода и толковании Послания к Евреям
  • Толкование Послания св. апостола Павла к Евреям и система параллельных мест в библии

    Под параллельными местами в Библии понимают темы и изречения, совпадающие или перекликающиеся с другими местами Священного Писания. В большинстве изданий есть указания на параллельные места, помещаемые на полях или внизу страницы. Они обозначены с целью оказания помощи в более углубленном понимании того или иного библейского стиха.

    Послание св. апостола Павла к Евреям в полной мере содержательно соотносится с текстом Библии: как Священного Писания Ветхого Завета, так и Нового Завета. В Послании имеются разъяснения и уточнения, в целом присущие библейским книгам. Отличается же оно от других посланий апостола тем, что имя автора в нем отсутствует. В Послании к Евреям использован перевод из Ветхого Завета LXX. Форма цитирования отличается от речи апостола Павла. Он не пишет: «глаголет Писание» или «такой-то писатель», он выставляет говорящими Бога, или Святого Духа. Послание напоминает стиль апостола и евангелиста Луки, который написал не только Евангелие, но и деяние святых апостолов. В некоторых местах послания личность писателя не упоминается, но просматривается (Евр. 13:23, 24, 18), выражения и воззрения оказываются родственными Павловым (Евр. 10 — Рим. 12:19). Апостол не указывает свое имя, очевидно, считаясь с враждебными к нему чувствами соплеменников. Имелась опасность смешения христианских и иудейских обычаев. Имелась необходимость отделения христианства. Послание свидетельствует о преимуществе Основателя христианской веры перед Моисеем (Евр. 1-4); преимуществе средств, данных людям через Иисуса Христа (Евр. 5-10), преимуществе верующих во Христа. Обоснование духа и силы христианства делает послание важным для всех верующих.

    Возвещенное через Ангелов называется словом, а проповеданное Господом — «спасением»

    Первоначальный язык послания, по мнению некоторых исследователей, был еврейским. На греческий язык, по их мнению, оно могло быть переведено святителем Климентом, папой Римским.

    Апостол Павел раскрывает божественную и человеческую природу Сына Божия. Сын представляется как «Наследник»; «Наследник всего», Господь всей вселенной, так как наследство и наследник по еврейскому словоупотреблению означают «господство» и «господин» (Пс. 2:8, Ин. 16:15; Мф. 28:18). Писатель поднимается в своем благовествовании, называя Господа «Сыном, чадом Божьим»; потом «Наследником всего», Творцом веков. Вочеловечившись, приняв зрак раба, он стал меньше Ангелов, но это уменьшение ограничивалось коротким временем. Оказав послушание Отцу, Он был выше всякой «твари», унаследовав имя Сына Божия, обладая им по праву наследства, но не по праву усыновления (Евр. 1:5).

    Апостол указывает на единственное сыновство, «Первородный» у евреев обозначает Мессию. У апостола Павла определение повторяется с различными оттенками. В Риме Христос называется «первородным во многих братиях», в отношении к искупленным людям, которые усыновлены Богом и сделались Его братьями (Евр. 2:11). Сын превосходит Ангелов. Ангелы в Св. Писании это служебные духи, Сын называется дважды Богом и вечным Царем. Сила Царства Сына Божия в том, что это царство правды, пребывающей во век века. Любовь к правде и ненависть к неправде — по ветхозаветному пониманию — свойства и условия преимуществ истинного царя. В Сыне Божием эти свойства и условия достигли исключительного совершенства, послужили причиной помазания. Он стал Помазанником Божиим в более совершенном смысле слова, чем обычные помазанники — цари, принимающие помазание на царство.

     «Помазание елеем радости» — в применении к Сыну Божию — это соединение Божественной природы с человеческой. Возвещенное через Ангелов называется словом, а проповеданное Господом — «спасением». Внешним свидетельством истинности и неприкосновенности Ангельского слова являлось мздовоздаяние за его нарушение, свидетельством истины проповеди Господа являлись знамения и чудеса, показывавшие особую силу и величие спасения. Доказывая, что Иисус Христос есть глава Нового Завета, апостол указывает на то, что его унижение перед Ангелами в страданиях не умалило его достоинства, а возвысило и входило в планы Божественного домостроительства как спасительнейшее средство освящения всех людей. В Ветхом Завете не обещается, что будущий мир, Царство Мессии, будет покорено Ангелам, но говорится, что Бог этот новый мир покорит Сыну (Евр. 2:6-8), который, выше Ангелов, хотя, как будто и умален перед ними. Не Ангелов приемлет Он, а семя Авраамово.

    Вместо «семя Авраамово» — следовало бы употребить «семя Адамово», как человеческое. Авраамово имя употребляется, т.к. указывало евреям на обетования, данные «семени Авраама», которое являлось менее страдавшим от ужасающих последствий греха Адамова и более достойным, чтобы от него заимствовал свое родство с людьми избавитель людей (Евр. 3:3). «Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его». Под словом«дом» понимается, как говорит апостол Павел — «мы». Моисей, как слуга, принадлежал к ветхозаветному дому: основателем ветхозаветного домостроительства был Христос. Основатель домоустройства выше того, кто принадлежит к этому домоустройству, Христос выше Моисея (Евр. 3:4). Дом строится кем-либо; построивший всё есть Бог, Он — Творец всего. «Сотворивый» — сказуемое, а «Бог» — подлежащее. Если признать подлежащим «сотворивый всяческая» и разумея под этим Христа, «Бог» признать за сказуемое, смысл фразы изменится. Получится, что «тот же, кто все устроил, именно Христос, есть Бог (высший Моисея)» (Евр. 3:7).

    «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его». «Почему» является соединительной частицей с увещательным призывом — смотрите (Евр. 3:12). Остальные слова апостола Павла составляют вводное предложение, обосновывающее необходимость увещания. Цитата заимствована из Псалтири (Пс. 94:7-11). В псалме читаем: «о, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите…» и т. д. Слова «не ожесточите» приводятся как слова гласа Божия, которого необходимо слушаться. У апостола слова «не ожесточите» приводятся как увещательное изречение псалмопевца к послушанию другим словам Божиим. Апостол не отнимает у выражения «не ожесточите» значения слов Божиих: «ныне, когда услышите глас Его: не ожесточите… и т. д. смотрите, чтобы… вам не отступить» (Евр. 3:12) и т. д.).

    Послание апостола Павла к Евреям указывает причину недостаточности и отмены Ветхого Завета, прочности и незыблемости Нового

    В главе 5 апостол затрудняется касаться важного вопроса, ссылаясь на недостаточную подготовленность слушателей, требующих начального учения (ср. 1 Кор. 3:2). Упомянув о вере и долготерпении, апостол упоминает об образце добродетелей ― отце верующих ― Аврааме, являющегося вместе и образцом непреложности Божественного обетования верующим (Быт. 22:16-18). Апостол раскрывает значение Мелхиседека по отношению к Сыну Божию, находя в его имени, обозначающем «царь правды», «царь мира» указание на Христа, Царя правды и мира (1 Кор. 1:30; Иер. 23:6, Ис. 9:6-7; Рим. 5:1; Еф. 2:14). В самом первом псалме Давида прославляется блаженство праведника, воля которого в Законе Господнем. Апостол применяет это место в отношении к Христу, пришедшему в мир исполнить волю Божию относительно принесения истинной жертвы Богу за человечество, отменив, неугодные Богу, прежние жертвы. Законы Божии написаны, вложены в мысли и сердца людей и имеют непререкаемый авторитет (2 Кор. 3:3). Проникновение воли Божией в ум и сердце объединяет и сближает людей с Богом. «Буду их Богом, а они будут Моим народом…» говорится в Послании (Евр. 8:10). Богопознание доступно всем, от мала до велика (Евр. 8:11).

    Послание апостола Павла к Евреям указывает причину недостаточности и отмены Ветхого Завета, прочности и незыблемости Нового. Преимуществом Нового Завета перед Ветхим является то, что область народа Божия понимается в нем шире, чем дом Израилев. Апостол отвращает читателей от преданности старому как ветшающему, стареющему, которое необходимо уничтожить, и побуждает начать новую жизнь во Христе, которая дает обетование Царствия Божия уже во время пребывания человека на земле.


    Опыт перевода послания к Евреям и организация параллельного церковнославянского текста

    Люди привыкли молиться на церковнославянском языке. Таких людей миллионы. Создаётся гармония, которая при введении нового текста будет нарушена и потребует многолетнего привыкания. Прихожане не поднимают вопросы о создании нового перевода или о модификации богослужебных текстов. Утверждения об устарелости церковнославянского языка не соответствуют действительности. Но, чтобы не допустить отхождения от традиции и совершенного непонимания непростого слога апостола Павла, равно как и других апостолов, необходимо исправление, обновление церковнославянского текста. Церковнославянский язык содержит догматическую и литургическую терминологию, отсутствующую в русском языке. В русском языке употребляются заимствованные церковнославянские слова. Перевод же на русский язык изменит содержание текста, т.к. в современном русском языке отсутствуют необходимые грамматические конструкции. Перевод церковного текста не может во многом, как представляется, считаться переводом в полной мере. Слово «благодать» не может быть изложено одним словом, хотя о значении его знают люди церковные. Замена слов словосочетаниями затруднит восприятие текста на слух и его понимание, специфическая терминология вовсе не может быть переведена. Для осуществления перевода необходимо быть связанным с церковной традицией, гореть любовью к церковнославянскому языку, умением дорожить словом и его значением. Возникает необходимость осуществления наиболее точного перевода, не допускающего произвольной конкретизации или замены текста комментарием. Текст исследуемого Послания приводится в том числе и на церковнославянском языке, что позволяет избежать неточного перевода или отхождения от заключенной в нем истины. Его подробный перевод оказывается связан с некоторыми трудностями, так как возникает опасение нарушения смысла текста, вложенного автором.

    Страницы Послания к Евреям вмещают цитаты из Писания, имеются детали, раскрывающие священство Израиля и систему жертвоприношений

    Церковнославянский язык — богослужебный язык Русской Православной Церкви, появившийся в IX веке как язык благовестия Слова Божия для славянских народов. Поэтому, как представляется, всякая попытка осуществления переводческой деятельности не может мыслиться вне контекста славянской богослужебной и вообще церковно-культурной традиции.


    Историческая составляющая в опыте перевода и толковании послания к Евреям

    Напомним, что исагогика (раздел богословских дисциплин, изучающий историю Библии и все, что с этим связано) подразделяется на общую и частную. К общим вопросам исагогики относят вопросы о составе и формировании канона Священного Писания, сведения об истории текста, введение в текстологию; обзорные сведения о возникновении текстов. К частным вопросам относят вопросы авторства, даты, места и роли создания книг. К исагогике относят вопросы жанра, особенностей, целей создания.

    Послание к Евреям — трудная, для понимания и соотнесения с современным миром, книга Нового Завета. Страницы Послания вмещают цитаты из Писания, имеются детали, раскрывающие священство Израиля и систему жертвоприношений. Христос в главе 7 сравнивается с Мелхиседеком. В тексте можно встретить предостережения (напр.: Евр. 2:1-4; 3:7-4:11; 6:4-8; 10:26-31; 12:14-17), вступающие в противоречие с другими отрывками, ведущие верующих в противоположную сторону от Христа. Послание к Евреям является сложным, но ценным.

    Оно обогащает понимание Бога и Его замыслов. Каждый раздел имеет структуру и вносит свой вклад в развитие темы, раскрывая стороны личности и деятельности Иисуса Христа и аспекты спасения. Послание использует ветхозаветные тексты, некоторые разделы способствуют раскрытию других или выполняют вспомогательную роль. Раскрыта связь между двумя разделами: Ветхим и Новым Заветами. Послание направлено на адресата, что способствует соотнесению аргументов с действительностью. Действенное предостережение и ободрение основаны на богословии.

    Послание завершается (Евр. 13:18-25) ободрением и наставлением тех, кому адресовано. Некоторые предостережения или призывы обнаруживают личное знание ситуации тех, к кому обращены, и заинтересованность в их благополучии (напр.: Евр. 5:11-6:3; 6:9-12; 10:32-39; 12:4-13). Однако книга начинается формально (Евр. 1:1-4), во вступлении не указан адресат. Послание к Евреям представляет упорядоченное и систематическое исследование личности и служения Христа на основе толкования текстов из Ветхого Завета. Послание рассматривается как проповедь или поучение в письменной форме с добавлениями в конце, имеющими личный характер. Автор называет данное произведение как «слова увещания» (Евр. 13:22). Послание к Евреям написано проповедником, имеющим дар пастыря, назначением которого является ведение людей ко спасению душ. Он делает выводы, применяемые в жизнедеятельности окормляемых им христиан. Автор призывает не отступать от истины (Евр. 2:1-4). Он подчеркивает, что христианство — это исполнение открытого Богом Израилю в законе и пророках, раскрывает мысль о том, что Иисус был «милостивым и верным Первосвященником перед Богом» (Евр. 2:17-18; 4:14-5:10). Это представление Иисуса как Первосвященника продолжается в главе 7, где приводится мысль о том, что человеческое «совершенство» Христа не является средством приближения к Богу. В главе 8 имеется утверждение, что высшее священство Иисуса представляет Его возвеличение. Смерть Иисуса и Его небесное вознесение рассматриваются как исполнение и замещение системы жертвоприношений «первого завета», гарантирующие прощение грехов и наследие в вечности (Евр. 9:1-10:18).

    Возвращение к религии Ветхого Завета означало отступление от живого Бога (Евр. 3:12), Сын Божий открыл совершенство Нового Завета (Евр. 9:11-15) и реализовал то, что в Ветхом Завете было тенью «будущих благ» (Евр. 10:1).

    Сыну Божьему было необходимо соединиться с человеческой природой, пройти страдания и умереть во имя исполнения назначения, как первосвященника, призванного искупить людские грехи

    Самая ранняя ссылка на Послание встречается в Послании святителя Климента Римского. Оно предостерегает о последствиях исключения из христианского сообщества, отрыва от Христа и потери надежды на Него. Оно ободряет, призывает к укреплению в вере, надежде и любви, какая бы борьба и какие бы испытания нам ни предстояли. Автор Послания укрепляет и воодушевляет читателей, обращая их взор к Христу (Евр. 3:1; 12:2-3). «Слова-связки» соединяют начало нового фрагмента и конец предыдущего. В главном фрагменте темы есть «слова», характерные для данной части книги. Каждый отрезок текста обозначен особым образом. Книга подразделена на несколько глав. Ключевыми темами являются следующие: ангелы, верность, первосвященник, Иисус Христос, вера и терпение.

    Сострадающий Иисус Христос, как небесный первосвященник, милостиво относится к грешникам и наделяет их силой, помогающей им быть стойкими в вере. Наблюдается призыв к жизни, прославляющей Бога. Завершают Послание личные просьбы и приветствия (Евр. 13:18-25).

    Сутью Божественного откровения являются взаимоотношения между Богом и людьми, в Послании к Евреям проясняется, что роль Сына заключается в том, чтобы совершить очищение грехов. Сыну Божьему было необходимо соединиться с человеческой природой, пройти страдания и умереть во имя исполнения назначения, как первосвященника, призванного искупить людские грехи.

    Вочеловечение Сына на земле имело цель спасения от греха и его последствий, что позволяло верующим разделить с ним его славу. Во фрагменте цитируются тексты Писания. Небесное воцарение Сына объясняет его положение по отношению к миру ангелов. Предназначение ангелов — поклонение и служение Богу. Они должны поклоняться Сыну, восседающему по правую руку от Бога, «униженному пред Ангелами», но «увенчанному славою и честью» (Евр. 2:9).

    Ангелы не имели власти и не осуществляли контроль над Сыном. Они отнесены к служебным духам, предназначены для исполнения Его повелений. Они служили Богу через служение тем, которые наследуют спасение. Ангелы занимают более высокое положение в иерархии сотворенных существ, но их назначение ― в помощи в вещах, недоступных восприятию, во имя достижения нами небесного наследия (ср.: Евр. 13:2).

    Послание к Евреям это известие о спасении, проповеданном Господом. Автор Послания к Евреям стремится подчеркнуть, что Иисус раскрывает путь спасения другим (ср.: Евр. 6:20; 12:1-3). Подчеркивается Его совершенство. Крестная смерть и вознесение на небо дают возможность спасения каждому человеку. Иисус освящает, или посвящает народ Богу (ср.: Евр. 10:10,14,29; 13:12). В Послании к Евреям используются ветхозаветные тексты для иллюстрации посвящения Богу, по человеческой природе Его смерть совершилась во имя умилостивления, за грехи народа. Делается акцент на неверии и отступничестве израильтян, ушедших из Египта под предводительством Моисея и не вошедших в землю обетованную. Необходимо быть стойкими в вере (Евр. 4:11). Доверие слову Божьему — главное.

    Автор Послания к Евреям призывает своих собратьев заботиться друг о друге, чтобы не отступить от веры.

    Учение о первосвященническом служении Христа не постигают потерявшие способность слушать и не стремящиеся углубить веру. Сопротивление духовному росту приводит к отступлению, сопротивлению Богу, ожесточает сердце против Бога (Евр. 6:1-8).

    Практически каждая тема могла бы найти свои истоки в иудаизме, приобретая новое освещение с позиций христианского учения об Иисусе как Мессии Израиля. Послание к Евреям развивает такие библейские темы как обращение от мертвых дел и вере в Бога, учение о крещениях, о возложении рук, о воскрешении мертвых и о суде вечном. Учение о Крещении может относиться к иудейским ритуалам омовения (ср.: Евр. 9:10) и их исполнению во Христе. Возложение рук практиковалось у иудеев в сочетании с молитвой, что воспринято самыми ранними христианами (напр.: Деян. 8:17; 9:17-18; 13:3). В условиях преследования обращенные в христианство иудеи отвергают особенности веры и практики, являющиеся особенностями христианства, но считалось, что не отвергают принципов покаяния и веры. Бог не предлагает надежды при постоянном и неуклонном ожесточении сердец против Христа.

    В Послании к Евреям рассматриваются варианты реагирования на благую весть. Люди, слушающие и исполняющие слово Бога, по благодати Божьей получают духовные плоды. Плохой итог будет для ожесточивших свои сердца в неверии и отошедших от Бога (ср.: Евр. 10:26-31). Бог знает реальное духовное состояние людей, и если Он определил их как истинных христиан по прошлым делам, то полагается на их дела и в будущем.

    Читатели с еврейским менталитетом могут предположить, что в христианстве чего-то недоставало, поскольку оно не предложило определенного служения в земном святилище. Послание к Евреям предлагает ответ на этот вопрос. Христос вводит духовные реалии в церемонии старого завета. Автор обращается к концепции посреднического служения Иисуса, являющегося ходатаем нового, лучшего завета.

    Когда автор называет закон Моисея тенью будущих благ, он имеет в виду, что закон является предзнаменованием грядущих благословений нового завета, принесенных Иисусом. Совершенство верующих достигается через очищение совести от вины греха, что способствует посвящению Богу и служению Ему (Евр. 10:10 и 10:14).

    Рассмотрев сложные вопросы, автор обращается к практическим моментам, повторяя предостережения и ободрения. Проявляется связь между богословием и реальной жизнью в вере. В основе христианской веры находится факт доступа в святое святых через Иисуса Христа, как великого Священника над домом Божиим, и через Его смерть. Автор напоминает читателям о страданиях и скорбях, с которыми они встречаются, становясь христианами. Они должны проявить особое доверие к Богу и сострадание к ближним. В главе 11 описаны взаимоотношения между верой и надеждой. Гарантией исполнения надежд является верность обещавшего.

    Бог знает реальное духовное состояние людей, и если Он определил их как истинных христиан по прошлым делам, то полагается на их дела и в будущем

    Те, кто намеренно и постоянно пренебрегает сообществом своих собратьев христиан, подвергаются опасности покинуть самого Господа. (Евр. 13:22; ср.: Евр. 3:13). Если, получив познание истины через Евангелие, человек отворачивается от истины, то не остается более жертвы за грехи. Нет другого пути прощения и принятия Богом, кроме как через смерть его Сына. Отвергнуть эту вселенскую и вечную жертву означает отвергнуть надежду на спасение. Все, что остается для таких людей, — это ожидание Страшного Суда. Их ожидает судьба, равная с теми, кто не обращался ко Христу или противостоял Евангелию. Доверие к Богу нельзя потерять, нельзя дать померкнуть памяти о нем. Это будет достойно вознаграждено (ср.: Евр. 6:10). Спасение не зависит от дел, человеческих усилий, оно принадлежит Богу, но каждому необходимо стремиться показывать свою любовь к Богу через исполнение заповедей. Необходимо проявлять терпение в вере, чтобы выполнить волю Божью и получить обещанное.

    В Послании к Евреям сделан акцент на том, что Христос есть Грядущий, который не умедлит. Адресаты Послания ожидали пришествия Христа. Автор пишет о том, что человек, живущий верою (праведный), может подвергнуться искушению отступничества. Бог не благоволит к колеблющимся в вере: они будут оставлены на погибель, преданы суду. В главе 10 Послания предостережения о последствиях отвержения Христа заменяются ободрением и призывом к стойкости в вере, для получения обетованного (Евр. 10:26-39). В главе 12 описаны образцы ветхозаветной веры. Важнейшим звеном является Иисус как «начальник и совершитель веры» (Евр. 12:2-3). Верующие должны взирать на Иисуса, чтобы получить силу выдержать искушения и преодолеть трудности (Евр. 12:1-13). Страдания Иисуса и смерть, которой он был предан, представляют величайший образец веры.

    Автор начинает с того, с чего начинается Книга Бытие, вера в Бога как в Творца всего сущего. Если Бог контролирует природу и историю, прошлое и будущее, то верующие, для своего спасения, должны доверять Его обетованиям относительно будущей жизни, не взирая ни на какие препятствия. Апостол Павел пишет, что из невидимого произошло видимое, ссылаясь на определение веры. Вселенная как пространство времени имеет невидимый источник и продолжает зависеть от Слова Божия. Такая вера основана на откровении, данном в Священном Писании.

    Заключительный итог миссии Христа — наше участие в Его вечном наследии. Величайшее благословение мы получаем, взирая на начальника и совершителя нашей веры ― Иисуса Христа (ср.: Евр. 3:1). Христиан призывают терпеть наказания, терпеть искушения, показывая Богу особое отношение к Нему (Бог поступает с вами, как с сынами). Автор обращается к нравственному аспекту христианской веры. Иметь мир со всеми ― значит сохранить гармоничные отношения с собратьями-христианами (ср.: Евр. 13:1-3,7,16-17). Святость (букв. «следовать святости») непосредственно связана с этим. Необходимо стремиться жить в святости. Христиане должны заботиться о духовном состоянии своих собратьев, чтобы кто-нибудь не лишился благодати Божией, которая всегда готова «для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Тот, кто не полагается на благодать и не откликается на нее, не войдет в Царство Небесное (ср.: Евр. 3:12-14). Хвала и благодарение составляют основу и побудительный мотив истинного и благоугодного Богу служения. В главе 13 указано на то, что люди должны поклоняться или служить Богу в повседневной жизни, оставаясь верными и послушными Ему всегда (13:15-16). Автор призывает своих читателей любить ближних своих и соблюдать веру (напр.: Евр. 6:10-12; 10:32-36). Обращаясь к христианскому богослужению, автор сравнивает его с богослужением в скинии (Евр. 10-14), показывая, что традиционное восприятие «религии» должно быть изменено под воздействием Евангелия.

    Апостол призывает читателей служить Богу, почитая своих наставников, которые возвестили им Евангелие, и подражать вере их. Наставники приходят и уходят, но Иисус Христос, которому они вверили свою жизнь, вчера и сегодня и во веки. Он навеки останется неизменным (ср.: Евр. 1:8-12), непоколебимым основанием, на котором держатся христианская вера и послушание.

    Иерей Сергий Трущелев

    Ключевые слова: Послание к Евреям, апостол Павел, толкование, церковнославянский язык, история, перевод, Священное Писание


    Новости по теме

    Старцы Глинской пустыни времен Российской Империи Виталий Ляховский По мере того как в мире множатся духовные проблемы человечества, растут и страдания людей. Помочь в деле нашего спасения, духовного просвещения, а также в различных жизненных ситуациях может пример жизни Глинских старцев и их советы.