Смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Московская Сретенская Духовная Семинария

Смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Петр Садыков 3545



В преддверии праздника Покрова Божией Матери хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.

14 октября (по старому стилю 1 октября) мы вспоминаем событие, произошедшее в Константинополе еще в начале X столетия.

Тогда византийская столица находилась в осадном положении, и поэтому во время воскресного всенощного бдения молитва верующих была наполнена прошениями о сохранении их родного города. За Богослужением молились и святой Андрей, Христа ради юродивый, вместе со своим учеником Епифанием, которые в один момент увидели Божию Матерь, окруженную Ангелами и простирающую над собравшимися верующими Свой омофор. «Днесь бо Царица и Владычица всех, руце свои простерши к Сыну Своему, молится прилежно, просящи мира мирови, покрывающи люди от нахождения иноплеменных омофором милости Своея»[1], — поется в одной из стихир на «Господи воззвах» в день Покрова Богородицы. После этого явления враги отступили от города. Народ Божий увидел в произошедшем заступничество Спасителя и Его Матери: «Мати Божия со Ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом <…> за христианы молится Христу помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник»[2].

Зачем возводить это событие в разряд великих праздников, ведь подобное заступничество Божией Матери в истории происходило ни раз?

На Руси это событие начали праздновать во второй половине XII столетия при благоверном князе Андрее Боголюбском, и со временем праздник очень полюбился в нашем народе. Сейчас в России этот день больше почитаем, чем в Греции.

Кто-нибудь может задаться вопросом: зачем возводить это событие в разряд великих праздников, ведь подобное заступничество Божией Матери в истории происходило ни раз (достаточно вспомнить как в августе 1395 года по молитвам москвичей перед Владимирской иконой Божией Матери татарские войска, по сути, ни с того ни с сего ушли обратно в степи)? Да и само избавление Константинополя от захватчиков носит, на первый взгляд, локальный характер, при чем здесь Россия? К тому же многие полагают, что иноплеменниками, пытавшимися захватить Константинополь, были именно восточные славяне, то есть наши предки, зачем же тогда придавать такое значение настоящему празднику?

На все эти вопросы мы попытаемся ответить ниже, раскрыв глубокий смысл, вложенный нашими предками в это событие.

Итак, практически сразу же после Крещения Руси в нашем Отечестве стали с особым почтением и любовью относиться к Божией Матери. Это выражается в большом количестве храмов и церковных праздников, посвященных Царице Небесной, об этом свидетельствует и церковная гимнография. В одной из стихир на вечерне в день праздника Покрова Богородицы упоминается предсказание одного из ветхозаветных пророков о величии Божией Матери, нас же автор песнопения называет свидетелями исполнения этого пророчества, так как «Горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников»[3], то есть везде прославляется Имя Богородицы. И в другом песнопении это событие называется «пророческое истинное сбытие»[4] — истинное исполнение пророчества (слово сбытие переводится с церковнославянского языка как осуществление[5]), пророчества о славе Божией и Его Матери.

Все это объясняет то, почему в России с такой любовью был воспринят праздник Покрова Божией Матери. Наши предки осознали, что «это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией»[6], которая является в особо значимые, порой трудные, моменты нашей жизни.

Наши предки осознали, что «это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.»

Все богослужебные тексты в день праздника Покрова Божией Матери восхваляют нашу Заступницу, при этом прославляется не просто событие X столетия, но и все благодеяния, когда-либо оказанные человечеству: «из Тебе бо без семене родися Христос и сокруши всю демонскую лесть»[7], «Сею бо Адам от тли избавися»[8], «радуйся, демоны прогоняющи Твоим именем»[9].
 

Мы вместе с автором канона обращаемся к Пречистой Деве со словами: «Во гласех пений, Дево, Тебе вопием, Всепетая: радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче и стамно, Манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»[10].

Замечательный проповедник прошлого столетия митрополит Антоний Сурожский говорил: «Когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана»[11]. И это действительно так: омофор, который Божия Матерь подняла и простерла тогда над Константинопольским храмом, покрывает и поныне не какое-то конкретное государство или отдельно взятого человека, но весь народ Божий.

Петр Садыков
семинарист III курса

Ключевые слова: Покров Божией Матери, Россия, смысл, пророчество



[1]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 6-7.

[2]Там же.

[3]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 5.

[4]Там же.

[5]См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 23. — М., 1996.  — С. 91.

[6]Кречетов В., прот. Благодатный Покров // URL: http://www.pravmir.ru/blagodatnyj-pokrov/ (дата обращения: 05.10.2017 года).

[7]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 14.

[8]Там же.

[9]Там же. С. 16.

[10]Там же. С. 12.

[11]Антоний (Блум), митр. Проповедь в день Покрова Божией Матери // URL: http://www.mitras.ru/archive/061014.htm (дата обращения: 05.10.2017 года).



Новости по теме

Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе Сретенская семинария Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О ЗНАЧЕНИИ ЕВХАРИСТИИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1 Алексей Помогов Основываясь на своем глубоком духовном опыте, святитель Игнатий писал, что при Причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение Христа к душе причащающегося, соединение Христа с душой причастника. Это дивное прикосновение христианин начинает ощущать без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку.