Добрый советчик. Интервью семинаристов со своими родителями о воспитании детей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Добрый советчик. Интервью семинаристов со своими родителями о воспитании детей

Михаил Алекумов 11230



Как-то отправляя студентов на зимние каникулы, наш ректор епископ Тихон дал всем, как он подчеркнул, не только интересное, но и очень ответственное задание.

«Отцовский и материнский опыт ваших родителей, — сказал владыка, —  несомненно, чрезвычайно важен для православных, в первую очередь для тех, кто воспитывает и кому еще предстоит воспитывать детей. Ваши мамы и папы  сумели не только вырастить вас, но и привить вам такую живую веру, которая смогла подвигнуть вас на решение посвятить всю свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. Не секрет, что сегодня большинство молодых родителей испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Особенно это касается обучения основам нашей веры и сохранению веры в подростках и молодых людях. Передайте, пожалуйста, вашим родителям мою просьбу рассказать о том, как они воспитывали вас, с какими трудностями сталкивались и как их преодолевали, чем они могут поделиться в вопросах православного воспитания и с вами, и с вашими однокашниками, которым предстоит создавать семью, воспитывать детей и держать ответ за них перед Господом Богом».

Все родители откликнулись на просьбу владыки ректора, и сегодня мы начинаем публикации бесед о воспитании наших студентов со своими родителями.

Редакция сайта Сретенской духовной семинарии.


Интервью семинариста с мамой

 Мама, что главное в воспитании по твоему опыту?

– В младшем возрасте, на мой взгляд, очень важно, чтобы ребенок ощущал стабильность и защищенность. Он должен быть абсолютно уверен, что его любят, желают ему только хорошего, завтра будет все так же хорошо, как и сегодня, что не произойдет ничего непредсказуемого, все будет под контролем родителей.

Важно с самого раннего возраста добиться взаимопонимания с ребенком, чтобы всегда был диалог, как говорит наш духовник, «от сердца к сердцу». В более старшем возрасте важно не только оставаться для ребенка авторитетом, но и другом.

Чтобы этого добиться, нужно с самого раннего детства интересоваться жизнью и проблемами маленького человечка. Он должен быть абсолютно уверен, что его «проблемы» глубоко волнуют маму и разобраться в них можно совместными усилиями. Что бы ни случилось, даже самое страшное, нужно бежать к маме, а не от мамы.


 – Что значит традиция, традиционные ценности в воспитании?

 – Конечно, традиция в семье играет очень важную роль. Когда ребенок ожидает праздников Пасхи, Рождества, именин и связанных с ними сложившихся семейных обычаев. Также важны почитание памяти усопших родных, совместные молитва, чтение, проведение отпусков, обсуждение телепрограмм и фильмов, книг и статей.

Основа семьи  – любовь, а традиция  – это то, что ее цементирует, то, что может передаваться через поколения.


 – Как ты выстраивала иерархию (соподчиненность) в семье?

 – Ребенок должен находиться в абсолютном послушании у родителей, а также у бабушки и дедушки. Если в процессе воспитания возникают противоречия у взрослых, они должны разрешаться без присутствия ребенка.


 – Каким должно быть воспитание детей: строгим, требовательным, или, наоборот, мягким, в разумном сочетании или каким-то иным образом?

 – Всему свое место и время: должно быть место строгости, требовательности, но не только. Должна быть и мягкость, ласка. Если быть только строгим, то это вызовет у ребенка ожесточение и скрытность. Он должен доверять родителям и всегда знать, что они  – те, кто поймет и поможет в любой ситуации.

Необходимость сохранения доверительных отношений позволяет родителю всегда быть в курсе событий, происходящих в жизни ребенка

Что касается обязанностей маленького члена семьи (учеба, домашние дела) – здесь необходим серьезный подход, требовательность. В период отдыха, конечно, можно и нужно приласкаться, пошутить, пошалить с ребенком.


 –  Почему во многих церковных семьях не удается воспитать верующего православного христианина?

– Наверное, в какой-то момент срабатывает другой авторитет (товарищей, сверстников), который перехватывает инициативу. Это может увести ребенка из семьи, направить к ложным ценностям, опирающимся на низменные страсти. Поэтому важно, чтобы авторитет родителей главенствовал всегда, особенно в подростковый период, важный для формирования личности.


 – Как ты удерживала детей от опасных соблазнов, и осуществимо ли это в нашем современном мире?

 – Необходимость сохранения доверительных отношений позволяет родителю всегда быть в курсе событий, происходящих в жизни ребенка. Это дает возможность вовремя заметить вредные тенденции и терпеливо, аргументированно объяснить ребенку опасность и последствия от воздействия окружающих соблазнов.


 – Важна ли родительская власть? Каким образом она проявляется?

 – Эта власть – основа воспитания на определенном этапе формирования личности, пока ребенок в силу отсутствия опыта не способен принимать дальновидных решений, видеть последствия своих поступков во времени. Здесь родители своей властью должны жестко пресекать негативные тенденции, одновременно не оставляя доверительного разговора и объяснения с ребенком.


 – Апостол Павел говорил: Отцы, не раздражайте детей ваших (Кол. 3:21). Как это применимо в воспитании?

 – Вероятно, имеется в виду назойливое повторение каких-либо малозначащих истин. Родительское слово должно быть веским, обладать большой смысловой нагрузкой. Родитель должен четко оценивать ситуацию, в которой необходимо его вмешательство и не злоупотреблять необходимостью воздействовать на ребенка тогда, когда это не нужно – не дергать ребенка по мелочам.


 – В чем и в какой мере надо предоставлять ребенку свободу?

 – Может быть, в организации своего свободного времени, пока родительский глаз не увидит ошибок в этом процессе, тогда можно мягко откорректировать. Все зависит от возраста ребенка. Для каждого возраста  – своя степень свободы. В маленьком возрасте – свобода ограничивается там, где возникает прямая опасность для жизни и здоровья малыша. Также в раннем возрасте закладываются границы дозволенного в общении с окружающими людьми – то есть зачатки уважения к старшим, к людям вообще. 

Первостепенно важно, чтобы ребенок находился в среде, близкой по духу мне самой

В подростковом возрасте родитель должен ограничивать степень свободы ребенка там, где подстерегает опасность не только его физическому состоянию (курение, алкоголь, опасные игры), но, что важнее первого, – его правильному духовному развитию. Помимо деликатного религиозного воспитания, необходимо решительно пресекать на корню зачатки хамства, пренебрежения, превознесения себя над другими, то есть гордыни.


 – Была ли ты внимательна к моему окружению: с кем я дружу? С кого беру пример? Кому хочу подражать?

 – Конечно. Для меня всегда было первостепенно важно, чтобы ребенок находился в среде, близкой по духу мне самой (православные детский сад, школа, друзья). Желательно, чтобы общение детей происходило в кругу православных детей, на виду у родителей. Общение и дружбу желательно поддерживать с детьми, семью которых хорошо знаешь. В противном случае, оценить степень негативного влияния такой дружбы окажется невозможным. Главное – не оставлять ребенка без контроля и присмотра.


 – Как ты прививала любовь к чтению, к классической культуре?

 – С трудом. Прямым авторитарным давлением.


 – Каким образом ты помогала преодолевать мне подростковые проблемы?

 – Душевным разговором, примерами из своей и чужой жизни.


 – Как ты воспитывала трудолюбие?

 – Необходимо, чтобы ребенок имел хотя бы небольшой круг обязанностей по дому, знал, за что он отвечает. Степень сложности не должна вызывать отвращения и желания избежать их выполнения. При этом надо чередовать полезное с тем, что ребенку просто хочется делать – нельзя, чтобы это было принудительно и тяжело. За ответственно выполненную работу хорошо бы похвалить, а не принимать это как должное.


 – Как ты относишься к физическим наказаниям и в каких случаях считаешь их полезными?

 – Физическое наказание в виде легких шлепка или подзатыльника, на мой взгляд, допустимо в ситуации, когда ребенок напроказничал, будучи заранее предупрежден, что этого делать нельзя, либо назло, проявляя свою гордость, каприз или упрямство. Но это допустимо крайне редко. Гораздо действеннее, на мой взгляд, использовать строгий тон, объяснение того вреда, который причинил ребенок окружающим, как обидел или расстроил маму. Важно, чтобы ребенок сам испытал неловкость, жалость, чувство стыда за проступок.


 – Какими представлениями о воспитании детей ты руководствовалась в первые годы родительства и изменялись ли эти представления по мере моего взросления?

 – У родителя, особенно с первым ребенком, преобладают в воспитательном процессе мотивы сохранения его жизни и здоровья, защиты его физической целостности. Со временем можно это переоценить, понимая, что при сохранении необходимости прививания навыков осторожности, видения опасности, не менее важным является преподание малышу с самого раннего возраста уроков любви, сочувствия, сострадания, то есть начал духовного воспитания.


 – Какова роль физического воспитания? Какими средствами воспитывается физически развитый, здоровый ребенок?

 – Нужно приучать ребенка к спортивным занятиям, гулять с ребенком. Но в современных условиях я бы не советовала широко использовать воспитание ребенка во дворе, пусть даже если там можно физически тренироваться (турник, тренажеры, футбольная площадка). Пусть лучше дома будет спортивный комплекс, чем футбол с руганью во дворе. А свежий воздух – на прогулке с родителями после работы и по выходным. Летом  – выезд на дачу с контролем круга общения подростка.

Важно суметь своей родительской любовью не навредить, а передать ребенку лучшее, что есть в тебе, научить развиваться самостоятельно, быть счастливым

 – Какое место в воспитании занимала твоя забота об образовании ребенка?

 – Я всегда знала, что ребенок должен расти в православной среде. Раньше не было такого выбора, как сейчас, православных школ и детских садов. С Божией помощью, мы нашли и детский сад, и школу. Люди, участвующие в воспитании ребенка, должны разделять систему ценностей, принятую в семье, то есть быть православными воцерковленными христианами. Для меня это было основополагающим в выборе учебного заведения. Мы сами были начинающими, поэтому помощь людей, уже живущих в Церкви, была просто неоценима.


 – Какую роль играли бабушки дедушки в воспитании?

 – Нам повезло с бабушкой. Она была талантливым и творческим человеком. Несмотря на свою тяжелую болезнь, она много занималась с ребенком: специально для него придумывала интересные занятия – игры, сказочные представления, стишки к праздникам, викторины. Немалая роль в создании и сохранении семейных традиций принадлежит ей. Своим личным опытом терпения скорбей и болезней, она давала первые уроки мужества ребенку. В целом, влияние бабушек и дедушек – это искренняя любовь, которую ребенок чувствует и к которой тянется, отвечая взаимностью.


 – Насколько важен пример родительского оптимизма в трудных жизненных ситуациях?

 – Не столько оптимизма, сколько мудрого и спокойного отношения к трудным ситуациям. В подобных ситуациях ребенок непременно должен чувствовать себя защищенным.


– Что ты считаешь в родительском опыте самым важным и ценным?

– Главное – любить и понимать ребенка, сохраняя его доверие к себе. Важно суметь своей родительской любовью не навредить, а передать ребенку лучшее, что есть в тебе, научить развиваться самостоятельно, быть счастливым. С момента рождения – не упуская времени, забыв себя, без раздражения и обид – стараться быть примером для малыша. По мере взросления ребенка оставаться добрым советчиком, «отцом», который всегда примет «блудного сына».

Ребенок должен стать лучшим продолжением своих родителей.


С Алекумовой Натальей Владимировной беседовал 

Михаил Алекумов

студент ΙΙ курса магистратуры


Новости по теме

Служение слова и любви Константин Цырельчук Священникам Русской Православной Церкви, служившим на ниве Христовой в нелегкие годы XX-го века, приходилось сталкиваться со многими скорбями, каждый день отстаивать звание священнослужителя и защищать Церковь от притеснений атеистической властью. Особенно тяжело было столичным священникам. Одним из таких представителей духовенства был настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе — протоиерей Всеволод Шпиллер. О его жизни и служении и пойдет речь в этой статье.

АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОЛОГОДСКОГО СЕМИНАРИСТА. ЧАСТЬ 1 Евгений Грязнов С началом курса семинарии открывалась для ученика область словесного искусства; мало того, на первом же курсе семинарии центр тяжести классных ученических трудов и забот и научного интереса перемещался от древних языков на курс словесности. Семинарист испытывал свои силы на первых шагах сочинительства и рад был, что для него приподнимается завеса этого таинственного искусства.

Иоанна _

Как можно прямым авторитарным давлением привить любовь? Даже если это любовь к чтению?

Ответить

Ольга

Спасибо,очень хорошая  вышла у Вас статья! Много полезной информации, что-то у нас слава Богу реализовывается,узнаю некоторые вещи. Но любой позитивный опыт в таком важном деле бесценный! Спасибо за статью ))

Ответить

Светлана Валентиновна

Спасибо Наталье Владимировне и Михаилу! Замечательные и очень поучительные советы!   Молодые родители должны взять их на вооружение. У нас три дочери (старшие-замужем) и я могу с уверенностью сказать,что нам помогала воспитывать их ЦЕРКОВЬ!

Ответить

тамара

Как мама обо всём верно говорит,от самого сердца,очень доверительно и тепло.

Ответить