Как жил и чему учил свт. Василий Великий

Московская Сретенская  Духовная Академия

Как жил и чему учил свт. Василий Великий

Иерей Павел Карев 14504



Перед каждым человеком, если он христианин, встает вопрос: что нужно делать, чтобы спастись? В поисках ответа обратимся к наследию святителя Василия Великого. Пример его жизни особо важен для нас, хотя бы потому что в его семье, в одном поколении, среди его братьев и сестёр было четверо святых, включая его самого, кроме того, Церковью прославлены его мать и бабушка...

Содержание:

  • О цели нашей жизни
  • Жизнь святителя: путь к святости
  • Труды святителя Василия Великого: о чем, зачем и как

  • О цели нашей жизни

    Каждый человек хотя бы раз задумывается о том, что такое жизнь, для чего он живёт? Такие мысли могут придти в час размышлений, в час созерцаний. Чаще люди начинают думать об этом, когда их посещают скорби, когда они ищут спокойствия себе, счастья и не могут найти.

    Человек стремится к счастью. Когда он здоров, когда у него есть всё, что только можно пожелать, он, кажется, счастлив. Но вот человек увидел похороны, болезнь, или его самого посетили несчастья. И всё, что раньше приносило утешение, меркнет от величины скорби, от величины увиденного и осознанного. Человек начинает метаться, прежние его представления о счастье рушатся, он пытается найти себе хоть в чём-то опору и не может. Он понимает, что жить так, как прежде, больше не может. Ему больше не приносят утешения только земные удовольствия. Эту «жажду» в состоянии утолить только то, что является её причиной. Так, естественную необходимость в воде человек удовлетворяет, когда пьет. Вот и эту жажду, вызванную духовным голодом, может удовлетворить только Дух. И наука согласна с тем, что человек — это не только материя и набор инстинктов, он выше и больше этого. Естественно, ему необходимо следить за хорошим состоянием всего своего организма, иначе неизбежно его системы придут в расстройство. Появятся телесные болезни, психологические расстройства, и неизбежно духовная часть человека станет неизлечимо больной или даже мёртвой, духовно мёртвой.

    Когда земные блага теряют свою значимость для человека, он продолжает искать то, что могло бы принести ему вновь радость и спокойствие. Наконец, он находит причину и приходит к осознанию реальности духовной жизни. Но затем важным моментом в жизни человека становится выбор.

    Выбор между тем, что нужно в поисках истинного источника удовлетворения идти до конца, честно отвечая на все вопросы, которые возникают по пути к этому источнику, или, испугавшись длины и опасности пути, попытаться найти заменитель этого источника. Дальше всё зависит от человека: если он имеет достаточно мужества, то отзывается на призыв Спасителя: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, потекут реки воды живой (Ин. 7:37-38), и идёт к Источнику. К сожалению, многие люди бояться этого пути, опасаясь его трудностей, и уклоняются в секты, находят себе «покой» даже в сатанинских сборищах. Или подавляют свою духовную часть, умерщвляют её, окончательно погрузившись в земную, страстную жизнь.

    Такие люди наносят своей душе ущерб. Страшен жизненный пример таких людей. Но, тем не менее, каждому человеку нужно решать, идти ли ему к Спасителю, к настоящей жизни, или свернуть со спасительного, но тернистого пути на «широкую дорогу».

    Человек стремится к счастью

    Момент такого выбора происходит не только с каждым человеком, но и с целыми народами, странами. Наша страна является ярким примером этого. Толчком к переосмыслению своей жизни, для многих наших соотечественников, стал распад Советского Союза вместе с его идеологией. Людям вновь пришлось отвечать на вопрос о смысле своего существования.

    Не все нашли силы вернуться в Православие, многие уклонились в заблуждения, секты. Те же, кто пришли в храмы, зачастую привносили и свои представления о духовной жизни, греховные наклонности. Многие смогли победить их в себе, но это далось очень тяжело.

    Но всегда в трудную минуту на помощь таким людям приходили святые, не только как молитвенные ходатаи перед Богом о людях, но и как видимый пример жизни. Таким образом великие отцы Церкви и поныне проповедуют, возвещают правду, приводят ко Христу.

    Перед теми людьми, которые смогли по-настоящему понять и поверить, что смысл земного бытия — это восхождение к Богу, а смысл существования человека — пребывание с Богом, встал вопрос, а что нужно делать, чтобы быть с Ним?

    Этот вопрос актуален всегда, потому что каждый человек живёт один раз, у него нет опыта прошлых жизней, ему нужно самому отвечать на него. Человеку в его поисках могут помочь наставники, люди старших поколений. Для нашего же времени этот вопрос наиболее актуален, поскольку очень многое было разрушено в советское время: прежде всего, быт народа — ведь нас лишили возможности соприкасаться с родным Православием. Затем люди, выросшие в атеистическом государстве, пришли в Церковь, ничего не зная о ней, о жизни в ней. И перед ними встал вопрос: что же следует делать, чтобы спастись?

    Всё зависит от человека: если он имеет достаточно мужества, то отзывается на призыв Спасителя

    Обратимся с этим вопросом к наследию святого IV века святителя Василия Великого. Отчего же именно к нему? Дело в том, что в его семье среди братьев и сестер было четверо святых, включая его самого, кроме того, Церковью прославлены его мать, святая Эмилия, и бабка, святая Макрина Старшая.

    Но прежде чем мы обратимся к наследию святого отца, нужно узнать его жизнь, поскольку она сама служит нам добрым примером, и постараться понять его личность, чтобы лучше прочувствовать его учение.

     

    Жизнь святителя: путь к святости

    Святой Василий родился в Каппадокии близ Кесарии около 330 года[1]. Он происходил «из известного в Понте и Каппадокии рода, который славился как богатством, знатностью и дарованиями, так и ревностью к христианской вере. Святой жизнью прославились его бабка Макрина, отец его Василий и мать Емилия, старшая сестра Макрина и два брата — Григорий, епископ Нисский, и Пётр, епископ Севастийский»[2].

    Детство святой Василий провёл в Понте в имении, принадлежавшем его отцу. Воспитанием его занималась главным образом бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского: «О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до неё по преемству памяти, и которые и сама она соблюдала, и во мне ещё с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия»[3].

    Его первоначальным образованием занимался отец Василий Старший, известный и всеми уважаемый ритор в Неокесарии. Дальнейшее обучение будущий святитель продолжил в городе Кесарии, затем в Константинополе и, наконец, в Афинах, где он познакомился и подружился с Григорием, будущим Богословом. В надгробном слове святой Григорий так вспоминает это время: «Мы вели дружбу и с товарищами, но не с наглыми, а с целомудренными, не с задорными, а с миролюбивыми; ибо мы знали, что легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому своё здоровье. Что касается до уроков, то мы любили не столько приятнейшие, сколько совершеннейшее: потому что и сие способствует молодым людям к образованию себя в добродетели или в пороке. Нам известны были две дороги: одна — это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первою, вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги — на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества — предоставляли мы желающим»[4].

    Благодаря своим талантам и трудолюбию друзья смогли достичь больших успехов в области риторики, грамматики и философии. Но всё время обучения «в душе святого Василия боролись два стремления — пафос философский, жажда знания и пафос аскетический, желание уйти от мира в тишину и безмолвие созерцания»[5]. И в 359 году Василий возвращается на родину.

    Воспитанием его занималась главным образом бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского

    Некоторое время он увлекается блестящей карьерой ритора, но скоро оставляет комфортную жизнь и удаляется в уединение. В этом выборе ему помогла старшая сестра святая Макрина, вот что об этом повествует святой Григорий Нисский: «Вернулся из учебных заведений, где долгие годы совершенствовался в красноречии, достославный Василий, брат мой, о ком речь выше. И несмотря на то, что она (Макрина) столкнулась с его чрезвычайным самомнением по поводу своего ораторского дара, и пренебрежением ко всем принятым правилам, и надменным сознанием превосходства над всеми славными людьми провинции, она с такой быстротой направила его на стези истинного любомудрия, что он, оставив всё мирское тщеславие и презрев тягу к ораторским успехам, сам сделался сторонником той же трудовой и самостоятельной жизни и совершенным нестяжанием стал уготавливать себе беспрепятственный путь к добродетели»[6].

    В этом примере из жизни святителя видно, что святые оставались простыми людьми, подвергающимися искушениям, согрешающими, но они сумели победить в себе грехи и, насколько это было возможно, приблизиться к Богу. Этот пример показывает, что каждый человек может стать святым, если этого захочет, и сумеет победить в себе всё греховное. Так святой Василий, в конечном счёте, сумел победить в себе гордость и внять мудрым советам старшей сестры.

    Вскоре Василий принимает святое крещение, от кесарийского архиепископа Диания, и отправляется в путешествие по Сирии и Египту. Там он знакомится с монашеской жизнью, с выдающимися старцами. Так же это путешествие дало ему ясное представление о догматических спорах, разрывавших церковное единство.

    После своего возвращения на родину Василий удаляется в пустыню близ Неокесарии, на берегу реки Ирис, чтобы предаться аскетическому образу жизни. Святой считал, что лучше для монашеского подвига подходит общежитие. Вскоре к святому Василию пришёл его друг Григорий Богослов, около них стали селиться подвижники и таким образом возникло несколько монастырей. Известно, что вместе с Василием был и его брат Григорий Нисский. Для этих монастырей святитель Василий Великий ввёл «новые формы и правила иноческой жизни, совмещающие в себе черты отшельнического и общежительного монашества... Всё свободное время, после дневных трудов над возделыванием пустынной земли, посвящалось молитве и чтению священного Писания, и лишь немногие часы уделялись сну. Плодом изучения Священного Писания и сочинений Оригена явился их (вместе с Григорием Богословом) общий труд — "Филокалия" ("Добротолюбие")»[7].

    Около 364 года святого Василия вызывает в Кесарию преемник архиепископа Диания, Евсевий. Он посвятил Василия в пресвитера, и сделал своим ближайшим помощником. «(Василий) был у Предстоятеля всем — добрым советником, правдивым предстателем, истолкователем Божия слова, наставником в делах, жезлом старости, опорою Веры, самым верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних... С сего времени и церковное правление перешло к Василию, хотя на кафедре занимал он второе место, ибо за оказываемую им благорасположенность получил в замен власть. И было какое-то чудное согласие и сочетание власти; один управлял народом, а другой — управляющим»[8]. В таком поведении святого видится удивительный пример смирения. Он не стал плести интриги, не стал добиваться высшей власти. Он старался послужить Церкви всем, чем может, и, если видел, что у Евсевия что-то не получается, он исправлял, оставляя авторитет епископа неприкасаемым.

    В 368 году в стране разразился сильный голод. «Унаследовав от своих благочестивых родителей великое духовное богатство: от матери, которую святитель Григорий Богослов называет питательницей бедных, склонность к благотворительности, а от отца, по профессии ритора, ораторские способности, святитель Василий то и другое широко применил во время бедствия. Он произнёс в Кесарии свою знаменитую речь «Во время голода и засухи», которой тронул сердца жестоких богачей и торговцев, побудил их открыть житницы для голодающих. Слово своё он подкрепил собственным примером. Оставшееся после смерти матери имущество он продал и, закупив хлеб, раздал его голодающим. Благотворительность его в это время не знала различия между верными и неверными»[9].

    Кроме того, ещё одной причиной, по которой был призван Василий, это вновь разразившаяся борьба между православными и арианами: к власти в империи пришёл арианин Валент, который естественно стал притеснять православных. Богословы, разделявшие взгляды ариан, стали публиковать свои трактаты. Архиепископ Евсевий не обладал богословским талантом, и помощь Василия оказалась весьма кстати.

    К тому же, в 370 году, умирает Евсевий, и начинаются интриги против Василия. И всё же его избирают на кесарийскую кафедру.

    «Характерная черта личности Василия Великого, проявившаяся во всей его деятельности, — это организаторский талант. Везде и всегда он выступает объединителем сил и творцом прочной организации. Он учреждает в Каппадокии монашество, имевшее такое огромное практическое значение в истории Церкви, и даёт ему устав. Он ставит на твёрдую почву церковную благотворительность, исправляет недостатки клира, объединяет православных Востока, ищет союза с Западом»[10].

    Вскоре к святому Василию пришёл его друг Григорий Богослов

    Интересную характеристику личности даёт Василию Великому прот. Г. Флоровский: «Святой Василий был пастырем по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли, прежде всего. Но у него не было того боевого героизма, которым так выделялся святой Афанасий, точно молодевший в борьбе. Святой Василий от борьбы уставал. Ему легче было обороняться изо дня в день, нежели биться в решительной битве. Но он был человеком долга. И он старался преодолеть самого себя в послушании, смиренном несении упавшего на него долга. Его воля была закалена в суровом аскетическом искусе. Сила воли чувствуется в самом его стиле, резком, точно кованном. В характере святого Василия было что-то крутое и властное, и его властность многим казалось тяжёлую. На него жаловался даже его нежный и любящий друг святой Григорий Богослов. Но Василий не был человеком холодным. Он был очень впечатлителен, болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей, — прежде всего, Евстафия Севастийского. И иногда у него срывались слова горечи и отчаяния. Но обычно он скрывал, превозмогал свои чувства, свои огорчения и подчинял свои личные чувства заповедям и долгу. И это была волевая бодрость, — не природная, — телесно святой Василий никогда не был крепок, с молодости был хвор. А душевно от природы был предрасположен скорее к грусти, которой не могли разогнать тяжёлые впечатления окружающей жизни. С тем большей яркостью открывается сила его воли»[11].

    «Но главным своим делом святой Василий считал защиту православной веры от еретической смуты и восстановление церковного мира»[12]. В этой борьбе он проявлял удивительную стойкость и мужество. Вот что повествует нам Григорий Богослов: однажды святителя Василия пригласил к себе префект, правитель Каппадокии Модест, ярый сторонник ариан и императора, и попытался привлечь его на свою сторону, так как святой Василий пользовался большим авторитетом не только среди епископов, подчинённых ему, но и среди православных по всей империи.

    « — Для чего тебе, — сказал Модест, — хочется противиться такому могуществу, и одному из всех оставаться упорным?

    — В чём и какое моё высокоумие? Не могу понять сего, — отвечал святой Василий.

    — В том, что не держишься одной веры с царём, когда все другие склонились и уступили.

    — Не сего требует царь мой, не могу поклониться твари, будучи сам Божия тварь и имея повеление быть богом...

    — Что же, разве не боишься ты власти?

    — Нет, что ни будет, и чего ни потерплю.

    — Даже хотя бы потерпел ты и одно из многого, что состоит в моей воле?

    — Что же такое? Объясни мне это.

    — Отнятие имущества, изгнание, смерть.

    — Если можешь, угрожай иным; а это нимало нас не трогает.

    — Как же это, и почему?

    — Потому, что не подлежит описанию имуществ, кто ничего у себя не имеет, разве потребуешь от меня и этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю; потому что не связан никаким местом, и то, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинуть, будет моё. Лучше же сказать, везде Божие место, где ни буду я пресельником и пришельцем (Пс. 38:13). А истязания что возьмут, когда нет у меня и тела, разве разумеешь первый удар, в котором одном ты и властен? Смерть же для меня благодетельна: она скорее препошлёт к Богу, для Которого живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер, и к Которому давно поспешаю.

    Правитель, изумлённый такими словами, сказал:

    — Так и с такою свободую никто доселе не говорил передо мной.

    — Может быть, ты не встречался с епископом: иначе без сомнения, имея дело о подобном предмете, услышал бы ты такие же слова. Ибо во всём ином, о правитель, мы скромны и смирнее всякого — это повелевает нам заповедь, и не только перед таким могуществом, но даже перед кем бы то ни было, не поднимем брови: а когда дело о Боге, и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, мы имеем в виду одного Бога»[13].

    Вскоре в Кесарию прибыл сам император. Он присутствовал за богослужением в храме, где служил святитель. Многие ждали, что Василий не потерпит присутствие императора-еретика, но святитель не стал выгонять Валента. После службы между ними состоялась долгая беседа, после которой император «отменил насильственное введение арианства»[14].

    Не помогло властьимущим и то, что они разделили некогда единую каппадокийскую епархию на две части. Святой Василий рукоположил во епископы своих сторонников и, в целом, православие одержало победу над аринством в Каппадокии.

    В 373 году умер император Валент. Вместе с его смертью прекратилось и господство ариан. Победой в этой борьбе стал II Вселенский Собор, созванный в 381 году. Василий Великий не дожил до него всего два года. Однако ещё при жизни ему удалось примирить восточных епископов и утвердить мир в Церкви. Скончался святитель 1 января 379 года.

    Многие ждали, что Василий не потерпит присутствие императора-еретика, но святитель не стал выгонять Валента

    Святитель был подлинным подвижником: «Он старался быть, а не казаться только совершенным, жил не в бочке и не среди торжища, где мог бы всем наслаждаться, самый недостаток обращая в новый род изобилия. Но без тщеславия был убог и нестяжателен, и любя извергать из корабля всё, что когда ни имел, легко переплыл море жизни»[15].

    А основное дело святителя — «образование православного ядра "новоникейцев" и соединение Востока с Западом — сразу же обрисовалось как дело исторически великое»[16]. И вскоре после своей смерти святой Василий своими ближайшими последователями был назван Великим.

    Нам же, христианам XXI века, «его святая жизнь и его творения являются путеводной звездой в жизни и... в деле спасения»[17].

     

    Труды святителя Василия Великого: о чем, зачем и как

    «Василий Великий — человек дела, а не науки и литературы. Тем не менее, само дело, которое он защищал, требовало борьбы посредством литературного оружия»[18]. Вот как сам святитель говорил об этом: «Если бы все, на кого призвано имя Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пожелали ничего не искать, кроме евангельской истины, довольствоваться же апостольским преданием и простотою веры: то и от нас, в настоящее время, не потребовалось бы слова, а напротив того, и теперь, конечно, возлюбили бы мы то же молчание, которое предпочитали с начала. Но поелику враг истины, сверх плевел, сначала посеянных им в Церкви Божией, постоянно новыми приращениями умножая зло, и ныне сыскав орудия, которые вполне вмещают в себя всю его злохитренность, отрицает божество Единородного... то и мы, по необходимости, ради вашей предписывающей это любви, и ради собственной безопасности... решились стать за истину и обличить ложь»[19].

    Сохранившиеся творения святого Василия по содержанию и по форме разделяются на пять групп: сочинения догматические или догматико-полемические, экзегетические, аскетические, гомилетические и письма.

    Догматические сочинения (т. е. систематизирующие)

    1)                 Из числа их особенно важен труд «Опровержение на защитительную речь злочастивого Евномия». Он был написан в 363 или 364 году. Сочинение разделяется на пять книг. В первой опровергается учение еретика Евномия о том, что понятие «нерождённости» служит выражением самой сущности Божества. Во второй доказывается единосущие Сына Божия Богу Отцу, а в третьей опровергаются доводы Евномия против признания единосущия Духа Святого. Содержанием четвёртой и пятой книг тоже служит доказательство единосущия Сына и Духа Святого. Эти две последние книги представляют собой не столько законченное целое, сколько собрание материалов. «Они дело позднейшей руки, которая черпала для них содержание в сочинениях Василия Великого»[20].

    2)                 Сочинение «О Духе Святом», написанное по просьбе друга святителя Василия, св. Амфилохия, епископа Иконийского, около 375 года. Этот труд посвящён доказательству единосущия Сына Божия и Духа Святого. Василий Великий употреблял в общественных молитвах две формы славословия — «Слава Отцу через Сына в Святом Духе» и «Слава Отцу с Сыном и со Святым Духом». В сочинении о Духе Святом Василий оправдывает последнюю форму славословия ссылкой на то, что Сыну и Духу принадлежит одна и та же слава, потому что Они единосущны Отцу.

    Экзегетические сочинения (т. е. толковательные)

    1)                 Сюда относится прежде всего «Шестоднев», который уже в древности пользовался большой известностью как на Востоке, так и на Западе. В нём святой Василий выясняет буквальный смысл истории творения. Главной целью этих бесед всё же является нравственное назидание, чем подробное истолкование дней творения.

    Нельзя не упомянуть и о «Литургии Василия Великого». Бесспорно, не вся литургия принадлежит святому Василию

    «По вопросу об авторстве бесед "О сотворении человека", которые в одних рукописях атрибутируются Василию Великому, в других Григорию Нисскому, существуют разные мнения. В пользу авторства Василия Великого высказывались А. Смете и М. Ван Эсбурк, по их мнению, гомилии составлены Василием Великим и являются поздним дополнением к "Шестодневу". Хёрнер, издавший эти гомилии в корпусе творений свт. Григория Нисского, полагает, что это сочинение основано на материалах, оставшихся по смерти Василия Великого»[21]. Важно отметить, что даже если эти две беседы не принадлежат Василию Великому, в них выражены его мысли, поскольку святитель Григорий Нисский использовал «материалы, оставшиеся по смерти» своего старшего брата.

    2)                 В 13 беседах на отдельные псалмы Василий Великий пользуется текстом не столько для его истолкования, сколько для целей нравственного назидания.

    3)                 Толкование на 1-16 главы Книги пророка Исаии. Представляет собой подробное и общедоступное изъяснение по большей части буквального смысла текста с приложением нравственных наставлений. Этот труд, по-видимому, не принадлежит самому Василию, но написан во времена святителя.

    Аскетические творения

    1)                 «Предначертание подвижничества» — увещание ищущим христианского совершенства смотреть на себя, как на духовных воинов Христа, обязанных со всей тщательностью вести брань духовную и выполнять своё служение, чтобы достигнуть победы и вечной славы;

    2)                 «Слово подвижническое и увещание об отречении от мира» содержит призыв к отречению от мира и к нравственному совершенству. Автор сравнивает жизнь мирскую с монашеской и отдаёт предпочтение последней, не осуждая и первой; даёт наставления относительно различных благочестивых упражнений и описывает степени христианского совершенства, которые достигаются только великими трудами и постоянной борьбой с греховными стремлениями;

    3)                 Два трактата: «О суде Божием» и «О вере» — служат как бы введением к нравственным правилам, числом 80, которые состоят из различных нравственных тезисов, подтверждаемых ссылками на Священное Писание.

    4)                 «Слово о подвижничестве первое» — о том, чем должно украшаться монаху. В кратких положениях даются превосходные предписания для поведения монаха и вообще для духовной жизни, чтобы она во всех отношениях отвечала требованиям аскетического совершенства. Это слово служит введением к «Правилам», пространно изложенным и кратко;

    5)                 «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах» состоят из 55 отдельных правил, представленных в виде вопросов монахов и ответов святого Василия или его рассуждений относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни.

    6)                 «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах», числом 313, содержат почти те же мысли, какие раскрыты и в пространных правилах, с тем различием, что в пространных правилах излагаются основные начала духовной жизни, общие принципы монашества, а в кратких — более специальные, частные наставления.

    Все эти произведения признаются несомненно подлинными творениями Василия. Остальные аскетические сочинения, известные под его именем: 1) два слова о подвигах иноческих — второе и третье, излагающие обязанности монашеской жизни и увещание к исполнению их, и 2) «Подвижнические уставы», состоящие из предисловия и 34-х глав и излагающие в простой речи правила монашеской жизни, главным образом, для пустынников, — должны считаться или сомнительными (как два слова о подвигах иноческих, ввиду недостатка свидетельств в пользу их подлинности), или же подложными (как последнее произведение, излагающее взгляды, несогласные с учением святого Василия в его подлинных произведениях)[22].

    Гомилетические творения (т. е. проповеди)

    Вопрос о подлинности бесед, приписываемых Василию Великому, особенно труден. «Подлинными считаются собрание 24 бесед, которые отличаются отчасти догматическим или, вернее, экзегетическим характером, отчасти нравственно-богословским. Некоторые из них содержат похвалу мученикам. Василий Великий был одним из известнейших проповедников древности»[23].

    Письма

    Уже святой Григорий Богослов занимался составлением сборника писем святого Василия. До нас сохранились 365 писем, из которых две трети написаны во время епископства Василия Великого. Письма по большей части касаются событий и волнений той эпохи. Некоторые из них содержат целые богословские трактаты, посвящённые тому или другому вопросу, связанному с арианскими спорами. Три так называемых канонических послания к Амфилохию Иконийскому содержат постановления, касающиеся покаянной дисциплины.

    «Письма великого кесарийского архиепископа представляют большую ценность, прежде всего для характеристики личности этого вселенского учителя Церкви, так как ярко отображают высокие достоинства его ума и сердца, заботу о всех Церквах и горячую любовь к людям, особенно к страждущим и бедствующим: как пастырь, он подаёт совет в нужде и сомнениях; как богослов, принимает деятельное участие в догматических спорах; как страж веры, настаивает на соблюдении Никейского символа веры и признании Божества Святого Духа; как хранитель церковной дисциплины, стремится к устранению непорядков в жизни клира и к установлению церковного законодательства; наконец, как церковный политик, он, при поддержке святого Афанасия, заботится об оживлении сношений с Западной Церковью интересах поддержки Православия в восточной половине империи»[24].

    Нельзя не упомянуть и о «Литургии Василия Великого». Бесспорно, не вся литургия принадлежит святому Василию, но, тем не менее, следующие молитвы этой литургии относятся к творчеству святителя: «1) молитвы проскомидии; 2) анафоры; 3) молитвы перед причащением (перед "Отче наш"); 4) последующей за ней главопреклонной молитвы и 5) молитвы возношения Даров ("Вонми, Господи")»[25].

    Итак, мы только начали разбираться, что писал о спасении святитель Василий Великий. Далее мы остановимся на некоторых моментах его поучений более подробно.

    Иерей Павел Карев

    Ключевые слова: Василий Великий, жизнь, поучения, творения, Церковь, история, Вселенский собор



    [1] См.: Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. — Тверь: «Булат», 2006. — С. 249. — (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).

    [2] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 42.

    [3]Василий Великий, свт. Письма. — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. — С. 349.

    [4] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 616.

    [5] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 43.

    [6] Григорий Нисский, свт. Послание о жизни святой Макрины / Предисловие, перевод и комментарии Т. Л. Александровой. — М.: Издательство «Греко-латинского кабинета Ю. А. Шичалина», 2002. — С. 27.

    [7] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 161.

    [8] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 624-625.

    [9] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 165.

    [10] Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. — Тверь: «Булат», 2006. — С. 251.

    [11] Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы IV века: из чтений в православном богословском институте в Париже. — Репринт. — М.: Паломник, 1992.— С. 58. — (Богословие отцов Церкви).

    [12] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 46.

    [13] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 633-634.

    [14] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 172.

    [15] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 641.

    [16] Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Клин: «Атлас-пресс», «Христианская жизнь», 2004. — С. 153.

    [17] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 176.

    [18] Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. — Тверь: «Булат», 2006. — С. 251. — (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).

    [19] Василий Великий, свт. Творения: в 3 т. — Репринт. — Т. 3. — М.: Издательство «Паломник», 1993. — С. 3-4.

    [20] Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. — Тверь: «Булат», 2006. — С. 251. — (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).

    [21] Православная Энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Т. VII: Варшавская Епархия — веротерпимость. — М.: «Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия"», 2004. — С. 144.

    [22] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 56.

    [23] Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. — Тверь: «Булат», 2006. — С. 253.

    [24] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 59-60.

    [25] См.: Успенский Н. Д. Православная литургия: историко-литургические исследования: Праздники, тексты, устав. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. — 432с.




    Новости по теме

    Вознесшийся от нас – с нами! Сретенская академия Интересные факты о празднике Вознесения Господня

    Через 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос вознесся на небеса, открыв этот путь и людям. В чем смысл Вознесения? Если Господь открыл двери рая, то почему называют апостола Петра носителем ключей от рая? Где место, откуда вознесся Спаситель, что сейчас там находится? Можем ли мы найти пророчества об этом событии в книгах Ветхого Завета? Как праздновали этот праздник ранние христиане? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с Вознесением Господним.
    Обновленческий раскол в документах (на примере приходов Московского региона). Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года). Часть 5. Георгий Бабаян Эта заключительная статья, посвященная обновленчеству, основывается на документах, которые удалось найти в архивах Москвы по обновленческому расколу. Они разрозненны и мало связаны, но дают представление о том, какая ситуация тогда была на приходах. Некоторые документы публикуются впервые.