Установление даты Пасхи и дискуссии по поводу ее совпадения с иудейской традицией

Московская Сретенская Духовная Семинария

Установление даты Пасхи и дискуссии по поводу ее совпадения с иудейской традицией

Михаил Петрухно 1669



Когда же христианам праздновать Пасху? На Первом Вселенском Соборе были сделаны постановления о датах Пасхи, которые закрепились на следующем, Антиохийском Соборе. Доводы этого события встречаются в различных источниках. Но на этом история пасхальных дат не закончилась ― продолжились дискуссии о разнице между александрийской и римской пасхалиями и о совпадении христианской Пасхи с иудейской датой Пасхи.

Содержание:

  • 1. Установление даты празднования Пасхи на Первом Вселенском Соборе
  • 1.1. Источники
  • 1.2. Дискуссия
  • 1.3. Адресаты постановлений Никейского Собора
  • 2. Значение слов «не праздновать пасху вместе с иудеями»
  • 2.1. Два традиционных толкования
  • 2.2. Альтернативная точка зрения
  • 2.3. Выдвигаемая точка зрения

  • Установление даты празднования Пасхи на Первом Вселенском Соборе

    Источники

    Текст постановлений Первого Вселенского Собора о празднования Пасхи не сохранился до нашего времени. Этого текста не было в архиве Константинопольской Церкви уже в начале V века. В. В. Болотов полагает, что можно относительно текста поставить следующий вопрос: было ли постановление Никейского Собора изложено письменно[1]?

    Архиеп. Петр (Л’Юилье), подобно В. В. Болотову, считает маловероятным, что документ, имеющий столь важное значение, мог быть утрачен, тогда как 20 соборных правил сохранились до нашего времени. Поэтому он также склоняется в сторону того, что письменных постановлений о праздновании Пасхи Никейский Собор не издавал[2].

    Косвенная информация о пасхальных постановлениях Никейского Собора сохранилась лишь в следующих источниках[3]:

    1. Послание св. императора Константина Великого из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе: «Здесь (на Соборе. – М. П.) же было исследование касательно святейшего дня Пасхи, и общим мнением признано за благо: всем и везде праздновать ее в один и тот же день… И прежде всего показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев… Ибо ничто не мешает, отвергнув их народ, истиннейшим порядком, который мы сохранили с самого первого дня Страстей до настоящего времени, продолжить совершение этого празднования и на будущие века… Посему все это прилично оставить так, чтобы у нас не оставалось ничего общего с отцеубийцами и господоубийцами. И существует благоприличный порядок, который соблюдают все Церкви западных, южных и северных областей и некоторые на востоке, и сего ради в настоящее время всеми признано за благо ― и ручаюсь, будет одобрено и вашей проницательностью, ― дабы то, что соблюдается единомысленно и согласно во граде римлян, Италии и Африке, во всем Египте, в Испаниях, Галлиях, Бреттаниях, Ливии, всей Элладе, Асийском диоцезе, Понте и Киликии, радушно приняла бы и Ваша благоразумность»[4].

    На Никейском Соборе было принято праздновать Пасху всем христианам в один и тот же день и не праздновать ее вместе с иудеями

    В качестве аргументации св. Константин приводит следующие доводы:

    а) «Не только в поименованных местах большее число Церквей, но особенно, что все вместе желают этого как самого благочестивого».

    б) «Да рассудит проницательность вашего преподобия, сколь ужасно и неприлично то, что в одни и те же дни иные соблюдают пост, а иные совершают пиршества, а после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и послаблениях, а другие предаются положенным постам».

    в) «Ибо нам дан Спасителем другой (отличный от иудеев. – М. П.) путь… Единодушно избрав его, отделим себя, честнейшие братья, от этой нечистой совести. Ибо поистине совершенно нелепо их бахвальство, будто бы без их наставления мы не способны соблюдать это [празднество]… (Иудеи. – М. П.) в одном и том же году празднуют Пасху дважды… Уж мы-то не потерпим, чтобы Пасха праздновалась когда-либо дважды в одном и том же году»[5].

    Здесь необходимо пояснить, что, после разрушения храма и рассеяния по всему миру, иудеи стали нередко праздновать свою Пасху до весеннего равноденствия, которое в то время считалось началом нового года. Поэтому, если случалось, что в одном году они праздновали Пасху после равноденствия, а в следующем ― до равноденствия, то во втором случае, фактически, Пасха приходилась еще на первый год, поскольку начало второго года, равноденствие, еще не наступило. Следовательно, в этом случае иудеи совершали две Пасхи в первый год, а во втором году вовсе не совершали Пасхи[6].

    2. Соборное послание Отцов Никейского Собора к Александрийской Церкви: «Все братья на Востоке, прежде совершавшие ее с иудеями, отныне будут справлять ее согласно с римлянами, с нами и со всеми вами, которые изначала соблюдают Пасху с нами. Все восточные братья, прежде не совершавшие согласно с римлянами, с вами и со всеми, которые изначала соблюдают Пасху, отныне и впредь будут справлять ее с вами»[7].

    3. Несколько цитат свт. Афанасия Великого, главная из них ― в послании к африканским епископам: «[Никейский Собор] был созван из-за арианской ереси и по поводу Пасхи: поскольку [жители] Сирии, Киликии и Месопотамии были не согласны с нами и совершали ее в то время, в которое совершают иудеи. Но, благодарение Господу, как о вере, так и о святом празднике установилось согласие. Такова была причина Собора в Никее»[8].

    4. Творение еп. Евсевия Кесарийского «О Пасхальном торжестве»: «Народы севера, юга и захода солнца вместе высказались единодушно и оспорили противоположное мнение восточных, защищавших древний обычай. Наконец, восточные уступили, и так праздник Христов стал единым»[9].

    Таким образом, на Никейском Соборе было принято праздновать Пасху всем христианам в один и тот же день и не праздновать ее вместе с иудеями (μετὰ τῶν ’Ιουδαίων). Также можно сказать, что были признаны как римская, так и александрийская практики. При этом пасхальные постановления направлены против неких «восточных братий», которые праздновали Пасху вместе с иудеями.

    О праздновании Пасхи до весеннего равноденствия говорится и в 7-м правиле Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина»[10].

    Впоследствии на Антиохийском Соборе (около 333 года) пасхальные постановления утверждаются, 1-й канон Собора гласит: «Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом Празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любоприятельно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, таковаго святый Собор отныне уже осуждает, быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих»[11].

    На Соборе ключевым вопросом относительно даты празднования Пасхи было празднование этого события некоторыми «восточными братьями» до весеннего равноденствия, а Александрии и Рима после равноденствия

    Отсюда следует, что Никейский Собор все-таки принял некое определение (τὸν ὅρον) о праздновании Пасхи. Однако термин ὅρος может иметь значение «решение», «принятые меры», то есть не обязательно означает письменные постановления[12].

    Дискуссия

    Прежде всего необходимо задаться вопросом: была ли известна разница между римской и александрийской пасхалиями на момент Собора?

    Точная дата введения классической александрийской пасхалии неизвестна. Это может быть осень 284, 303 или 322 года. Если пасхалия была введена в 322 году, то не было ни одного случая расхождения между Римом и Александрией в дате празднования Пасхи от 323 года до Никейского Собора 325 года. Были ли в этом случае расхождения до 323 года ― неизвестно.

    Если же данная пасхалия была введена в 284 или 303 году, то случаи расхождения в 319 и 322 годах наверняка были. Даже если их удалось преодолеть благодаря уступкам с той или другой стороны, то, во всяком случае, александрийский предстоятель, традиционно хорошо разбирающийся в вопросах пасхалии, должен был знать, что разница в пасхалиях существует. В этом отношении примечательно, что свт. Афанасий Великий в своем послании к африканским епископам не говорит подобно св. Константину и Отцам Собора о том, что в Риме и Александрии Пасху празднуют вместе. А св. Константин Великий, равно как и Отцы Собора, писавшие послание к Александрийской Церкви, судя по всему, не понимал разницы между римской и александрийской пасхалиями.

    В. В. Болотов считает, что причина такого непонимания в том, что главный соблазн в разногласии во времени праздновании Пасхи вызывали «восточные братья», находившиеся в непосредственной близости с Церквями, использующими александрийскую пасхалию[13]. Разница же между римской и александрийской пасхалиями оставалась неизвестной из-за отдаленности мест.

    По-видимому, на Соборе ключевым вопросом относительно даты празднования Пасхи было празднование этого события некоторыми «восточными братьями» до весеннего равноденствия, а Александрии и Рима после равноденствия. Второстепенные же моменты, о том, допускать ли само пасхальное полнолуние до равноденствия (римская пасхалия) или нет (александрийская пасхалия) ― пока что не вышли на поверхность.

    Адресаты постановлений Никейского Собора

    До 1880 года все ученые придерживались точки зрения, что постановления Никейского Собора направлены против четыренадесятников ― упорно консервативных последователей малоазийской практики апостола Иоанна, праздновавших Пасху 14 нисана, в один день с иудеями, которые распространились в Сирии и Месопотамии[14]. Именно эти топонимы указывает свт. Афанасий (см. цитату выше).

    В 1880 году Л. Дюшен обращает внимание на то, что перемещение четыренадесятников к 325 году (то есть к году Никейского Собора) в Сирию, Киликию и Месопотамию, живших во II веке в римской провинции Асии, непостижимо[15]. Он также указывает на то, что «восточных братий» не укоряют за празднование Пасхи не в воскресный день, следовательно, их нельзя непременно считать четыренадесятниками.

    Далее, после разрушения второго храма и рассеяния иудеев по всему миру, для иудеев стало невозможным пользоваться иудейским календарем. Поэтому иудеи, жившие в Сирии, приняли систему интеркаляции месяцев сирийского лунно-солнечного календаря[16].

    Сирийские христиане протопасхиты иногда праздновали Пасху до весеннего равноденствия и в том же месяце, в котором и сирийские иудеи праздновали свою Пасху

    Сирийская Церковь, как и Александрийская, праздновала Пасху в первое воскресенье после 14 нисана. Но интеркаляция месяцев в сирийском календаре была основана на лунном цикле (круге) (circuluslunaris) ― разновидности метонова цикла, но с другим, отличным от александрийского девятнадцатилетнего цикла началом цикла. Ввиду этого, номера эмболимических годов в сирийском и александрийском календарях отличались. Из-за этого сирийские христиане, которые нередко, а именно ― два раза каждые 19 лет праздновали Пасху на месяц раньше александрийских, причем иногда ― до весеннего равноденствия. Ввиду этого они называются протопасхитами[17].

    Таким образом, сирийские христиане протопасхиты иногда праздновали Пасху до весеннего равноденствия и в том же месяце, в котором и сирийские иудеи праздновали свою Пасху, то есть праздновали «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Л. Дюшен и В. В. Болотов считают, что постановления Никейского Собора направлены именно против протопасхитов, а не против четыренадесятников.

    Впрочем, на наш взгляд, не исключено, что постановления Собора направлены как против протопасхитов, так и против четыренадесятников.

     

    Значение слов «не праздновать пасху вместе с иудеями»

    Два традиционных толкования

    Что касается слов «не праздновать Пасху вместе с иудеями», то традиционно эти слова толковали:

    1) Либо в том смысле, что христиане не должны праздновать Пасху в один день с иудеями. Например, монах Иоанн Зонара (XII век) говорил: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день»[18].

    Иером. Матфей Властарь (XIV век): «Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое ― мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе ― совершать не в один день с иудеями; третье ― не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое ― и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету»[19].

    2) Либо в том смысле, что христианская Пасха должна быть после иудейской Пасхи. Патр. Феодор Вальсамон (XII век): «Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы пасха Господня совершалась у нас после совершения иудеями законной пасхи… мы празднуем пасху не тогда, когда совершается пасха иудейская, а после нея, т. е. после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14-го дня перваго месяца или первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдание и воскресение Христа»[20].

    Необходимо отметить, что два этих традиционных толкования хотя и очень похожи, однако имеют различие. Первое подразумевает, что христианская Пасха может быть и раньше иудейской, и после нее, но не в один день с ней. Второе же толкование подразумевает, что христианская Пасха должна быть только после иудейской. Причем не совсем ясно, включает ли второе толкование сам день иудейской Пасхи.

    Что касается первого толкования, то в нем однозначно идет речь о наличной иудейской практике празднования Пасхи. Но сложно сказать, что имеет ввиду Патр. Феодор Вальсамон под словами «законная пасха»: наличную иудейскую практику празднования или ветхозаветную. Из слов «после совершения иудеями законной пасхи» можно сделать вывод, что имеется ввиду наличная практика. А из слов «после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14-го дня перваго месяца или первой луны» можно сделать вывод, что имеется ввиду ветхозаветная практика.

    Впрочем, во время Патр. Феодора иудеи уже пользовались единой точной пасхалией (на основе цикла Гиппарха) и не праздновали Пасху до равноденствия. Так что можно сказать, что иудейская и ветхозаветная Пасха снова стали идентичными понятиями.

    Альтернативная точка зрения

    Прот. Ливерий Воронов дает альтернативную трактовку слов «не праздновать Пасху вместе с иудеями»: христианская пасхалия, то есть метод расчета даты Пасхи, должна быть независима от иудейской пасхалии, при этом сама христианская Пасха может как совпадать, так и не совпадать с иудейской[21]. Этой же точки зрения придерживаются Д. П. Огицкий[22], архиеп. Петр (Л’Юилье)[23] и прот. Владимир Хулап[24].

    Когда же были выработаны христианские пасхалии, независимые от иудейской, то в их основе продолжал лежать принцип «первое воскресенье после ветхозаветной Пасхи»

    В качестве опровержения первого традиционного толкования В. В. Болотов приводит аргумент, что в течение нескольких веков Александрийская Церковь нередко праздновала Пасху в один день с иудеями[25]. При этом он подразумевает, что 14 нисана у иудеев еще не считается праздником, 14 нисана ― это только накануне Пасхи (παρασκευὴ τοῦ πάσχα, Ин. 19, 14), а сам праздник начинается ночью с 14 на 15 нисана. Исходя из этого, ученый приводит те годы, когда христианская Пасха приходилась на 15 нисана и, таким образом, совпадала с иудейской. А толкование «не в один день с иудеями» ― лишь констатация факта, имеющего место, начиная с X века.

    Тот же аргумент приводит и прот. Ливерий[26], но тут же оговаривается, что, быть может, иером. Матфей имеет в виду не наличную иудейскую практику, а считает, что христианская Пасха должна начинаться не ранее иудейской пасхальной трапезы. Иудейская же трапеза совершалась 14 нисана вечером (до полуночи), поэтому 15 нисана уже не совпадает с иудейской Пасхой.

    Однако, как было ранее показано, 14 нисана также допускалось в качестве дня Пасхи в раннем SupputatioRomana (до 342 года включ.). Более того, в своем письме о Пасхе 455 года свт. Протерий ни слова не говорит о нарушении постановления Никейского Собора, когда указывает свт. Льву, что римская дата выпадает на 14 нисана (по александрийскому счету)[27]. Также и свт. Амвросий Медиоланский, и еп. Феофил Александрийский не говорят ничего о нарушении постановления Никейского Собора, описывая правило переноса Пасхи, если она выпадает на воскресение 14 нисана.

    Что же касается второго традиционного толкования ― «после иудейской Пасхи», то, как несложно видеть, оно вовсе не вытекает из текста 7 Правила Св. Апостол. Можно предположить, что это толкование появилось из церковного Предания. Ведь христианская Пасха изначально праздновалась после иудейской, точнее ― в первое воскресенье после иудейской. В пользу такого предположения свидетельствует и то, что в этом принципе присутствует слово «после», которого нет в 7 Апостольском правиле.

    Когда же были выработаны христианские пасхалии, независимые от иудейской, то в их основе продолжал лежать принцип «первое воскресенье после ветхозаветной Пасхи», ― от которой около III века отошли иудеи, ― то есть первое воскресенье после полнолуния (14 нисана) первого месяца.

    Выдвигаемая точка зрения

    В словах св. Константина Великого можно усмотреть три различные причины не праздновать Пасху «вместе с иудеями»:

    1) Обособление от иудеев: «Чтобы у нас не оставалось ничего общего с отцеубийцами и господоубийцами».

    2) Бахвальство иудеев: «Поистине совершенно нелепо их бахвальство, будто бы без их наставления мы не способны соблюдать это [празднество]».

    3) Празднование Пасхи иудеями два раза в одном и том же году: «Они в высшей степени заблуждаются и, вместо надлежащего исправления, в одном и том же году празднуют Пасху дважды»[28].

    В церковном Предании настоящая причина выражена предельно лаконично: не праздновать «прежде весенняго равноденствия с иудеями» (7 Правило Св. Апостол). Особое внимание необходимо обратить на то, что эти слова написаны не через союз «или»: «πρὸ τῆς ’εαρινῆς ’ισημερίας μετὰ τῶν ’Ιουδαίων»[29]. Таким образом, на наш взгляд, эти слова говорят о конкретном историческом примере ― не праздновать с теми иудеями, которые празднуют до равноденствия.

    Отсюда становится ясно, что из трех перечисленных причин, взятых из слов св. Константина, главной причиной является 3-я ― заблуждение иудеев в том смысле, что они стали праздновать иногда до равноденствия. А первые две причины, оговариваемые св. Константином, ― уже как дополнительные к 3-ей.

    Д. П. Огицкий, критикуя традиционную точку зрения, задает риторический вопрос: «В каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей ― пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?»[30] Очевидно, что против выдвигаемой точки зрения этот аргумент не применим, поскольку она подразумевает, что 7 Апостольское правило направлено против конкретной иудейской практики ― празднования Пасхи до равноденствия.

    Более того, подобный вопрос можно направить самому Д. П. Огицкому, против поддерживаемой им альтернативной точки зрения: если бы сейчас иудеи изменили свою пасхалию и сделали ее идентичной нашей ― пришлось ли бы нам тогда перестраивать свою пасхалию? Ведь наша пасхалия, с точки зрения Д. П. Огицкого, не должна совпадать с иудейской. Таким образом, альтернативная точка зрения может быть подвергнута сомнению.

    Относительно всего вышеизложенного напрашивается вывод, что о пасхальных постановлениях Никейского Собора содержится только косвенная информация (в послании императора, в творениях святых отцов), письменное подтверждение этого факта появляется только на Антиохийском Соборе. Данные постановления направлены против определенных лиц ― тех, кто праздновал Пасху до весеннего равноденствия. И в завершении темы говорится о том, что слова «не праздновать Пасху с иудеями» толкуются учеными, историками, философами разными способами.

    чтец Михаил Петрухно

    Ключевые слова: пасхалия, Никейский Собор, Антиохийский Собор, Александрийская Церковь, дата Пасхи, император Константин, весеннее равноденствие, александрийская и римская пасхалии, иудейская Пасха, 7 Апостольское Правило, метод расчета, месяц нисан



    [1] Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 111.

    [2] Пётр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. ― С. 57–58.

    [3] Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 111–112.

    [4] Константин Великий, св. Послание к епископам, не бывшим на Соборе // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 581–585.

    [5] Константин Великий, св. Послание к епископам, не бывшим на Соборе // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 581–585.

    [6] Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. ― М.: Типография М. Н. Лаврова и Ко., 1880. ― С. 259.

    [7] Соборное послание никейских отцов Александрийской Церкви (Socrat. HE. I, 9. Theodoret. HE. I, 9) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 585–586.

    [8] Афанасий Великий, свт. Послание к африканским епископам (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 604–605.

    [9] Евсевий Кесарийский, еп. О Пасхальном торжестве (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 589.

    [10] Правила святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец / Репринтное воспроизведение издания 1893 г. ― Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. ― С. 12.

    [11] Там же. С. 152.

    [12] Пётр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. ― С. 57–58.

    [13] Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 128.

    [14] Там же. С. 114, 118.

    [15] DuchesneL. LaQuestiondelaPâqueauConciledeNicée // RevuedesQuestions Historiques. T. 28. ― 1880. ― P. 5–42.

    [16] Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 122–123.

    [17] Там же. С. 115–120.

    [18] Иоанн Зонара, мон. Толкования на Апостольские правила // URL: http://www.agioskanon.ru /apostol/001.htm (дата обращения: 20.05.2017).

    [19] Матфей Властарь, иером. Алфавитная синтагма Матфея Властаря. ― М., 1892 / Пер. Н. Ильинского. Репринт (с перенабором).  ― М., 1996 // URL: http: //www.krotov.info/acts/canons/vlastar07.html#p7 (дата обращения: 11.04.2013).

    [20] Феодор Вальсамон, Патр. Толкование на Апостольские правила // URL: http://www.agioskanon.ru /apostol/001.htm (дата обращения: 20.05.2017).

    [21] Воронов Л., прот. Календарная проблема // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 185.

    [22] Огицкий Д. П. Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 220–221.

    [23] Пётр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. ― С. 61–62.

    [24] Хулап В., прот. Реформа календаря и пасхалии: история и современность // URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/kalender.html (дата обращения: 20.05.2017).

    [25] Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 120–121.

    [26] Воронов Л., прот. Календарная проблема // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 190–192.

    [27] Proterius Alexandrinus, s. Epistola ad Leonem papam de Pascha // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 269–278.

    [28] Константин Великий, св. Послание к епископам, не бывшим на Соборе // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 581–585.

    [29] Бенешевич В. Н. Древне-славянская кормчая XIV титулов без толкований. ― СПб: Типография Императорской академии наук, 1906. ― С. 63.

    [30] Огицкий Д. П. Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 223.



    Новости по теме

    Александрия, Рим или, может быть, Сирия? Попытки реконструкций древних пасхалий Михаил Петрухно Прежде чем говорить об установлении даты Пасхи, нужно обратиться к предыстории, к пасхалиям эпохи Первого Вселенского Собора. Именно в них содержатся первые принципы создания христианской пасхалии.
    УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве. Часть 2 Валентин Фролов Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…