Способы борьбы со страстью сребролюбия по Священному Писанию

Московская Сретенская Духовная Семинария

Способы борьбы со страстью сребролюбия по Священному Писанию

Иеродиакон Агафангел (Давлатов) 2883



Борьба со страстями является важной составляющей в духовной жизни человека. Духовные недуги опаснее самых лютых зверей из-за того, что они не способны к насыщению и успокоению и так пленяют душу человека, что приводят ее к геенне огненной. Святая Церковь сохранила и донесла инструменты противодействия и постепенного искоренения страсти сребролюбия, основываясь на Божественном Откровении и опыте святых подвижников и угодников Христовых.

Ветхозаветный пророк Моисей в конце сорокалетнего странствия по Синайской пустыне, перед входом в Землю Обетованную, говоря израильтянам о грядущем достатке, предостерегает их от искушения присвоить себе честь за его приобретение: «Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Втор. 8:14-17). Этот пример говорит о необходимости благодарности Богу за Его благодеяния, за имение, богатство и осознании того, что все есть дар Божий — это является хорошим лекарством от яда пагубной страсти сребролюбия.

Библейский царь Соломон, пренебрегший земной славой и суетными сокровищами, испрашивал у Бога мудрости, чтобы верно выстраивать отношения с людьми и, определяя Его святую Волю, угождать Богу (см.: 3 Цар. 3:2; Пар. 1:12) и, помимо мудрости, он получил от Бога и богатство. В этом примере показано, что богатство не должно быть предметом молитвенного обращения к Творцу, а мудрость и духовная проницательность служат верными помощниками в деле управления обществом и богатством, через которое можно служить в угождение Богу.

В Псалтыри, мотивирующей христианина на борьбу с пагубным пороком сребролюбия, встречаются следующие наставления по организации духовной жизни:

– призыв отказаться от погони за тленными сокровищами и сосредоточиться на богоугодном и спасительном: Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых (Пс. 36:16);

– упоминание о финансовом благополучии как никчемном в очах Божиих, а, следовательно, совершенно необязательным: И простые, и знатные, богатые, равно как бедный (Пс. 48:3);

– обращение внимания на Страшный суд, во время которого праведники скажут неправедным богачам: Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51:9);

– предостережение для тех, кто начал успешно увеличивать свои капиталы: Когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца (Пс. 61:11).

В Псалтири также поднимается вопрос о зависти и ропоте на Бога бедняков, соблазняющихся богатством других и безнаказанностью за нечестивые способы их обогащения: И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? (Пс. 72) Но там же дается ответ на поднимаемый вопрос: И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их (Пс. 72). Здесь четко видна проблема человека после грехопадения, ограниченность его знания и удобопреклонность ко греху. Человеческое неведение не дает возможности вникнуть в Промысл Божий, а удобопреклонность ко греху дает повод к искаженному и ложному толкованию происходящего, что приводит к зависти, к ропоту и отсутствию любви в сердце.

Человеческое неведение не дает возможности вникнуть в Промысл Божий, а удобопреклонность ко греху дает повод к искаженному и ложному толкованию происходящего, что приводит к зависти, к ропоту и отсутствию любви в сердце. 

В псалме 118, начинающемся со слов «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» встречаем упоминание об истинном богатстве христианина, которое приносит ему подлинное блаженство: На пути откровений твоих я радуюсь, как о всяком богатстве (Пс. 118:14).

Таким образом, Псалтирь является важным библейским учебником по борьбе со страстью сребролюбия. В ней предлагаются следующие инструменты борьбы: довольствие имеющимся и сосредоточенность на личном спасении, осознание никчемности богатства для жизни вечной, памятование о Страшном суде для подавления жажды обладать сокровищами земными и др. А также в Псалтири рассматривается вопрос о недопустимости зависти к людям богатым и о печальной участи тех, которые поработились властью мамоны.

Следующая разбираемая книга ветхозаветного канона ― книга Притч, не обходит стороной тему сребролюбия.

Подлинная мудрость называется великим богатством, которое может заменить деньги: Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней], и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею (Притч. 3:13-16). Мудрость является не только целью, но и средством, ибо действительно мудрый человек редко становится рабом сребролюбия, потому что понимает реальное место вещей в жизни.

Господь называется главным богатством и его источником: Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра (Притч. 8:18-19). Устремление к Богу служит хорошим основанием для борьбы с исследуемой страстью.

Тема Страшного суда поднимается и здесь: Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти (Притч. 11:4). Память смертная помогает оторвать свой взор от золотого тельца и устремить его на путь покаяния и исправления. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть (Притч. 11:28), — свидетельство для тех, кто еще колеблется положить начало борьбы с этим грехом.

Понимание призрачности богатства, его непостоянства может помочь в описываемой духовной брани: Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу (Притч. 23:4).

Обобщая средства борьбы со сребролюбием, предлагаемые в книге Притч, можно выделить следующие: воспитание крепкой веры и упования на Бога, преуспевание в мудрости, которая помогает расставлять верные акценты в системе духовных и материальных ценностей, память о предстоящем ответе на Страшном суде и осознание тленности, эфемерности и ненадежности материального благополучия.

В книге Екклесиаста имеется пространное размышление о губительности сребролюбия, которое оканчивается так: И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл. 5:9-19). Здесь вновь встречается указание на необходимость понимания того, Кто является истинным подателем богатства, Кого следует благодарить, что в свою очередь должно отводить человека от самонадеянного желания увеличить свое достояние.

Пророк Иеремия предлагает возносить хвалу Творцу за имеющееся и желать стяжать Бога в сердце больше, чем разрушать себя в попытках заработать еще.

Пророки, провозвестники Слова Божия, обличают гибельное отношение к деньгам и их аналогам; при этом они подсказывают как положить начало борьбы с этим греховным проявлением свободной воли.

Да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер. 9:23-24). Пророк Иеремия предлагает возносить хвалу Творцу за имеющееся и желать стяжать Бога в сердце больше, чем разрушать себя в попытках заработать еще.

Пророк Иезекииль, обличая начальствующего в Тире, говорит о его скорой смерти от рук иноплеменника, что является наказанием Божиим за ужасную гордыню, порожденную сребролюбием; в конце обращения пророка звучит отрезвляющий разум риторический вопрос: Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? (Иез. 28:4-10). Здесь помимо памяти смертной, в качестве орудия борьбы с исследуемой страстью, применима самокритичность и взгляд на богатство как на непрочное основание.

Господь наш Иисус Христос, обличая богачей преисполненных любовью к своему капиталу и видящих смысл жизни в его сохранении и преумножении, дает отеческий совет, как избавиться от богопротивного и неестественного плена: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Продолжая Свое наставление, Спаситель предостерегает от ложного исполнения его слов: И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:34-35). Из приведенных слов Христа следует, бескорыстная благотворительность и щедрая милостыня — это инструменты духовного очищения, благоугождения Богу и отрешения от лукавого и тленного богатства.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12:22-34), — еще один божественный императив, мобилизующий способность делиться с ближним, лишать себя чего-то во благо другого человека.

Милостыня — хорошее средство противостояние бесу сребролюбия, но иногда она служит ширмой, за которой скрывается укоренившаяся страсть. Когда человек начинает оправдывать свое устремление к обогащению и сердечную любовь к деньгам богатыми пожертвованиями, храмостроительством и прочим, но внутренне прилеплен к этим материальным ценностям, наслаждается обладаниями ими и рассматривает свою благотворительность как атрибут богача, то он согрешает против Истины, ибо Господь посрамляет такие суждения. Примером антипода вышеприведенного служат две лепты вдовы, пожертвованные на храм ― очень малая сумма денег для того времени, но большая для той женщины, и отданная с любовью, миром и от чистого сердца. (Мк. 12:41-44; Лк. 21:1-4).

Святой евангелист Лука передает слова Сына Божия, которые направлены на борьбу с человеческой страстью сребролюбия: И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело одежды (Лк. 12:22). Далее следуют несколько образов, подтверждающих справедливость сказанного; к этим образам относятся вороны, не трудящиеся до изнеможения в погоне за большим достатком, и лилии, которые не обеспокоены поиском дорогих вещей и предметов, украшающих их вешний вид, но все устрояется благодатью и всемогущей силой Божией. Здесь Апостол Матфей добавляет свидетельство Самого Искупителя о человеколюбивом Промысле Своем: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Приведенное наставление Господа явно указывает на безоговорочное упование на Бога и стремление войти в Царствие Небесное, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, как орудие противостояния сребролюбию.

В борьбе со сребролюбием через милостыню и жертвенность встречается опасность впасть в корысть и лицемерие, чтобы избежать этого в Евангелии есть следующее указание: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12-14).

Страсть сребролюбия никак не может сочетаться с добродетелью нестяжательности.

Перед человеком, который решил сбросить с себя иго сребролюбия или даже не подпускать его к своему сердцу, может возникнуть практический вопрос: почему я прикладываю все усилия, но не достигаю желаемой цели? На этот вопрос отвечает Священное Писание, в котором хранится история о молодом юноше, исполнявшем все предписания ветхого закона, но порабощенном мамоной. Когда Христос призвал этого юношу раздать свое имение и последовать за Ним, тот не смог отказаться от материального блага. После этого ошибочного выбора юноши Господь добавляет к уже сказанному: Трудно богатому войти в Царство Небесное...Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19:23-24), и далее подводит к важному лекарству от этого духовного недуга — помощь Свою: Человекам это невозможно. Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Страсть сребролюбия никак не может сочетаться с добродетелью нестяжательности, об этом говорит Сам Иисус Христос: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Лк. 16:13).

Евангельский пример мытаря Закхея, стяжателя и сребролюбца, ясно иллюстрирует как желание принять благовестие Христово пробуждает в душе чувство покаяния и стремления к святости (Лк. 2:10). В современном мире Господь говорит с людьми через святую Церковь, через тексты Священного Писания, через страницы Евангелия, а, следовательно, прилежное изучения Слова Божия способствует пробуждению в душе человека понимание различий между подлинным богатством (в Боге) и ложным, временным и суетным.

Призыв Спасителя продать имение, раздать деньги нищим и следовать за Ним смутил и опечалил одного юношу, который был богат и надеялся на свое имение. В этом случае Христос говорит Своим ученикам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, объясняя это тем, что они надеются и уповают на свои деньги, а не на Бога (см.: Мк. 10:17-25; Мф. 19:16-24; Лк. 18:18-27). Также из этого примера видно, что одним из действенных способов избавления и искоренения в себе страсти сребролюбия является искреннее и всеобъемлющее упование на Бога, на Его слова и Его призыв, а богатство может быть, как средством в исполнении призыва Божия, так и средством отвержения себя от Бога.

Следующий евангельский пример, две лепты бедной вдовы (см.: Мк. 12:41-44; Лк. 21:1-4), которая принесла жертву Богу большую, чем позволил себе богач. Несмотря на кажущуюся ничтожность дара бедной вдовы, ее жертва была жертвой всего того, что она имела. Господь принимает ее жертву и ставит ее в пример Своим слушателям, а через них и всем верующим в Христа Спасителя.

Те, которые проживают свой земной путь в погоне за наживой и за материальными приобретениями, лишают себя награды в будущем веке и обрекают себя на вечное наказание. О таких людях Христос говорит: Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк. 6:24).

Для человека же, который решился встать на путь дел милосердия, но встречающему внутренние или внешние препятствия, связанные с определением кому помогать, а кому нет, Христос дает напутствие: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Но нельзя забывать о древней формуле, призывающей к рассудительности, чтобы не навредить ближнему: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь[1]. Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12:4).

Каждый раз, жертвуя ближнему, следует помнить слова Спасителя: И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы... и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:34-35). Только жертва от чистого и некорыстолюбивого сердца принимается Богом как истинная жертва для ближнего, при этом никак нельзя ждать возвращение того, что уже пожертвовал, или жалеть о том, что это сделал, если это сделал безвозмездно и по любви.

В Апостольских посланиях святой апостол Иаков, порицая первых христиан за лицемерие, вызванное особым пиететом к людям богатым и обладающим большим состоянием, задает риторический вопрос: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак. 2:5) В этих словах апостола заложен смысл о близости человека к Богу в скудости земного пути, а также превозносится богоугодность добродетели нестяжания, при которой нет «драгоценного груза» отдаляющего человека от Бога.

Апостол Павел призывает собирать богатство духовное: Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви (1 Кор. 14:12). В другом послании апостол дает широкое объяснение понятия духовных плодов: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22-23). Такое переориентирование жизненных целеполаганий является хорошим инструментом в борьбе со страстью сребролюбия, не приемлющим сожительства с плодами духовного богатства.

Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

В первом послании к Тимофею, апостол Павел, дает рекомендации по духовному руководству людей обладающих большим материальным капиталом; эти рекомендации могут послужить ценным ресурсом для духовных наставников современных христиан: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1 Тим. 6:17-19). В этом же послании дается наставления для самих пастырей, где корыстолюбие называется недопустимым качеством у священнослужителя (1 Тим. 3:3, 8).

Также, в этом послании, апостол Павел, обращаясь ко всем христианам, призывает быть довольны тем, что есть (пропитанием и одеждой); те же, которые желают обогащаться, впадают в искушение и во многие безрассудные и вредные похоти в бедствия и пагубу (см.: 1 Тим. 6:8-11).

Подводя итог, необходимо выделить следующие духовные упражнения: укрепление веры в Бога упование на Его Промысл, осознание тленности и призрачности власти богатства, а также понимание его как дара Божия и отношение к нему как к средству для богоугодной жизни. Научить себя быть всегда благодарным Богу, довольствоваться тем, что есть, не молиться об умножении своего капитала, а о стяжании духовной мудрости и рассуждения. Убеждать себя в никчемности денег и даже их пагубности для спасения и вечной жизни. Стараться иметь память смертную и подготавливать себя к Страшному суду Божиему. Также следует всячески подавлять в себе ропот и зависть, отказываться от хвастовства, которое подогревает желание стать богаче, стараться быть милостивым, жертвовать добровольно и посильно всем нуждающимся.

монах Агафангел (Давлатов)

Ключевые слова: сребролюбие, упование, Священное Писание, богатство, жертва, Псалтирь, милостыня, Страшный суд, страсть



[1] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VII. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С.452.



Новости по теме

Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского Алексей Мигальников Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали — что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить».
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 2: «В чем проявляется сребролюбие (по прп. Паисию Святогорцу)». Иерей Василий Родионов Наверное, многие, услышав слово «сребролюбие», скажут, что не страдают этой страстью — дескать, нам на жизнь-то не хватает, а потому о какой любви к деньгам и накопительстве речь? Однако всё ли так просто и неужели лишь материально обеспеченные люди подвержены этому греху? В этом помогут разобраться поучения старца Паисия о бескорыстии, жертвенности и справедливости, которые представлены нами во второй статье цикла о страстях и добродетелях.