Пастырские приемы преподобного Паисия извлекать доброе и радостное в окружающем

Московская Сретенская Духовная Семинария

Пастырские приемы преподобного Паисия извлекать доброе и радостное в окружающем

Амир Файсал 11122



Как одно из средств пастырского душепопечения старец Паисий определяет приобретение, извлечение опыта из окружающих человека событий, обстоятельств, из общения со встречающимися ему на жизненном пути людьми. При этом преподобный предлагает следующие способы.



Смотреться в других как в зеркало

Одним из способов укрепления в добродетельной жизни является обращение к примеру ближнего. Такой способ, как указывает преподобный Паисий, является очень наглядным, поскольку «человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало»[1]. То есть «другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы видим себя, и другие видят наши недостатки, и их замечания смывают с нас грязные пятна»[2].

Очевидно, что каждый человек должен постараться не совершать недобрых поступков, должен стремиться преодолеть имеющиеся у него страсти, которые были приобретены им или по собственной невнимательности, или перешли к нему от родителей. И чтобы увидеть свои отрицательные качества, людям, учит преподобный Паисий, «нужно “смотреться” в недостатки нашего ближнего и испытывать, где находимся мы»[3]. Глядя на несовершенства других, мы получаем очевидную пользу, потому что «недостатки других помогают нам увидеть наши собственные, <…> недостаток заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться»[4]. При этом преподобный Паисий дает следующий практический совет: «увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать:  “Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня”. И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться»[5].

Если же человеку кажется, что у него нет того или иного отрицательного качества, которое он обнаружил у ближнего, ему не следует успокаиваться в этой мысли. Напротив, по слову преподобного Паисия, тогда он должен рассуждать так: «“У меня есть другие – большие недостатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравнению с моими, ничтожно мал”»[6]. И человек, исследующий себя таким образом обязательно увидит, что его несовершенства и слабости значительно больше, чем те, которые имеются у его ближнего.

В то же время в любом человеке есть не только пороки, но и  добродетели. Их человек также или самостоятельно приобретает посредством подвига, или получает как доброе наследство от родителей. Потому в каждом человеке всегда есть что-то доброе, а значит и от него «можно научиться чему-то хорошему, приобрести пользу и помочь другим. С другой стороны, в этом и состоит православный дух. Я и от малых детей получаю пользу, хоть и не показываю этого, чтобы они не возгордились и не повредили себе»[7].

«Если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оправдываю их, говоря: “Я лучше и этого человека, и того, и другого!” – всё – я пропал»

Всякому полезно учиться видеть добродетели ближнего, поскольку «когда мы смотрим на добродетели других людей и стараемся им подражать – мы назидаемся. Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стремиться ей подражать»[8]. То есть, рассмотрев добродетель у другого, человек должен размышлять о себе: «“Дай-ка я посмотрю, <…> есть ли эта добродетель у меня? Нет. Ох-ох-ох! Как же я еще далеко от того [духовного состояния], в котором должен находиться!Совершая такую работу, человек от всего получает помощь, изменяется – в добром смысле этого слова – и совершенствуется»[9].

Или «увидев, как мирской человек не берет себя в расчет и приносит себя в жертву, христианин, совершающий над собой такую духовную работу, говорит: “А у меня есть такое любочестие? Где там! А ведь я еще и духовный человек!” И, таким образом, он старается подражать увиденному добру»[10].

Таким образом, как отмечает преподобный Паисий, человек всегда может вынести добрые уроки, наблюдая за ближним. Например, он отмечает: «Я вижу в ком-нибудь трудолюбие и радуюсь, стараюсь такому человеку подражать. В другом вижу любопытство и не осуждаю брата, но смотрю внимательно, нет ли и у меня любопытства. И если увижу, что есть, то постараюсь от него избавиться»[11].

При этом старец особенно подчеркивает: «Если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оправдываю их, говоря: “Я лучше и этого человека, и того, и другого!” – всё – я пропал»[12].

Также старец показывает на примерах, каким добрым урокам можно учиться у других:

- Готовность поделиться, щедрость

Для самого преподобного, когда он жил на Синае поучительным и полезным было общение даже с детьми бедуинов, которые даже не знали, что такое Евангелие. А между тем, когда старец давал им что-нибудь, они «делили это между собой, даже если я им давал совсем чуть-чуть. Всем доставалось понемногу. А если последнему не хватало, то каждый уделял ему от своей части»[13]. Потому из собственного опыта преподобный Паисий говорит о том, что для человека, стремящегося к совершению добрых поступков, всё должно стать примером, напоминающим: «Ценно то, что мы уделяем другому от своей скудости, идёт ли речь о духовной помощи или о материальной»[14].

- Небрезгливость (сострадание и любовь)

Другие люди могут показать нам и пример настоящей сострадательной любви, для которой чуждо чувство безразличия или брезгливости. В этом старец Паисий смог убедиться, увидев, с каким искренним чувством один из его знакомых отнесся к бесноватому-юноше, пришедшему с отцом в келью старца: «Бедный парень! Здоровый, а из носа текли сопли... Увидев это, мой знакомый подошёл к нему, вытащил из кармана платок, вытер парню нос, а потом платок положил обратно себе в карман. Потом снял с себя золотой нательный крест и надел его юноше на шею. Но не это меня поразило, а то с какой любовью он вытирал ему нос – и видели бы вы того юношу, в каком он был состоянии! Этот человек сострадал ему как брату»[15].

Это наблюдение позволило старцу с уверенность сказать, что такой поступок можно совершить, только когда относишься к другому как к родному брату: «если ты любишь другого человека как брата, то можешь своим платком вытереть ему нос, а потом положишь платок обратно в свой карман!»[16]. И, напротив, если ты чуждаешься другого человека, то тебе будет неприятно даже его случайное прикосновение.

- готовность прийти на помощь другому, забыв о своей болезни, трудностях

В одной ситуации можно увидеть и добрый пример, и указание на то, как не следует поступать по равнодушию к другому человеку или чрезмерной заботе о самом себе. Одним из таких случает также делится преподобный: «Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату; медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. “Не могу у меня болит поясница”, — сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали. А та и вовсе забыла о том, что она в положении, и кинулась на помощь!»[17].

Человек, который, сам находясь в затруднительном положении, готов пожертвовать собой ради других, по мысли преподобного Паисия, по-настоящему «близок к Богу»[18].

Тяжелое состояние, в котором пребывает немало современных людей, объясняется преподобным старцем Паисием тем, что «каждый стремится к тому, что нравится ему, но покоя не находит». В то же время в том, насколько верен духовный закон: «настоящий покой приходит тогда, когда человек думает не о себе, а о других»[19], преподобный смог убедиться в собственной жизни. Стремясь предупредить ушедших на поле братьев о том, что немцы вошли в городок, где жила его семья в 1941 году, он, невзирая на запреты матери, боявшейся, что немцы могут схватить и его, все же поспешил к ним на помощь. «Нацепил солдатские башмаки и побежал вниз на огород. Впопыхах я не успел хорошо завязать ботинки, и, когда бежал через поле, которое недавно полили, они свалились у меня с ног и застряли в грязи. Я их бросил и побежал босиком вдоль реки, а там полно чертополоха. Около часа летом по жаре я бежал по колючей траве и не чувствовал никакой боли[20]. Только потом, когда миновала опасность и уже ни ему, ни братьям ничего не угрожало, мальчик заметил: «мои ноги все в ранах от колючек, а до того момента я даже ничего не чувствовал. В том беге была радость! Радость самопожертвования»[21].

При всем богатстве людей «мирской вежливостью», в них все меньше остается простоты, всё реже встречается подлинная радость и естественные улыбки

Вспоминает старец и другой похожий случай. Тогда он уже жил в монастыре и по причине его сильнейшего недомогания ему запретили даже выходить из кельи. И вдруг он увидел в окно, что монастырский старец-привратник, который был настолько слаб от тяжелой мучившей его болезни, что не имел сил снимать обувь и не разувался даже во время сна, теперь колол для камина дрова. Тогда, забыв о собственной болезни, преподобный кинулся к нему на помощь: «Я даже не подумал, в каком сам нахожусь состоянии, не стал считаться с собой»[22].

Такое во многом не рассуждающее стремление помочь другому отличает хороших родителей: «Они постоянно жертвуют собой ради детей, несмотря на то что дети иногда даже их бьют. Зная о том, что их ждёт, родители всё равно жертвуют собой ради них»[23].

- простое и радостное отношение помогает преодолеть обиды, огорчения, печали

Преподобный Паисий не раз обращаясь к рассуждениям о том, что представляет собой современная жизнь отмечает, что при всем богатстве людей «мирской вежливостью», в них все меньше остается простоты, всё реже встречается подлинная радость и естественные улыбки[24]. В преодолении этого может помочь добрый пример: «Естественная простота – это простота, которой обладает маленький ребёнок. Когда ребёнок хулиганит, ты его ругаешь, и он плачет. Если потом ты ему дашь машинку, он всё забывает. Не рассуждает, почему сначала его ругали, а потом дали машинку, так как ребенок всё воспринимает сердцем, а человек взрослый рассудком»[25].

И потому те люди, которые, повзрослев, сумели сохранить эту добрую простоту и незлобивость, могут стать примером для других. Так, преподобный Паисий вспоминает о одном из старцев Иверского скита – Пахомий: «Какая бы печаль тебя не одолевала, достаточно было на него посмотреть, как печаль сама собой исчезала. Увидев его, ты сразу всё забывал, все проблемы, всё проходило. Старец, а видом младенец. У него были румяные щёки, а смеялся он как ребёнок! Что бы ни происходило, он смеялся. Вечное торжество! <…> Это был очень простой старец и очень благодатный. Он освободился от страстей, был как незлобивое дитя»[26]. Незнание не только грамоты, но даже и церковных песнопений (за исключением «Христос воскресе») не мешали ему в подвижничестве он никогда не присаживался во время богослужений на стасидию, но все время стоял и творил молитву Иисусову.

Само общение с такими людьми, с уверенностью отмечает преподобный Паисий, помогает человеку, поскольку «если ты общаешься с кем-нибудь, у кого есть благоговение, то сможешь постепенно тоже приобрести благоговение. Так происходит со всеми добродетелями, потому что добродетель других и нас наполняет благоуханием»[27].

- чувство любви к человеку, которое заставляет задуматься о любви к Богу

Видя искреннее чувство привязанности или любви к другому, человек, по мысли преподобного Паисия,  можно прийти к рассуждению о том, любит ли он столь же сильно Бога, Пресвятую Богородицу и Божиих святых. Один монах, рассказав преподобному Паисию, что его брат так сильно полюбил цыганку, что даже перестал есть, а свои мысли стал посвящать только ей, с сокрушением добавил: «Я столько лет монах и не люблю Божию Матерь так, как мой брат любит свою цыганку! Я, например, совсем не чувствую в сердце никакого веселья”»[28].

- материнская любовь к своим детям учит прощению и снисходительности к другим людям

Особый пример подает людям материнская любовь. По слову преподобного Паисия сердце человека должно расшириться, чтобы он смог поместить туда весь мир, научиться переживать и сострадать ближнему. И в этом может помочь только материнская любовь: «Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретёт такую любовь, то он станет любить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вредит, потому что будет всегда для других находить смягчающие обстоятельства и обвинять во всём себя. Даже если его обворуют, он будет чувствовать угрызения совести, когда вора поймают и посадят в тюрьму. “Из-за меня человек попал в тюрьму, – будет говорить он. Если бы я нашёл способ дать ему деньги, в которых он нуждался, то он бы сейчас не был в темнице”»[29].

«Наблюдайте за жизнью животных и насекомых, это полезно»

Материнская любовь, которая способна все покрывать и все прощать, учит человека извинять все слабости другого, подобно тому, как мать прощает шалости своим детям. Наученный материнской любви человек может и вовсе не замечать прегрешений окружающий, потому со временем его сердце переполняется любовью и этот человек делается «подражателем Христа, Который всех нас терпит»[30].



 Брать пример не только с людей, но и с животных

Как учит преподобный Паисий, приобрести добродетели человеку могут помочь не только окружающие его люди, но и животные. Действительно, «Бог сотворил животных, чтобы они служили человеку, но и чтобы человек брал с них пример. Человек, если он действительно человек, из всего извлекает пользу»[31].

Потому преподобный Паисий прямо говорит: «Наблюдайте за жизнью животных и насекомых, это полезно»[32].

Добрым примером для самого преподобного было не только известное всем трудолюбие муравьев, но и их «тактичность» – терпеливое и мудрое отношение к другим, чего часто не имеют люди: «Я смотрю, как усердно и любочестно трудятся муравьи, не имея руководителя. Ни в одном человеке нет такой тактичности, какая есть в муравьях. Молодые муравьи тащат в муравейник мелкие палочки и много других бесполезных вещей, потому что ещё не знают, что нужно, а что нет. Взрослые муравьи им не препятствуют, но потом сами выносят всё это из муравейника. Со временем молодые начинают смотреть, что в муравейник несут взрослые муравьи, и учатся. Если бы мы были на их месте, то говорили бы так: “Эй, ты, иди сюда, что это такое ты тащишь? Ну-ка выбрось живо!”»[33].

Материнской любви можно, по слову преподобного, поучиться у ласточки: «Ласточка заботится о своих птенцах, но и птенцы, когда подрастут, станут заботиться о своих птенцах. Так устроила великодушная любовь Божия»[34].

Преподобный Паисий также упоминает о том, что в свое время Господь спросит с человека, насколько внимательно он относился к примеру животных, смог ли научиться у них чему-то доброму. Так, в одной упряжке могут оказаться ленивое и усердное животное, которое будет тянуть за собой других. Потому, «если потом Христос укажет нам на такое животное и скажет: “Смотрите, оно тянуло за собой двух других, а что сделали вы?” – что мы ответим?»[35].

Наблюдение за поведением животных может помочь человеку также и в духовной жизни. Необходимое человеку стремление «обрести Христа», а для того бежать и никогда не останавливаться во всё время своей жизни, старец подтверждает наглядным примером: «хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Её ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам. Для неё больше радости в беге, чем в стоянии на месте. Жизнь для неё в беге и поиске. Вот такое трезвение нам нужно иметь»[36]. Этот пример помогает понять, что в своих мыслях мы должны всегда стремиться ко Христу, Который является целью нашей жизни. В то же время мы, напротив, часто зная, куда нам следует идти, чтобы встретить Христа, стоим на месте, не стремимся идти вперед. И это знание правильного пути лишает нас оправдания в нашем бездействии[37].

А имеющий духовное мужество может сказать так: “Диавол хорошо делает свою работу, но что делаю я?”

Еще одним способом укрепления в добродетели, например, добродетели смирения, преподобный Паисий считает сравнение себя с животными. Оно позволяет человеку видеть себя «ниже всей твари»[38].

Преподобный Паисий рассказывает, что однажды он «пытался понять, какому бы животному себя уподобить, и нашёл, что навозному жуку»[39]. Но, когда старец повнимательнее посмотрел, чем занимается этот жук, он понял, что может считать себя хуже даже этого насекомого. Навозный жук, скатывая шарики из навоза на обочину, тем самым очищает дорогу. Видя, что он делает, старец сказал себе: «Ты хуже навозного жука, потому что он, мелкое насекомое, очищает от навоза дорогу, а ты, которого Бог сотворил человеком, своими грехами собираешь навоз в “храме Божием”[40].

В то же время рассуждение человека о получаемых им при всём его недостоинстве благодеяниях Божиих, приводит его к тому, что он «всё больше себя считает заслуживающим наказания, видит себя худшим всех людей, худшим животных, даже худшим самого диавола. Он говорит сам себе: “Диавол один раз согрешил помыслом, а я согрешаю каждый день и помыслом, и чувствами. Значит, я хуже него”»[41].

При этом тот человек, у которого нет решимость, который легко приходит в отчаяние «должен говорить диаволу: “Каким бы я ни был, всё равно я лучше тебя. Христос меня не оставит, я надеюсь, что Он меня спасёт”. А имеющий духовное мужество может сказать так: “Диавол хорошо делает свою работу, но что делаю я?”»[42].



Извлекать духовный опыт из обстоятельств работы

Например, самому старцу Паисию в его помощи людям, обладающим трудным, неподатливым характером пригодился опыт, который он приобрел, будучи плотником. Тогда ему приходилось работать и с перекошенными, и с неровными досками и брусьями: «при работе с таким деревом требовалось терпение, потому что, с какой бы стороны ты ни строгал перекособоченную доску, она все равно “ерепенится”, поднимает заусенцы. Поэтому, когда мне приходилось работать с такими досками, я брал двойной рубанок и аккуратно, потихоньку скоблил их то с одной, то с другой стороны – и таким образом добивался, чего хотел и надо сказать, после обработки такие доски выглядели очень красивыми – открывался красивый рисунок их волокон. Кроме того, вещи, сделанные из таких досок, бывают очень крепкими, их нелегко сломать»[43].

Как плотник, не зная достоинств неровной доски, может просто выбросить ее, так же можно не разглядеть и внутренних добрых качеств человека с трудным характером. На самом же деле, как говорит преподобный Паисий, такие люди «обладают внутренними силами, и, дав тебе поработать над собой, они смогут двигаться в духовной жизни семимильными духовными шагами. Однако работе с такими людьми необходимо уделять много времени»[44].

Например, для соединения искривленных досок нельзя пользоваться большими гвоздями, «ведь если соединить такие доски подобным образом – через силу, то через какое-то время они все равно лопнут, разойдутся и окажется, что вся наша работа сделана зря»[45]. Напротив, мастер должен кривые доски сначала обработать рубанком, насколько возможно выровнять их, а уже потом попытаться скрепить тонкими гвоздиками.

Подобно такому плотнику «тем, кто имеет дело с душами людей, необходимо рассуждение и еще раз рассуждение. В духовной жизни не бывает одного рецепта, одного канона [на всех]»[46].

- полное посвящение себя избранному делу показывает пример служения Богу

Видя самоотдачу, с которой кто-то исполняет порученную работу, человек может научиться такому же искреннему и сердечному служению Богу. Действительно, «тех, кто занимается наукой, она поглощает полностью. А мы поглощены ли Христом?»[47].

- старательность и усердие в любом деле позволяют двигаться вперед, преуспевать в добродетели

Вспоминая леность напарника, который вместе с ним учился плотницкому ремеслу, преподобный Паисий замечает, что тот юноша в конечном итоге сделал хуже только себе, поскольку ему «потом пришлось работать не рубанком, а киркой»[48]. И хотя самому будущему старцу приходилось нелегко, когда он выполнял работу за двоих, он тогда смог овладеть мастерством плотника. А потом оно пригодилось ему и в жизни духовной, и в служении. Это служит наглядным примером того, что человек, имеющий усердие или «любочестие», как называет его преподобный, «где бы ни оказался, будет преуспевать, потому что всё, что он делает, делает с любочестием. А человек, который не развивает в себе любочестия, данного ему Богом, что бы ни делал, будет топтаться на месте»[49].



Из всех событий извлекать доброе

В наше время, по мысли преподобного Паисия, у людей «может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов»[50]. При этом, современного человека, нередко одолевают или, как говорит старец, «душат»[51] недобрые мысли – недовольства, обиженности, обделенности, подавленности, превозношения, заносчивости: «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей»[52].

Именно поэтому, по мысли преподобного Паисия, каждый человек должен взять на вооружение добрый помысл, чтобы благодаря ему «все видеть в добром свете»[53], ведь «добрый помысел защищает человека, добрый помысл – это его “блиндаж”»[54]. Вместе с тем «добрые помыслы отличает проявляющаяся в них «правда Божия – это любовь, долготерпение, снисхождение». Когда человек мыслит по-доброму, то есть имеет добрые – “десные” помыслы, то увеличивается вместительность его сердца»[55].

Преподобный Паисий также дает и некоторые советы, направленные на то, чтобы помочь человеку воспитать в себе добрый помысел. Для этого, прежде всего, необходимо освободиться от злых, «левых» помыслов: «Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама – ты окажешь пользу другим. <…> Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы»[56].

Далее преподобный Паисий отмечает: «Самое выгодное предприятие для человека – это открытие фабрики “Добрых помыслов”. Тогда даже плохое и скверное твой ум будет перерабатывать в хорошее и доброе. К примеру, видя в человеке душу, видя в нем Ангела, ты и сама, подобно Ангелу, взмываешь на Небо. В этом случае твоя жизнь – это праздник, торжество»[57].

Человек, научившись в любых обстоятельствах обращать мысли на доброе, даже если случиться с ним какая-то неприятность, никогда не будет роптать: «Основа всего в том, чтобы человек истолковывал все посредством доброго помысла. Только в этом случае он получает пользу. У некоторых людей [в их духовном автомобиле стоит] хороший двигатель. У них много предпосылок для духовной жизни, однако их руль повернут не туда, куда нужно. Повернув руль в сторону добрых помыслов, такие люди возьмут правильный курс и будут уверенно двигаться вперед»[58].

“Стоя-то мы помещаемся в комнате все, но вот когда ложимся спать, места не хватает – тесновато. Но сейчас, Слава Богу, сделали навес для кухни и стало полегче. Ведь у нас, отченька, есть и крыша над головой – другие-то вон и вовсе живут под открытым небом”

Поэтому старец дает следующий совет: «<…> Всегда будем иметь добрые помыслы и не будем принимать лукавых телеграмм, если хотим, чтобы наше сердце очистилось и лукавые машины нашего завода (сердца) превратились в хорошие машины. <…> Cердце должно очиститься добрыми помыслами по отношению ко всем и непринятием телеграмм от лукавого, ибо “от сердца исходит» все злое” (Мф. 15:19) и опять-таки “от избытка... сердца уста глаголют” (Мф. 12:34)»[59].

Также преподобный Паисий рассматривает некоторые жизненные ситуации, приводя вместе с тем и пример того доброго помысла, с помощью которого должна быть преодолена гнетущая человека мысль и его тягостное состояние.

- стесненные материальные обстоятельства жизни

Преподобный отмечает, что человек, научившийся воспитывать в себе добрый помысл, будет правильно относиться к обстоятельствам своей жизни. Так, например, хотя он и не будет иметь машины, он все равно найдет в себе возможность славословить Бога и радоваться: «“Слава Богу! – говорит он. – Ну и пусть у меня не будет машины. Ведь у меня крепкие ноги и я могу ходить пешком. А у скольких людей ноги ампутированы, и они не могут за собой ухаживать, не могут выйти на прогулку, нуждаются в чьем-то уходе!… А у меня есть собственные ноги!” В свою очередь, человек хромой говорит так: “А каково другим, у которых нет обеих ног?” – и радуется тоже»[60].

Преподобный Паисий, говоря людям о важности добрых помыслов, приводит и примеры тех, кто смог воспитать их в себе. Так, ему на всю жизнь запомнился встреченный им гладильщик, отец семерых детей, человек, «радостный и непрестанно славословящий Бога. У него было много смирения и простоты, и он просил молиться о его семье. <…> Дети, он с женой, плюс его родители – всего одиннадцать душ. Все они ютились в одной комнате. С присущей ему простотой он рассказывал: “Стоя-то мы помещаемся в комнате все, но вот когда ложимся спать, места не хватает – тесновато. Но сейчас, Слава Богу, сделали навес для кухни и стало полегче. Ведь у нас, отченька, есть и крыша над головой – другие-то вон и вовсе живут под открытым небом”»[61]. Чтобы приезжать на работу вовремя, ему приходилось выходить из дома затемно, от постоянного стояния на ногах у него развилось варикозное расширение вен, но, чтобы семья его ни в чем не нуждалась, он продолжал трудиться. При этом мужчина сокрушался, что совсем не делает никаких добрых дел, в отличие, например, он своей жены, на которую он не мог нахвалиться за то, «что она делает добрые дела, заботится не только о детях, но и о свекре со свекровью, обстирывает живущих по соседству стариков, прибирается у них в домах и даже “супчик им варит!”.

- препятствия на пути задуманного

Рассудительное, основанное на добром помысле отношение к происходящему или случающемуся позволяет человеку во всем видеть милость Божию и по-настоящему радоваться: «К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысл, опоздавший скажет так: “Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает: может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!”. И такой человек славит Бога»[62].

- испытания и болезни

Утешение в болезнях и испытаниях, по мнению старца, – это благодарная Богу мысль о том, что у кого-то эти испытания гораздо труднее. Вслед за этим, как говорит преподобный Паисий, должна появиться и готовность помочь человеку разделить с ним его скорбь: «В каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство – это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам»[63]. Это научит нас благодарить Бога, а вместе с тем и сострадать нашему ближнему, «который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь[64]. Старец приводит при этом наглядный пример, как «включить в работу добрый помысл»: «К примеру, мне ампутировали ногу. “Слава Тебе, Боже, – скажу я, – что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе”. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: “Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками”»[65].

Утешительной в скорбях и болезнях также является мысль о том, что рядом с тобой Христос. Рассказывая о перенесенных им самим болезнях, преподобный Паисий, замечает, что его болезнь – грыжа, которая ему мешала и болела, вместе с этим «доставляла мне и радость. Ведь Христос знал о моём состоянии, Он знал и о том, что пойдёт мне на пользу. Поэтому Он оставил мне эту грыжу на пять лет»[66].

Даже в самой мучительной боли можно найти то, что даст человеку возможность радоваться. Действительно, «человек радуется, потому что он будет причтён к исповедникам и мученикам. Святые мученики забывали боль, потому что их любовь ко Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала»[67].

По мысли преподобного Паисия, включение добрых помыслов помогает человеку всякий раз, в том числе, когда он испытывает беспокойство, причиняемое окружающими.

Силу же для терпения боли, готовность и за это испытание поблагодарить Бога старец советует обрести, вспомнив о страданиях Христа: «Думай о том, что претерпел Христос. Побои, уничижение, бичевание, распятие! (Мф. 27:26-44; Мк. 15:15-32; Лк. 23:23-43 и Ин. 19:1-23) И Он вытерпел всё это “безгре́шен Сы́й” (Ис. 53:9), для того чтобы нас спасти. И ты, когда тебе больно, говори: “Ради Твоей любви, Христе мой, я буду терпеть”»[68].

Добрый помысел, основанный на доверии Богу и надежде на Него, в любых испытаниях – болезнях и тяжелых обстоятельствах – сообщает человеку большую силу: «Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или... или... он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога»[69].

-          беспокойство, причиняемое окружающими

По мысли преподобного Паисия, включение добрых помыслов помогает человеку всякий раз, в том числе, когда он испытывает беспокойство, причиняемое окружающими. И хотя сами обстоятельства человек не может изменить, он может и должен поменять свое к ним отношение: «Нынешние люди, к сожалению, пользуются шумной техникой даже для незначительных дел. Поэтому, если кто-то на время окажется в шумной обстановке, ему надо возделать в себе добрые помыслы. Заставить людей не включать ту или другую шумную технику ты не можешь. Вместо этого сразу же сам включай в работу добрый помысл»[70].

Тот же факт, что это возможно, преподобный Паисий подтверждает случаями из своей жизни и жизни тех, с кем ему довелось общаться. Так, преподобному, привыкшему всегда прибегать к помощи добрых помыслов, в поездке не помешало даже включенное радио: «В помысле я говорил себе так: “Если бы, Боже сохрани, где-нибудь на трассе случилась авария и в наш автобус посадили бы покалеченных людей – одного со сломанной ногой, другого с разбитой головой, - то как бы я выдержал такое зрелище? Слава Тебе, Боже, что люди живы и здоровы! Вон, гляди – еще и песни распевают!” Так я себе и ехал – напевая духовные песнопения»[71].

О том же старец говорит и в другом месте, по-своему определяя основное правило, которому должен следовать человек в его отношении к ближним: «Нужно всегда стараться включать в работу добрый помысл, не соблазняться с легкостью [чужими недостатками], но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется»[72].

 

Амир Файсал

магистрант 2 курса



[1] С. 167. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3.

[2] Слова. Т. 5. С. 150.

[3] С. 168. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3

[4] Слова. Т. 5. С. 150.

[5] С. 168. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3

[6] С. 168. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3

[7] Слова. Т. 5. С. 174-175.

[8] Слова. Т. 5. С. 150.

[9] С. 168. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3

[10] С. 168-169. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3

[11] Слова. Т. 5. С. 150.

[12] Слова. Т. 5. С. 150.

[13] Слова. Т. 5. С. 210.

[14] Слова. Т. 5. С. 210.

[15] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 5. Раздел II. Добродетели. Взвращивание добродетелей. Любовь духовная. Любовь с состраданием. С. 213-214.

[16] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 5. Раздел II. Добродетели. Взвращивание добродетелей. Любовь духовная. Любовь с состраданием. С. 213-214.

[17] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 5. Раздел 1. Часть 1. С. 38.

[18] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 5. Раздел 1. Часть 1. С. 38.

[19] Слова. Т. 5. С. 41.

[20] Слова. Т. 5. С. 41-42.

[21] Слова. Т. 5. С. 41-42.

[22] Слова. Т. 5. С. 236.

[23] Слова. Т. 5. С. 234-235.

[24] Слова. Т. 5. С. 254.

[25] Слова. Т. 5. С. 253.

[26] Слова. Т. 5. С. 254.

[27] Слова. Т. 5. С. 149.

[28] Слова. Т. 5. С. 195.

[29] Слова. Т. 5. С. 204.

[30] Слова. Т. 5. С. 204.

[31] Слова. Т. 5. С. 224-225.

[32] Слова. Т. 5. С. 224-225.

[33] Слова. Т. 5. С. 224-225.

[34] Слова. Т. 5. С. 234-235.

[35] Слова. Т. 5. С. 245-246.

[36] Слова. Т. 5. С. 306-307.

[37] Слова. Т. 5. С. 306-307.

[38] Цит. по кн.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 174.

[39] Слова. Т. 5. С. 175-176.

[40] См. 1 Кор. 3, 16; 2 Кор. 6, 16.

[41] Слова. Т. 5. С. 175-176.

[42] Слова. Т. 5. С. 175-176.

[43] Слова. Т. 3. С. 331: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5

[44] Слова. Т. 3. С. 331: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5

[45] Слова. Т. 3. С. 331: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5

[46] Слова. Т. 3. С. 331: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5

[47] Слова. Т. 5. С. 191.

[48] Слова. Т. 5. С. 245.

[49] Слова. Т. 5. С. 245.

[50] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 1. С. 23.

[51] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 5. О силе исповеди. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь. С. 308 // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5

[52] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 1. С. 23.

[53] Слова. Т. 3. С. 63.

[54] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 4. С. 63 // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_4

[55] «Не судите на лица». Т. 1. С. 259-260.

[56] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 4. Раздел «Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности». С. 71 // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_4

[57] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 4. С. 66 // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_4

[58] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 4. С. 67 // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_4

[59] Паисий Святогорец, прп. Письма. Письмо второе. Молодым людям, хотящим стать монахами. Контакты с посетителями и братиями // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/pisma/2_22

[60] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. Часть 2. О современной культуре. Глава 3. О том, что надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги. Раздел «Упростите Вашу жизнь» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_3

[61] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. Часть 2. О современной культуре. Глава 3. О том, что надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги. Раздел «Упростите Вашу жизнь» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_3

[62] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 1. Раздел «Помыслы "слева" - величайшая болезнь» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_1_2

[63] Слова. Т. 4. Часть 5. Об испытаниях в нашей жизни. Глава 1. Раздел «Наши малые испытания и большие испытания наших ближних» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/6_1_3

[64] Слова. Т. 4. Часть 5. Об испытаниях в нашей жизни. Глава 1. Раздел «Наши малые испытания и большие испытания наших ближних» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/6_1_3

[65] Слова. Т. 4. Часть 5. Об испытаниях в нашей жизни. Глава 1. Раздел «Наши малые испытания и большие испытания наших ближних» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/6_1_3

[66] Слова. Т. 4. Часть 5. Об испытаниях в нашей жизни. Глава 1. Раздел «Терпение в боли» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/6_1_3

[67] Слова. Т. 4. Часть 5. Об испытаниях в нашей жизни. Глава 1. Раздел «Отношение к боли» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/6_1_3

[68] Слова. Т. 4. Часть 5. Об испытаниях в нашей жизни. Глава 1. Раздел «Отношение к боли» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/6_1_3

[69] Слова. Т. 5. С. 269-270.

[70] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. Часть 2. О современной культуре. Глава 4. О внешнем шуме и внутреннем безмолвии. Раздел «Противоядие от шума: добрые помыслы» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_4_6

[71]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. Часть 2. О современной культуре. Глава 4. О внешнем шуме и внутреннем безмолвии. Раздел «Противоядие от шума: добрые помыслы» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_4_6

[72] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Часть 1. Глава 4. Раздел «Очищение ума и сердца» // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_4



Новости по теме

Как бороться с гордостью: советы святых и подвижников благочестия Иеродиакон Кирилл (Попов) В заключительной статье цикла публикаций о гордости мы предлагаем вам, дорогие читатели, подборки конкретных практических советов святых отцов и пастырей в борьбе с этой страстью. Для наглядности они разделены на четыре «блока» в связи с основаниями ее возникновения: внешними и духовными качествами, властью и могуществом, богатством, влиянием окружения. В заключение приводим критерии преодоления страсти согласно учению святых отцов. Надеемся, этот материал будет вам полезен!
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть V: «Как справиться с гневом». Иерей Василий Родионов Как справиться с гневом? Преподобный Паисий Святогорец советовал бороться с ним приобретением смирения, а также кротостью и любовью. О борьбе с гневом при помощи этих добродетелей мы, опираясь на поучения старца, расскажем в представленной вашему вниманию заключительной статье цикла о страстях и добродетелях.

Михаил

Сердечно благодарю за ваш труд! Спаси Христос молитвами преподобного Паисия!

Ответить

Наталья

Спасибо за учение. На много вопросов Вы помогли мне найти ответ. Буду учиться жить по-христиански и дальше.

Ответить