Семинарские ночные литургии

Московская Сретенская Духовная Семинария

Семинарские ночные литургии

Яков Белый-Кругляков 1650



Каждую неделю в Сретенском монастыре по сложившейся традиции, совершаются ночные литургии, в которых принимают участие студенты семинарии.


Жизнь семинариста Сретенской духовной семинарии во время учебного года представляет собой череду сменяющих друг друга занятий, послушаний и служб. Конечно, скучать, как говорится, не приходится, однако, если захотеть, можно найти время не только на отдых, но и на многое другое. В частности в семинарской среде, несмотря на напряженный график, пользуется спросом практика проведения ночных литургий, совершаемых еженедельно священниками из братии Сретенского монастыря.

В кругу людей, которые по доброй воле лишают себя сна ради молитвы и Евхаристии, можно, как говорят посетители ночных литургий, действительно всецело направить свой ум к Богу.

Главной особенностью этих литургий в нашем монастыре является их необязательность — студенты могут приходить или не приходить на них по своему желанию. Именно при таких обстоятельствах, в кругу людей, которые по доброй воле лишают себя сна ради молитвы и Евхаристии, можно, как говорят посетители ночных литургий, действительно всецело направить свой ум к Богу. В этом году уже служились ночные литургии на китайском, греческом и английском языках, а также читались часы на болгарском.Кроме того, практикуется чтение Священного Писания лицом к народу и совершение Великого входа через весь храм, как в греческой традиции.

Студенты, которые вместо отдыха идут на ночные литургии, признаются, что это вызвано жаждой искренней и спокойной молитвы в тишине. Действительно, ночь — особое время. Полумрак, тишина и покой в природе, когда все замирает и дает возможность почувствовать себя ближе к Богу. Стоя на литургии в ночное время, человек чувствует себя исполняющим слова Спасителя, Который говорил: Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру (Мк. 13:35). Поэтому на ночных литургиях уже сложилась традиция после запричастного стиха петь «Се, Жених грядет в полунощи». Слова этого песнопения созвучны наставлениям апостола Павла, призывавшего молиться непрестанно, в любое время суток (1 Сол. 5:17).

По традиции семинаристы-певчие, посещающие ночные литургии, предпочитают исполнять богослужебные песнопения знаменным распевом

Кроме того, по традиции семинаристы-певчие, посещающие ночные литургии, предпочитают исполнять богослужебные песнопения знаменным распевом, который созвучен русскому духу, стилю письма древнерусской иконы, непринужденной общественной молитве и той атмосфере, которая создается во время ночных богослужений.

И действительно, если бы после ночных литургий студенты чувствовали себя плохо, не высыпались и в результате плохо учились, то они бы просто перестали их посещать. Однако эта традиция, напротив, набирает все большую популярность среди семинаристов. И это, в свою очередь, свидетельствует о том, что Бог не оставляет без помощи тех людей, которые готовы посвятить Ему свое внимание и воздать столь необходимое для нас самих благодарение в любое время суток. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс. 54:18).

Яков Белый-Кругляков, семинарист II курса

Новости по теме

Как и зачем воспитывать в себе трезвение? Алексей Сидоров Термин «трезвение» в духовном смысле подразумевает внимательность, сосредоточенность. А как оно связано со смиренномудрием? Зачем нужно в учебе и каким образом студентам воспитать в себе эту добродетель? Рассказывает профессор и преподаватель Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Сергей Михайлович Смирнов В Новгородскую духовную семинарию я поступил в 1907 году и окончил ее весной 1913 года. По времени срок не очень значительный, но по своему значению для всей моей последующей жизни весьма важный. Ведь как никак именно в годы моего обучения в семинарии достиг я совершеннолетия, образовались за этот период, точнее сложились более или менее окончательно многие мои вкусы и наклонности, наметились жизненные идеалы. Появились люди, которые стали моими товарищами, память о которых сохранилась у меня и тогда, когда люди эти ушли из жизни.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О ЗНАЧЕНИИ ЕВХАРИСТИИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1 Алексей Помогов Основываясь на своем глубоком духовном опыте, святитель Игнатий писал, что при Причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение Христа к душе причащающегося, соединение Христа с душой причастника. Это дивное прикосновение христианин начинает ощущать без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку.