Как и зачем воспитывать в себе трезвение?

Московская Сретенская Духовная Семинария

Как и зачем воспитывать в себе трезвение?

Алексей Сидоров 2956



Термин «трезвение» в духовном смысле подразумевает внимательность, сосредоточенность. А как оно связано со смиренномудрием? Зачем нужно в учебе и каким образом студентам воспитать в себе эту добродетель? Рассказывает профессор и преподаватель Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров.

 

– Алексей Иванович, откуда появился термин «трезвение» в святоотеческой мысли?

– Святые отцы не придумывали этот термин, они перевели его из области обыденной жизни в область духовного употребления. Греки ведь славились вином, и на каждом празднике, и в частных случаях вино всегда было в употреблении, поэтому понятие трезвости у греков было достаточно четкое.  

– Что вы можете сказать о трезвении? Какую роль оно играет в учебном процессе?

– Под словом «трезвение» (греч. νῆψις, непсис) понимается не просто сухая рассудочность, не какой-то сухой рационализм, а внутреннее глубинное смиренномудрие. А если для учебы применять такую, скажем, аппликацию, то это значит, что нужно стараться все время держать себя в нужном тонусе.

Но ведь человек слаб, он все время устает эмоционально, устает физически, тем более у семинаристов достаточно жесткий режим дня. На лекциях студенты часто отвлекаются, часто буквально погружаются в ноутбук. Трезвение немыслимо без внутренней сосредоточенности, даже, я бы сказал, некоей эмоциональной собранности. Потому что фокусировать свое внимание, свою душу – достаточно тяжело. Преподаватель тоже ведь устает. Вы, студенты, заинтересованы в обучении больше, чем он. Ваше внимание должно как можно чаще фокусироваться на том, о чем говорит преподаватель, вы должны все время держать в фокусе своей души то, о чем говорят на лекциях. Трудно, я понимаю, но стремиться все время возвращаться к этому фокусированию – необходимо, потому что в противном случае теряется логика мысли, теряется некая, я бы сказал, структура знания. Всему этому причиной бывает расслабление, которое можно назвать потворством своей телесной и душевной немощи.

– Вы сказали, что очень трудно бывает держать себя в состоянии собранности. Может быть, есть средства, помогающие воспитывать в себе собранность?

– А вот здесь уже у каждого – свой индивидуальный подход. Человек должен понимать, что ему нужно. У каждого ведь свое устроение, свои возможности. В целом, конечно, нужно просто уважать другого. Преподаватель ведь совершает нелегкий труд, который должно уважать. Почему в людях часто действует рассеяние? Почему нужна молитва человеку? Чтобы собирать его ум. Человек после грехопадения – тварь ленивая и ему трудно всегда себя держать. Спаситель в Евангелии говорит: «Царствие Божие силою берется» (Мф. 11: 12). Студент должен понимать и всегда помнить, что не только Царствие Небесное берется силой, но и учеба.

Человек после грехопадения – тварь ленивая, ему трудно всегда себя держать

– Человек часто, приходя в состояние расслабления, уже не может самостоятельно собраться и нуждается во внешних побуждающих факторах. Как, по-вашему, развить в себе внутреннее самопонуждение?

– Постоянное самопонуждение я бы назвал высшим пилотажем, поэтому преподавателям приходится применять иногда разного рода прещения за невыполнение заданий. Студент чувствует, как ему тяжело, но он не понимает, как тяжело преподавателю. Ему приходится все время собирать внимание учащихся, как-то заинтересовывать, но всех-то не заинтересуешь, а поэтому между преподавателем и студентом должна быть все время синергия, в которой внимание и усердие студентов должно быть направлено навстречу преподавателю. Это – такая живая связь.

Студент должен помнить, что не только Царствие Небесное берется силой, но и учеба

– Вы сказали о смиренномудрии. Скажите, какое отношение оно имеет к собранности и вниманию?

– Если брать отдельно учебный процесс, то нужно прекрасно понимать, что студент всегда знает меньше преподавателя. А если он знает меньше и стремится к знаниям, ему следует внимательно послушать то, чего он еще не знает, смирить себя перед преподавателем. И подобное расположение себя, подобный настрой своего сознания помогает внутренне держаться смиренномудрия. К сожалению, процесс обучения очень тяжелый и динамичный, все находится в движении. И преподаватель, и студент должны все время работать, а так как у нас не хватает ни душевных, ни телесных сил, то здесь как раз и нужно смиренномудрие, осознание своей немощи. Оно позволяет нам собраться и воспитать в себе трезвение.  

 

Беседовал Андрей Головач

Новости по теме

«Самое главное – не прятаться от самого себя» Иеромонах Ириней (Пиковский) Чем духовная жизнь отличается от жизни культурной, интеллектуальной? Какова роль духовника в этой жизни, и любой ли может им стать? Возможна ли исповедь «по скайпу»? Исповедаются ли друг другу священники? И что лучше для подготовки – книга с перечнем грехов или самые простые слова? Об этом говорим с насельником Сретенского монастыря и преподавателем Сретенской семинарии иеромонахом Иринеем (Пиковским).
«Под свою анафему падоша…» – что это значит? Иерей Алексей Лымарев Подходит к концу вторая седмица Великого поста. В предыдущее воскресенье Церковь праздновала Торжество Православия – победу истины. Какие выводы можно сделать каждому христианину для себя лично? Не бывает ли такого, что мы сами себя предаем анафеме?
ЖИТИЕ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО Святитель Димитрий Ростовский Святой Иоанн Златоустый, светильник миру, учитель вселенной, столп и утверждение церкви, проповедник покаяния, труженик для Бога. Великий угодник Божий был сильным мужем не только в слове, но и в деле. Силою Христовою он творил чудеса, исцеляя недужных. За многие труды свои, святитель был прославлен от Господа.