ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ К благоговейным священникам в Богохранимой Неврокопской епархии

Московская Сретенская Духовная Семинария

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ К благоговейным священникам в Богохранимой Неврокопской епархии

Митрополит Борис (Разумов) 4232



Сайт Сретенской Духовной Семинарии продолжает цикл статей, связанных с жизнью и творениями одного из новейших святых Болгарской Церкви, священномученика митрополита Бориса (Разумова). В этот раз мы решили познакомить Вас с его первым окружным посланием, которое он написал после вступления на неврокопскую кафедру, и которое было адресовано к священникам, служащим в епархии, чей главой, владыка Борис едва успел стать.

 ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ

К благоговейным священникам в Богохранимой Неврокопской епархии 

Божественное происхождение и высокое достоинство пастырского звания в Христовой Церкви требуют от пастырей редких, почти исключительных качеств, которых не требует ни одно другое звание. Возвышенные цели пастырского служения предполагают вместе с сверхъестественной Божией силой, которая дается в таинстве священства, и чистые, природные силы в пастыре, без которых невозможно быть уверенным в достижении этих целей.

Пастырь Церкви должен иметь в полной мере все те качества и способности, которые сделают его годным с достоинством носить пастырское звание, и выполнять с успехом пастырское служение. Он должен, во всем совершенстве и всей полноте, обладать всеми человеческими и христианскими добродетелями и по своей добродетельности далеко превосходить всех остальных людей. Он должен достичь больших высот в своем совершенстве, дабы быть способным помогать в этом деле и остальным. Никто не может водить дальше другого, если сам остается далеко позади, никто не может тянуть за собой кого-то, если сам стоит ниже его. Пастырь Церкви должен соделать из себя одну личность, насколько это возможно более совершенную и сформировавшуюся во всех отношениях, и всегда помнить о том, что пастырское звание и сама личность пастыря неразрывно связаны между собой. Он имеет заповедь, неотменный долг воплотить, прежде всего в самом себе, в своей жизни и в делах своих, чистоту, святость и величие духовного звания. Он должен соделать свою личность чистым и священным сосудом для Божественной благодати, создать из себя светлый и велелепный храм, в котором мог бы обитать Дух Святой.

Наш небесный начальник пастырей, Господь Иисус Христос, называет пастырей солью земли и светом мира (Мат. 5:13-14). Как соль защищает от гниения и разложения, так и Он требует от них, чтобы они защищали своей нравственной силой людей, семей, общества и народы от нравственного растления. Его желание — чтобы они оставались неугасающими светильниками, которые непрестанно бы озаряли мир Божественным светом. Его воля — чтобы свет Божий светил прежде всего чрез нас самих и наши дела. (Мат. 5:16). Всем нам он дал священную заповедь и указал одну возвышенную цель – быть совершенны, как совершен Отец наш Небесный (Мат. 5:48)[1].

Чтобы пастырь мог быть образцом и примером для остальных, он должен сам всегда иметь пред собой совершенные образцы

Пастырь Церкви должен во всем быть возвышенным образцом и живым возвышенным примером для своей паствы. Только тогда он сможет привлечь к себе человеческие души и вести к спасению и совершенству.

Чтобы пастырь мог быть образцом и примером для остальных, он должен сам всегда иметь пред собой совершенные образцы, которыми непрестанно возносить и совершенствовать самого себя. Прежде всего его взгляд должен непрестанно созерцать Божественный, всесовершенный образ начальника пастырей Иисуса Христа, источника всякого совершенства и всякой силы по пути к совершенству. На втором месте, пред ним должны сиять священные образы святых апостолов и прочих святых Церкви Христовой. Пастырь Болгарской Церкви должен также иметь пред собой, как великие примеры для назидания, и величавые образы достойных святителей и служителей нашей родной Церкви и нашего народа в прошлом.

Пастырский настрой может иметь пастырь только тогда, когда все его чувства, переживания, мысли, желания и стремления проникнуты и объединены одним главенствующим чувством и связаны с сущностью пастырского служения

Чтобы мог пастырь Церкви легче найти путь к совершенству, приблизиться к совершенным образцам пастырского служения и таким образом самому стать образцом для остальных, он должен иметь хотя бы следующие, самые основные пастырские качества и добродетели:

 

1.     Пастырскую пригодность — т.е. все те душевные и телесные качества, а также и необходимые подготовка и знания, которые делают пастыря годным носить с достоинством пастырское звание и успешно выполнять пастырское служение.

2.     Пастырскую добродетельность — т.е. всегдашние склонность и любовь только к добру и неизменное творческое желание со стороны пастыря пробудить в себе все самые положительные, естественные задатки, данные Богом и воспитать в себе все самые лучшие человеческие, христианские и пастырские добродетели.

3.     Пастырское призвание — т.е. постоянную, неизменную склонность и глубокую, проникающую любовь к духовному званию и духовному служению. Пастырское призвание только тогда истинно, когда не является лишь предметом моментного настроения, случайным, мимолетным желанием, а только в том случае, когда оно рождается из глубоких, внутренних побуждений и высоких порывов, когда оно проникает, просвещает и возвышает все существо пастыря и не ослабевает даже при самых тяжких напастях и испытаниях.

4.     Пастырский настрой может иметь пастырь только тогда, когда все его чувства, переживания, мысли, желания и стремления проникнуты и объединены одним главенствующим чувством и связаны с сущностью пастырского служения.

5.     Воодушевление — когда дух наполняет и оживляет все существо пастыря, побуждая к работе все его чувства, переживания, мысли, желания, стремления, поступки и действия.

Откровенным человек бывает только тогда, когда он в полноте раскрывает свой настоящий внутренний мир, дает точное выражение не только добрым, но и плохим чувствам и переживаниям, не только правильным, но и ошибочным мыслям и пониманиям и всегда признает свои ошибки не только в отношениях с остальными, но в любой жизненной ситуации

6.     Восторженность возникает тогда, когда благое и доброе, чистое и святое, великое и возвышенное всецело овладевают человеком и несут его с непреодолимой силой к самым чистым и возвышенным целям. Без пастырской ревности, без воодушевления и восторженности пастырь – живой мертвец и его служение мертво и безжизненно, пусто и бесплодно.

7.     Искренность — это тогда, когда в наших отношениях с остальными людьми наши добрые слова, дела и поступки выражают истинные чувства и переживания, отвечают в точности нашим мыслям и желаниям; когда мы таим в себе одни благие мысли и чувства и своим добронамеренным поведением не пытаемся прикрыть плохие чувства и намерения.

8.     Откровенность. Откровенным человек бывает только тогда, когда он в полноте раскрывает свой настоящий внутренний мир, дает точное выражение не только добрым, но и плохим чувствам и переживаниям, не только правильным, но и ошибочным мыслям и пониманиям и всегда признает свои ошибки не только в отношениях с остальными, но в любой жизненной ситуации.

9.     Правдивость. Правдив только тот человек, который всегда говорит и поддерживает только правду, только то, что соответствует действительности.

10. Доблесть означает иметь смелость открыто возглашать и признавать истину, продолжать отстаивать и защищать правду даже тогда, когда они для нас или для другого кого-нибудь могут быть неприятны или принести страдания.

11. Порядочность. Порядочен тот человек, который все делает чисто и честно, сообразно правде и истине, добродетели, нравственности и законности, который ничем не злоупотребляет, ничего не изменяет и не искажает в угоду своей корысти.

12. Благочестие. Благочестивым становиться человек тогда, когда возвысит свою почтенность до высочайшего уровня и сумеет полностью сообразить свою жизнь и свои дела с волей Бога.

13. Благоговение — т.е. глубокое чувство смиренопреклонения[2] перед величием Божиим и перед всем великим и возвышенным, которое происходит от Бога.

14. Смирение — т.е. искреннее сознание и признание своих немощах и слабостях и неутолимая жажда духовного подъема и совершенства.

Скромным является человек тогда, когда не хочет и не ожидает больше того, что ему дается

15. Скромность. Скромным является человек тогда, когда не хочет и не ожидает больше того, что ему дается. Наоборот — когда он довольствуется меньшим того, чего заслуживает, или в чем имеет нужду.

16. Бескорыстие — ничего не совершать и не использовать лишь в целях личной материальной выгоды и суетных приобретений.

17. Справедливость. Справедлив человек тогда, когда каждому воздает заслуженное по его личным достоинствам и заслугам, поступкам и делам — согласно правде и истине, закону и нравственности.

18. Правдолюбие. Правдолюбив тот человек, который не только сам поступает по справедливости, но всегда смело становится на сторону правды тогда, когда другие ее попирают, и даже готов жертвовать собой ради нее.

19. Набожность — т.е. глубокое сознание, что Бог — начало и конец всего сущего, что все от Него зависит и происходит, и непрестанное стремление соотнести с этим сознанием все стороны своей жизни, все направить к Богу как к единственной цели любого существования.

20. Живую веру в Бога и все божественное и светлое, в Божию правду и истину, Божию любовь и благость, в Божие величие и всемогущество, вера в добро в себе и в других, в победе добра над злом, вера в успехе каждого доброго дела. Вера та таинственная спасительная связь, которая соединяет нас с первоисточником жизни Богом и с всем добрым, существующим в этом мире. Без нее невозможна никакая истинная духовная жизнь. Вера, а вместе с ней и любовь — самый совершенный дар и величайшая сила человеческого духа.

21. Светлую надежду, что исполнятся все обетования Божии и придет все самое благое и светлое, что можно было бы желать и ожидать.

22. Чистую и святую, всеобъемлющую и самоотверженную любовь к Богу и людям, благому и доброму в этом мире, любовь, которая должна охватывать и своих, и чужих, и близких и далеких, и друзей, и врагов, любовь, которая сделать чужого своим, приобщить далекого, превратить врага в друга. Бог есть любовь, и любовь та самая совершенная и самая великая сила, которая исходит от Бога и наполняет всего человека. Она творит чудеса. Мы ничто без нее, какие бы у нас ни были другие качества. Наиболее возвышен и совершен тот человек, который в наибольшей степени проникнут Божественной любовью. Он стоит ближе всего к Богу.

Мы отречены от самих себя тогда, когда отказываемся от всего своего и живем лишь ради блага ближних

23. Преданность. Любовь приближает нас к Богу и людям и заставляет нас принадлежать им всем своим существом и всем, что имеем.

24. Самоотречение. Мы отречены от самих себя тогда, когда отказываемся от всего своего и живем лишь ради блага ближних.

25. Самоотверженность. Когда для блага ближних мы готовы добровольно отдать не только все свои силы и все что имеем, но даже жизнь свою, тогда любовь достигает свое наивысшее проявление — самоотверженность, самопожертвование. Это наибольшее величие, до которого может подняться человек.

26. Сострадание. Сострадателен тот человек, который чувствует чужие горечи и страдания и стремится их облегчить.

27. Сорадование — т.е. способность радоваться истинному добру и благополучию остальных, их чистым довольствам и радостям и стремление умножать чужое добро и чужую радость.

28. Милосердие — когда сердце исполнено сочувствия, любви, милости, благости, снисходительности, благодетельно к немощным, грешным, страдающим, беспомощным.

29. Благорасположение — т.е. непрерывное и неизменное благое расположение сердца и души, которое является выражением настоящей любви и благости к людям и всегдашнее желание, чтобы от всего — даже от самого плохого — произошло только добро, всем — даже злым — делать только добро.

30. Кротость. Кротки мы тогда, когда все наше существо и все наши внешние проявления — речь, поведение, манеры, дела и пр. — проникнуты добротой, благостью, спокойствием и сдержанностью.

Душевный мир имеем тогда, когда не допускаем никакому злу проникнуть в сердце и душу, смущать и растлевать их

31. Душевный мир имеем тогда, когда не допускаем никакому злу проникнуть в сердце и душу, смущать и растлевать их, когда у нас живет только добро, когда все наши добродетели находятся в полной гармонии друг с другом и когда вся наша жизнь находится в соответствии с волей Божией.

32. Душевную радость, которая происходит от внутреннего мира, от добра в нас самих и в остальных, от сотрудничества во имя торжества добра над злом, от сознания исполненного долга и от ощущения близости Божией.

33. Миролюбие — значит всегда пребывать в любви и желать всеобщий мир как одно из высочайших благ.

34. Миротворчество — значит не только любить и желать, но и носит с собой и создавать мир везде, а там, где он нарушен, прилагать все усилия к его восстановлению.

35. Братолюбие — значит питать искренние братские чувства ко всем; чтобы мы все чувствовались друг с другом как настоящие братья и чада единого Отца Небесного. Там, где нет братолюбия и миролюбия, там нет Христа.

36. Любовь ко всему родному — т.е. возвышенная и деятельная любовь к своему народу и своей Родине и всегдашняя готовность служить им честно и искренно, предано, отрекшись себя даже до степени, когда мы готовы пожертвовать своей жизнью.

37. Живую, бодрую, чувствительную и неподкупную совесть — т.е. ту таинственную способность и Божественную силу в человеческом духе, которая непрестанно бдит над мыслями и чувствами, поступками и делами человека, все оценивает верно и безошибочно, ясно различает добро от зла, судит и рассуждает неумолимо, воздает награду и наказывает по заслугам; которая делает нас способными чувствовать радость и восхищение от добра, муки и страдания от зла. Без совести у человека нет ни добра, ни нравственности, ни человечности. Без нее люди теряют разумное сознание и подвергаются полному нравственному разложению.

38. Желание делать добро — т.е. не только любовь к добру, но и непрестанное усилие к его совершению всегда и при всех жизненных обстоятельствах, неизменное желание делать добро всем, даже злым. Самое великое добро, которое мы можем совершить на земле — сделать злого человека добрым.

39. Волю, утвержденную в добре. Добрая воля это чистая, возвышенная и непрерывная сила, единственная цель, которой — творить добро и только добро.

40. Стойкость и постоянство — значит идти бодро и неуклонно по пути добра, продолжать твердо и неотступно начатое доброе дело и перенести до конца все напряжение, усилия и тяжести.

41. Твердость значит однажды познав истину, добро, правду, добродетель и вообще все Божественные силы и дарования, стоять неуклонно в них и никогда от них не отступать, даже при самых больших испытаниях.

Добрый характер — это как можно более прямое и имеющее твердое основание руководство, по которому мы поступаем, в котором проявляются наши чувства и желания, наши поступки и действия по пути к добру

42. Самообладание, сдержанность и меру проявляем тогда, когда силой своего духа и своей волью удерживаем власть над всеми своими чувствами и переживаниями, желаниями и стремлениями, поступками и действиями и в ничем не проявляем никакой поспешности и неумеренности, никакой раздражительности и гневливости, никакого буйства и, также, когда не говорим и не совершаем ничего лишнего, неуместного, нецелесообразного.

43. Твердость и воздержание и души, и тела. Это означает чистые и здравые чувства и мысли для души, чистую и здоровую пищу для тела. Душе мы должны всегда давать то, что добро и благо, чтобы она могла таким образом все более и более просвещаться, чтобы преуспевать в совершенстве. Тело мы должны удовлетворять только тем, что благоразумно и чисто, полезно и благотворно, чтобы оно могло все более и более крепнуть, становиться здоровым и стать крепким, совершенным орудием здорового и совершенного духа. Ничего нечистого и мерзкого для нашей души, ничего нездорового и вредного для нашего тела. Особенно должно беречься от алкоголя (употребления спиртных напитков) и никотина (курения табака), так как они настоящий яд, разрушающий тело и гибельный для души. Они могут принести гибель не только отдельному человеку, но и семье, обществу, всему народу. Поэтому пастырь Церкви должен решительно отказаться от них и против них бороться.

44. Терпение — т.е. спокойное претерпевание невзгод и испытаний, умение владеть собой и дожидаться более благоприятных моментов для достижения добрых целей, не давая ослабевать нашей доброй воле и нашей творческой энергии.

45. Характер, просвещенный и окрепший в добре. Добрый характер — это как можно более прямое и имеющее твердое основание руководство, по которому мы поступаем, в котором проявляются наши чувства и желания, наши поступки и действия по пути к добру.

46. Здоровый ум, которым можно правильно мыслить и рассуждать.

47. Разум — т.е. повышенная познавательная способность, которой можно правильно оценивать жизненные явления и их взаимоотношения и познавать нематериальные, отвлеченные духовные истины.

48. Созерцательность, которой человеческий дух может проникнуть глубоко в мир духовный, непосредственно узреть величайшие духовные истины, прямым путем воспринять самые совершенные проявления всего благого и доброго и обрести самое совершенное богопознание.

49. Образованность, просвещенность и полное знание христианских истин. Все это постигается предварительной, целесообразной подготовкой и непрестанным самообразованием.

50. Трудолюбие и деятельность — т.е. любовь к честному, осмысленному, разумному труду и желание работать не только в личную выгоду и для удовлетворения собственных нужд, но и подымать благие начинания и совершать полезные дела для добра и остальных, общества, всего народа.

51. Разум и точность должен иметь во всем пастырь Церкви. Все в своей жизни и в своем служении он должен совершать по определенному распорядку и в точно определенное время.

Без точности и порядка, без дисциплины и послушания не может стабильно существовать ни одна организация и ни одна институция, не может быть успешно совершено ни одно дело и не может быть достигнута ни одна цель

52. Дисциплина и послушание должен всегда предъявлять пастырь Церкви — как истинный воин Христовый, который готов добровольно подчиниться установленному порядку и со всей преданностью исполнить постановления своего начальства. Без точности и порядка, без дисциплины и послушания не может стабильно существовать ни одна организация и ни одна институция, не может быть успешно совершено ни одно дело и не может быть достигнута ни одна цель.

53. Благонравие и благовоспитанность в поведении и манерах по отношению ко всем.

54. Внимание и почтительность к каждому человеку — в первую очередь как к человеку, потом уже к каждому человеку по его достоинствам и заслугам, по его положению и значению.

55. Благоприличие — т.е. старание, чтобы все в жизни пастыря соответствовало требованиям благоприличия.

56. Чистую, приличную и скромную внешность. Пастырь Церкви должен отличаться наибольшей душевной и телесной чистотой. Не только он сам должен быть во всяком отношении чистым, но и все на нем и вокруг него должно быть чисто: и его одежда, и его приближенные, и его дом, и в первую очередь Дом Господень. Верхняя одежда и обувь должны быть чистыми и приличными, но скромными, без никаких излишеств.

Здесь не перечислены и нет необходимости в отдельности указывать на все качества и достоинства, которые должен иметь пастырь Церкви. Было бы достаточно, если бы он имел в полной мере более важные из них, таких как например вера, любовь, доброта, чистота, воля, характер, здоровый ум, трезвенность, трудолюбие, активность и пр., чтобы он мог легко развить из них в себе все остальные добродетели, которые необходимы для достойного ношения пастырского звания.

Большую скорбь и тревогу причиняет нам обстоятельство, что некоторые священники в неврокопской епархии лишены важнейших достоинств и добродетелей, благодаря чему, весьма опозорили духовное звание. Некоторые из них не только опозорили звание, но даже погубили самих себя своими дурными склонностями, особенно склонностью употреблять спиртные напитки. Посему, чтобы уберечь от позора Церковь и духовное звание, чтобы спасти от гибели слабовольных клириков и предостеречь от сих соблазнов более сильных, на будущее строго запрещаем священникам в неврокопской епархии:

1.     Употреблять или вносить в свои дома спиртные напитки (вино, ракию, коньяк, ликер, пиво и пр.).

2.     Посещать и ночевать в кабаках и кофейнях.

Они будут употреблять вино только при богослужении — там, где это предписывается церковным уставом.

К сожалению, некоторые священники имеют один другой дурной и противный навык — навык курить табак. Это нечто недопустимое для духовного лица. Чтобы уста духовного пастыря были покрыты сигарной копотью, его пальцы обожжены сигаретами, чтобы он прикасался этими обожженными и пожелтевшими пальцами Святого Агнца, чтобы он подносил для целования эту руку и передавал ею благословение Божие — это грешно, недостойно, почти кощунственно. Посему, на будущее строго запрещаем священникам в неврокопской епархии курить табак и вносить таковой в свои дома для курения.

Каждый пастырь Церкви Христовой имеет долг усердно бороться со всеми дурными склонностями своей природы и непрестанно развивать в себе все добродетели

Каждый пастырь Церкви Христовой имеет долг усердно бороться со всеми дурными склонностями своей природы и непрестанно развивать в себе все добродетели. Он не должен допускать в себе маловерие, малодушие, уныние, отчаяние, злость, озлобление, зависть, ненависть, отвращение, вражду, склонность к распрям, нарушать мир, гнев, вспыльчивость, буйство, надменность, гордость, суетность, пустословие, ложь, неискренность, притворство, лукавство, бессердечность, эгоизм, корыстолюбие, алчность, угождать самому себе, угождать другим людям, разврат, грубость, оскорбительность, недисциплинированность, бездельность, леность, чудаковатость, маниакальность, лицемерие, невежество, неприличие, нечистоту, небрежность, легкомыслие, поверхностность, несерьезность, празднословие и вообще ничего из того, что могло бы унизить его достоинство как человека и Божиего служителя.

С Божией помощью каждый пастырь Церкви Христовой может создать в себе все самые лучшие человеческие, христианские и пастырские добродетели, лишь только бы он искренне пожелал это и положил для этой великой цели все усилия. Тогда и сила Божия будет с ним.

 

Неврокопский митрополит БОРИС

Неврокопская

МИТРОПОЛИЯ

13.V. 1936 г.

Неврокоп

Материал подготовил и

перевел с болгарского языка

студент 2 курса Сретенской духовной семинарии

Антоний Шаган

Источник: http://borisnevrokopski.blogspot.nl/2015/06/blog-post.html#more 

   



Новости по теме

Слово о Кресте Митрополит Борис (Разумов) Крест Христов – величайшая тайна, которая оказалась чужда надменному уму эллинов, ожиданиям иудеев и остается чужда скепсису современного человека. Но только Крестом побеждается всякое зло… О тайне Креста Господня – слово митрополита Бориса (Разумова), убитого в Болгарии в 1948 году.
«СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ТЕХ, К КОМУ ОН ОБРАЩАЕТ СВОЮ ПРОПОВЕДЬ» Иерей Алексей Лымарев Вера – от слышания, а слышание – от слова. От проповеди. Проповедь является, пожалуй, самым значимым элементом катехизации и церковного воспитания. Вот почему так важны для будущих пастырей те теоретические знания и практические навыки, которые они получают на лекциях и занятиях по гомилетике.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. «ПО СВОЕМУ ПРОИСХОЖДЕНИЮ Я ПРИНАДЛЕЖУ К ДУХОВНОЙ СЕМЬЕ...» Иерей Петр Михалев Владыка Никодим – святой новейшего времени; ещё недавно жили люди, знавшие его, сохранились храмы, в которых он совершал богослужения, дома, в которых жил святитель. Поэтому его образ нам особенно близок и в то же время исполнен духовного величия: ведь в его архиерейском служении и мученическом подвиге мы видим отражение всей истории Русской Православной Церкви XX века…