СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I В МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Московская Сретенская Духовная Семинария

СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I В МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Артем Копылов 1788



Сайт семинарии продолжает публиковать материалы научно-богословской конфереции по церковной истории и церковнославянскому языку, которая проходила в СДС в конце сентября. В статье поднимается проблема пастырского служения патриарха Алексия I в Московской епархии в рамках его деятельности как правящего архиерея епархии. На основании писем патриарха в Советы по делам Русской Православной Церкви и религии, материалов «Журнала Московской патриархии» и воспоминаний современников рассматривается, как действовал глава Церкви на данном поприще.

Патриарх Московский и всея Руси – такой титул носит глава Русской Православной Церкви. Архиерей является не только патриархом всей России, но и правящим главой Московской епархии, которая включает Москву и Московскую область. Пастырское служение патриарха как епископа связано с необходимостью проповеди Слова Божьего, ведении и направлении своей паствы ко спасению, совершению богослужений в своей епархии.

Тринадцатым патриархом, который возглавлял Русскую Церковь в 1945–1970 гг., был патриарх Алексий I (Симанский). Во время руководства Русской Православной Церковью, ее глава служил в различных местах Советского Союза, посетил такие страны как Югославия, Болгария, Румыния, Великобритания. Сейчас возможностей осуществления своего пастырского служения у предстоятеля Церкви значительно шире. Например, патриарх Кирилл посетил Латинскую Америку и Антарктиду. В условиях же «холодной войны», противостояния СССР и стран Запада глава Церкви не мог свободно ездить по миру, поэтому он концентрировался на служении в СССР, в частности в Московской епархии. Будучи ее главой патриарх Алексий бо́льшую часть богослужений совершил именно тут.

Необходимо рассмотреть, как патриарх Алексий претворял в жизнь свое пастырское служение в столичной епархии, где патриарх был главой как правящий архипастырь.

Глава Русской Церкви родился в Москве в 1877 году1. В 2007 году, к 130-летию со дня рождения предстоятеля Русской Церкви, была установлена памятная доска на домепо адресу ул. Мясницкая, 46/2, где родился патриарх2. С детства Сергей Симанский был знаком с традициями служения в Московской епархии. Будущий глава Русской Церкви посещал богослужения вместе с родителями; являясь студентом Императорского Николаевского Лицея, он прислуживал во время совершаемых служб, благодаря протоиерею Иоанну Соловьеву, который заметил «врожденную набожность и благочестие будущего патриарха»3. Вступая на московский престол, патриарх Алексий хранил и бережно соблюдал традиции, связанных с совершением служб в Москве.

После избрания в 1945 году на патриарший престол, одной из главных проблем стал вопрос о необходимости выбора кафедрального собора, как главного храма епархии. В 1931 году был разрушен Храм Христа Спасителя, который ранее выполнял эти функции. Уже в первые дни нахождения во главе Русской Православной Церкви патриарх Алексий решил этот вопрос, сделав патриаршим Собор Богоявления Господня в Елохове4. Соответствующая резолюция Святейшим Патриархом была принята 25 февраля 1945 года5. Данный храм известен тем, что именно там покоились мощи митрополита Алексия Московского, небесный покровитель главы Русской Церкви. В подклете Елоховского собора был похоронен Святейший патриарх Сергий (Страгородский), предшественник патриарха Алексия и для которого храм был кафедральным. В этом соборе глава Русской Церкви совершал службы на двунадесятые праздники6, в особо значимые для патриарха дни (интронизации и тезоименитство)7, и особо значимые даты для жизни Церкви8. Настоятелем патриаршего собора был управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер Николай Колчицкий9, который служил там с 1924 до своей кончины в 1961 году.

В рамках богослужебной практики необходимо отметить, что патриарх Алексий часто посещал те храмы Московской епархии, где были храмовые праздники. На праздник иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» патриарх служил в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе10 (за годы патриаршества совершено две Литургии и тринадцать Всенощных бдений). Настоятелями там были такие известные люди как протоиерей Александр Смирнов11, ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии» (1943–1949 гг.), и. д. ректора Московской Духовной Академии, ректор Московской Духовной Семинарии (1949–1950 гг.)12, а затем протоиерей Всеволод Шпиллер13. Любовью патриарха пользовался и храм пророка Илии Обыденного14, где находилась икона Божьей Матери – «Нечаянная радость». Настоятелем в ней был протоиерей Александр Толгский,который самоотверженно служил во время гонений в не закрывавшемся никогда храме с 1936 и до своей кончины в 1962 г., был братом священномученика Николая Толгского15. В храме Воскресения в Сокольниках, где проходил Поместный Собор 1945 года16, избравший патриарха, Его Святейшество совершил десять служб.

Важным в пастырском служении патриарха Алексия является возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры, как одного из главных монастырей для Русской Церкви

Важным впастырском служении патриарха Алексия является возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры, как одного из главныхмонастырей для Русской Церкви, и совершение богослужений в ее храмах. Обитель Преподобного Сергия занимала важное место вжизни патриарха. До пострижения будущего патриарха в монашество он носил имя в честь игумена Земли Русской – преподобного Сергия17. Именно в стенах Московской Духовной Академии, которая находилась в Лавре18 получил духовное образование глава Русской Церкви. При нем здесь же была возрождена Московская Духовная школа.

Открытие Троице-Сергиевой Лавры было длительным процессом, который шел на всем протяжении служения патриарха Алексия. Быстрая передача всего монастыря была невозможна. На бывшей территории обители располагались разнообразные строения и постройки, никак не связанные с монастырем. Патриарх Алексий отправил первое письмо в Совет по делам Русской Православной Церкви 15 августа 1945 года, где просил главу Совета, Г.Г. Карпова, передать здания Успенского собора19, мощи преподобного Сергия Радонежского20, здание бывшей Духовной Академии21 в ведение Церкви, а также «доложить эти соображения Правительству»22. На докладной записке была поставлена резолюция главы Совета Народных Комиссаров В.М. Молотова «Возражений нет»23.

С 1945 по 1967 гг. были постепенно переданы и отреставрированы большинство зданий обители преподобного Сергия. В Троице-Сергиевой Лавре патриарх Алексий, как правило, служил в день Святой Троицы24, дни памяти Сергия Радонежского и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, поскольку храм Московской Духовной Академии посвящен этому празднику25. Причем совершались не только всенощные бдения и Литургии, но и вечерни с акафистом Святой Троице или молебны преподобному Сергию Радонежскому. Троице-Сергиева Лавра стала средоточием монастырской жизни, поскольку это был единственный монастырь, открытый Советской властью в РСФСР26.

В Троице-Сергиеву Лавру была переведена и Московская Духовная Академия. Патриарх Алексий много сделал для восстановления духовной школы. В октябре 1948 года прошел первый годичный акт Академии27. Усилиями патриарха Алексия был создан Церковно-Археологический кабинет28, который ныне носит имя его основателя. В нем были собраны памятники русского и византийского искусства разных эпох.

Патриарх Алексий чтил память святителя Филарета (Дроздова), который был косвенно связан с его семьей. Святитель благословил мать патриарха, Ольгу Александровну Пороховщикову иконой преподобного Сергия Радонежского и подарил ей этот маленький образок, особо чтимый в семье главы Церкви29. Сам патриарх Алексий ежегодно отмечал дни памяти митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре. В одном из рассказов митрополита Питирима сохранилось описание мероприятий в память Преосвященного Филарета: «…14 декабря (патриарх Алексий – А.К.) проводил филаретовские чтения в общем собрании профессоров и студентов Академии и семинарии. Он вспоминал рассказы современников, лично знавших Святителя, и его собственные мудрые поучения. Вообще Патриарх очень любил Лавру и обычно очень скромно, по-монашески, отмечал там свои дни рождения, скрываясь от торжественных официальных поздравлений»30.

Стоит сказать и о Новодевичьем монастыре Москвы, последней игуменьей до закрытия монастыря была родственница Святейшего иерарха, Леонида (Озерова)31. В середине 1940-х гг. тут первоначально располагался Богословский институт. Патриарх Алексий совершил всего два богослужения в стенах обители. В 1946 г. патриарх Алексий подавал ходатайство об открытии монастыря, и заселении его монахинями из Югославии32. Данное обращение осталось без внимания. Затем, в 1948 году (уже после переезда Академии и Семинарии в Троице-Сергиеву Лавру) Смоленский собор был открыт на время Совещания Православных Церквей.

Всего за период своего служения патриархАлексий совершил 1346 различных богослужений в Московской епархии33, что составляет 95,6% от всех совершенных служб главы Русской Церкви. Его Святейшество служил в 29 храмах и Лавре. Однако, стоит заметить, что в двадцати из тридцати (2/3) храмах патриарх Алексий служил менее десяти раз в каждом. Общее количество совершенных здесь служб составляет около 4%. Больше всего богослужений было совершено в патриаршем Елоховском Соборе (964 – 71,6%) и Троице-Сергиевой Лавре (192 – 14,3%). На 1 января 1958 года в Московской епархии действовало 212 храмов, монастырей и молитвенных домов34. Учитывая, что патриарх Алексий за время своего служения посетил всего тридцать из них, предстоятель был в каждом седьмом храме, или 14% от общего числа всех открытых для богослужений церквей в епархии.

В Московской епархии глава Русской Православной Церкви совершал большую часть своих богослужений, патриарх Алексий больше всего служил в Елоховском Соборе. Патриарший собор стал «наследником» Храма Христа Спасителя, где верующие могли помолиться вместе со своим предстоятелем. Все знали, что Его Святейшество служит здесь на большие праздники.

Как отмечает А.Л. Казем-Бек, у патриарха Алексия была «особая харизма богослужения»35.В книге, посвященной Елоховскому собору, приведена следующая характеристика богослужебной деятельности патриарха: «Благолепие праздничных богослужений с участием патриарха Алексия I, его ближайшего соратника церковного “златоуста” митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича), протопресвитера Николая Колчицкого создавало в храме настроение строгой торжественности и простоты, привлекало тысячи богомольцев, которые искали и обретали здесь духовное назидание и утешение»36. Близко знавший главу Церкви современник раскрывает в «Жизнеописании» патриарха эту мысль: «Для такой Церкви, как Русская Православная Церковь, подобный дар, ниспосланный ее Предстоятелю, особенно ценен, так как эту Церковь, думается, с полным основанием можно назвать самой литургической из христианских Церквей»37. Другой современник патриарха Алексия, Н.С. Георгиевский, регент храма Христа Спасителя отмечает: «В его облике, в его манерах, в его голосе, в том, как он произносил слова. Это все было тоже очень, я бы сказал, интимно. Помню отчетливо, что весь храм замирал в тишине, когда Святейший Патриарх что-то произносил»38.

«Про богослужение Патриарх говорил, что оно как драгоценная вышитая ткань, и что его надо «творить», как вышивку, а любая пауза или заминка — это как разрыв на ткани». Митр. Питирим (Нечаев)

Митрополит Питирим (Нечаев), который был иподиаконом у Святейшего вспоминает: «Про богослужение Патриарх говорил, что оно как драгоценная вышитая ткань, и что его надо «творить», как вышивку, а любая пауза или заминка — это как разрыв на ткани.

Он очень ценил стихиру Великого четверга “Яже во многи грехи впадшая жена…”. Когда однажды ее не спели, он страшно расстроился: «Ну, как же можно было не спеть такую стихиру!»
Сам он совершал богослужение вплоть до последних дней своей жизни регулярно — во всяком случае, по всем праздникам. Он очень ценил стихиру Великого четверга “Яже во многи грехи впадшая жена…”. Когда однажды ее не спели, он страшно расстроился: «Ну, как же можно было не спеть такую стихиру!»39

В рамках совершения богослужений патриарх неоднократно обращается к вопросу о церковном пении. В своем послании к настоятелям храмов города Москвы глава Русской Церкви сообщает: «Мы должны обратить самое тщательное внимание на дело церковного пения в наших храмах…»40. По мнению главы Русской Церкви, необходимо следующее. Сделать так, чтобы церковное пение способствовало молитвенному состоянию верующих41, а не отвлекало своим изяществом. Пение должно быть очищено от светского влияния: «Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопения»42. Нужно взять за образец древние образцы пения, поскольку они «являются лучшим выражением высоких религиозных настроений»43.

Осознавая важность проповеди, патриарх уделял им большое значение. Бывший профессор Ленинградской Духовной Академии А.А. Осипов, который отказался от веры, несмотря на задачу «очернить» образ патриарха в своих мемуарах, замечает: «Он трезво оценивал воздействие пастырского слова. Отсюда требование распространить короткие поучения на все требы, на которых бывают и люди, обычно не посещающие церкви. Отсюда требования, чтобы рядовое богослужение было интимнее (меньше электрического блеска, больше мерцания лампад и свечей, полумрака, “сурдинки”), большие праздники пышнее и торжественнее, а архиерейские службы – помпезнее. Чтобы люди чувствовали и Церковь – нежную мать-утешительницу, и Церковь – силу, Церковь – вселенское православие!»44 Даже недоброжелатели патриарха вынуждены были признавать величие и здравомыслие Его Святейшества.

При патриархе Алексии была создана формулировка ектении о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войне, которая была принята к использованию в епархиях СССР

Не стоит забывать и о создании богослужебных текстов. Так, при патриархе Алексии была создана формулировка ектении о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войне, которая была принята к использованию в епархиях СССР, в том числе Московской епархии. На заседании Синода в 1947 году была принят следующий вариант: «Еще молимся о приснопамятных рабех Божиих вождех и воинех подвизавшихся за Отечество и на полях брани живот свой положившх; на море и в воздухе погибших; от ран и болезней неисцельных опочивших; во пленениих и темницах всяческия муки приявших и преставльшеся; без вести пропавших; от глада хлада т огня в лесах и иных местах погибших <…> и от врагов замученных <…> и почивших в вере и уповании обителей вечных ихже имена ты, Господи, веси, – и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному»45. При составлении текста были использованы реалии Великой Отечественной войны, которые были знакомы людям, вернувшимся с фронта. Патриарх Алексий вносил эти изменения в древний текст, делая его более близким своим современникам, которых так или иначе затронула война; человек, который приходил в храм, слушая слова прошений, мог, таким образом, помолиться о своих родных и близких.

За 25 лет своего патриаршего служения патриарх совершил 421 богослужение (т.е. Литургии, Всенощные Бдения, Вечерни, Утрени, молебны, панихиды, акафисты) на двунадесятые праздники. Особой торжественностью отличались Рождество Христово и Пасха. Послания патриарха Алексия по этому случаю, как правило, печатались в «Журнале Московской Патриархии»46. Любил Его Святейшество служить и в Великий Пост. Н.С. Георгиевский вспоминает: «служил Святейший на первой неделе поста, как правило, “ефимоны” в приходских церквах или же в Богоявленском соборе (особенно в первый день поста). Первая Преждеосвященная литургия, конечно, бывала тоже в Богоявленском Елоховском соборе. А много позже, когда Святейший Патриарх был уже довольно старым и физически слабым (это, наверное, уже после того, как ему исполнилось 85 лет, тогда это как-то ощущалось), богослужения частично переносились уже в Крестовые церкви. Обычно же Великим постом Святейший служил и “ефимоны”, и Преждеосвященную… То есть первая и последняя недели проходили у него обыкновенно в общественных богослужениях»47.

Больше всего патриарх Алексий служил в 1948 и 1950 гг. Однако, последнее десятилетие (1960-е гг. – А.К.) количество Литургий и Всенощных бдений почти совпадает, а ближе к концу жизни вечерние богослужения начинают преобладать. Связано это в первую очередь с тем, что главе Русской Церкви было тяжело совершать Литургии. Его Святейшество болел и это сказывалось на количестве совершенных служб.

Глава Русской Церкви в среднем совершал 54 богослужения в год. Это число складывается из следующих служб: Всенощные бдения накануне и Литургии в самый день двунадесятых праздников (24 или 44% от общего числа совершенных служб, несколько молебнов и панихид или других треб; богослужения в особо памятные дни для предстоятеля Церкви (день интронизации Его Святейшества – 4 февраля, день именин – 25 февраля,); дни памяти чтимых главой Церкви святых (например, мученика Трифона 14 февраля, преподобного Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября и др.).

Патриарх Алексий важную роль отводил богослужению, и старался претворять свои взгляды на эту деятельность в жизнь, показывая пример для окружавших его священнослужителей.

***

Пастырская деятельность патриарха – одна из форм взаимодействия патриарха и его паствы, является ключевой в жизни главы Церкви. Кроме этого патриарх – это и глава Московской епархии, что отражено в титуле ее предстоятеля.

Богослужебная деятельность патриарха Алексия I была сосредоточена главным образом в Московской епархии. Бо́льшую часть богослужений глава Русской Церкви совершил в Елоховском Богоявленском соборе, который стал кафедральным храмом епархии, где служил глава Русской Церкви, и который стал ассоциироваться с именем Святейшего. Троице-Сергиева Лавра и Московская Духовная Академия и Семинария, постепенно восстанавливались вовремя руководства Церковью патриархом Алексием. Кроме этого глава Русской Православной Церкви посещал и служил в храмах епархии на храмовые праздники. Его Святейшество осуществлял единственно возможную форму проповеди Слова Божьего, поскольку другие формы служения Церкви в условиях советской действительности невозможно было претворить в жизнь.

Патриарх Алексий с трепетом соблюдал предписания Устава, по которому должны совершаться службы, о чем свидетельствуют выступления перед настоятелями храмов столичной епархии. В них Предстоятель Церкви излагал свои соображения по вопросу о богослужебной практике, особо уделяя при этом внимание вопросу о церковном пении, которое, по мнению патриарха является одним из наиболее важных вопросов для того времени.

Его Святейшество, усиливая и развивая свою епархию, показывал пример пастырского служения молодым епископам, стараясь воплотить идеалы епископского служения.


Артем Александрович Копылов
1 курс магистратуры
Исторический Факультет ПСТГУ
Научный руководитель: Ю.И. Белоногова к.и.н., доц.

Источники и литература.

  1. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Пасхальное патриаршее послание // ЖМП. 1948. №5. С. 3–4.

  2. В Москве увековечена память Патриарха Алексия Первого (Симанского). URL. http://www.religio.ru/news/15842.html Последняя дата обращения 18.02.2016 г.

  3. Васильева Н. Праздник в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» // ЖМП. 1946. №2. С. 9–12.

  4. ГАРФ. Ф. Р.-6991 (Совет по делам религии при Совете Министров СССР). Оп. 2. Д. 59а. Л. 23–24.

  5. Георгиевский Н.С. Великий пост с патриархом Алексием I. URL. http://www.pravoslavie.ru/60478.html Последняя дата обращения 18.02.2016 г.

  6. Годовщина интронизации Святейшего патриарха Алексия // ЖМП. 1946. №2. С. 3–6.

  7. Ефимов И., свящ. Сорок лет пастырского служения // ЖМП. 1954. №12. С. 21–23.

  8. ЖМП. 1945–1970. №1–12.

  9. Казем-Бек. А.Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I / Богословские труды. М., 1998. №34. С. 13–185.

  10. Любартович В.А., Юхименко Е.М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004.

  11. Московская епархия. URL. http://drevo-info.ru/articles/404.html#2 Последняя дата обращения 19.02.2016 г.

  12. Никитин В.А. Патриарх Алексий I: Служитель Церкви и Отечества. М., 2013.

  13. Николо-Кузнецкий храм (церковь Святителя Николая в Кузнецах) URL. http://liveinmsk.ru/places/a-352.html Последняя дата обращения 19.02.2016 г.

  14. Одинцов М.И. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). М., 2015.

  15. Осипов А.А. Из Воспоминаний бывшего священника о патриархе Алексии I (Симанском) 1945-1970. URL. http://ohranka.com/2012/11/великий-государь-советской-церкви Последняя дата обращения 18.02.2016 г.

  16. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945 – 1970 гг.). В 2 тт. М., 2009–2010.

  17. Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая: рассказы митрополита Питирима. М., 2007.

  18. Служения Святейшего Патриарха Алексия (апрель–июль) // ЖМП. 1949. №8. С. 6–7.

  19. Служения Святейшего Патриарха Алексия (Октябрь-ноябрь) // ЖМП. 1950. №12. С. 3.

  20. Служения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия в храмах г. Москвы апрель – август 1947 года // ЖМП. 1947. №9. С. 3–7.

  21. Смык В. Обыденский батюшка. Протоиерей Александр Егоров (1927–2000). URL. http://zachatev.prihod.ru/protoierejj_aleksandr_egorov Последняя дата обращения 29.02.2016 г.


Сноски

1 Одинцов М.И. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). М., 2015. С. 19.

2 В Москве увековечена память Патриарха Алексия Первого (Симанского). URL. http://www.religio.ru/news/15842.html Последняя дата обращения 18.02.2016 г.

3 Никитин В.А. Патриарх Алексий I: Служитель Церкви и Отечества. М., 2013. С. 41.

4 Положение о Богоявленском соборе в Москве // Журнал Московской Патриархии (далее: ЖМП – А.К.). 1945. №3. С. 10

5 Там же.

6 См. напр. упоминание о службе на Пасху. Служения Святейшего патриарха Алексия (апрель-июнь) // ЖМП. 1949. №8. С. 6-7.

7 См. напр. Годовщина интронизации Святейшего патриарха Алексия // ЖМП. 1946. №2. С. 3–6.

8 Там же.

9 Ефимов И., свящ. Сорок лет пастырского служения // ЖМП. 1954. №!2. С. 21.

10 См. напр. Васильева Н. Праздник в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» // ЖМП. 1946. №2. С. 9–12.

11 Одинцов М.И. Указ. соч. С. 265.

12 https://zamos.ru/dossier/s/4460/

13 Николо-Кузнецкий храм (церковь Святителя Николая в Кузнецах) URL. http://liveinmsk.ru/places/a-352.html Последняя дата обращения 19.02.2016 г.

14 См. напр. Служения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия в храмах г. Москвы апрель – август 1947 года // ЖМП. 1947. №9. С. 3–7.

15 Смык В. Обыденский батюшка. Протоиерей Александр Егоров (1927–2000). URL. http://zachatev.prihod.ru/protoierejj_aleksandr_egorov Последняя дата обращения 29.02.2016 г.

16 См. Никитин В.А. Указ. соч. С. 266.

17 Одинцов М.И. Указ. соч. С. 19.

18 Казем-Бек. А.Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I / Богословские труды. М., 1998. №34. С. 33.

19 Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945 – 1970 гг. (далее: Письма патриарха Алексия. Т. 1. – А.К.). М., 2009. С. 68.

20 Там же. С. 69.

21Там же. С. 68.

22 Там же. С. 69.

23 Там же.

24 См. напр. Служения Святейшего Патриарха Алексия (апрель–июль) // ЖМП. 1949. №8. С. 6.

25 См. напр. Служения Святейшего Патриарха Алексия (Октябрь-ноябрь) // ЖМП. 1950. №12. С. 3.

26 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь не был закрыт, поскольку до Великой Отечественной войны находился на территории Эстонии – А.К

27 Там же.

28 Там же. С. 395.

29 Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая: рассказы митрополита Питирима. (далее: Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая… – А.К.) М., 2007. С. 95.

30 Там же. С. 96.

31 Одинцов М.И. Указ. соч. С. 265.

32 Письма патриарха Алексия. Т. 1. С. 151.

33 Здесь и далее приводятся статистические данные на основе анализа и обработки материалов ЖМП. 1945–1970. №1–12. и Писем патриарха Алексия в Совет по делам Русской Православной Церкви (с 1965 г. Совет по делам религии).

34 Московская епархия. URL. http://drevo-info.ru/articles/404.html2 Последняя дата обращения 19.02.2016 г.

35 Казем-Бек А.Л. Указ. соч. С. 173.

36 Любартович В.А., Юхименко Е.М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 198.

37 Казем-Бек А.Л. Указ. соч. С. 173.

38 Георгиевский Н.С. Великий пост с патриархом Алексием I. URL. http://www.pravoslavie.ru/60478.html Последняя дата обращения 18.02.2016 г.

39 Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая… С. 101–102.

40 Там же. С. 176.

41 Там же. С. 173.

42 Там же. С. 174.

43 Там же. С. 175.

44 Осипов А.А. Из Воспоминаний бывшего священника о патриархе Алексии I (Симанском) 1945-1970. URL. http://ohranka.com/2012/11/великий-государь-советской-церкви/ Последняя дата обращения 18.02.2016 г.

45 ГАРФ. Ф. Р.-6991. Оп. 2. Д. 59а. Л. 23–24.

46 См. напр. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Пасхальное патриаршее послание // ЖМП. 1948. №5. С. 3–4.

47 Георгиевский Н.С. Указ. соч.

48  Приложения составлены на основе обработки Журналов Московской Патриархии и двухтомного собрания писем патриарха Алексия в Совет по делам Русской Православной Церкви. См. Служения патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1945–1970. №1–12;. Также использовано собрание писем патриарха Алексия. См. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945 – 1970 гг. В 2 тт. М., 2009–2010. Приложения 2-4 составлены на основе данной таблицы.


Приложения48

Приложение 1. Сводная таблица по богослужениям патриарха Алексия в Московской епархии.
Богослужения патриарха Алексия в Москве по числу служб, совершенных главой Церкви по годам
Год Литургии Всенощные бдения Прочие службы (вечерня, утреня и др.) Требы (Молебен, панихида, отпевание, акафист, освящение храмов) Был на службе, но не служил количество совершённых служб всего служб за год
1945 г. 8 1 0 0 0 9 9
1946 г. 10 1 0 0 0 11 11
1947 г. 55 25 4 2 0 86 86
1948 г. 29 4 2 7 0 42 42
1949 г. 34 15 2 2 1 53 54
1950 г. 42 25 14 5 0 86 86
1951 г. 18 14 10 5 0 47 47
1952 г. 25 15 10 2 0 52 52
1953 г. 29 20 11 7 1 67 68
1954 г. 23 13 14 5 0 55 55
1955 г. 29 20 16 6 0 71 71
1956 г. 23 17 12 6 1 58 59
1957 г. 19 17 12 6 1 54 55
1958 г. 24 16 8 2 0 50 50
1959 г. 24 19 15 5 0 63 63
1960 г. 19 14 9 4 0 46 46
1961 г. 24 25 12 4 1 65 66
1962 г. 21 20 13 5 1 59 60
1963 г. 25 22 12 5 0 64 64
1964 г. 16 17 15 5 2 53 55
1965 г. 27 22 15 9 0 73 73
1966 г. 21 18 14 0 1 53 54
1967 г. 16 12 11 0 9 39 48
1968 г. 13 14 11 2 14 40 54
1969 г. 11 13 11 6 20 61 61
1970 г. 3 3 2 1 6 9 15
Итого 588 402 255 101 58 1346 1404


Приложение 2. Соотношение богослужений патриарха Алексия I, совершенных в Московской епархии по их виду.


Приложение 3. Динамика богослужений патриарха Алексия I в Московской епархии по годам

Приложение 4. Общее число служб патриарха Алексия I в Московской епархии по годам.



Новости по теме

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ, ПАТРИАРХА ИЕРУСАЛИМСКОГО, В ТРИОДИ ПОСТНОЙ Георгий Битбунов О святителе Софронии осталось предание, что он был песнописцем, но его произведения не отличаются яркой дифференциальностью, которая позволила бы отделить их от наследия других авторов. Вместе с тем творчество патриарха открывает оригинальный этап в палестинской гимнографии VII–IX веков.
«ОН ХОТЕЛ БЫТЬ ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ». Ко дню памяти. Беседа с профессором А.К. Светозарским о митрополите Вениамине (Федченкове) Алексей Светозарский Он очень долго шел к принятию пострига, много думал, колебался. Вначале он мечтал о женатом священстве. Конечно, на принятие пострига во многом повлияло общение с владыкой Феофаном. В «Божиих людях» митрополит Вениамин говорит и о том, что монашество ему предсказали старцы – например, валаамский старец Никита.
ЛИЧНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ЗОСИМЫ Олег Стародубцев Зараженный ересью жидовствующих, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, распространенным в XV веке на Руси. Кроме того, он очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства. Но, по иронии судьбы, именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, озвучил жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится Новым Константинополем.