ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 9. УСТАВЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБИТЕЛЕЙ

Московская Сретенская Духовная Семинария

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 9. УСТАВЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБИТЕЛЕЙ

Иеромонах Матфей (Самохин) 1101



СОВРЕМЕННЫЙ АФОНСКИЙ УСТАВ


Об уставе

Источник Святогорский устав церковного проследования. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2002
Со слов насельника Афона инока Илариона
Монастыри 20 монастырей на Афоне. Более 200 келий и еще более того колив (келий без церкви)
Главных монастырей – четыре: Великая лавра, Ватопед, Иверон, Хиландар
Из одного из этих четырех (главного на данный год) назначается прот Афона
Прот Глава всех афонских монастырей. Избирается на год собранием и представительством в протате. Печать прота – совместное решение при участии всех четырех главных монастырей
Характер устава Различная практика большинства афонских обителей и монастырей Филофеевского типа (Филофей, Ксиропотам, Констамонит, Каракал)
Византийское время: перевод часов с заходом солнца (заход = полночь, 0 часов)
Большинству афонских обителей выделяются средства от Евросоюза через организацию «Кидак». Не принимают только монастыри: Констамонит (филофеевский), Зограф (болгарский) и Эсфигмен (не признают и не поминают Константинопольского патриарха)

Устройство монастырей

Виды подвижничества
Послушания Всякая афонская обитель в духовной зависимости от Константинопольского патриарха (поминает его на богослужении)
Настоятель Подчинены обители и духовно управляются игуменом монастыря
Игумен чаще всего из братии самого монастыря. Требования к кандидатуре
1) личное благочестие, пример нравственного поведения
2) не моложе 40 лет
3) не менее 15 лет в монашестве
4) должен быть из числа соборных старцев монастыря
Право на участие в избрании имеют все насельники монастыря, прожившие в нем не менее шести лет со дня пострига
Собор старцев 5–12 человек. Собираются для решения всех вопросов примерно раз в неделю. Во многих монастырях имеют власть выше игуменской, могут отменять его решения. Ежегодно избирают двух-трех эпитропов. По правилам большинства афонских уставов, у собора старцев и эпитропов очень большие права по отношению к игумену, что объясняется сравнительно недавним принятием уставов (1920–1980-е гг.), тогда как в русском Пантелиимоновом монастыре сохранился более характерный для древнего афонского монашества устав 1803 года
Второй по настоятеле Эпитропы. Участвуют в повседневном управлении монастырем вместе с игуменом (внутренние/внешние дела)
Игумена, эпитропов или кого-либо из соборных старцев могут отстранить от должности на общем собрании братии
Священник Седмичные послушания по очереди, по старшинству хиротонии. Рукополагаются по необходимости (в монастыре Филофей на 40–45 монахов четыре иеромонаха и один диакон)
Эконом В Великой лавре – Сама Пречистая Дева Богородица; назначается только помощник эконома
Духовник Специально хиротонисается. Один-два на монастырь (игумен часто духовник). Только он может принимать исповедь
Повар Меняется каждую неделю, иногда наемный
Чреда послушаний Даются сроком на один год и каждый год меняются, только в крайнем случае духовный собор может оставить то же
Основные послушания (повар, пономарь и т.п.) меняются каждую неделю
Виды послушаний Представитель монастыря в Священном Киноте, секретарь монастыря, казначей, экскурсовод, игумениарис (помощник игумена), виматарис (ризничный), портной, смотритель пристани, виноградарь, садовник (оливки) и др.
Странноприимство Каждый монастырь принимает всех приходящих людей, независимо от вероисповедания, национальности и т.п. Могут остаться на одну ночь (дольше – по благословению игумена), участвовать в богослужениях (неправославные в храме вне служб), питаются с братией. Для посещение Афона необходим специальный документ – диамонитирион, подписанный патриархом

Правила. Режим

Общие правила Более замкнуты на монашескую жизнь. Для мирских людей – гостиницы, приходы вне Афона
Прием в обитель Один-три года живут с братией в послушниках. Первая монастырская одежда – скуфейка
Принимают не всех, редко. В обителях Дохиар, Констамонит, Филофей – быстрее
Постриг В рясофор (после трех лет)
В великую схиму (8 лет, в монастырях Филофей: 10–15 лет)
Суточный режим Подъем за полтора часа до богослужения (иноки), за четыре часа (схимники) – на келейное правило
Пища Воскресенье, вторник, четверг, суббота – две трапезы (после литургии и вечерни)
Меню (св. Павла) Вино (70–100 г), масло, брынза, молоко, сладости. На Пасху и в воскресенье – яйца, рыба. В пост – морепродукты
Пост Понедельник, среда, пятница весь год + Великий пост – одна трапеза (после вечерни). С понедельника по среду 1-й седмицы Великого поста – без пищи и питья
Сон Ночью – три-пять часов + днем два часа
Одежда Первая монашеская одежда – скуфейка. В схиме + многокрестие
На богослужении все монахи в рясе и скуфье с куколем. При причащении: в схиме с многокрестием
Исповедь Один раз в неделю (по субботам). Для причастия достаточно благословения духовника и правило
Причащение два раза в неделю (четверг, суббота/воскресенье). В Филофее – четыре раза в неделю (вторник, четверг, суббота, воскресенье)
Причащение преждеосвященными дарами Великим постом причащение на каждой литургии (четыре раза в неделю)

Богослужение

Молитва общая Собираются три раза в день: ночью, вечером и после вечерней трапезы. Подъем до службы на келейное правило
Состав Вычитывается все по Типикону
Суточный круг Полунощница, часы (1-й, 3-й, 6-й), утреня, литургия, 9-й час, вечерня, повечерие
Молитва частная Ночью, перед утренним богослужением. Поклоны + четки. Кроме субботы, воскресенья, праздников и Пятидесятницы. По уставу Пантелиимового монастыря (1803) для схимников 12 четок с малыми поклонами и одну с великими
Для схимников: 12 четок (по 100 молитв) и 300 земных поклонов
Для мантийных: 10 четок и 100–150 земных поклонов
Для новоначальных: 3–5 четок и 30–50 земных поклонов
12 четок обычно делятся на: 9 – с молитвой Иисусовой («Господи, Иисусе Христе, <Сыне Божий,> помилуй мя») и 3 – Пресвятой Богородице («Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного»)
Правило ко причащению В большинстве монастырей прочитывают в церкви (канон и молитвы). В Филофеевских монастырях правило заменяется молитвой по четкам: 1200–1500 молитв
Еженощное бдение В большинстве монастырей встают за час до службы на келейное правило
В Филофеевских монастырях за четыре часа: один час на общее правило, около часа на умную молитву (обычно без четок), остальное время до службы – на чтения Священного Писания и святых отцов

УСТАВ МЮНХЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА ПОЧАЕВСКОГО

Об уставе

Источник Памятка паломнику
Со слов насельника Мюнхенского монастыря послушника Константина
Автор Архиепископ Марк Западногерманский и Берлинский
Монастыри Германский монастырь преподобного Иова Почаевского под Мюнхеном
Из жизнеописания составителя Настоятель – архиепископ Марк; в 1982 году начал восстанавливать монастырь, приехав с Афона. На Афоне жил полтора года в Ильинском скиту (сейчас принадлежит монастырю Пантократор)
Насельники Владыка Агапит Штутгартский
Протоиерей Николай – настоятель Мюнхенского кафедрального собора, духовник женского монастыря преподобномученицы Елисаветы

Устройство монастыря

Описание жизни Материальная основа жизни – минимальная
Составляющие материальную сторону доходы: продажа собственных свеч и пожертвования
Типография для миссионерских нужд и только с трудом покрывает свои расходы
Послушания Монастырь находится на собственном обеспечении. Все послушания выполняют братия без наемных рабочих. Все послушания внутри монастыря, соблюдая молчание и тишину
Виды послушаний
Священник Включая настоятеля и благочинного
Повар
Мытье посуды, уборка
Изготовление свечей
Типография

Правила. Режим

Прием в обитель Редко и очень осмотрительно
Постриг Совершается в конце повечерия
Общие правила Хождение по кельям запрещено
Беседы возможно проводить в библиотеке
После повечерия запрещено ведение каких-либо бесед
В монастыре нет ни радио, ни телевизора, магнитофон для учебы можно слушать только в наушниках, чтобы не мешать соседям
Рукоделие Соблюдая тишину
Суточный режим
Побудка 3:30 утра
Утреннее богослужение с 4:00 – утренние молитвы, полунощница, утреня, часы, Божественная литургия – оканчивается к 8:00
В Великий Пост Утреня и 1-й час оканчиваются к 7:00, в 8:00 начинаются часы, изобразительные и вечерня
В воскресенье С 6:00 – утренние молитвы, воскресная полунощница, молебен преподобному Иову и перед иконой Богородицы Курской-Коренной, благословение настоятеля, часы, Божественная литургия к 9:00
Обед После 8:00 – окончание литургии (Великим постом – чай)
Послушания После обеда до 12:00 и с 14:00 до 16:00 (иногда до 18:00)
Отдых С 12:00 до 13:45 (после до 14:00 – чай для паломников) и с 16:00 до 18:00 (для паломников)
Вечернее богослужение С 18:00 – вечерня, после нее вечерняя трапеза, с 19:30 – повечерие. Расходятся по кельям в молчании
Отбой 22:00
Пища Два раза (три раза – для паломников). На братскую трапезу приглашают ударом колокола. Помимо означенного для вкушения пищи времени к трапезной и кухне имеют доступ только те из братии, которые по послушанию обязаны готовить еду или стол
Обед После литургии с чтением житий святых (Великим постом – чай и хлеб)
Полдник С 13:45 до 14:00 – чай для паломников, после которого снова начинаются послушания
Вечерняя трапеза Через 10–15 мин. после вечерни
Пост В понедельник, среду и пятницу – после литургии только чай и хлеб
В Великий пост – одна трапеза повечеру
Причащение Один раз в неделю
Великим постом Четыре раза
Исповедь Один раз в неделю (во время канона с акафистом), если чаще: благословение на причащение

Богослужение

Молитва общая
Состав Вечерня, повечерие, утренние молитвы, полунощница, утреня, часы, Божественная литургия
В воскресенье Еще молебен преподобному Иову и перед иконой Богородицы Курской-Коренной
Молитва частная
Правило Для послушника: 300 поясных поклонов + Иисусова молитва по четкам

УСТАВ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

Об уставе

Авторы Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский). Дата составления – 15 ноября 1959 года
Монастыри Троице-Сергиева лавра
Характер устава Троице-Сергиева лавра – общежительный монастырь со штатом не менее 100 человек братии. Священноархимандритом лавры является Патриарх Московский и всея Руси, который осуществляет руководство через назначаемого им наместника лавры. В помощь наместнику существует духовный собор, состоящий из наместника, казначея, духовника, благочинного, ризничного, эконома и, возможно, некоторых других опытных и благочестивых из братии

Устройство монастыря

Виды подвижничества Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении к особым духовным подвигам и т.п.), чтобы самоугодие и самочиние не повредило общего благого дела спасения души
Настоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Наместник Обязан поддерживать строгую дисциплину и образцовый порядок; заботится о духовном совершенствовании всех иноков лавры; наблюдать за чинностью и возглавлять все лаврские богослужения; смотреть за хозяйством, состояниим построек и экономическом процветании; наблюдать за исполнением послушаний и в случае необходимости делать разного рода взыскания. Главный заместитель наместника – казначей лавры
Казначей Наблюдает за поступлением и расходованием лаврской казны, с соблюдением правил отчетности для ежегодного представления наместником патриарху; следит за состоянием всех видов материальных ценностей, а также хозяйственным и административным письменным делопроизводством лавры; выдает под отчет авансовые деньги эконому и другим лицам
Благочинный Обязан осуществлять надзор за сохранением внешнего порядка и нравственного поведения братии, чинности и порядка во время богослужений; посещать братские кельи для наблюдения за чистотой их и времяпровождением братии; следить за тем, чтобы братия не принимала у себя посторонних и лиц женского пола; размещать гостей в гостиных кельях (вместе с гостинником); вести ежедневный письменный отчет в книге о состоянии братии: все ли были на богослужениях, общей трапезе, не уклонялись ли от послушаний и монашеского правила. Книгу эту ежедневно представляет наместнику, который там же против донесений отмечает соответствующие распоряжения
Духовник Поставляется в совершенных годах иеромонах, одаренный от Бога духовным рассуждением. Обязанность: совершение таинства покаяния и духовное руководство братией. Должен: вести запись, кто когда приобщался святых таин, посещать и духовно укреплять больных. Может быть назначен опытный старец в помощь ему. Духовник также ответственен за иеромонахов, исповедующих богомольцев и наставников для новоначальных
Чтец Уставщик, регент обязаны строжайше наблюдать за чином церковных служб; чтением без ошибок, благоговейно, без переливов голоса, что является признаком гордости; пением стройно и молитвенно, без шуток и шума на клиросе; систематической организацией спевок и обучением мало знающих чтецов; следить всегда за исправным прочитыванием синодиков и поминовений
Эконом Обязан вести надзор за хозяйственной частью лавры: распределять время наемных рабочих и следить за исполнением их работ; предоставляет предложения наместнику по улучшению монастырского хозяйства. В распоряжении эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и наемные рабочие, но работы для братии распределяет наместник или благочинный
Келарь Обязан наблюдать за целостью и сохранностью продовольствия, чистотой и порядком на кухне, продовольственном складе, просфорне; смотрит за приготовлением трапезы, как положено по уставу, и за отпусканием пищи в кельи только с благословения наместника или благочинного
Рухольник Наблюдает за своевременным приобретением и изготовлением обуви и одежды для братии, чистой и опрятной одежды для священства, черной блузы для вновь прибывших. Материал для братской одежды закупать простой, более прочный, чем изысканный, черных или серых цветов
Больничник Избирается богобоязненный и сострадательный брат, наблюдающий за находящимися на излечении братиями. Обязан подавать больным пищу, питие и лекарства в положенное время в строгом соответствии врача и благочинного
Странноприимник Обязан обслуживать приезжающих в лавру; о прибытии нового гостя немедленно докладывать наместнику и без его благословения никого в гостинице не принимать; приходящих в лавру из других монастырей ни в коем случае не помещать вместе с братией, но только в гостинице или свободной келье; пищу для гостей подавать скромную и дозволенную монастырским уставом, исключение полагая лишь с благословения наместника (для больных)
Правила на послушаниях Если кто-то из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни или послушаний, одобренных наместником, то должен наедине или открыто привести ему свои возражения либо через посредство других. Если нет какого-либо разумного основания, и брат будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, то таковой сеющий сомнения в братстве подлежит изгнанию
Начало всякого послушания совершается с крестным знамением и краткой молитвой «Господи, благослови» и др., так и по окончании послушания надо сотворить крестное знамение с молитвой «Слава Тебе, Господи» и др.

Правила. Режим

Общие правила Новоначальный, прежде всего, внимательно изучает устав лавры и дает подписку, что он знаком с уставом и обязуется его свято выполнять. В случае же нарушения устава обязуется немедленно по благословению наместника удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации лавры
Условия отлучки По благословению благочинного на короткое время днем, на длительный выезд только с разрешения наместника. Отлучающиеся из лавры по своем возвращении дают немедленный отчет лицам, их отпустившим. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на поминальные и т.п. обеды. Послушники во время продолжительного отпуска из лавры не должны носить иноческого одеяния (указ Св. Синода № 17 от 30 апреля 1873 г.)
Отношения между братиями Новоначальный должен оказывать смиренную почтительность по отношению к братии. Наместнику и иеромонахам следует поклониться и попросить благословение, а при встрече с иными членами братии сделать поясной поклон. Входить в келью с молитвой Иисусовой и только когда будет получен ответ «Аминь». Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым
Родственники Приятие посетителей (мужского пола) допускается только с благословения лаврского начальства, причем в дневные часы. Лица женского пола в кельи не допускаются. В особом случае разрешается увидеться с близкой родственницей, но в специально назначенной приемной у монастырских ворот
Прием в обитель Принимаются все кроме: 1) лиц несовершеннолетних, 2) неразведенного мужа или имеющего необеспеченных малолетних детей, 3) бродячих иноков и самовольно ушедших из других монастырей
Постриг Новопоступивший проходит испытание в течении трех лет, живя в келье под руководством опытного старца. Срок испытания может быть сокращен в зависимости от преуспевания новоначального, а также если известна благочестивая жизнь постригаемого до его принятия в братство (студенты семинарии, академии и т.п.)
Суточный режим После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются
Пища Если братская трапеза поставляется сразу по окончании богослужения, то братия сразу из церкви идут в трапезную, а если по некотором времени, то когда трапезный по благословению наместника ударяет в колокол, братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается молитвословиями
В продолжении трапезы братия сохраняет безмолвие, внимая предлагаемому чтению. Никто из указанных в расписании чтецов не должен уклоняться от этого послушания. Позднее схождение или исхождение прежде окончания подвергается взысканию. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы
Никто не должен брать пищу в келью, кроме тех, кому благословит наместник или благочинный как не могущим прийти в общую трапезу по состоянию здоровья или старости
Одежда Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска и, по возможности, единообразная
Никто не должен без благословения брать себе в келью никакой вещи. Новоначальным не следует заводить в келье предметов роскоши, как способствующих рассеянию ума, помня, что лучшим украшением иноческой кельи служит Библия и иные душеполезные книги
Исповедь Во все четыре поста и перед каждой чередой служения
Причащение Наместник и духовник наблюдают, чтобы братия регулярно исповедовалась и причащалась святых таин (непременно во все четыре поста, а некоторые и чаще). Обязательно подходить к этим таинствам священнослужителям, вступающим в череду служения
Епитимии
Меры В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод на менее ответственное и почетное послушание, а также поставление на поклоны
Условия увольнения Иноки, живущие зазорно, изменившие своим обетам, не подчиняющиеся во всем монастырской дисциплине, после увещания и дисциплинарных мер могут быть удалены из обители
Уволенные иноки должны в кратчайший срок, указанный наместником, сдать эконому келью, ключи, монашескую одежду и другие монастырские вещи, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители
Если уволенный или самостоятельно оставивший лавру познает свое согрешение и с покаянием будет просить принять его снова, то такового можно при всестороннем рассмотрении дела принять. Но он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и тогда зачислить его в разряд вновь поступивших, и только по долгом испытании в число братии
Действия Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение, а оскорбленный должен с кротостью и любовью простить обидевшего

Богослужение

Молитва общая Важнейшим предметом внимания лаврского начальства и усердия братии является церковное богослужение
Правила Для соблюдения чинности и порядка в совершении Божественных служб благочинный совместно с ризничным и уставщиком ежемесячно составляет контролируемое и подписываемое расписание богослужений с указанием имен всех лиц, занятых на Божественной службе. Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга, уклоняться от служения и пр.) никому из братии без благословения наместника или благочинного не разрешается
Каждый из братии должен прийти к началу богослужения и оставаться до окончания. Всех опаздывающих или не пришедших благочинный заносит в книгу для объявления наместнику. Занятые особыми послушаниями, не позволяющими присутствовать на всем богослужении (трапезные, просфорные и др.), должны иметь на это особое благословение наместника или благочинного
Являться на богослужения монахи обязаны в клобуках и рясах, а послушники в приличном и скромном одеянии. Братия должны в одно время снимать и одевать клобуки и камилавки, также и поклоны должны совершать одновременно
За полчаса до богослужения будильный обходит все кельи с молитвой для пробуждения братии. На пути в церковь и из нее братия не должны останавливаться и входить в праздные беседы, но если будут о чем-либо спрошены, ограничиться кратким ответом
Никто из братии ни под каким предлогом не должен брать ни за какие требы для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по лавре лицам
Молитва частная Время, оставшиеся от богослужения и послушаний, проводимое в келье, братия должны употребить с возможной духовной пользой. Таковыми келейными занятиями могут быть: 1) чтение правила по благословению старца, 2) чтение и конспектирование душеполезных книг, 3) обучение в церковном пении, чтении и т.п., приготовление к церковной службе, 4) занятия, поручаемые наместником и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.), 5) рукоделие на пользу братии или удовлетворения собственных нужд, 6) уборка в келье, чистка и починка одежды и прочее, что служит целям чистоты и опрятности инока
Настольной книгой каждого инока лавры должны быть святая Библия. Приписывается ежедневное упражнение в чтении Священного Писания


Подготовил иеродиакон Матфей (Самохин)

21 августа 2009 года

Новости по теме

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 5. УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ Иеромонах Матфей (Самохин) Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 3 Иеромонах Матфей (Самохин) Заканчивается устав новгородского Юрьева монастыря примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Но, как отмечено опытными словами святых отцов, четко установленные правила жизни необходимы, особенно на первых порах, для успешного созидания обители.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 1 Иеромонах Матфей (Самохин) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года иеродиакона Матфея (Самохина) «Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни». Сравнительное соотнесение разных по времени монашеских уставов окажет серьезную помощь тем, кто в наше время поставлен решать те же вопросы устроения жизни обители, какие стояли перед возглавлявшими монастыри в прежние эпохи.