ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 5. УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ

Московская Сретенская Духовная Семинария

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 5. УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ

Иеромонах Матфей (Самохин) 1587



Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса. Так, желающий составить правила жизни для своей обители или соотнести разные вопросы с решениями преподобных отцов, может сделать это на одном экране (к интерактивной форме электронных таблиц можно перейти здесь)[1].

Устав преподобного Пахомия

Устройство монастыря

Состав

Каждый монастырь – 30–40 домов по 12–13 келий, в каждой по три монаха. Всего в одном монастыре 1300–1400 монахов

Послушания

Настоятель

Один свой монастырь (у преподобного Пахомия– Тавенисиотский монастырь, потом – Пабо)

Обязан обходить все монастыри, наблюдая за порядком; сам устроять и держать его

Два раза в год собрание всех у аввы (Пасха, праздники). 13 августа – собрание всех экономов и глав монастырей

Отвечает и решает все дела в своем монастыре

Руководство духовной жизнью складывается из соблюдения внешнего порядка, «потому что, блюдя порядок, он вел всех к созиданию в духе»

Второй по настоятеле

Второй после аввы, часто – эконом

Благочинный

В монастыре 30–40 домов; в каждом доме один смотритель и один вторствующий

Принимают новичков и смотрят за ними

Принимают и раздают вещи и материалы для работы

Все вопросы в доме решаются через него

Один раз в неделю беседы с братией

Судит его авва или совет старцев. Виновен за всякий грех, если не донес о том авве. Сам несет за то положенную епитимию

Эконом

Один на монастырь. Ведает хозяйством монастыря

Келарь

Один на монастырь. Ведает хозяйством вне монастыря (закупка, продажа)

У главного эконома и расходчика с аввой два судна для отправления товаров морем

Больничник

В больнице ни в чем не отказывали (даже в мясе). Но больной сам ничего не делал – все доверял больничным

Странноприимник

Находится вне монастыря. Принимает всех (любого пола и веры)

Особое внимание приходящим клирикам и инокам. Дозволялось им входить в молитвенное собрание, но трапеза всегда отдельно – в гостинице

Чреда послушаний

Недельные: каждую неделю на все послушания определялся один дом. В начале недели берет все материалы, в конце сдает смотрителю дома. Неделя начинается с понедельника (преподобный Кассиан)

Специально назначались на монастырские службы:

в трапезную – смотритель, эконом

в больницу – больничник

в гостиницу – гостиничник

в пекарню – пекарь

садовый (возможно, отдельно назначался)

Виды работ

Плетение рогож (из пальмовых листьев); не больше и не меньше определенного количества в день

Плетение вервий (25 локтей в день)

Вне монастыря

Общие: всем монастырем или всем домом. Молитвенное правило не опускалось

Правила на послушаниях

Работа в молчании

Раздает и собирает инструменты — вторствующий дома

Если брат ропщет на работу – вразумляли до пяти раз. Если не исправляется – в больницу, там ухаживали, без занятий, пока не вразумится

Правила. Режим

Прием в обитель

Длительный

Пришедший несколько дней стоит за стенами монастыря

После приема – в гостинице (несколько недель/месяцев): учит псалмы, узнают о его расположении

Вратарь облачает пришедшего в монастырские одежды, вводит в собрание братии, определяет принадлежность к дому. Смотритель дома отводит ему последнее место

Поступающим ничего не вносить в монастырь. Одежду мирскую отбирают и хранят на случай, если не пройдет искус

Поступивший обязан выучиться грамоте (если не обучен, то в определенное время ходит к старцу и берет уроки), знать наизусть (со временем) Псалтирь, Новый Завет, правила монастыря

От ангела правило: «Прежде трех лет к высшим подвигам не допускать»

Пища

Одна для всех (кроме больных): хлеб, соль, варево, овощи, травы с уксусом, иногда с маслом

По трапезе: раздавались фрукты в келью

Больным: + вино, уха (если попросят – и мясо)

Сон

После шести вечерних молитв всем домом – сон в келье до полуночи

В полночь – общая молитва в храме. После: бдение в келье + рукоделие; не давать себе спать

От ангела: нельзя спать лежа, но на седалищах с отлогими спинками

Одежда

Левитон – нижняя одежда без рукавов, до колен (мешок с дырками для рук и головы). Кол-во: 2 (+ 1 рабочий)

Пояс холщевый (не кожаный). Кол-во: 1

Нарамник – лента из холстины (параман). Кол-во: 1

Кукулий – шапочка заостренная, до плеч. При причащении не снималась. Кол-во: 2

Милоть – козья кожа – с плеч до колен (ряса). И ели, и спали в ней. Кол-во: 1

Мантийца – плащ с шеи ниже плеч (необязательно)

Сандалии – подошва на ремнях (дополнительно – только в дорогу)

Посох – только в дорогу

Уход за одеждой

Стирать всем вместе в реке, по знаку смотрителя

Смена одежды – один раз в неделю (суббота)

Поучения:

Нет поста: три раза в неделю (утром); авва или начальник дома. Потом обсуждение

В пост: два раза в день (утром и вечером)

Причащение

Суббота, воскресение. После дневной молитвы все причащаются

Подходя к причастию снимать пояс, милоть, сандалии. Но в куколе (от ангела)

Епитимии

За любое отступление от заповедей

Виды

Стоять, когда другие сидят (отрешив пояс, опустив руки стоять в церкви у жертвенника или в трапезной)

Оставлять голодным

Терять место (понижение по чину)

Иногда применялись телесные наказания (юным, грубо нарушающим)

За нравственные грехи: увещевать до трех-десяти раз, потом – епитимия, на последнее место

Ропотливых, ленивых – в больницу; кормить вдоволь, ничем не утруждать

Злых, раздражительных: после трех увещеваний – за стенами монастыря телесные наказания и на хлеб и воду

За воровство – 39 ударов; на хлеб и воду

Причины

Во время молитвы: опоздания, разговоры, безвременный выход

Во время поучений: кто опаздывает, задремлет – стоит

В трапезной: опоздания, разговоры – стоять, уходить голодным

Кто грешит по неведению – извинить

Богослужение

Молитва общая

От ангела

Три раза по 12 молитв-псалмов: днем (в 12 часов), вечером (перед заходом солнца), ночью (в полночь). Три молитвы в 9-м часу (в 15 часов)

Другие по уставу

Шесть вечерних молитв

Утром (при рассвете)

Состав

12 псалмов. Поются, разделенные на несколько человек (два-четыре)

Во время пения все сидят на низких сидениях, по псалме – встают на умную молитву; вместе падают на колени и опять встают – 12 раз

Последний псалом с Аллилуией по каждом стихе

После псалмов – два чтения: Ветхий и Новый Завет. В воскресенье – Апостол, Евангелие

Суточный круг

Полуночная молитва. После: в келье частная молитва + рукоделие, чтобы отгонять сон

Утренняя молитва всем домом (+ 3 раза в неделю – поучение). После: в келье урочная работа вместе с чтением Псалтири

Полдень – общая молитва в храме (если нет поста); трапеза; работа + богомыслие

9-й час – молитва в храме (если пост); трапеза; работа + богомыслие

Перед заходом солнца – молитва в храме + поучение аввы

После – молитва дома: шесть молитв. Молитва в келье

Всенощное бдение

На субботу с вечера до четвертого пения петухов

Позже: в воскресенье и в праздники

Наставления

Устав от ангела

Устав дан ангелом, «чтобы и слабые удобно, без отягощения могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе»

Устав дан тем, у которых ум еще незрел, чтобы они, хотя как непокорные рабы по страху к господину, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа

От ангела правила: «Прежде трех лет к высшим подвигам не допускать»

Для управляющего

Имея тяжелый характер, скорее совладает с ним кротостью, нежели строгостью монастырских правил

Будь первым в соблюдении правил, чтобы, смотря на твой пример, верны были бы им все братия, тебе вверяемые

Не оставляй без попечения нерадивых, неослабно уговаривая их

Преподобный Пахомий смотрел на себя не как на высшего перед другими, но держал то убеждение, что назначен Богом послужить другим

Против гордости. Преподобный Пахомий поставил еще не достигшего 20 лет святого Феодора поучать старцев о слове Божием. Когда те удалились, преподобный учил их: «Гордость есть источник всех зол… Оставляя собрание, вы оказали презрение слову Божию и тем изгнали Духа Святого из душ ваших»

Два оружия против искушений: страх Божий и открывать смущающие помыслы опытным старцам

Видение преподобному Пахомию о причине нестроения его монастырей по его отшествии: «от недостатка хороших настоятелей, места которых будут занимаемы лицами честолюбивыми»

Будем разжигать себя памятью о смерти

«Братиям каждый день ставь на трапезу все, чтобы не лишить случая тех, кто стремится к воздержанию, получить венцы самоумервщления». И, с другой стороны, не лишать утешения больных и юных

О преподобном Феодоре

К заботам о монастыре он поощрял себя тем убеждением, что если оставит труд по причине тяготы, то Бог потребует с него отчета в погибели душ нерадивых и тех, которые будут увлечены их примером

Духовная жизнь

Постоянное богомыслие – разбор мест из Священного Писания

Были монастырские библиотеки, но книги выдавали, кому определено

Безмолвие

Постоянное молчание. Только изредка обсуждение поучений

Любовь: не обременять брата

Целомудрие, смирение: ходить и стоять на расстоянии локтя друг от друга. Не видеть женщин

(Продолжение следует.)


Иеродиакон Матфей (Самохин)
14 августа 2009 года


[1] Внимание! Для корректной работы базы данных необходимо при открытии программы в Excel выбрать параметр «Не отключать макросы» либо отменить отключение макросов в меню «Параметры» приложения Excel. При работе из базы данных можно легко копировать интересующие места, или добавлять свои примечания. При выходе из программы лучше выбрать «Не сохранять файл» в предложенном сообщении, чтобы возможные ошибки не повлияли на нарушение правильной работы базы данных.
База данных монастырских уставов тестировалась в версиях программы Microsoft Excel под Windows XP, 2000, Vista. Также работа с базой данных возможна под операционной системой Mac OS X, но с потерей некоторых автоматизированных возможностей.
Все ваши предложения и замечания будут с признательностью приняты на e-mail: im@pravoslavie.ru

Новости по теме

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 4 Иеромонах Матфей (Самохин) Для многих современных обителей насущным становится вопрос о богослужебной жизни: при стремлении следовать Типикону назначается неопустительное исполнение всех его указаний, а продолжительность служб компенсируется необязательностью присутствия на них всем насельникам. Но более полезен пример других монастырей, где выделены определенные службы для обязательного присутствия всей братии, но не ежедневные. Так, в некоторых обителях исконно монашеское богослужение – полунощница – проводится три раза в неделю.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 3 Иеромонах Матфей (Самохин) Заканчивается устав новгородского Юрьева монастыря примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Но, как отмечено опытными словами святых отцов, четко установленные правила жизни необходимы, особенно на первых порах, для успешного созидания обители.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 1 Иеромонах Матфей (Самохин) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года иеродиакона Матфея (Самохина) «Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни». Сравнительное соотнесение разных по времени монашеских уставов окажет серьезную помощь тем, кто в наше время поставлен решать те же вопросы устроения жизни обители, какие стояли перед возглавлявшими монастыри в прежние эпохи.