ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 8. УСТАВЫ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА, ВИЗАНТИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ

Московская Сретенская Духовная Семинария

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 8. УСТАВЫ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА, ВИЗАНТИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ

Иеромонах Матфей (Самохин) 1293



УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА

Об уставе

Источник Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892
Автор Преподобный Венедикт
Монастыри Для монастыря на горе Кассино
Характер устава Больше внимания к внешнему устройству обители; описывает все, вплоть до мелких деталей

Устройство монастыря

Виды подвижничества Четыре типа монахов
киновиоты – в общежительных монастырях
анахореты – пустынники, «единободрствующие» (только по долгом испытании себя в монастыре)
сарабиты – самочинные отшельники (живут по двое-трое, по одному)
гироваги – шатайки (хуже сарабитов; «о поведении их лучше молчать, чем говорить»)
Послушания
Настоятель Кротких обличать словом, гордых и нерадивых наказывать строго, иногда телесно. Только тогда будет он свободен от вины <на суде Божием>, когда окажется, что он употребил все пастырское попечение (хотя бы и паства оставалась непослушной)
Собирать и выслушивать мнения всех братий по особому вопросу
Избирается советом старцев
Знак на богослужение – дело аввы (или кому поручит)
Второй по настоятеле Препозит; избирается аввой, не старцами. Если возможно, обойтись без него, чтобы избежать разногласий
Декан Если братство велико, ставить из мужей святых начальника над десятком
Келарь Выдает и собирает все по нужде братий. Монахам не позволено иметь никакой собственности
Повар Никому не отказываться. Немощным в помощь братию. Только назначенные на важные послушания (авва, келарь) пропускают недельные
Кончающие и начинающие неделю в воскресенье в церкви после утренних молитв просят с коленопреклонением у всех молитв. В понедельник и воскресенье – умывают всем ноги
Недельные в будни за час до общей трапезы принимают пищу; в праздник пусть воздержатся до конца обедни
Чтец Назначался особый, не подряд, а по выбору
Начинает с воскресенья, читая стих «Господи, устне мои отверзиши…», а все повторяют. За трапезой всем молчание
Вкушает пищу позже, с недельными
Священник Авва ставить может, кого находит нужным, достойного. Посвященный да блюдет себя от возношения или гордости и ни на что не дерзает, кроме того, что приказано будет аввой
Место держит по порядку вступления в обитель, если только авва не повысит или не понизит
Странноприимник Назначаются каждый год два брата на служение странникам
Сам авва – встречает и омывает руки и ноги страннику, принимая, как Христа. Вначале вести на общие молитвы и только потом давать целование
Для странников особая кухня (можно для них прерывать пост)
Привратник «Старца мудрого». Имеет келью вне монастыря и отвечает всем пришедшим
Правила на послушаниях Желательно иметь все необходимые послушания в ограде монастыря (мельницу, воду, сад, мастерские), чтобы насельники не выходили за стены обители
Кто выходит, после возвращения кается перед всем, но о том, что видел, молчит

Правила. Режим

Тема Содержание Поучение
Общие правила
Отношения между братиями Старшие обращаются к младшим: «брат…», младшие: «отец…», к авве: «Господин авва» (место Христа)
Младшие у старших всегда берут благословение и стоят, пока не укажет старец
«В монастыре никто другого защищать не должен» – большие соблазны
Рукоделие Если кто гордиться станет мастерством своим, яко доставляющий монастырю нечто, такого отставить надо от мастерства
Цену лучше всегда назначать несколько меньше, чем это делают миряне
Прием в обитель Четыре-пять дней за воротами оскорблять пришедшего. Если устоит, принять в гостиницу, потом в келью для новоначальных
Определить к старцу, чтобы следил всегда. Через два месяца первый раз прочитать устав. Через шесть месяцев еще раз прочитать устав. Еще через четыре месяца вновь прочитать устав. Затем (всего через год) принять в братию
Постриг В церкви перед всей братией дает обещания. Письменное обещание на имя святого храма полагает на алтарь со словами Пс. 118: 116. Братия повторяет и «Слава»
Новоначальный брат кланяется всем в ноги, после этого он принят в братство
Снимает в храме свои одежды и облачается в монашеские. Мирские остаются у рухольного на случай выхода
Обеты письменные навсегда остаются в монастыре
Принятие детей Должны принести потребное для бескровной жертвы
Милостыню приписывают до своей смерти, не отдают
Священника Не скоро принимать. Если настаивает, то только согласно с уставом, чтобы все исполнял без чести. Ставят на рядовое место
Монаха-странника Утешать в гостиной
Если намеревается вступить в братию – испытывать: если с пороками – не брать, попросить удалиться
Если благого нрава – убеждать остаться для примера другим
Суточный режим
От Пасхи до сентября 1–4 час: братия выходит на работы; 4–6 час: чтение; по 6-м: обед, отдых; с 9-го: работа до вечера
От сентября до Великого поста До 2 часов: чтение; в 2 часа: три часа петь; потом работа до 9 часа, обед, псалмы
В Великий пост С утра до 3 часа: чтение; с 3 до 9: работы
В воскресенье Чтение, работы по благословению
Пища Может быть и два раза, по немощи братии: в 3-м или 6-м часу: обед; вечером: ужин
Норма Достаточно два варева + 1 фунт хлеба на брата + овощи (если достанут)
Питие Стакан вина (виноградного) в день. Но кому Бог дал, пусть воздерживается «Ибо вино, как читаем, есть вещь вовсе не монашеская»
Время трапезы От Пасхи до Пятидесятницы – два раза: в 6 часов (12 часов у нас) + вечером ужин
Пост В среду и пятницу – пост до 9-го часа (15 часов)
В Великий пост – одна трапеза повечеру (чтобы окончить все при свете)
Престарелые и дети Снисхождение в роде пищи и пораньше, чем для всех «Разрешать больным и вкушение мяса для подкрепления наиболее немощных. Но коль скоро оправятся, пусть по обычаю воздерживаются от мяса»
Больные Им служат с особой заботой. Чаще разрешают бани
После трапезы Собирались все на чтение (часто преподобного Кассиана) и на повечерие
Сон Всем вместе либо по десять человек. В одеждах, опоясанными
Одежда Одежды братиям должны быть назначаемы по качеству места, где живут
Куколь (два): на зиму – шерстяной, на лето – платяной
Полукафтанье (два): для вымывания и для ночей
Нарамник (один) – для работ
Обувь: сандалии и сапоги
Феморали (=пантолоны) – в дорогу
На кровать – рогожу, сагу (=мешок с сеном), одеяло, подушка
Епитимии Если не слушает трикратного обличения перед всеми – отсечь О провинившихся у аввы большее попечение
Если прегрешения в легком Лишение общего стола и пения молитвы в церкви, пищу принимает после всех
в важном Лишение и стола, и молитвенного общения. Никто с ним не разговаривает
Если кто вступит в общение с подъепитимийным, получает равное с ним наказание
Если наказанный не исправляется, применяют телесные наказания, потом – лишение молитв, потом – отсекают
Выгнанных принимают до трех раз Так как «не понимают важности обычных епитимий»
Меры «Ни одного поступка не считать маловажным»
Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении
Вне общения – отлучение от причастия или без обеда
Без благословения – без утешения, получаемого или в церкви, или за обедом
Без пищи
Действия Нерадивых на молитве – отлучать или на неделю поститься
Поклявшихся – отлучение на две недели
Ропотливых – отлучение на неделю
Празднословящих – отлучение на неделю Также клятвопреступников, укоряющих, ругающихся напрасно, обижающихся, осуждающих
Вышедшим из монастыря без благословения – без общения Также стяжателей собственности, соглашающимся с другими на грех
Если кто лишен благословения, но возьмет его – отлучение
Кто заговорит с пришедшим без приказания настоятеля – без благословения
Кто ест без благословения – отлучение
Дарить что-либо или меняться без ведома настоятеля – без благословения
Кто заводит шутки за трапезой – поставить на молитву и без пищи
Кто не придет на трапезу без причины – без пищи
Кто без ведома настоятеля напишет или получит письмо – отлучение
Детей наказывать более чувственно: пощением или телесно
После повечерия никому уже не позволено говорить. Нарушитель подлежит тяжкой епитимии
Опаздывающим на богослужение: стоять в конце или на особом месте и после молитвы принести всем покаяние «Чтобы через то, всеми замечаемы, от одного этого стыда исправлялись»
Опаздывающим на трапезу: до двух раз – выговор. Потом – за особый стол, лишив вина «Никто да не дерзает принимать пищу или питие прежде или после установленного часа»
Отлученным от общения: во время богослужения вне храма, простершись на земле, когда братия выходят, припадать всем к ногам
За малые вины: после молитвы просить у всех прощение
Кто провинится на богослужении или послушании, тот сразу приносит покаяние, если сам не покается – большее взыскание

Богослужение

Молитва общая
Состав Зимой (от ноября до Пасхи) – после бдения отдых до 2 часов ночи, «чтобы братия больше покоились… время, которое некоторые занимают на обучение Псалтири»
От Пасхи до ноября – бдения с расчетом, чтобы почти тотчас следовала утреня (с рассветом)
Начало: 1 стих из Пс. 69, 50 + три псалма + Пс. 94 – Хвалебная песнь «Можно сделать свое распределение, но чтобы за неделю пропеваема была вся Псалтирь»
Потом: шесть псалмов (антифоном) – благословение аввы – три чтения (Ветхий Завет, Новый Завет + толкования), между чтениями – три респонсория (стихиры – сидя) по третьем: слава – шесть псалмов (с аллилуия) – всего 12 псалмов «Не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы… В собрании же всячески да укорачивается молитва»
окончание: Апостол + стихира + лития
Летом Чтения сокращают (ночи короткие): одно чтение из Ветхого Завета + краткий респонсорий, но 12 псалмов всегда
Суточный круг «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс 118: 164)
1. Утреня
2. 1-й час (все по одному образу): Песнь часа + три псалма + одно чтение + лития, отпуст
3. 3-й час
4. 6-й час
5. 9-й час
6. Вечерня: четыре псалма (антифоном) + одно чтение + респонсорий, Хвалебная песнь святителя Амвросия + Евангельская песнь + лития, Отче наш, отпуст
7. Повечерие: три псалма (без антифона) + Песнь + одно чтение + благословение, отпуст
Всенощное бдение Полуношница: «полунощи востах исповедатися Тебе» (Пс. 118: 62)
Бдение под воскресенье Дольше начало: четыре Ветхого Завета чтения (протяжные респонсории) – шесть псалмов + другие четыре чтения – три песни из Пророков с аллилуия – четыре Нового Завета чтения (с респонсориями) – Хвалебная песнь – Авва читает Евангелие + гимн «Тебе подобает хвала» + благословение – утреня
Утреня в воскресенье Шесть псалмов (подряд) + 50, 117, 62 – благословение, хвалы + один Апокалипсис (с респонсорием) + Хвалебная песнь – стихиры, песнь Богоматери «Величит душа Моя» – лития, отпуст
Утреня в будни Шесть псалмов (подряд) + 50 + два псалма на день недели – песни из Пророков (в субботу из Втор.) + один Апокалипсис (с респонсорием) + Хвалебная песнь – стихиры, песнь Богоматери «Величит душа Моя» – лития, отпуст
В любой день авва: «Отче наш»
Аллилуия Пели после каждого стиха псалма всю Пятидесятницу и на всех ночных службах от Пятидесятницы до Великого поста
Молитва частная
Правило Усугублять только с благословения аввы «Ибо что бывает без благословения отца духовного, то оскверняется самомнением или тщеславием и награду не заслуживает, а осуждение»

Наставления

Духовная жизнь В послушании не допускать медленности, ропота
Молчание «Даже совершенным ученикам редко должно быть дозволено говорить (=учить)»
Смирение (по степеням) Лествица Иакова до небес: смирением восходим, гордостью ниспадаем
1-я степень – страх Божий Страх Божий всячески бегает забвения, отсекая похотения плоти. Ибо Бог всегда видит все дела и сердце наше, и ангелы о том возвещают Богу
2-я степень – не творить своей воли То ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы
3-я степень – по любви к Богу подчиняться набольшему
4-я степень – терпеть за Господа все противное
5-я степень – все открывать авве в смиренном исповедании
6-я степень – довольствоваться всякой скудостью
7-я степень – считать себя низшим и худшим всех во внутреннем чувстве сердца
8-я степень – ничего не делать кроме положенного в уставе
9-я степень – хранить молчание, пока не спросят
10-я степень – быть не скорым на смех
11-я степень – говорить кротко, немного, но разумно
12-я степень – и сердцем, и телом перед всеми смиряться «Ходить, склонив голову, взор в землю, воображать себя стоящим на суде Божием»
Так монах достигает любви, которая вон изгоняет страх, и начинает все соблюдать без труда, по любви ко Христу
Духовная жизнь общины
Нравственные правила Говорить об отсутствующем, чтобы очернить, – клевета. Отвращаться от наговаривающего
Не быть сластолюбивым, небрежным, но внимательным к брошенным вещам
Не господствовать даже самому себе, но предпочитать себе всех
В одной рабочей не должно быть никому из другой рабочей, чтобы избежать соперничества
Обличать согрешающего со всяким сердоболием. Когда кого обвиняют, никто другой не должен возражать, но повести слово с обвинителем наедине
Безмолвие Не должно шутить и говорить без пользы слушающего
Работать в безмолвии. Никто из пришлых не может самовольно подходить к братии (без указания смотрящего)
Не должно развлекаться непомерною работою, потому что обилие без потребности выказывает любостяжательность
Исповедь Кто сподобился отпущения грехов и грешит так же опять, тот уготовляет себе суд гнева, строжайший прежнего
Если грешник не исправляется – отсечь, как соблазн
Подвергаемый взысканию, прибавь ради Господа
Духовная жизнь личная
Покаяние Не отчаиваться, но постоянно во всем каяться Если грехи… неисчислены быть могут, а милосердия Божия измерить невозможно, то не отчаянию время, а осуждению грехов, отпущение которых предлагается в крови Христовой
Покаявшийся, подобно Закхею, должен совершить в большей мере доброе дело, которое противоположно греху Плачь должно наложить на себя… потому что человек преступлением закона Бога бесчествует
Исповедовать грехи только духовному отцу, а не кому случилось
Ревностное богоугождение Рассудительная: «К неправильным направлениям ревности относится и ретивость – усилие не только показать, что мы не хуже других, но и паче опережать их во всем… когда делается что-нибудь напоказ и из тщеславия»
Трезвение «Рассеянность мыслей происходит от праздности ума… от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если кто поверит сему… тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры» «Никто при уверенности, что он в присутствии высшего, не обращается к низшему… А если бы и сделанное было приятно знаменитому и неприятно по мнению низшего, всякий пренебрегает низшего… то какая душа, истинно трезвая, оставит дела богоугодные и поработится человеческому обычаю?»
Трезвение когда в силе, то «никакая страсть против него не только устоять, но и даже появиться не может»
Безмолвие Стараться иметь ум в безмолвии. Как глаз, который постоянно вертится, не может ясно видеть того, что перед ним, так и ум, если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину
Так уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге
Душа, будучи свободна от земных забот, взращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом
О пути спасения Дело жизни – войти опять в союз с Богом
Путь Подвижничество, так как этот мир – время брани с грехом (противоборником)
Метод Изучать ратоборство по Писанию, исполняя все заповеди, очищаясь от греха
Два пути 1) супружество – для тех, кто не может понести девство. Это тоже требует постоянной работы, здесь множество препятствий мирских Страсти – раны души. Как ни залечивай их, мир всегда будет разверзать их снова
2) отречение от мира – отвержение всех мирских обычаев, людей, родных, раздаяние имущества, оставаясь с одной надеждой на Промышление Божие Кто произнес уже обет свой, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений, чтобы, посвященное Богу обетом тело осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпасть суду за святотатство
Мироотречение 1) отшельничество — по преподобному Антонию Великому, а не каппадокийским инокам
2) общежительное – более удобно, не зависишь от мира Закон духовный требует, чтобы «вкушающих пасху было не менее десяти» (по Иосифу Флавию), так и здесь надобно, чтобы лучше увеличивалось, нежели уменьшалось число подвизающихся
Христианин должен жить достойно Евангелия Христова

МОНАШЕСТВО В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ

Об уставах

Источник Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). СПб., 2003
Автор Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Иван Иванович Соколов (1865–1939), византолог, знаток древних и современный иностранных языков. В работе использовано более 150 источников
Монастыри Множество византийских монастырей, живших по собственному особому уставу, регулировавшему жизнь монахов по желанию и воле его составителя
Характер устава Разнообразие монастырского подвижничества, обусловливаемое тем, что в византийских монастырях IX–XIII веков не было одного общего для всех устава
Общежительный устав (киновии) Эпоха IX–XIII веков была временем широкого распространения разнообразных уставов, особенно ктиторских. Редкий из ктиторов, построив монастырь, не обнаруживал стремления благоустроить и внутреннюю его жизнь сообразно со своими желаниями
Известные уставы Иерусалимский – преподобного Саввы Освященного († 532)
Студийский – преподобного Феодора Студита († 824)
Афонские уставы: первый (971) – утвержден императором Иоанном Цимисхием
второй – преподобного Афанасия Афонского († 1000)
третий (1046) – по повелению императора Константина Мономаха
Патриарха Алексия (1034–1043) для монастыря Успения Божией Матери. Содержит первую полную запись литургическо-дисциплинарной практики Студийского монастыря
Святого Христодула (1091), для монастыря Иоанна Богослова на Патмосе
Императрицы Ирины (1114), супруги Алексея I Комнина, для женского монастыря Богородицы Благодатной
Святого Саввы Сербского (1169–1237), для афонского Хиландарского монастыря
В основе многих других лежали три устава: 1) Иерусалимский преподобного Саввы Освященного, 2) Константинопольский преподобного Феодора Студита, 3) Афонский преподобного Афанасия. По содержанию уставы обыкновенно распадаются на две части: литургическую и дисциплинарную

Устройство монастыря

Тема Содержание Поучение
Описание жизни После победы над иконоборческой ересью (842) по всей Византии поднялось уважение и стремление к монашеской жизни Вместе с торжеством иконопочитания произошло и восстановление монашества, которое для иконоборцев являлось также целью уничтожения
Повсеместное умножение монастырей и насельников обителей
Виды подвижничества Возрождение старых и появление новых внешних форм монашеского подвижничества
Нагие – вместе с одеждой отвергали и всякую заботу о теле
Не заботящиеся о волосах – считали это мирской роскошью
Спящие на голой земле
Босые – никогда не носившие обуви
Грязные, не мывшиеся, не моющие только одних ног
Молчальники – в продолжении всей жизни или некоторого времени
Безмолвники (исихасты) – стремившиеся к уединению, успокоению от всех мирских забот
Пещерники
Налагавшие на себя вериги, называвшиеся вооруженными воинами Божиими
Столпники – проводили жизнь на деревьях или в жилищах, сооруженных на столбах. Особенно почитаемы в Византии. Часто со столпов проповедовали мирским
Затворники – запирали себя в тесные кельи
Зарывавшие себя в землю
Стояние долгое время с воздетыми руками (иногда недели)
Просящие – пели совместные гимны Богу с плясками (подобно Моисею и Мариам)
Странники – переходили с места на место
Юродивые – один из труднейших подвигов
Виды монашеской жизни Разнообразие бытовых форм и обилие видов подвижничества
Анахореты – подвизающиеся одиноко, вдали от монастырей. Они составляли наибольший класс монашествующих. Этот образ жизни признавался наиболее спасительным и богоугодным (по Евстафию Фессалоникийскому). Но рядом с действительными любителями отшельничества одинокую жизнь нередко избирали те, кто хотел избежать тяжелой жизни в монастыре с ее строгой дисциплиной и искал человеческой славы и известности
Келья – жившие в отдельных кельях по два-три человека (старец с послушниками), принадлежащих какому-нибудь монастырю. Находились под властью игумена и на содержании того монастыря, к которому относилась келья. Число их ограничивалось уставом Такая жизнь позволялась лишь подвижникам почтенным и опытным в духовной брани
Скит – совокупность нескольких келий. Руководство несколькими кельями вручалось опытному старцу только при участии игумена монастыря Скиты назывались также лаврами
Идиоритм – келиотский монастырь. Все на основе свободы и своего жития. Игумен избирался на один год большинством голосов. Каждый год выдавались каждому средства содержания. У каждого свое хозяйство и свой стол. Общие только богослужение и кладбище
Киновии – общежительные монастыри. Во главе с одним игуменом. Жизнь основана на принципе подчинения и общинного жития

(Окончание следует.)



Подготовил иеродиакон Матфей (Самохин)
20 августа 2009 года

Новости по теме

ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 7. УСТАВЫ ЕГИПЕТСКИХ ОТЦОВ И ИОАННА КАССИАНА Иеромонах Матфей (Самохин) По уставу преподобного Иоанна Кассиана, старец нарочно заставляет новоначального делать то, что противно душе его, «ибо монахи, особенно новоначальные, не могут обуздывать своих похотей, если прежде не научатся умерщвлять свои хотения послушанием».
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 5. УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ Иеромонах Матфей (Самохин) Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 3 Иеромонах Матфей (Самохин) Заканчивается устав новгородского Юрьева монастыря примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Но, как отмечено опытными словами святых отцов, четко установленные правила жизни необходимы, особенно на первых порах, для успешного созидания обители.