Писатель Евгений Водолазкин выступил в Сретенской семинарии с лекцией о литературе

Московская Сретенская Духовная Семинария

Писатель Евгений Водолазкин выступил в Сретенской семинарии с лекцией о литературе

1432



10 декабря в Сретенской семинарии прошла встреча с писателем Евгением Водолазкиным. Со вступительным словом в начале встречи обратились ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Амвросий и первый проректор семинарии протоиерей Павел Великанов.

Архиепископ Амвросий поблагодарил Евгения Германовича за то, что он нашел время в своем напряженном графике для проведения лекции в Сретенской семинарии, а протоиерей Павел Великанов попросил рассказать писателя о значении литературы в наше время и на протяжении истории.

В начале лекции Евгений Водолазкин спросил у присутствующих, что, по их мнению, означает само понятие «литература», и что отличает законченное художественное произведение от обычного текста. Из ответов из зала и собственных комментариев писателя пришли к выводу, что художественное произведение, в первую очередь, отличает наличие вымысла, а не форма, объем или другой критерий.


Далее Евгений Германович стал рассказывать про средневековую литературу и ее отличия от современной:

«Вымысел — это необходимая составляющая художественности, но это то, чего не было в средневековой литературе. В этом отношении ее нельзя назвать литературой. Более корректно назвать ее письменностью или книжностью.

Не то чтобы в Средневековье не обманывали — обманывали, как и в любое другое время, но даже если писалось нечто, совершенно не соответствующее действительности, то верили, что это правда. В Средневековье не разделяли должное и сущее, иными словами, не разделяли то, что есть, и то, что должно быть. Это была литература реального факта».


Евгений Водолазкин продолжил лекцию рассказом про литературу в историческом контексте. После особенностей средневековой книжности писатель перешел к литературе Нового времени:

«Средневековье — это торжество коллективной мысли и коллективного чувства. Новое время — это развитие индивидуального, это персонализация. Об этом очень хорошо сказал Н.А. Бердяев: “Личность в Средневековье менее персональна, но более сильна”. Почему? Потому что средневековый автор выражает общую точку зрения, и за счет этого он удивительно мощный и энергетичный. Каждый пищущий выражает общую точку зрения — он не персонален, но при этом невероятно силен.

Когда в Новое время стали выражать персональную точку зрения, то энергии в этом было гораздо меньше. Средневековье кончилось во многом тогда, когда появился печатный станок. А станок появляется тогда, когда культуре нужно положить границы тексту».


Писатель рассказал, как трансформировалась литература и ее жанры после появления печатного станка в Новое время и в каком виде литература дошла до современного этапа. Евгений Германович рассказал, почему и как в литературу попал художественный вымысел.

Продолжая рассматривать историческое развитие литературы, Евгений Водолазкин обратил внимание на то, что в последнее время наблюдается возвращение к некоему средневековому подходу в написании литературных произведений, и постепенно такие жанры, как роман, отходят на второй план:

«Сейчас элементы средневековой поэтики начинают возвращаться в культуру. Например, заметно стремление к реалистичности. Сейчас есть четыре группы писателей, называющих себя реалистами. Это показывает лишь одно — реализм стал похвалой. Важно, что нехудожественная литература стала чем-то очень значимым в культурном процессе в России. Литература стала фрагментарной, такой же, какой была в древнее время. Очень много черт в современной литературе, которые объединяют ее с литературой средневековой — вот это нынешний этап».


Рассказывая про свой роман «Лавр», Евгений Водолазкин отметил, что для успеха романа-жития необходимо изменение общества, культуры. Именно такое изменение, связанное с активным распространением Интернета, произошло в начале 2000-х годов:

«Новое время принесло книгопечатание, а сейчас возник Интернет. Возникает вот этот же средневековый текст — бесконечный, безграничный и аморфный. В Интернете пишутся целые романы. Существует пульсирующий, огромный и бесконечный гипертекст, в который вливаются и выливаются другие различные фрагменты. Он кипит, как бульон. Произведения обмениваются своими текстами, как это было в Средневековье».

Евгений Водолазкин продолжил размышление о романе «Лавр» в контексте исторической эпохи, рассказал краткую историю создания романа «Авиатор», а также про его предложения к правительству, которые позволят сделать книги в магазинах доступными.

В конце лекции писатель кратко поделился своими наблюдениями относительно значимости российских классиков за рубежом и рассказал про личный опыт участия в международных литературных конференциях и премиях.

После окончания лекционной части Евгений Водолазкин ответил на вопросы слушателей из зала и подписал книги.

Запись встречи с Евгением Водолазкиным будет доступна в течение суток с момента публикации на странице Сретенского монастыря в Instagram. Более подробную информацию о Евгении Германовиче и его творчестве можно найти на сайте писателя.


Справка:

По версии газеты Guardian, роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошел в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге. В рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, занял 25-е место (самое высокое среди ныне живущих авторов). По версии газеты Metropolis, роман Водолазкина «Авиатор» возглавил топ-10 книг, изданных в Румынии в 2017 году.

С 20 ноября 2018 года, в соответствии с Указом Президента России, Евгений Водолазкин является членом Совета при Президенте по культуре и искусству.

В 2019 году стал членом Общественного совета при Комитете по культуре Государственной Думы ФС РФ.

Премии:

  • 2010 — роман «Соловьёв и Ларионов» вошел в шорт-листы премии «Большая книга» и Премии Андрея Белого;

  • 2013 — премия «Большая книга» за роман «Лавр» (Первая премия);

  • 2013 — премия «Ясная Поляна» за роман «Лавр»;

  • 2013 — премия конвента «Портал» за роман «Лавр»;

  • 2013 — шорт-листы премий «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «НОС» (роман «Лавр»);

  • 2015 — сербская премия «Милован Видакович»;

  • 2016 — итальянско-русская Премия Горького (Сорренто) за роман «Лавр»;

  • 2016 — премия «Большая книга» за роман «Авиатор» (Вторая премия);

  • 2016 — шорт-листы премий «НОС», «Писатель XXI века» и Премии им. Аркадия и Бориса Стругацких (роман «Авиатор»);

  • 2017 — премия «Русский Рим» в номинации «Литература»;

  • 2018 — историко-литературная премия «Клио» за роман «Авиатор»;

  • 2018 — национальная премия «Русские рифмы», «Русское слово» (номинация «За вклад в развитие культуры»);

  • 2019 — литературная премия Александра Солженицына — «за органичное соединение глубинных традиций русской духовной и психологической прозы с высокой филологической культурой; за вдохновенный стиль художественного письма»;

  • 2019 — победитель Национального конкурса «Книга года» в номинации «Проза года» за роман «Брисбен»;

2019 — литературная премия «BookStar-2019» (Скопье, Македония) за роман «Авиатор».


ФОТОГАЛЕРЕЯ: https://www.flickr.com/photos/sretensky/albums/72157712146223257