Пути стяжания добродетели послушания

Московская Сретенская Духовная Семинария

Пути стяжания добродетели послушания

Иван Мельник 691



В проповеди студента Сретенской семинарии христианская добродетель послушания раскрывается на примере жизни святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Для чего необходимо следовать путями послушания и как православному христианину нужно стяжать эту добродетель?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия, 21 февраля Русская Православная Церковь вспоминает чудесное событие, которое произошло сравнительно недавно — в 1992 году. Тогда, в последний месяц зимы, в Донском монастыре были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Удивительное обретение останков святого, хорошо известного православным христианам всего мира, побуждает нас сегодня обратить внимание на пример человека, который явил нам истинный образ Богоугодной жизни, христианской свободы и послушания. Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдем Предстоятеля, который был бы призван к управлению Церковью в столь трудный и трагический период, как тот, что выпал на долю Святейшего Патриарха Тихона. Своею жертвенной жизнью он подтверждал слова Спасителя: Пастырь добрый жизнь полагает за овец (Ин. 10:11). Будучи свободным, бескорыстным и бесстрашным путеводителем своей паствы, святитель явил нам пример ещё одной истинно христианской добродетели — послушания, через которую он и стяжал своё положение пред Богом. О том, как развить в себе добродетель послушания, и о том, как она отражается в духовной жизни человека, и хотелось бы сказать.

Человек верующий очень часто слышит в церковной среде о послушании. В детстве о послушании говорят родители, затем ему учат в школе, монашествующие также дают обет послушания, говорят о нём и наставники мирян в процессе руководства духовной жизнью своих чад. Но хорошо ли мы представляем себе, что означает послушание в христианском смысле? Очень ярким примером послушания является Сам Христос, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца. Получается, послушание заключается в том, чтобы согласовывать собственную волю с волей Божьей. Это становится возможным только при постоянном сотрудничестве Бога и человека, позволяющем Богу духовно преобразить свое творение и пребывать в нем. Святость можно назвать полным духовным преображением человека. А потому пример жизни святых, и, в частности, святителя Тихона, может послужить образцом достижения истинного послушания человека Богу.

Получается, послушание заключается в том, чтобы согласовывать собственную волю с волей Божьей. 

Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Белавин) родился в маленьком селе Клин Псковской губернии, в семье приходского священника Спасо-Преображенской церкви. Детство его прошло среди простого народа, он видел крестьянский труд и жил простой народной жизнью. Начиная с послушания в отеческом доме, будущий святитель вступил на путь духовного возрастания длиною в жизнь. После окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии и монашеского пострига в 1881 году с именем Тихон, у будущего Патриарха началась очень насыщенная жизнь, связанная с его пастырской деятельностью.
 

Позже он становится епископом в Варшавской епархии, а спустя некоторое время молодого епископа Тихона отправляют в Америку. Там его ждала огромная епархия, в которую входили Северо-Американские Соединенные Штаты, Канада и Аляска. Особой ревностью и горением духа отличался святитель на каждом месте своего служения.

Отмечая заслуги архиерейского служения, в 1907 году его переводят в одну из крупнейших и древнейших епархий России на Ярославскую кафедру. Здесь он также очень быстро находит контакт с паствой, но из-за случая, когда владыка не соглашается с губернатором Ярославля и, по-видимому, в связи с жалобой последнего, его опять переводят, на этот раз на Виленскую кафедру. Вскоре после его назначения начинается война, и его служение осложняется множеством новых забот. Ему пришлось думать о беженцах, эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников и даже бывать на фронте под обстрелами.

На примере пастырского служения, особо важного для нас, мы видим, как безропотно, в духе истинного христианского послушания, святитель Тихон трудится в разных сторонах мира. И куда бы его ни отправляли, он всегда с радостью, без сожаления и уныния продолжал служение, и это было отмечено любовью паствы.

Промыслом Божиим святитель становится первым Патриархом Русской Православной Церкви после синодального периода. Сложно себе представить ту тяжесть ответственности, которая легла на его плечи. Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и Предстоятеля Русской Православной Церкви приобретают характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломают и церковную, и народную жизнь. Начинаются гонения на Церковь. За это время святой претерпел многое: постоянные провокации ЧК, злоба и клевета обновленцев, непрерывные аресты и ссылки архиереев и духовенства, смерть близких людей, собственные аресты и покушения. И на протяжении всего этого святитель Тихон продолжал своё ревностное служение, совершая богослужения и управляя Церковью. Очень наглядно о духовном облике Патриарха говорит его ответ на просьбу Елисаветградского духовенства не включать раскольнического протоиерея Красницкого, навязанного властями, в Высший церковный совет: «Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые приведут к потере чистоты и крепости Православия». [1] При всей крепости своей веры и внутренней непоколебимости святитель Тихон говорил, что его патриарший жребий для него — «плач, и стон, и горе»[2]. Тем не менее, он, как видим, с послушанием принимает свой крест, будучи верным Христу даже до смерти (Откр. 2:10).

В 1925 году православный народ провожал в последний путь великого святителя Всероссийского Патриарха Тихона. Нес он нелегкое послушание Первосвятительского служения, данное от Бога, нес, невзирая ни на какие трудности и испытания, нес, ибо памятовал о долге Предстоятеля Церкви быть верным Господу.

Послушание Богу открывает для христианина всю глубину духовной жизни

Каждый день, обращаясь к Богу, святитель в деле управления Церковью стремился всегда поступать по Его воле. Получая Божественную помощь в награду за послушание, Патриарх Тихон стал подвижником веры и любви, помогал пастве устоять в истине, не потерять различение добра и зла, духовно не погибнуть, и своим примером показывал и показывает нам, как стяжать добродетель послушания, которая крайне важна для духовной жизни христианина и поэтому весьма сложно её достигнуть. Можно сказать, это основа для жизни человека, который хочет быть ближе к Богу. Достаточно вспомнить, что именно с непослушания начинается история человеческого грехопадения, когда Адам и Ева не послушали повеления Божия не вкушать от древа познания добра и зла.

Так как, говоря о послушании, мы, прежде всего, поговорим о послушании Богу, то нельзя не отметить, что в современном обществе люди зачастую боятся слова «послушание» и протестуют против всякой зависимости и подчинения или же, впадая в крайность, считают, что послушание Богу предполагает полный отказ от собственной воли. Но получается, что тем самым человек протестует против благого намерения духа. Но послушания Богу бояться не стоит, потому что именно оно ведет человека к свободе от греха, усмирению страстей и жизни в единении с Ним.

Часто в вопросах послушания Богу люди интересуются, как же узнать волю Божию? В этом вопросе давайте вспомним, что для нас христианская жизнь? Это жизнь по Евангелию, которое включает в себя как новозаветные заповеди, повеления, смыслы и советы, так и, что самое главное, собственный пример Спасителя. И это жизнь и есть наше исполнение воли Бога, это и есть наше послушание.

Послушание Богу будет нами понято именно через послушание своему ближнему, одно без другого не может, так как Господь учит нас иметь любовь между собой. Практическое применение послушания научит нас любви к близкому, научит нас отсекать свою волю, которая часто тянет нас к вещам, отдаляющим от Бога. Святитель Феофан Затворник говорит: «Настоящее послушание слушается, не видя оснований и несмотря на нехотения. Такому послушанию обещана особая благодать от Бога. Когда послушание совершается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдёт его»[3]. А послушание ради близкого приводит нас к воспламенению любви к ближнему и отсечению собственной воли, а все это помогает нам приближаться к Богу.

Преподобный Никодим Святогорец советует нам, что если мы захотели стяжать добродетель послушания, надо преклонить голову свою под державную руку Его и из благоугождения Ему охотно подчиниться разумным и неразумным тварям, через которых Господь действует на тебя. [4]

В начале пути следования этой добродетели нам сложно совершать поступки послушания. Например, когда человек приходит в монастырь с желанием послужить Богу, то первым шагом в этом направлении становится именно стяжание этой добродетели, потому что через неё открывается христианская жизнь.

Святой Паисий Святогорец советует нам, чтобы не уставать от послушания, понять его истинный смысл и необходимость, и тогда послушание будет вести нас к освобождению от духовной коросты.[5]

Так послушание Богу открывает для христианина всю глубину духовной жизни. Навыки в стяжании этой добродетели начинаются с послушания родителям, а затем духовным наставникам. Благодаря послушанию, человек даже в самом простом труде обретает Бога, в любом деле чувствует Его живое присутствие и видит, что ничего ничтожного, мелкого и незначительного в его жизни нет. Вся его повседневная жизнь становится богословием.

От том, как стяжать добродетель послушания, говорить можно долго, но огромную роль в этом играют примеры жизни святых людей. Пример послушания явил нам и святитель Тихон, положив свою жизнь на служение Церкви, на служение ближнему, никогда не отступая от Бога и следуя всегда Его воле.

По Божьему промыслу обретение мощей святителя произошло после поджога малого собора обители, когда начали заниматься раскопками патриаршей гробницы. Подробно это событие описывает в своей книге «Несвятые святые и другие рассказы» ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон. Он вспоминает, как его сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы и то, что несмотря на высокую влажность в склепе, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. [6]

Чудесное явление мощей святителя вновь призывает нас вспомнить его праведную жизнь, которая является для нас примером христианского благочестия и послушания Божественной воле. Будем же мы, взирая на пример святителя патриарха Московского и всея Руси Тихона, стремиться стяжать эту славную добродетель, которая освободит нас от власти греха и научит полагаться на волю Божью, исполняя его заповеди. Аминь.

Иван Мельник

студент III курса

Ключевые слова: стяжание добродетелей, послушание, страсти, грехи, святость, вера, Патриарх Тихон, обретение мощей



[1] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 305.

[2] Баглай К. Жребий Патриарха Тихона // Журнал «Фома». Декабрь 2017 (176) №12 // URL: https://foma.ru/zhrebiy-patriarha-tihona.html (дата обращения: 16.05.2019 года).

[3] Феофан Затворник, свт. Духовная жизнь и как на неё настроиться. — М.: Сибирская благозвонница, 2013. — С. 256.

[4] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. — М.: Сибирская благозвонница, 2010. — С. 145.

[5] Паисий Святогорец, прп. Слова. — Т. V. — М.: Святая гора, 2008. — С. 181. (334)

[6] Тихон (Шевкунов) архим. «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — С. 135.



Новости по теме

Пастырство и духовничество Иеромонах Иоанн (Лудищев) Пастырство и духовничество — тема непростая, для разрешения многих связанных с нею вопросов часто необходимо обращаться к текстам Священного Писания и трудам святых отцов и подвижников благочестия. В настоящей же статье подобраны наиболее важные мысли об этих явлениях и их особенностях из Евангелия и творений святых и известных пастырей.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.