Научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности»

Московская Сретенская Духовная Семинария

Научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности»

Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 361



18 июня 2019 года в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялась научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности».

Главная ее тема – жизнь святителя Феофана в затворе, его труды и деятельность в этот период.

Затворничество – один из сложнейших монашеских подвигов, очищающих и преображающих душу подвижника. В затворе святителя Феофана раскрывается еще одна сторона этого подвига – служение миру. Именно в этот период происходит окончательное становление святителя как экзегета, богослова, духовника, примером чему являются многочисленные его творения, написанные в том числе в первые годы затвора.

Основные цели и задачи конференции – проанализировать значение духовного подвига и богословского наследия святителя Феофана для Русской Церкви, а также для отечественной науки и культуры в прошлом и настоящем, обратив при этом особое внимание на важность его личности и трудов в начальный период пребывания в затворе.

На форуме были прежде всего представлены результаты исследований, достигнутые в рамках подготовки «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», «Летописи жизни и творений святителя Феофана» и других изданий, посвященных святителю Феофану, обозначены новые направления научно-исследовательской работы в рамках феофановской тематики, обсуждались различные аспекты взаимодействия церковных и светских ученых.

В работе конференции приняли участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Научно-редакционного совета по подготовке полного собрания творений святителя Феофана Затворника, представители церковной и светской академической науки: богословы, патрологи, историки, филологи, текстологи, архивисты, преподаватели и ученые-исследователи из Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Сретенской, Тамбовской, Рязанской, Екатеринодарской и Калужской духовных семинарий, Московского педагогического государственного университета, Петрозаводского государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Открыл пленарное заседание конференции в большом актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви его председатель, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка обратился с приветственным словом и выступил с докладом о жизнеописании святителя Феофана по архивным источникам, а также привел сведения о старце Иосифе, который духовно окормлял будущего святителя.

Продолжил работу конференции с докладом епископ Скопинский и Шацкий Феодорит. Он отметил в своем выступлении, что святитель Феофан брал на себя все бремя вызовов общества. Но преодолевал все с любовью, обладая многими знаниями в области психологии, философии и т.д. Владыка Феодорит также отметил, что изучение наследия святителя Феофана помогает лучше осмыслить Предание в целом.

Далее с докладом выступила настоятельница Вышенского Успенского женского монастыря, игумения Вера (Ровчан). Матушка напомнила, что в этом году исполнилось 125 лет со дня кончины святителя Феофана Затворника.

В работе конференции принял участие преподаватель и магистрант 1 курса магистратуры, профиля «Церковнославянский язык: история и современность» Сретенской духовной семинарии – иеромонах Ириней (Пиковский) и Сергей Полич.

Иеромонах Ириней (Пиковский) выступил с сообщением «Метод толкования псалмов 1 и 2 святителем Феофаном Затворником в свете современной экзегезе». Целью исследования было определение методики построения псалмов. Во многом их повествование схоже со стилем святителя Феофана Затворника. Важно было определить жанр, тип, структуру, лексику псалмов, провести их филологический анализ. В итоге было предложено издание текстов данных псалмов с филологическими комментариями.

Магистрант Сергей Полич осветил тему использования редактированных текстов канона Воздвижения Креста Господня за богослужением в свете идей святителя Феофана Затворника. В XIX веке вряд ли кто-то из русских архиереев потрудился больше в проповеди этого, чем святитель Феофан. Он постоянно пользовался возможностью убедить в необходимости переводов и церковное и светское общество, пытался даже организовать кампанию в верхах, зная, где решались в его время церковные проблемы. Впоследствии почти все его единомышленники в дискуссиях стали ссылаться на него как на важнейшего и авторитетного своего сторонника.

Итак, одним из первых о новом переводе церковных книг на новоцерковнославянский язык заявил именно святитель Феофан Затворник. Для Русской Православной Церкви, изначально в готовом виде воспринявшей Священное Писание, богослужебные и святоотеческие тексты в церковнославянских переводах, более привычны были правка, замена непонятных слов и речений, нежели парафразирование или перевод.

Термином исправление обозначают тот процесс изменения церковнославянских текстов, который непрерывно шел на Руси с момента ее Крещения до XVII века и стал уже довольно устойчивым. Именно правки обеспечивали непрерывное, преемственное развитие церковнославянского языка как лингвосистемы, предназначенной для богослужения и богослужебных книг.

На примере канона Воздвижения Креста Господня была предложена подобная редакция. Данная работа является лишь начальным опытом церковнославянского редактирования, цель которого состоит в прояснении текстов богослужения для носителя современного русского языка, и она не претендует на исчерпывающий характер, имея перспективы для дальнейшего исследования. Так, в качестве источника могут в последующем быть привлечены материалы рукописных и старопечатных Миней, благодаря чему должно быть обеспечено сохранение стилистической однородности и традиционности языка.

И здесь нужно снова напомнить: проблему оторванности богослужебного языка от русского литературного и разговорного языка, которую посредством исправления богословских текстов призвал бережно решать святитель Феофан Затворник еще в XIX столетии.

Кроме того, в ходе конференции были раскрыты следующие темы: сознание личности, христианское воспитание детей, христианские ценности, учение о молитве, тема проповедничества, славословие, сокрушение, покорность воли Божией, отречение от мира, воля, ум, нестяжание и многое другое. Этим всем жил святитель Феофан.

Закончил работу конференции заведующий библиотекой Московской духовной академии, игумен Дионисий (Шленов). Он подчеркнул масштаб творческой личности угодника Божия. Святителя Феофана модно считать великим писателем, историком, деятелем культуры.

И современники должны почувствовать живой ритм, которым жил святитель Феофан Затворник Вышенский чудотворец.

В связи с этим, как отметил митрополит Калужский и Боровский Климент, отрадно, что конференция собрала не только почетных ученых деятелей в разных областях науки, но и молодых исследователей, которые делают свои первые научные открытия, говорят первые слова в богословии.

Принципиально важны новое мышление, новые образы. Владыка призвал всех участников и гостей конференции: «Не отрывайте мышление от письменных источников, прежде всего Священного Писания! Вы должны вносить новые идеи в богословие и новые традиции в современную церковную жизни!»

 

Новости по теме

Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 1: Откуда появилось зло? Никита Якубов Настоящая статья посвящена осмыслению появления зла в мире, сопоставлению появления зла и страданий в жизни человека и, соответственно, мыслям об утешении для страдающего человека, за которым так часто обращается скорбящий к священнику.
ЗНАТЬ, КАК ПОЗВАТЬ Лариса Маршева Современный русский язык так же, как церковнославянский, старославянский и древнерусский, знает падежное изменение. Морфологическая система сформировала монолитную категорию падежа – словоизменительную категорию, которая выражается в системе противопоставленных друг другу рядов форм, являющихся носителями комплекса морфологических значений (субъектного, объектного, локативного и др.).