Законодательная императорская политика по отношению к еретикам, язычникам и иудеям

Московская Сретенская Духовная Семинария

Законодательная императорская политика по отношению к еретикам, язычникам и иудеям

Сергей Попов 616



К концу IV века римское язычество перестает быть официальной религией и на его место окончательно приходит христианство. Продолжая политику императора Константина, Феодосий Великий распространял православное христианство на все сферы жизни вверенного ему государства. При этом и он, и его сыновья старались подавить язычество, различные секты и иудейское общество, но подходили к этому с тактом, избегая принудительных мер и пресекая отдельные вспышки насилия.

одержание:

1. Еретики и схизматики

2. Язычники и отступники
  • Магические практики, жертвы и гадания
  • Имущество храмов и празднеств

  • 3. Законодательство по отношению к иудеям

    Еретики и схизматики

    Кроме двух законов, определяющих вселенскую веру[1], в законодательном сборнике присутствует 75 текстов, посвященных еретикам и схизматикам. Этих законов до 380 года было меньше[2]. Позднее, при Феодосии, их количество увеличивается[3]. Ситуация остается такой до 408 года[4], после смерти императора Аркадия количество подобного рода законодательных норм уменьшается к 423 году[5].

     Разные группы еретиков-схизматиков, которые в той или иной степени привлекали внимание императора в Кодексе Феодосия II, таковы: поклонники неба[6], аполлинаристы[7], апотактиты[8], молчальники[9], слушатели[10], борбориэны[11], келестины[12], донантисты[13], энкратиты[14], энтузиасты[15], анхиты[16], евномиане[17], фотиниане[18], гидропараспаты[19], поклонники Зевса[20], македонцы[21], манихеи[22], маркеллины[23] и мн.др.

    Собрания еретиков являлись кощунственными, они не имели права носить имени Церкви, поэтому назывались просто собрания или фунесты, или куэнтикула.

    Речь идет о сектах, распространенных на Востоке, на Западе они не упоминаются, кроме двух случаев с манихеями, которые ассоциируются императором с христианской ересью, хотя они являются скорее свидетельством появления новой религии, основанной на религии персов и донатистов, распространенных на Западе (это касается исключительно Африки). В меньшей степени речь идет о новацианах, схизма которых началась в Риме в середине III в., монтанистах, к которым в V в. добавляются пелагиане, присциллиане, но более всего в законе говорится о группе монтанистов, которые берут свое имя от Прискиллы, одного из учеников ересиарха Монтана и его сторонников ― прискиллиан[24].

    С другой стороны, можно говорить о том, что на Востоке в то время существовало настоящее скопление ересей, более или менее распространенных. Некоторые из них существовали в форме небольших групп, организованных в одном месте, таковы траскодрагиты или апотактиты в Малой Азии. Данный длинный список, помещенный в законодательной норме в 428 году (XVI.5.) не должен создавать иллюзию, что император старался не забыть в этом списке ни одной из осужденных сект. Деятельность Феодосия I по осуждению ересей видна предельно ясно, что подтверждает тот факт, что он занял по отношению к ним жесткую православную позицию. Самые первые меры, которые принял император против еретиков, датируются началом 381 года. Собор в Константинополе в мае 381 года, утверждая Никейскую веру, должен был усилить его политику. Также известен собор в июне 383 г., в рамках которого император пригласил на дебаты представителей Никейской партии Нектария, Новоциана (Агели) и арианина (Демофила), македонянина (Евномия). Это совещание имело своей целью признать веру никейцев, терпимо отнестись к новоцианам и расчистить путь для новых мер против еретиков[25].

    Сами собрания еретиков являлись кощунственными, они не имели права носить имени Церкви, поэтому назывались просто собрания[26] или фунесты[27], или куэнтикула[28], или пагубные собрания[29]. Еретики были людьми преследуемыми[30].

    Термины, используемые для определения ереси, всегда были крайне негативны по своей внутренней форме и звучанию: это зараза, безумие, проклятие, ужас, страх, гордость, зависть, чума. Ересь являлась преступлением и кощунством, меры против нее всегда были примерно такие:

    -     Клирик-еретик лишался всех привилегий, предоставляемых православным кафолическим клирикам[31]. В то же время следует отметить, что никакой закон, благоволивший по отношению к арианам, не сохранился, соответственно неизвестны постановления, вышедшие в IV в., которые были применены по отношению к ним[32].

    -     Существовал запрет претендовать на титул епископа[33] членам собраний, которые не могут называться церквями[34].

    -     Был введен запрет обладать еретикам храмами[35]. Исключение было сделано только для новациан, потому что этот раскол не воспринимался как ересь, или к саботианам, которые произошли от новациан. Однако в 428 году и им было запрещено строительство храмов, а также владение зданиями[36].

    -     Вводился запрет на собрания: в целом император не запрещал держаться каждому человеку индивидуально другой не православной веры[37], но места этих собраний должны были конфисковаться[38]. Кроме того, специальные меры были предприняты против манихеев, которые должны были разыскиваться и наказываться[39], а также против донатистов, которые после собора в Карфагене в 411 году также подлежали наказанию[40].

    -     Определено изгнание клириков-еретиков из Константинополя[41], из Рима[42] и из всех городов Римской империи[43]. В 425 году на Западе все еретики-схизматики и особенно их клирики, а также манихеи и астрологи были изгнаны из городов[44].

    -     Еретики, согласно законодательству, теряли гражданские права и особенно право получать наследство, делать пожертвования, завещать свое имущество, заключать договоры[45], также им было запрещено выступать свидетелями в суде[46].

    -     Запрет Феодосия I на право арианам быть свидетелями в суде, установленный в 389 г., был отменен в 394 г., так как в то время Феодосий готовился вести войну против Евгения. Этой мерой он надеялся избежать проблем на Востоке в течение войны и получить расположение ариан, которые образовывали большее число готских войск армии Востока и гвардии. По той же самой причине Юстиниан в свое время освободил готов-федератов от тех мер, которые он принимал против еретиков[47]. После победы и смерти Феодосия Аркадий восстановил запрет на свидетельство ариан в суде 13 марта 395 года.

    -     Запрещалось служить еретикам в милиции, в армии. В имперской администрациибыл издан указ об арианах, который распространили на иудеев и самаритян в 404 году на Востоке и на Западе в 418 году[48] и на язычников в 416 году на Востоке[49]. Но все же, несмотря на запрет, для них оставалась возможной служба в армии, такой вывод можно сделать из того, что большое количество солдат-федератов было арианами[50].

    -     Другая мера против еретиков: конфискация и сжигание книг[51]. Сжигание запрещенных книг ― известная практика в Риме и в этой области не ввели ничего нового.

     

     Язычники и отступники

     Магические практики, жертвы и гадания

    В отношении язычества, после победы над Максенцием, Константин совершил традиционные обряды, но в 315 году он отказался это делать и выразил свою волю больше не участвовать в языческих ритуалах, жертвах, в которых он должен был бы принимать участие. До 320 года он издал закон, который запрещал домашние жертвы[52], что было связано с запретом на частные гаруспиции-гадания на внутренностях животных. Такое решение было обусловлено тем, что эти гаруспики при своем искусстве умерщвляли своих жертв заживо. Кроме того, домашние гаруспиции, протекавшие вне официальных церемоний, имели своей целью знать будущее и, соответственно, это было связано с магией. Таким образом, необходимо различать законодательство в отношении язычества: то, что относилось к борьбе с магией, проклятиям, разного рода заговорам и колдовству, и то что касалось культов и традиционных богослужений, а также обрядов, направленных на получение исцелений или защиту, не приносящих никому вреда, а потому могло оставаться разрешенным[53]. Официально гаруспиции практиковались в официальных церемониях[54]. Указанный же ранее запрет относился к гаруспициям и к шарлатанам любого вида: магам, халдеям, математикам ― им было запрещено вести свою деятельность в частных домах и особенно ночью[55].

    Но эта борьба императоров против магических практик не была чем-то специфическим, поскольку известна с самого начала империи. Гаруспиция стала квалифицироваться как преступление в том случае, если она практиковалась в частном доме[56].

    Нужно наказывать тех, кто ставит своей целью интриги против жизней других и склонение на сексуальные действия, однако не следует наказывать тех, кто ищет исцеления или изменения климата

    Законодательство хорошо показывает наличие запрета жертв, но только жертв домашних или ночных. Указывается, что нужно наказывать тех, кто, прибегая к средствам магических практик, ставит своей целью интриги против жизней других и склонение на сексуальные действия, однако не следует наказывать тех, кто ищет исцеления или изменения климата[57].

    Был установлен запрет жрецам или гаруспициям входить в дома, но при этом они могли исполнять свои обряды в храмах или перед алтарями[58]. Если жрец не исполнял этого закона, то наказание доходило вплоть до сожжения заживо, а их клиент мог быть депортирован[59]. Указ был вывешен в 320 году. Если домашние жертвоприношения были запрещены в 320 году[60], то публичные жертвоприношения по-прежнему оставались разрешенными[61]. Но в 324 году Константин запрещает организовывать их в свое имя, что, как представляется, следует понимать как запрет приносить жертвы правителям.

    Новые законы имели своей целью пресечь действия гаруспициев и астрологов[62]. Была запрещена магия, а не сами жертвоприношения. После перерыва, связанного с правлением Юлиана, и возвращения при нем жертв, Валентиниан I позволил всем практиковать собственную религию[63]. Жертвы, кроме ночных, оставались разрешены. Гаруспиции были разрешены, если они не были ночными или если они не длились до ночи[64].

    На Востоке император Валент следует политике толерантности до 370 года, а потом появляется закон, который снова запрещает деятельность частных и публичных астрологов[65]. В 370-х гг. всякую деятельность магов отменяют в Риме и Антиохии, усиливая борьбу с колдунами[66].

    Запрет на патриаршество положил конец единому еврейскому сообществу по всей империи и привел их к разделению на множество общин

    Приход Феодосия I знаменует некое изменение. Он оказался первым императором, который отказывается от титула «пантификс максимус» ― верховный жрец. В 381 году и в 385 году он повторяет запрет жертв совета, как днем так и ночью[67]. Все собрание в храмах разрешены при условии, что там не будет проводиться жертв[68].

     При нем жертвы приносятся, но храмы закрываются и появляется запрет поклонятся статуям, даже без жертвенных культовых действий[69]. Не только жертвы были навсегда запрещены во всех формах, но и воздаяние почестей идолам: огонь и благовония, лампады, кадила, венки; вместе с тем был запрещен культ деревьев, источников и других мест, а также доступ в храм[70]. Со смертью Феодосия эти запреты были подтверждены его сыновьями[71]. Практика жертвенных пиров религиозного характера, очень распространенная в римском мире, особенно в коллегиях, также была запрещена с начала правления Феодосия, по подозрению в связи с жертвоприношением.

    Император Гонорий терпимо относился ко всему указанному и разрешал публичные празднования и мероприятия, которые не были связаны с жертвоприношениями и всяческими магическими действиями[72], но в 407 году он все же запрещает их в местах проведения праздников[73].

    Язычество называлось безумием[74], глупой ошибкой[75]. Жертвы квалифицировались сначала как суеверия[76], затем стали называется словом, обозначающим все языческие обряды и верования, ― паганизм[77], перед тем как на законодательном уровне восприниматься кощунством[78] или преступлением (в 381 году) [79].

    Несмотря на устоявшуюся практику, Феодосий II продолжал считать, что быть язычником само по себе не является преступлением и запрещал предпринимать против них меры, если они живут в мире и в соответствии с законом[80]. Кроме того, в противоположность еретикам и манихеям язычники не были лишены своих гражданских прав, кроме отступников. Однако, важно указать, что распространение язычества, лишенного храмов, статуй, церемоний, все же уменьшалось.

    Имущество храмов и празднеств

    Храмы и коллегии жрецов располагали доходами от государства или верующих в монетах или ценных вещах. Богатство считалось имуществом государства, которым оно могло воспользоваться в тяжелой ситуации, но с закатом язычества алтари были оставлены, так что серебро храмов теперь не служило для того, для чего оно было предназначено, служа лишь выгоде тех, кто его содержал.

    При Константине и его сыновьях множество храмов было брошено и лишено своего мрамора, произведения искусства были изъяты, а другие здания превращены в церкви, в общественные здания или дома[81]. В 380 году имущество языческих храмов, которое больше не служило в целях совершения культа, было аннексировано Грацианом в свое личное расположение[82].

    К языческим коллегиям жрецов, которые упоминаются в Риме до 383 года, относятся: весталки,[83] авгуры[84], понтифики[85], официальные гаруспиции[86], лавренты и декуриалы, геркулии[87]. Официально гаруспиции существовали до 408 года[88]. Привилегии жрецов были отменены в 396 году[89], а налоги,которые еще платились на Востоке жрецам, были конфискованы в 407 году в пользу солдат[90]. Места, отданные коллегиям жрецов для их пиров и культов, были конфискованы в пользу имперской казны[91].

    Феодосий II продолжал считать, что быть язычником само по себе не является преступлением и запрещал предпринимать против них меры, если они живут в мире и в соответствии с законом

    В отношении языческих храмов и предметов искусства императорская политика была довольно изменчивая. В начале правления Феодосия II сложилась следующая ситуация на Западе: сохранения наиболее почитаемых храмов Рима расположенных вне стен[92]; уважение к искусству[93]; уважение к храмам, забота о статуях, которые являются предметами культа[94]; статуи убирались за забор и конфисковались храмы публичного пользования, происходило разрушение алтарей[95]. На Востоке: уважение к храмам с его произведениями искусства для собрания людей[96]; использование строительного материала, от разрушенных языческих храмов для строительства дорог, мостов и акведуков, крепостных стен[97]; разрушение языческих храмов[98].

    На Западе, хотя Гонорий и силился сохранить здания и общественные спектакли религиозного характера[99], храмы, расположенные в частных владениях, были разрушены. Языческие праздники больше не отмечались[100], но некоторые оставались в традиции, несмотря ни на что. Такой праздничной датой было 1 января, упоминаемое среди праздничных дней. Несмотря на все указания отцов Церкви против праздника, считавшегося продолжением язычества, он сохраняет луперкалии в Риме и Константинополе. Спортивные игры со временем были утрачены почти повсеместно, кроме Антиохии, где Олимпийские игры организовывались до 465 года[101].

    Язычество еще долго жило как на Западе, так и на Востоке в разных формах интеллектуального или философского язычества; или же в суеверных верованиях деревни, в которых христианство уже было обязательным, но при этом в силу ряда причин здесь власть не могла успешно бороться с ними.

     

    Законодательство по отношению к иудеям

    Имперское законодательство называет иудеев скверной неблагочестивой сектой[102], кощунственным собранием[103], суеверием[104], недостойным суеверием[105], суеверием презираемым[106], людьми неблагочестивыми[107]. Их религия — это неверие, глупость и упертость. Тем не менее, в противоположность язычникам и еретикам, иудаизм никогда не был запрещен, и евреи продолжали пользоваться защитой закона в определенных областях:

    -     Они подлежали суду еврейских судей относительно религиозных вопросов[108] и в гражданских делах, если обе стороны договора соглашались обратиться к еврейскому судье, не желая обращаться в обычный суд[109]. Соответственно, нет никакого препятствия для евреев почитать закон и римское право[110]. В 415 году Феодосий II запрещает этим судам разбирать дела между евреями и христианами[111].

    -     Должности административные. Указом Септимия Севера евреев принимали в курии с возможностью не участвовать или не выполнять всего того, что противоречит их религии. Константин подтверждает обязательства евреев, имеющих соответствующий уровень, входить в курию[112]. Патриархи и старейшины были освобождены от должностей в курии и налогов[113].

    -     Евреи пользовались защитой синагог. Большинство приказов императора защищали синагоги против фанатиков христиан, которые хотели их разрушить или ограбить. Как и храмы на Востоке[114], на Западе[115] синагоги были освобождены от обязанностей размещать войска и чиновников[116].

    -     Празднование субботы как одна из главных привилегий, предоставленных евреям Цезарем, повторяется в 412 году[117] и еще используется при Юстиниане, поскольку текст раннего законодательного постановления был вставлен в Кодекс Юстиниана[118].

    -     Честь патриарху. В конце IV века патриархи евреев, являющиеся начальниками всей еврейской общины и всейПалестины, с титулом Vir spectabilis, должны были без сомнения упоминаться везде в первую очередь. Кроме того, они могли приобретать персональный ранг иллюстриса (Vir illustris), с титулом почетного префекта претория[119]. Нападки на патриарха наказывались по римскому закону как нападки на высшего вельможу империи[120].

    Тем не менее, были меры, ограничивающие евреев, т. е. враждебные по отношению к ним:

    -     Запрет на обрезание иных людей, кроме еврейских детей, хотя эта практика была известна и у египтян и у арабов. Раб, обрезанный своим хозяином евреем, должен быть освобожден[121], куплен христианами[122] или передан Церкви[123].

    -     Запрет на владение рабами-христианами[124]. В 415 году эта мера будет отменена на Западе. В соответствии с этим евреи могли иметь рабов-христиан при условии, что они разрешают им иметь свою религию[125]. Эта мера, несомненно, полезна только для сельской местности, поскольку при других обстоятельствах практикующие евреи не могли жить вместе с рабами не евреями. Двумя годами позже Феодосий II снова запретил на Востоке покупать евреям христиан и получать их как подарок, но разрешил владение по наследству при тех же условиях, что и на Западе[126].

    -     Запрет на смешанные браки с христианами. В 329 году евреям было запрещено брать замуж женщин-христианок[127]. В 388 году браки между евреями и христианами были запрещены и приравнены к прелюбодеянию[128].

    -     Запрет евреям и самаритянам быть в дворцовой страже, администрации дворца и императорской гвардии (в 404 году на Западе[129] и 418 году на Востоке[130]). Право евреев быть адвокатами было упразднено на Востоке в 425 году[131].

    -     Защита еврея, обращенного в христианство. Евреи, совершившие нападение на христиан, наказывались, при этом нормальным наказанием за это было сжигание заживо[132].

    Большинство приказов императора защищали синагоги против фанатиков христиан, которые хотели их разрушить или ограбить

    -Давление на патриарха. Титул патриарха после Ирода Великого стал передаваться по наследству фамилии Хиллеля.В 415 году Гамалиил VI, после ошибки, содержание которой не раскрывается, был лишен титула почетного префекта претория, который давал ему ранг иллюстрия[133]. После его смерти в 429 году эта должность осталась вакантной и не была передана в другую семью. Евреи всего мира посылали каждый год патриарху денежную сумму, называемую коронарное золото. В 399 году, в период ссор между Аркадием и Гонорием, последним было запрещено посылать это золото на Восток, также был введен приказ конфисковать все это золото в имперскую казну[134]. Данная мера была повторена в 404 году[135], но с отменой патриаршествапотеряла свою актуальность. Тем не менее, Феодосий II приказал евреям продолжать отправлять золото. С этого времени евреи стали направлять положенные средства в имперскую кассу[136]. Коронарное золото стало специфическим налогом, который платили евреи. Но на Западе общины переставали платить такой налог, когда провинции переходили под контроль варваров.

    Запрещая обрезание для всех, кроме евреев, запрещая смешанные браки и владение рабами не евреями, что не позволяло распространять иудаизм среди женщин и рабов, которые попадают в еврейский дом, императоры надеялись противостоять им и таким образом их ослабить. Запрет на патриаршество положил конец единому еврейскому сообществу по всей империи и привел их к разделению на множество общин. Но иудаизм смог преодолеть все препятствия и выжить в условиях притеснений.

    Подводя итоги вышесказанному, отметим, что Феодосий и его первые наследники испытывали отвращение к использованию принудительных мер. Пример гонений против христиан показывал неэффективность этого, потому императоры предпочитали действовать исподволь, исключая евреев, еретиков и язычников из гражданского общества Римской империи и взяв курс на маргинализацию, через разрушение языческих храмов, конфискацию церквей еретиков, запрет строительства новых синагог, запрет браков между евреями и христианами.

    Все религии, кроме официального христианства, были осуждены как ложные и вредные суеверия и подвержены постепенному удушению. Те, кто не были еще христианами, сохраняли право верить иначе и жить спокойно, если при этом они не предпринимали ничего противного закону.

    чтец Сергей Попов

    Ключевые слова: Кодекс Феодосия, еретик, секта, язычество, запрет, императорская политика, патриарх, иудеи,


    [1]По изд.: Les lois religieuses des empereurs Romains de Constantin à Théodose II (312-438). Vol. I. Code Théodosien. Livre XVI. 1.2-3 / Texte latin, traduction: Th. Mommsen, J. Rougé; Introduction et notes: R. Delmaire avec la collaboration de F. Richard et d'une équipe du GDR 2135. – Paris: CERF, 2005.(Далее: CTh)

    [2] CTh. VI.5.1. 326; 5.3-5; 6.1-2.

    [3] CTh. XVI.5.6-24; XVI.1.3.

    [4] CTh. XVI.5.25-45, 53; XVI.6.3-5.

    [5] CTh. XVI.5.46-52, 61; 6.6.

    [6] CTh. XVI.5.43; 8.19.

    [7] CTh. XVI.5.12-14, 33, 65. + CJ. I.5.8; 7.6.

    [8] CTh. XVI.5.7.11.

    [9] CTh. XVI.5.6.8.11-13.16.59-60.

    [10]CTh. XVI.5.65.

    [11]CTh. XVI.5.65; CJ. I.5. 18.21; 11.10.

    [12]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

    [13]CTh. XVI.5.37-41.43-44.46.52.54-55.; 6.1-5; Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

    [14]CTh. XVI.5.7.9.11.

    [15]CTh. XVI.5.65.

    [16]CTh. XVI.5.65.

    [17]CTh. XVI.5.6.8.11-13.17.23.27.31-32.34.36.49.58-61.; 6.7.

    [18]CTh. XVI.5.6.65.

    [19]CTh. XVI.5.7.9.11.65.

    [20]CTh. XVI.5.53.

    [21]CTh. XVI.5.11-13.59-60.65.

    [22]CTh. XVI.5.3.7.9.11.18.35.38.40.41.43.59.62.64-65.; 7.3.; 10.24.; Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

    [23]CTh. XVI.5.65.

    [24]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

    [25]CTh. XVI.5.11-13.

    [26]CTh. XVI.1.2.

    [27]CTh. XVI.5.19.

    [28]CTh. XVI.5.10.20.52.54.57.58.

    [29]CTh. XVI.5.38. XVI.6.7.

    [30]CTh. XVI.5.20.

    [31]CTh. XVI.5.1.

    [32] CTh. XVI.2.1.7.

    [33] CTh. XVI.5.5.12.14.21-22.24.26.36.57-58.68.

    [34] CTh. XVI.1.2. 380.

    [35] CTh. XVI.1.3; 5.6.8.11-12.30.43.52.54.57.65.

    [36] CTh. XVI.5.65.

    [37] CTh. XVI.4.1-6.

    [38] CTh. XVI.5.3-6.8-12.14-15.20.24.26.30.33-34.36.38.45.51.57-58.65; 6.7.

    [39] CTh. XVI.5.35.

    [40] CTh. XVI.5.52.54.

    [41] CTh. XVI.5.30.33.

    [42] CTh. XVI.5.19.

    [43] CTh. XVI.5.20.31-32.34.

    [44] CTh. XVI.5.62.64.

    [45] CTh. XVI.5.7.

    [46] CTh. XI.39.11, CTh. XVI.7.4.

    [47]CJ. I.5.12.

    [48] CTh. XVI.8.16.24.

    [49] CTh. XVI.10.21.

    [50]CTh. XVI.5.48.61

    [51] CTh. XVI.5.34.66.

    [52] CTh. XVI.10.1.

    [53] CTh. IX.16.3.

    [54] CTh. IX.16.2; XVI.10.1.

    [55] CTh. IX.16.1-2.

    [56] CTh. IX.16.1.

    [57] CTh. IX.16.3.

    [58] CTh. IX.16.2.

    [59] CTh. IX.16.1.

    [60] CTh. XVI.10.1.

    [61] CTh. XVI.2.5.

    [62] CTh. IX.16.4-6

    [63] CTh. IX.16.9.

    [64] CTh. IX.16.7.9.

    [65] CTh. IX.16.8.

    [66] CTh. IX.16.10-11

    [67] CTh. XVI.10.7.9.

    [68] CTh. XVI.7.8.

    [69]CTh. XVI.10.12.

    [70]CTh. XVI.10.10-12.

    [71]CTh. XVI.10.13.

    [72]CTh. XVI.10.17.

    [73]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

    [74]CTh. XVI.10.2.

    [75]CTh. XV.5.5.

    [76]CTh. XVI.10.2-3; 7.3; CTh.IX.16.1. CTh.II.8.22.

    [77]CTh. XVI.10.12. 16-18.20. CTh. XVI.7.6.

    [78]CTh. VI.7.3; 10.7.19.

    [79]CTh. XVI.10.7.12.

    [80]CTh. IX.10.24.

    [81]CTh. XVI.10.20. XI.20.6.

    [82]CTh. X.3.4, XVI.10.20. CJ. XI.66.4.

    [83] CTh. XIII.3.8.

    [84] CTh. IX.16.4.

    [85] CTh. IX.7.2.

    [86]CTh. IX.16.1-2.

    [87]CTh. VIII.5.46.

    [88] Созомен. Церковная история. ― СПб., 1851. ― С. 620.

    [89]CTh. XVI.10.14.

    [90]CTh. XVI.10.19.

    [91]CTh. XVI.10.20.

    [92]CTh. XVI.10.3.

    [93] CTh. XVI.10.15.

    [94] CTh. XVI.10.18.

    [95] CTh. XVI.10.19.

    [96]CTh. XVI.10.8.

    [97]CTh. XV.1.36.

    [98] CTh. XVI.10.25.

    [99] CTh. XVI.10.17-19.

    [100]CTh. II.8.22.

    [101]CTh. X.1.12. XV.9.2 CJ. XI.78.2.

    [102]CTh. XVI.8.1.

    [103]CTh. XVI.8.7.

    [104]CTh. XVI.8.8.24. CTh.II.1.10.

    [105]CTh. XVI.8.14.

    [106]CTh. XVI.9.4.

    [107]CTh. XVI.9.5.

    [108]CTh. XVI.8.8.

    [109]CTh. II.1.10.

    [110]CTh. II.1.10.

    [111]CTh. XVI.8.22.

    [112]CTh. XVI.8.3.

    [113]CTh. XVI.8.2.4.

    [114]CTh. XVI.8.9.12.25.

    [115]CTh. XVI.8.20.21.

    [116]CTh. VI.8.2.

    [117]CTh. VIII.8.8.

    [118]CJ. I.9.13.

    [119]CTh. XVI.8.8.11.13.22.

    [120]CTh. XVI.8.11.

    [121] Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Книга вторая[Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/o-zhizni-blazhennogo-vasilevsa-konstantina/4_23 (дата обращения: 01.03.2018). CTh. XVI.9.1.

    [122]CTh. III.1.5.

    [123]CTh. XVI.8.22.

    [124]CTh. XVI.8.22; 9.2.

    [125]CTh. XVI.9.3.

    [126]CTh. XVI.9.4.

    [127]CTh. XVI.8.6.

    [128]CTh. III.7.2. IX.7.5.

    [129]CTh. XVI.8.16.

    [130]CTh. XVI.8.24.

    [131]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

    [132]CTh. XVI.8.1.5.

    [133] CTh. XVI.8.22.

    [134] CTh. XVI.8.14.

    [135] CTh. XVI.8,17.

    [136]CTh. XVI.8.29.

    Новости по теме

    ЛЕКЦИЯ 9. ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ Православные просветительские курсы Георгий Захаров Место проведения, состав участников, рассматриваемые вопросы, воззрения свт. Кирилла Александрийского, значение Халкидонского Собора, отпавшие от Православия общины. Лекция и ответы на вопросы.
    ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА И БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА Протоиерей Владислав Цыпин В 397 году скончался престарелый архиепископ Константинополя Нектарий. По предложению императорского фаворита Евтропия на столичную кафедру был приглашен самый яркий проповедник своего времени – антиохийский пресвитер Иоанн, уже в ту пору прозванный за свое выдающееся красноречие Хризостомом, или, по-славянски, Златоустом.