Научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки»

Московская Сретенская Духовная Семинария

Научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки»

Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 555



14 мая 2019 года в Московской духовной академии прошла научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки». Открыта она была пленарным докладом профессора А.М. Пентковского «Славянский перевод Евангелия и славянское богослужение в начальный период (последняя треть IX-XI вв.)». Как стало ясно из выступления, славянские тексты того времени переводились с греческих образцов, но включались в латинскую богослужебную традицию. Это чрезвычайно важно при определении древности текста, так как характер латинского и греческого влияния на него может указать на период создания подобных переводов.

На пленарном заседании были представлены также сообщения «Литургическое богословие протопресвитера Николая Афанасьева и его рецепция в католическом богословии XX века» священника Александра Ермолина, проректора Казанской духовной семинарии и «Жизненный путь и архипастырское служение митрополита Леонтия (Гудимова)» иеромонаха Силуана (Пасенко).

После этого участники конференции были распределены по секциям. Во II секции выступили магистранты Сретенской духовной семинарии.

С. Полич представил сообщение «К вопросу о понятности церковнославянских текстов канона Воздвижения Креста Господня». Глубокое молитвенное участие человека в богослужении требует от него еще и понимания историко-богословского смысла текстов того или иного праздника, конечно, если человек церковный и более-менее ориентируется в нужных источниках.

Как показывает практика, прочитав заранее тексты, узнав историю празднуемых событий, люди воспринимают богослужение уже по-другому.

В исследовании С. Полича была предложена идея создания богословско-филологических комментариев службы Воздвижения Креста Господня, которые будут давать верующему наиболее лаконичные определения, объяснения для затруднительных для понимания мест церковнославянского текста.

Подобные пояснения и можно включить в брошюры для приходов. Они позволят познакомиться с историческим контекстом, богословским комментарием, если это будет интерактивный формат, перейти на нужную ссылку.

Магистрант Я. Цветков Яков Юрьевич выступил с сообщением «Церковнославянизм чаяти (социолингвистический анализ на примере богослужебных текстов Ветхого и Нового Заветов)», которое было посвящено в широком смысле вопросу взаимопонимания церковнославянского и русского языков. Были представлены примеры из Священного Писания Ветхого и Нового Зачетов на церковнославянском языке, в которых фиксируется глагол чаяти в разных формах.

На их основе проведен социолингвистический опрос школьников и выявлено, как данный церковнославянизм бытует в современном русском языке.

На конференции выступил и студент III курса бакалавриата Сретенской духовной семинарии Н. Борисов с сообщением «Основание Черниговской епархии: различные подходы к вопросу о датировке». Им был освещен вопрос об основании князем Владимиром после Крещения Киевской Руси Черниговской епархии. Студент рассмотрел три основных датировки, которые варьируются в рамках нескольких десятилетий. Косвенно затрагиваются и вопросы личности первого черниговского архиерея и статуса кафедры на момент еа основания.

Надо отметить, что сообщение Н. Борисова создан прежде всего на основе летописных источников.

Студент IIIкурса бакалавриата Сретенской духовной семинарии Алексей Александрович Лаушкин предложил во второй секции сообщение «Архипастырская деятельность владыки Палладия (Шерстенникова) в Орловской и Брянской епархии». Он исследует архипастырскую деятельность митрополита Палладия — выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века. Основное внимание уделено служению владыки Палладия в Орловской и Брянской епархии в 1963-1976 гг. Рассмотрен вопрос отношения архипастыря к органам власти, осуществляющим антирелигиозную политику. Отражен подход владыки Палладия к проблеме отсутствия кадров священнослужителей в Орловской и Брянской епархии. Освещено участие иерарха в Поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 года.

Сообщение А. Лаушкина базируется на материалах Государственного архива Орловской области и воспоминаниях клириков о жизни владыки Палладия на Орловской земле.

По окончании конференции модератор секции – иеромонах Клавдиан (Меньшиков) – провел для участников конференции обзорную экскурсию на колокольню Троице-Сергиевой Лавры.

Колокольня была построена в 1740-1767 гг. – во время правления императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. В настоящее время она является одной из самых высоких колоколен России (88 метров).

Посещение колокольни включает в себя подъем на второй ярус, с которого можно увидеть Лавру и ее окрестности как на ладони. Там же размещен с самый большой – действующий – колокол России (царь-колокол, весом 72 тонны).

Очевидно, подобные конференции способствуют развитию научно-исследовательской деятельности семинаристов и позволяют им делиться своими наработками со студентами других учебных заведений.

Новости по теме

Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе Сретенская семинария Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ В МОНАХИ Митрополит Вениамин (Федченков) Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.