Создание атмосферы любви ― первый этап в заботе о душе по прп. Паисию Святогорцу

Московская Сретенская  Духовная Академия

Создание атмосферы любви ― первый этап в заботе о душе по прп. Паисию Святогорцу

Амир Файсал 7060



Изложение методов душепопечения прп. Паисия Святогорца можно представить разными способами. Средства душепопечения святого различны и требуют определенной классификации. Для более понятного изложения методов и средств предлагается построить пример модели методологии душепопечения прп. Паисия Святогорца, которая состоит из четырех этапов, отображающих последовательность действий прп. Паисия по отношению к приходящим к нему людям. Первый этап ― «полюбить»― создать атмосферу любви.

Содержание:
  • Гостеприимство
  • Подарок
  • Доброжелательность
  • Отеческая забота
  • Находчивость
  • Юмор
  • Пастырское милосердие
  • Единение с пасомым
  • Свою тактику св. Паисий излагал так: «В зависимости от возраста моего собеседника я смотрю на него как на моего брата, отца или деда. Я грею человека, как солнышко, чтобы наружу вылезли все змеи, скорпионы, жуки — то есть его страсти, — а затем помогаю человеку их умертвить»[1].

    «Полюбить» — этому действию соответствует первый этап, содержащий в себе методы и средства св. Паисия Святогорца: «Создание благоприятной атмосферы любви». Пользовался ими старец для того, чтобы создать обстановку любви между ним и пришедшим человеком. Сам святой говорил об этом: «Со всеми людьми я вначале веду себя с радушием и простотой. Я всецело отдаю себя другому, чтобы он получил помощь, чтобы дать возможность развития для [создавшейся между нами] атмосферы любви»[2]. Святой Паисий старался каждого человека окутать своей любовью, чтобы расположить его к себе, создать условия для доверительных и откровенных отношений (беседы). Важно то, что старец Паисий оказывал такое отношение любви вне зависимости от того, какой к нему человек приходил. Даже с грешниками и преступниками он поступал с любовью по примеру Господа, что могло, в свою очередь, пробудить в человеке любочестие, о котором так часто говорит старец.

    В словах и поучениях преподобного, его письмах и воспоминаниях о нем современников встречаются указания на то, какими средствами старец создавал особую обстановку дружелюбия и добродушия вокруг обращающихся к нему людей. Описано, как это влияло на человека, чтобы тот был готов принять советы старца и начать меняться, сообразуясь с ними.

    Прп. Паисий Святогорец всегда стремился не сразу что-то посоветовать, а сначала одарить человека любовью, предпринять определенные действия для создания соответствующей обстановки

    Святой считал, что «нельзя стать для человека учителем и помочь ему, если он сам не даст тебе на это право»[3]. Чтобы получить такого рода «согласие», прп. Паисий Святогорец всегда стремился не сразу что-то посоветовать, а сначала одарить человека любовью, предпринять определенные действия для создания соответствующей обстановки. Подвижник делал это для того, чтобы выразить свою любовь к пасомому, и чтобы тот почувствовал к себе эту любовь. Для достижения своей цели преподобный прибегает к определенным методам и средствам.

    Гостеприимство

    Во-первых, это выражалось в гостеприимстве св. Паисия Святогорца. Он часто принимал пришедших к нему паломников во двор своей кельи, где предлагал посидеть, приносил им угощения. Старец Тихон — духовник св. Паисия Святогорца ― также отличался гостеприимством, о чем тот пишет в своей книге «Отцы Святогорцы и святогорские истории»: «Если была хорошая погода, выходили на улицу, под маслину, и он присаживался с гостями минут на пять. Затем с радостным видом вставал и говорил на ломаном греческом языке: «Я сейчас угощение»[4].

    Иеромонах Исаак приводит текст из письма старца: «Я имею все благое желание принимать Вас у себя в каливе, оказывать Вам все мое цыганское гостеприимство и отдавать Вам не половину Паисия, а всего себя полностью. Приезжайте без колебаний, когда захотите, потому что если я узнаю, что Вы колеблетесь, то это меня огорчит. Единственное «но» — это то, что сейчас — зимой — калива не может принять больше одного гостя. К сожалению, моя калива имеет разногласия с моим сердцем»[5]. Это позволяет увидеть, что, приняв на себя служение людям, старец отличался особой гостеприимностью и даже сам призывал людей к тому, чтобы они к нему приезжали. Имея возможность, он бы принимал больше людей, но условия кельи не позволяли сделать этого. Такое радушие служило для создания правильной доверительной обстановки между ним и пришедшим к нему человеком.

    Созданная старцем гостеприимная обстановка способствовала тому, чтобы люди с доверием открывали старцу свои переживания и беспокойства, насколько они были расположены обо всем рассказать ему, что свидетельствует о значимости и важности этого метода в деле пастырского душепопечения.

    Также благотворное влияние на человека оказывал тот факт, когда человек проживал со старцем в его келье какой-то отрезок времени, например, оставался на ночь[6]. Когда люди живут рядом в бытовых условиях, это зачастую способствует развитию более близкого личностного контакта между ними, в данном случае между пастырем и человеком, который находится под пастырским влиянием.

    Подарок

    Во-вторых, старец Паисий мог дарить какие-то подарки, угощать чем-то, что также являлось актом любви с его стороны и частью его пастырского метода. Так, один афонский монах, подвизаясь на горе Синай, регулярно посещал бедуинов (к слову, такая политика оказания монахами заботы и помощи бедуинам велась на самом Синае. Это было местной традицией[7], что способствовало развитию милосердия у монахов), а также, дарил им какие-то подарки, раздавал гостинцы их детям. «Одежду, шапочки, печенье, продукты и тому подобное. Потом я набивал этими вещами рюкзак и выяснял, где были стоянки бедуинов. Я подходил к их палаткам, подзывал бедуинских детей, отводил их в сторонку и раздавал им эти благословения»[8].

    Кому-то преподобный мог дарить в благословение крестики или резные иконочки. А многие паломники с радостью и теплом вспоминают о том, как прп. Паисий с любовью угощал их яблоками[9], водой, лукумом, горохом во дворе своей кельи на Афоне, или какой-то простой едой, которую он доставал из своих скромных запасов[10].

    Старец Анастасий в интервью на телеканале Союз также упоминал о пастырском приеме старца, когда рассказывал о том, как был сам угощен лукумом и об опыте общения со старцем рабочего, слова которого он процитировал: «Я беру в пакете, который подарил мне старец, пару носков, и когда надеваю один, слышу шелест. Я испугался…То был шелест бумаги. Он находит в носке три бумажки по тысяче. Берет другой носок и находит там четыре тысячи. Носки были наполнены деньгами. Вот что значит святость»[11].

    Доброжелательность

    Св. Паисий Святогорец свою доброжелательность к людям выражал различными приемами. Это могло быть ласковое слово или утверждение, риторические вопросы и замечания. К примеру, в разговоре он мог ласково обратиться к человеку подобным образом: «Послушай, благословенная душа»[12]. А увидев маленького малыша, о котором он отзывался как о маленьком ангелочке, мог задать ему следующий риторический вопрос, отчего тот даже растерялся: «Где твои крылья?»[13].

    Вспоминается известное выражение прп. Серафима Саровского, с которым он обращался к человеку: «Радость моя»[14]. А архимандрит Павел (Груздев), наставляя людей, обращался к ним: «Родные мои!»[15].

    Помимо этого, преподобный отец мог использовать особое доброе обращение к человеку: «Будем звать тебя благозавистливая!..»[16]. Здесь еще присутствует и элемент шутки, но так или иначе этот инструмент, являющийся характерной особенностью святого, будет присущ многим его методам.

    Преподобный мог соединять духовные термины с отрицательными, придавая такому словосочетанию доброжелательную, исполненную любовью, форму

    В рамках доброжелательности можно отметить фразы старца Паисия, которые весьма интересны по своему словосочетанию и с первого взгляда противоречивы по смыслу. Преподобный мог соединять духовные термины с отрицательными, придавая такому словосочетанию доброжелательную, исполненную любовью, форму. Такой способ (прием) изложения мысли условно можно назвать соответствующим оксюмороном — «гневливая доброта». Врач Адам Андреас услышал как-то в свой адрес такие слова от старца Паисия: «Я ненавижу тебя, друг мой, ненавижу!.. «Посмотрите-ка, как он поверил! Ненавистью Христа тебя ненавижу!»[17]. К тому же эти слова сопровождались еще крепкими объятиями.

    Также от преподобного можно было услышать пожелания следующего характера: «Желаю вам найти заветный райский священный кран, пить и постоянно упьяняться райским вином Аминь!»[18]. Он даже прибегал к «проклятию» людей: «Сейчас я «предам вас проклятию»! Вот оно: «Да преисполнит Бог ваши сердца Своей благостью и Своей многой любовью… мое доброе «проклятие» исходит от моего сердца и поэтому обладает силой»[19]. Такие пожелания и заявления очень необычны, но заложенный в них положительный смысл чувствуется и наверняка вызовет улыбку и расположение у человека. Стоит предположить, что в современном мире, когда люди обращают свое внимание в основном на что-то новое и необычное, такого рода пастырский метод, характеризующийся живостью и оригинальностью, позволит душепопечителю не только проявить к человеку любовь и доброжелательность, но и захватить его внимание.

    Преподобный мог использовать доброе пожелание. Делал он это в таком ключе: «Желаю вам, чтобы вы обе завидовали ревностному Илии, и он изгнал бы из вас зависть и дал бы своей Божественной ревности. Аминь»[20]. Здесь святой Паисий прямо желает монахиням справиться со страстью, подражать святому, и желает, чтобы святой помог им победить этот духовный недуг. Такая вариация доброжелательности также может пополнить перечень душепопечительных приемов пастыря.

    Отеческая забота

    В каких-то случаях св. Паисий Святогорец прибегал к проявлению отеческой заботы, которая выражалась чаще всего в прикосновениях. Он делал это опять же для того, чтобы объять другого человека своей любовью. Этот прием имеет воздействие на человека особенно тогда, когда тот находится в трудном положении или состоянии. Можно провести аналогию с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), в его жизнеописании говорится: «Один только взгляд на «светящегося батюшку», как говорили о нем люди, одно только его прикосновение (а он любил человека не только традиционно благословить, но и обнять, прижать к себе) давали такое чувство, «как будто коснулся рая» здесь на земле»[21].

    Таким образом старец Паисий сжимал руки и пристально глядел в глаза девочке, которая пережила утрату отца и заболела[22]. Старец прибегал и к тому, что обнимал, целовал людей. Делал он это в некоторых ситуациях для утешения страждущих, а в каких-то случаях просто проявлял свою радость за ближнего, изумляясь его добродетелям или духовным успехам[23]. Очень нагляден пример, когда подвижник проявил свою заботу в одном чудесном событии. Ангел перенес старца к мертвой женщине, лежащей в могиле, она ожила, чтобы возвестить ему о своих муках после смерти. Святой из чувства боли и жалости бросился к ней обнял и поцеловал, не погнушавшись разлагающегося тела. А когда старушка по его молитвам наследовала райскую жизнь, то он снова принялся ее обнимать, но только уже от радости за нее[24].

    Находчивость

    Также стоит выделить находчивость святого Паисия. Он ради людей шел на всякого рода изобретения, которые способствовали созданию благоприятной атмосферы любви, в первую очередь это касалось, конечно же, детей.

    Своей жизнью, какими-то действиями и придумками старец мог косвенно порадовать людей, например, когда кто-то восхищался узорам на потолке его кельи, в то время, как это всего лишь были разводы от мокрого веника, которым он убирал пыль

    Так, старец весной развешивал на ветках своих кустарников конфеты, желая порадовать и повеселить детей. Когда к нему приходили маленькие гости, то он говорил: «Ребята, будьте добры, оборвите с кустов конфеты, потому что, если пойдёт дождь, они раскиснут и пропадут!»[25]. Своей жизнью, какими-то действиями и придумками старец мог косвенно порадовать людей, например, когда кто-то восхищался узорам на потолке его кельи, в то время, как это всего лишь были разводы от мокрого веника, которым он убирал пыль. Видя такое изумление и радость у людей, старец сам радовался[26]. Или же можно вспомнить о пеньках, которые он соорудил и расставил у себя во дворе кельи для посетителей, называя их креслами[27].

    Юмор

    В 8-м томе «Настольной книги священнослужителя» поднимается проблема отношения Православия к смеху и юмору. Приводится отрицательное отношение к юмору в лице свт. Иоанна Златоуста и положительное в лице протопопа Аввакума (юмор был проявлением его смирения), как некое подобие доброго юродства[28]. В свете такого неоднозначного отношения к юмору и смеху митрополит Афанасий Лимасольский вовсе засомневался в святости старца Паисия, увидев, что тот шутит и смеется: «Старец с такой простотой нас принял, угощал, шутил и смеялся, что я засомневался: а впрямь ли этот человек святой, как о нем рассказывали? Святые, думал я, должны быть молчаливыми и угрюмыми»[29]. Но на примере же прп. Паисия Святогорца можно с точностью сказать, что юмор являлся положительной его чертой и одним из самых ярких средств старца в деле пастырского душепопечения.

    Преподобный очень удачно применял юмор в разных вариациях для того, чтобы человеку подарить добрые эмоции, радость и расположить его к открытой беседе, если этого требует ситуация[30]. Конечно же это связано с характером прп. Паисия Святогорца, явной чертой которого была веселость. Узреть, как подвижник использовал юмор, можно на том же примере, который был приведен выше, когда старец шутливо попросил детей сорвать с кустов конфеты, «остерегаясь» того, что они испортятся под дождем[31]. В таком же шутливом ключе святой Паисий ответил на вопрос ребенка о том, откуда он берет столько много лукума: «Как откуда? Срываю с лукумовых деревьев! — ответил Старец и показал малышу на заросли кустарника вокруг каливы»[32]. Шуткой и улыбкой он дарил радость людям, создавал дружественную атмосферу и в прочих ситуациях, например, когда обещал выслать женщине «икону святого терпения» (икону святой Терпены), так как той не хватало терпения[33]. Или интересовался у монаха об увиденных видениях ночью, которые сам обещал ему в силу того, что тот спал на «необычной» подушке[34].

    Такого рода шутки, улыбка или же юродство не обладали каким-то нравоучительным характером, однако целью их было опять же проявление любви и теплоты в адрес человека. А как было сказано ранее, когда человек получает столько любви и тепла, то он более предрасположен к пастырскому влиянию со стороны душепопечителя. Поэтому любому пастырю никогда не будет лишним пользоваться таким пастырским инструментом, как юмор. Тем более вокруг есть множество примеров, как священники очень умело и с успехом пользуются юмором в беседах с паствой. Причем этот инструмент универсален и встречается в некоторых прочих, рассматриваемых в данной работе, методах.

    Пастырское милосердие

    Следующим, что стоит отнести к этапу создания атмосферы любви — это помощь и творение милостыни ближним и пасомым. Священнослужитель может извлечь для себя пользу, следуя примеру св.Паисия Святогорца в творении дел милосердия, когда тот жил в обители Стомион. Там старец развернул целое милостивое служение, в которое входило: материальная, земельная и денежная помощь нищим, помощь больным и старикам продуктами и уходом за ними, поддержка сирот и детей с дальнейшей заботой об их образовании, аккуратное и любвеобильное общение наедине с членами протестантской секты и прочее[35]. Такое пастырское поведение старца всегда имело отклик у людей, которые чувствовали его любовь и заботу к себе.

    Некоторые мусульмане, жившие в Конице, принимали православную веру, благодаря просто любви и доброму отношению, которые старец оказывал им

    Даже некоторые мусульмане, жившие в Конице, принимали православную веру, благодаря просто любви и доброму отношению, которые старец оказывал им[36]. Проявления любви и милосердия в адрес иноверцев является самым сильным орудием, которым пользуются и современные русские миссионеры, например, протоиерей Олег Стеняев.

    Единение с пасомым

    Использование этого приема встречается в практике многих пастырей. Особо часто можно услышать в чьей-то проповеди, когда священник не поучает обособленно людей, используя местоимения «вы», «вам», а обращает слово как бы и самому себе, подчеркивая это местоимениями «мы», «нам». Есть множество примеров подобной практики, но для наглядности можно взять проповедь Патриарха Кирилла. Так, Святейший начинает своей повествование: «Сегодня мы вспоминаем не столько слова Господа, которые Он обратил тогда к людям, сколько само событие священной истории… Господь Иисус Христос сегодня учит нас тайне человеческого счастья»[37].

    И в трудах прп. Паисия Святогорца можно встретить, когда он в беседе с людьми использует местоимение «мы»: «…а мы этого не понимаем, потому что наше сердце засалилось и нас не удовлетворяет ничто. Мы не понимаем того, что счастье в том, что имеет отношение к вечности, а не к суете»[38]. В других творениях афонского подвижника также можно заметить использование указанного приема: «Нам надо быть внимательными, чтобы не принимать лукавых телеграмм диавола. Принимая их, мы оскверним «Хра́м Духа Свята́го»… от нас удалится Благодать Божия, в результате чего мы [духовно] ослепнем»[39]. То есть св. Паисий Святогорец не отделяет себя от людей, с которыми общается, даже в том случае, когда разговор заходит о каких-то отрицательных человеческих качествах, которые он замечает в своем собеседнике.

    В прочих ситуациях преподобный мог приписать себе отрицательные качества или привычки, чтобы не поставить себя выше другого. Следующим образом он успокоил рабочего Димитрия, который выпивал со своим коллегой и боялся, что это увидит старец: «“Ничего страшного, оставьте. Когда я простужен, тоже немножко пью”. Хотя на самом деле он никогда не пил. Просто это любовь»[40].

    Об этом пастырском умении важно не забывать душепопечителю, чтобы не отделять себя от паствы, не ставить себя выше другого. К сожалению, душепопечитель подвержен такому искушению, чтобы каким-то образом отделить себя от людей, говорить свысока, поскольку ему дано право учительства и увещевания других.

    Итак, представленная модель методологии душепопечения преподобного Паисия Святогорца состоит из четырех последовательных этапов: 1) создание благоприятной атмосферы любви; 2) умение выслушать человека; 3) разъяснение духовной сути проблемы; 4) врачевание человека.

    Здесь мы поговорили о первом этапе, к которому относится следующее: Гостеприимство, подарок, доброжелательность, отеческая забота, находчивость, юмор, пастырское милосердие, единение с пасомым. Создание атмосферы любви между душепопечителем и человеком является, можно сказать, первостепенным. Это та практика, которую святой Паисий использует в самом начале своей работы над пасомыми.

    В следующей статье речь пойдет о втором этапе пастырского взаимодействия с пасомым ― «умении выслушать человека».

    чтец Амир Файсал,

    выпускник магистратуры, профиль "Пастырское богословие"

    Ключевые слова: старец Паисий Святогорец, душепопечение, любовь, действия, гостеприимство, радушие, оригинальность речи, веселость, единение



    [1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 320-323.

    [2] Там же. – С. 322.

    [3] Γεώργιος Ν. Φουκαδάκης. Άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης - Η ζωή του και το έργο του. ― Αθήνα, 2017. ― Σ. 178.

    [4] Паисий Святогорец, прп. Отцы Святогорцы и святогорские истории. Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а позже игумен этой же Обители. ― Издательство Борисова, 2015. ― С. 13.

    [5] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 204.

    [6] Там же. С. 283.

    [7] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 49-52.

    [8] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 162.

    [9] Раковалис А. Отец Паисий мне сказал. ― М.: Святая Гора, 2003. ― С. 24.

    [10] Зурнатзоглу Н.А. Преподобный Паисий Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 138, 186, 275.

    [11] Телеканал Союз. Беседы с батюшкой. Преподобный Паисий Святогорец. Интервью с афонским старцем Анастасием [Электронный ресурс] // URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-17-noyabrya-2017g (дата обращения: 12.03.2018).

    [12] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 162.

    [13] Там же. С. 132.

    [14] Житие и поучения. Серафим Саровский. — К.: Киево-Печерская Лавра, 2011. ― С. 31.

    [15] Черных Н. А. Родные мои. Рассказы и проповеди архимандрита Павла (Груздева). ― Ярославль: Китеж, 2014. ― С. 175.

    [16] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 119.

    [17] Зурнатзоглу Н.А. Преподобный Паисий Святогорец.Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 79.

    [18] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 197.

    [19] Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никея, 2017. ― С. 22.

    [20] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 113.

    [21] Православная энциклопедия «Азбука веры». Жизнеописание старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/zhizneopisanie-startsa-arhimandrita-ioanna-krestjankina... (дата обращения: 17.03.2018).

    [22] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 341.

    [23] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 105-107.

    [24] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 227.

    [25] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 132.

    [26] Паисий Святогорец, пеп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 166-171.

    [27] Зурнатзоглу Н. А. Преподобный Паисий Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 213.

    [28] Настольная книга священнослужителя. Т. 8. ― Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. ― С. 391– 400.

    [29] Зурнатзоглу Н.А. Преподобный Паисий Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. ― С. 42.

    [30] Эта мысль подтверждается в опыте общения монаха Игнатия с преподобным Паисием (Из личной беседы с монахом Игнатием, насельником святой Горы Афон).

    [31] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 132.

    [32] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 263.

    [33] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 278.

    [34] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 277.

    [35] Там же. С. 129-131.

    Более подробно о миссионерском опыте работы и общения с различными религиозными группами см.: Гришина М. Б. Монах есть далекий маяк. Миссионерская проповедь старца Паисия Святогорца. ― М.: Русский Хронографъ, 2013. ― С. 156–232.

    [36] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 133-134.

    [37] Официальный сайт Московского Патриархата. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4855927.html (дата обращения: 02.02.2018).

    [38] Паисий Святогорец, преп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. – М.: Святая гора, 2010. – С. 162.

    [39] Паисий Святогорец, преп. Слова. Том 3. Духовная борьба. – М.: Святая гора, 2010. – С. 21.

    [40] Телеканал Союз. Беседы с батюшкой. Преподобный Паисий Святогорец. Интервью с афонским старцем Анастасием // URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-17-noyabrya-2017g (дата обращения 12.03.2018 года).




    Новости по теме

    Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации Протоиерей Вадим Леонов Дискуссии о содержимом Чаши на литургии Преждеосвященных Даров уже 20 лет не стихают в Русской Православной Церкви. Данный вопрос включен в список тем для рассмотрения Комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия. Анализ различных подходов предлагает читателям автор статьи протоиерей Видим Леонов.
    «БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Иеродиакон Кирилл (Попов) Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми.
    «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ТЕХ, К КОМУ ОН ОБРАЩАЕТ СВОЮ ПРОПОВЕДЬ» Иерей Алексей Лымарев Вера – от слышания, а слышание – от слова. От проповеди. Проповедь является, пожалуй, самым значимым элементом катехизации и церковного воспитания. Вот почему так важны для будущих пастырей те теоретические знания и практические навыки, которые они получают на лекциях и занятиях по гомилетике.