«Таинство слова и образа»: конференция, посвященная 1030-летию Крещения Руси

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Таинство слова и образа»: конференция, посвященная 1030-летию Крещения Руси

Павел Филиппов 405



В языковедческой конференции, традиционно проводимой в стенах МДА, принимали участие докладчики как из духовных учебных заведений, так и из светских вузов. Среди них было немало профессоров и преподавателей, участвовавших во всех трех секциях конференции: «История языка церковнославянской письменности», «Религиозная проблематика Русской литературы», «История русской церковной литературы». В рамках последней выступили с докладами три представителя Сретенской духовной семинарии.

3-4 октября 2018 года в Московской духовной академии состоялась международная научно-богословская конференция «Таинство слова и образа», посвященная 1030-летию Крещения Руси. Организатором конференции выступила кафедра филологии МДА. Пленарное заседание возглавили:

1.      ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий;

2.      д.ф.н. В. В. Лепахин, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия);

3.      д.ф.н. В. А. Воропаев, профессор Московского государственного университета;

4.      д.ф.н. А. М. Камчатнов, профессор кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького.

По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в формате трех секций, освещавших вопросы истории русской церковной литературы и церковнославянского языка, а также различные религиозные проблемы, поднимавшиеся в русской литературе.

В рамках работы секции «История русской церковной литературы» Сретенскую духовную семинарию представляли д.ф.н., профессор В. М. Кириллин, д.ф.н., профессор А. Н. Ужанков и студент II курса магистратуры П. С. Филиппов.

В своем докладе «Ретроспективно-исторические аналогии в богослужебных текстах, посвященных святому Владимиру Великому» проф. В. М. Кириллин отметил в гимнографических текстах частое уподобление князя Владимира персонажам Библейской истории, деяния которых сравниваются с церковной деятельностью князя.

Доклад проф. А. Н. Ужанкова был посвящен исследованию проблемы авторства «Слова о полку Игореве». В частности, А. Н. Ужанков назвал имя автора «Слова», тщательно аргументировав свою гипотезу.

Тему гимнографического творчества продолжил магистрант П. С. Филиппов своим докладом о содержательных, образно-художественных и языковых особенностях канона святителю Леонтию Ростовскому. Этот текст является одним из древнейших памятников оригинальной славянской гимнографии. В частности, докладчик отметил яркость, публицистическую заостренность, проповеднический пафос, стилистическую выдержку, поэтику уподобления, символизм и образность, которые чрезвычайно ярко характеризуют данный памятник церковной литературы.

 

Павел Филиппов

II курс магистратуры

 

Ключевые слова: конференция, филология, языкознание, доклады, история русской церковной литературы


Новости по теме

Духовно-нравственное состояние церковной среды по творения сщмч. Илариона (Троицкого) Иерей Петр Каминский Как изменилась Церковь после синодальной реформы, как можно было оценить состояние церковной среды, и кто бы смог помочь ее возрождению? По мнению владыки Илариона, все дело в молодежи того времени.
СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ОРГАНИЗУЕТ КОНФЕРЕНЦИЮ «ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНО-БОГОСЛОВСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Сретенская семинария 26 сентября 2016 года состоится Научно-богословская конференция «Перспективы гуманитарно-богословских исследований». Приглашаются студенты светских и духовных ВУЗов, аспиранты, молодые ученые в возрасте до 35 лет. Место проведения: , Сретенская духовная семинария, (г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19).
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ВОСПОМИНАНИЯ О МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ЕЕ ПРОФЕССОРА В.К. АНТОНИКА. ЧАСТЬ 1 Иерей Виталий Антоник Свои воспоминания я начну с небольшого рассказа о распорядке дня в Семинарии, который несколько отличался от нынешнего. В 7.30 начиналась молитва, затем завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до начала занятий, что давало возможность еще раз просмотреть самый необходимый материал, а порой и вообще подготовить урок. Ежедневно было шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай. После занятий – обед. Столовая располагалась на первом этаже по левую сторону от коридора, что в правом крыле Семинарского здания (ныне братский корпус).