О блуде, пьянстве и курении: поучения св. прав. Иоанна Кронштадтского

Московская Сретенская Духовная Семинария

О блуде, пьянстве и курении: поучения св. прав. Иоанна Кронштадтского

Иеродиакон Питирим (Ануфриев) 4928



Святой праведный Иоанн много говорил о страстях, особенно в месте своего служения - городе Кронштадте, портовом городе, где блуд, пьянство и курение в конце 19 века были обычным явлением, как сейчас во всех наших городах...

Содержание:

  • Блуд
  • Пьянство
  • Курение
  • Блуд

    При создании первых людей Бог говорит им: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1:28). У всех людей имеется потребность влечения к противоположному полу, потребность размножения человеческого рода. Однако эта потребность очень часто служит источником развращения людей. Седьмая заповедь Закона Божия запрещает самые разнообразные блудные страсти и развращение. В настоящее время блуд является одной из самых распространенных страстей современного человечества.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Человек от природы получает склонность к любви, но в человеке две природы — ветхая и новая, дух и душа, природа святая, полученная в Крещении от Бога, и природа греховная, наследованная от родителей, и потому любовь бывает двоякая: плотская, греховная и духовная, святая; и по преемству от прародителя Адама греховная природа, или греховная любовь или, лучше, диавол, учитель такой любви, действует насилием, чрез соблазны и искушения; святая требует возбуждения с нашей стороны, возделывания, воспитания; та мертвит — эта оживляет дух; та бодет, уязвляет, наподобие змеи, — эта успокаивает и расслабляет сердце; с юных лет начинает действовать в человеке та и другая, и счастливы дети, кои воспитываются в страхе Божием, в правилах благочестия и блюдутся от всех соблазнов и обольщений нечистых; коих воспитанием духовным пренебрегают и не удаляют от соблазнов, в них могут с ранних лет развиться страсти, с коими придется бороться всю жизнь или погибнуть от них. Так, берегите ребенка от плотской любви, к которой он склонен с самых юных лет, и воспитывайте в нем духовную любовь к Богу и человечеству, внушайте ему, что любовь плотская — любовь скотская, одинаковая с инстинктами животных, и человеком должна употребляться только в известное время и для известной высокой цели, а духовная любовь должна быть постоянная и неизменная, нелицемерная. Как многие юноши, мужи и старцы погибли от развития плотской любви!»[1]

    Человек от природы получает склонность к любви, но в человеке две природы — ветхая и новая, дух и душа

    «Плотская, беззаконная любовь есть искоренение истинной любви и насаждение вражды и нечистоты в сердце»[2]. «Исторгай из сердца нещадно жало плотской любви, враждебной святой любви к Богу и ближнему, оскверняющее, насилующее и омрачающее душу»[3].

    «Плоть моя беснуется, то есть диавол стоит за жизнь, за законы свои беззаконные во плоти моей, чтоб творить во мне волю свою, противную Богу и моему вечному благу; плоть беснуется, жить хочет беззаконною своею жизнию, жизнию страстей, которые надо отсекать; плоть, которую нужно распять, умертвить, то есть гнездо греха в ней совсем разорить»[4].

    «Там, где начинается плотская любовь, кончается истинная духовная любовь, и начинается действительная вражда на Бога и людей, даже самых близких. Муж, полюбивший другую женщину, делается врагом и неприятелем своей семьи, да и преступницу любит только по-скотски, ради наслаждения гнусного»[5].

    «Плотская любовь подрывает уважение к нравственному достоинству человека и разрушает священную связь сердец, святое сродство души с душою, уничтожает все, чем красится и услаждается жизнь человека в его отношениях к подобным себе»[6].

    «Человек страстный до плотских наслаждений ищет повода к удовлетворению себя ими: зрением, осязанием, слухом, обонянием, вкусом, воспоминанием, воображением; вся душа, все сердце его отдается земному, плотскому, грубому, растлевающему наслаждению, и он совершенно отступает от Бога, охладевает к Нему, презирает, ни во что ставит Его, святость Его, правду, мир, простор и живот сердечный, весь отдаваясь обаянию прелести, всецело исполняя волю врага — диавола, сплетаясь с ним, делаясь одним духом с ним. Он теряет тогда характер разумного существа, человека — христианина, и делается скотоподобным, неразумным, нецелесообразным, одичалым, извратившим свою природу из словесной в бессловесную, из разумной в неразумную»[7].

    «Когда нечистый плотский огонь страсти прелюбодейства распаляет тебя ко греху и воображение рисует обольстительными чертами предмет страсти, а рассудок измышляет средства к удовлетворению ей, вспомни тогда огнь геенский, которым будут вечно поглощены блудники и прелюбодеи; пусть воображение оцепенеет пред вечностию мучений, пусть память и рассудок приведут и сопоставят все, до очевидности ясные, места из Священного Писания Ветхого и Нового Завета о вечности мучений. И тогда, верно, тотчас же прохладится твоя страсть, и ты обольешься слезами покаяния. Вспомни еще, что ты оскверняешь дверь жизни, что ты ругаешься над Самим Жизнодавцем, отворившим и для тебя, презрителя Его законов, эту дверь жизни, которую ты дерзко попираешь для того только, чтобы сделать себе скотское удовольствие»[8].

    «О! Как я изображу состояние пьяниц и прелюбодеев, застигнутых смертию без покаяния! Их души захотели бы воротиться в свое тело, чтоб пожить в нем трезво и целомудренно и заслужить милость Божию исправлением жизни, — но не возмогут; страшно стеня, будут оплакивать свое безрассудство и злонравие, но (поздно)! А какими очами будет смотреть тогда душа на свое тело, смердящее нечистотою распутства! В жизни настоящей они не видели всего безобразия и отвратительности своего порока, а там он представится как есть, во всем чудовищном своем виде. Тогда он увидит, что сквернил уды Христовы и творил их уды блудничи; что он растлил храм Божий, о коем он думал как о полной своей собственности, которою он может распоряжаться по произволу. Тогда он увидит, как нелепы были все его извинения, которые он представлял в некоторое оправдание своих постыдных дел сладострастия; тогда проклянет он, но напрасно, товарищей своего разврата, лица, с которыми сквернился, места, в которых сквернился; захотел бы уничтожить грех свой, изгладить память об нем; пожелал бы, чтобы не воспомянулись никогда те лица, с которыми он развратился, чтоб исчезли места, в которых он предавался пороку, — напрасно: ужасающие образы греха будут носиться пред его душою постоянно, будут преследовать (везде) и терзать его»[9].

    Апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам пишет: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:15-20).

    Муж, полюбивший другую женщину, делается врагом и неприятелем своей семьи.

    «Блудникам: диавол ругается чрез вас над человеческою природою, глубоко унижая и оскверняя ее, и вы ругаетесь сами над своею природою, оскверняя ее в самом жизненном источнике, оскверняя ту дверь, которою вы вошли в мир и в жизнь. <...> Христианам особенно должен быть противен этот грех, потому что природа наша очищена, освящена в Крещении и Миропомазании и обожена в причащении Святых Таин, — и мы члены Христовы и Храмы Святого Духа: отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? (1 Кор. 6:15) Ибо как прилепляющиеся к Господу есть один дух с Господом, так и прилепляющиеся к сквернодейце есть одна плоть с нею (1 Кор. 6:16-17). Посмотрите на тела святых — как они прославлены Богом за чистоту, воздержание, бдение, молитву, как они благоухают, какие силы чудесные совершают? А вы ту же веру содержите, какую содержали и святые, той же освящающей Церкви принадлежите, к какой и они, та же спасительная благодать подается и вам, как и им, те же силы к животу и благочестию поданы и вам, как поданы были им. Вы должны подражать им»[10].

    «Вот подходит к тебе демон блуда с всеусильною, покорною слугою, прельщая тебя сластию богопротивною: смотри, стой на страже своего сердца и не обольщайся сладостию плотскою, но мужественно, с твердостию отринь от сердца немедленно эту мерзость, да увенчает тебя за победу Царь твой нетленный Христос Бог, Законоположник и Судия»[11].

    «Какое намерение диавола в любодействе, прелюбодействе и чрезъестественном непотребстве, или мужеложстве? Чтобы насмеяться над венцом творения Божия, над любезным Его созданием — человеком и над священными, премудро, свято, с отличным художеством устроенными органами человекотворения и таким образом превратить чудный порядок Божий, хотя отчасти, в размножении рода человеческого, чтобы покрыть людей своею адскою нечистотою, исказить их природу, отвратить от них очи Божии и Духа Божественного, ненавидящего скверну греха, и подвергнуть их вечной погибели, если они не раскаются от всего сердца во всех своих непотребствах»[12].

    «Знай, что ты, взирая с вожделением на лицо девицы или женщины, во-первых, унижаешь свою природу и оскверняешь душу свою, по образу Божию сотворенную, и причиняешь великое оскорбление Богу, и во-вторых, оскорбляешь личность человека постыдным, унизительным для него воззрением, бесчестишь храм Божий, ибо разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16). А эти и подобные ежедневные преткновения происходят от любосластного жития, от частого и неумеренного ядения и пития: человек встает поутру с постели и с раннего утра напивается горячего сладкого питья и насыщается хлеба вожделенного. Как не быть вожделению в греховной и многострастной плоти? Кто хочет сохранить чистоту душевную и телесную, тот непрестанно должен хранить воздержание и удручать плоть свою долгими молитвами и трудами»[13].

    «Отчего нынешние люди развращаются, нравственно дичают и отпадают от Бога и Церкви? От излишества в пище и питии, от чревного и чресленного бешенства»[14].

    «Все греховные движения сердца и похоти плотские надо уничижать, презирать, ненавидеть всей душой как вредные и пагубные дела человека и противные Богу. Надо возвышать и любить все духовные порывы и стремления к молитве, чтению слова Божия, к духовным собеседованиям, к любви, состраданию, милосердию, чистоте, воздержанию, смирению»[15].

    Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?

    «Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной, легкость, жизнерадостность, простоту; а нарушив целомудрие хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение пред Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога»[16].

    Кто не борется со страстью блуда, тот лишает себя вечной жизни в будущем веке, потому что она является смертным грехом. «Не войдет в Царство Небесное тот, кто сердцем прильнул к нечистым удовольствиям и кто сгорает огнем скотских вожделений. Как его допустить в рай, когда одежда души и тела его постоянно осквернена, и он не помышляет о раскаянии и не омывает себя слезами? Невозможно. Да и что ему делать в Царстве чистоты и святости вечной? Только чистым сердцем Бога узрят»[17].

    Святой праведный Иоанн писал и о том, что человек, подверженный блудной страсти, расстраивает свое здоровье, разрушает все свои душевные силы.

    «Не надо забывать мужу, что союз его с женою есть прежде всего духовный союз, союз душ бессмертных, носящих в себе образ Божий, искупленных Кровию Христовою, союз, которым они связались для удобнейшего совершения житейского пути в непорочности и добродетели, для легчайшего препобеждения страстей и врагов видимых и невидимых и для достижения вечного живота.. Не корысть, не плотское наслаждение должны быть мотивами их обыденной жизни, но высокая духовная цель — цель вечного спасения»[18].

    Каждому христианину, да и всем людям, необходимо соблюдать нравственную чистоту своего тела, потому что блудная страсть наносит оскорбление Богу — Создателю всего человеческого рода. Каждому христианину необходимо удаляться от развращенных людей, соблюдать умеренность в пище и питии, от которых распространяется эта страсть. Но если кто-нибудь пал, то не следует унывать, потому что Господь ждет всякого грешника к раскаянию в Таинстве Покаяния.

     

    Пьянство

    В настоящее время страсть пьянства является одной из самых распространенных, от которой в мире происходит очень много зла, несчастий, беззаконий, распадаются многие семьи. «Пьянство, братия, диавольская сеть, дьявольская отрава, ибо пьянство губит души человеческие, а вместе с душами и тела. Вино, не в меру принятое, — человекоубийственная вещь, а человек жаден, это его природная немощь, наследованная от первых людей»[19].

    «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека — это каждый внимательный может ощущать. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству [оттого, что возрастает сила врага над человеком], отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворенью страсти или внутреннего стремления к вину, — у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом. Входит враг оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся; естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы»[20].

    «Пьяница делается хуже животного и в отношении к семейству своему. Всякое животное любит и бережет своих детей, — пьяница не любит и не бережет; да он и смотрит на них не как на людей, а как на щенков или поросят, без всякой мысли о их высоком назначении у Бога. Пьяница не верит ни в Бога, ни в будущую жизнь, ни в будущее судилище, ни в будущую геенну: у него нет духа с его горними потребностями, а есть только душа с земными, животными стремлениями: земной ум, земное сердце, земная воля — все земное»[21].

    Взирая с вожделением на лицо девицы или женщины, во-первых, унижаешь свою природу и оскверняешь душу свою, и во-вторых, оскорбляешь личность человека постыдным, унизительным для него воззрением, бесчестишь храм Божий.

    «А вы, люди Господни, немедленно перестаньте пьянствовать, разорять себя и свои семейства и губить свои души и тела. Именем Господним умоляю вас: бросьте пьянство и особенно по воскресным и праздничным дням. Дни Господни надо святить воздержанием, молитвой и добродетелью, а не осквернять пьянством, буйством, сквернословием и другими непотребными делами. Не растлевайте же себя пьянством: помните, что вы суть нерукотворенные храмы Божии, но если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, то есть и на земле подвергнет болезням и при кончине самому смрадному тлению, а в будущем веке — вечному тлению в вечном огне»[22].

    «Братия христиане! Пожалейте себя. Умоляю вас: перестаньте пьянствовать! Живите как христиане, позванные к Небесному Царствию, в которое не может войти ничто скверное или нечистое. Трезвитесь, бодрствуйте; стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь. Распинайте плоть свою со страстями и похотями. Знайте, громогласно повторяю вам: скоро навечно придет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым; придет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасимому, а постников и воздержников и всех, распявших плоть свою со страстями и похотями, ради Него проводивших суровую жизнь на земле, живущих по заповедям Его, придет взять в Царство Небесное»[23].

    «Умоляю вас, братия, бросьте пьянство! Вразумляйте, просите, умоляйте друг друга не предаваться пьянству! Угрожайте пьяницам судом Божиим здесь и на том свете. Стыдите их; удерживайте их от пьянства, и Господь вас благословит здравием и миром и в делах ваших благопоспешением!»[24]

     

    Курение

    В настоящее время очень широко распространена такая страсть всего человечества, как курение, ей подвержены все возрастные группы населения: как взрослые, так и дети.

    «Смотрите, какая чума табак: всех он заразил - все занимаются курением пресерьезно, как делом, и почти постоянно, не разбирая времени: встали — курят вместо молитв, едят — курят, пьют — курят, читают, разумеется что-нибудь легкое, плотское, житейское, — курят; в будень — курят, в праздник — курят; к богослужению зовет колокол — курят, дома — курят, в гости пришли — курят, работая — курят, от безделья — курят; только спят — не курят, да и тогда во сне, в грезах — курят; и все и все — курят, всю жизнь курят. Суета, громадная, бесконечная суета! Братия! Други! Что мы делаем? Да разве жизнь дана нам для курения? Что мы все и все курим так, что из-за курения едва не забываем не только отправлять надлежащим образом дела по обязанностям службы (потому что и за делом страстный до курения о том больше и думает, как бы выйти да покурить), но о важнейшем деле своего спасения!»[25]

    Курение представляет очень серьезную опасность для всех людей: всем известно, что курящий человек вредит не только своему здоровью, но также здоровью окружающих его. «Табак курительный разгорячает кровь, отуманивает голову, расслабляет тело. Это опиум своего рода. Какой воздух смрадный после курения! Какая ржавчина во рту!»[26]

    Не надо забывать мужу, что союз его с женою есть прежде всего духовный союз, союз душ бессмертных

    «Табак — подслащенная пилюля диавола, которую он дал плоти, прикрываясь ее потребностию, ее похотию бессмысленною. Четыре зла разом делает чрез табак диавол: время драгоценное убивает, жизнь сокращает, самую глупую роскошь производит и у нищих насущное пропитание отнимает. Поверьте, так ли это. По всем соображениям так. О, проклятое, бессмысленное курение (да и нюхание табака)!»[27]

    «Если табак — ваша любимая прихоть, ваше сокровище, то непременно с ним и сердце ваше, и мысли ваши. Между тем мысли и сердца людей должны обращаться чаще всего к Богу, заниматься больше всего Богом, Источником нашей жизни, чтобы вдыхать в свою растленную грехами природу чрез веру Его Божественную жизнь, благодать сердечного мира и радости»[28].

    «Плоть влечет меня к сожиганию в зубах папиросы, сигары или табака в трубке, или к втягиванию ноздрями табачного табака. Должен ли я опять следовать слепому влечению своей плоти, этой похоти плотской? Нет, иначе я поступил бы противно здравому разуму, который внушает, что плоти нужно давать только то, что служит к ее питанию, поддерживанию и укреплению сил, защите от вреда стихий, что предохраняет ее от расслабления и болезней. А табак не только не питает, не поддерживает жизни и здоровья, но, напротив, явно вредит нам, расслабляя тело и порождая в нем источник болезней, ибо табак как растение наркотическое, острое производит остроту в крови, поражает легкие, производит дурное пищеварение, расслабление кишечной деятельности, вообще расслабляет все тело. Это можно видеть сплошь и рядом на многих личностях, сильно курящих табак и имеющих мало движения на свежем воздухе, особенно ведущих сидячую канцелярскую жизнь»[29].

    Курение совсем не свойственно природе человека и не является физиологической потребностью. Поэтому оно есть страсть человека и во многом зависит от него самого.

    «Душа наша — существо простое и тончайшее: она не терпит ничего излишнего в теле, с которым связана, а только необходимое допускает: табаку она не терпит и сильно искушается из-за него, если кто насилует себя им»[30].

    Какая чума табак: всех он заразил — все занимаются курением пресерьезно, как делом

    «Бегайте курения табаку, особенно излишнего. Курение — прямо противоестественное дело. Уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым. Дым не питателен, спросите хоть у кого угодно, и пищеварению не способствует. Дыхание существует у нас вовсе не для того, чтобы дышать дымом. Табак, по признанию опытнейших и умнейших медиков, решительно вреден для здоровья, особенно для слабых природ, притупляет душевные способности и всего человека делает слабым и недеятельным, малоспособным, а больше и совсем неспособным к важнейшим, требующим времени и усилий предприятиям»[31].

    «Во всяком случае, курение табаку есть каждение многострастной плоти — этому многоглавому истукану — и равносильно курениям идольским»[32].

    «Не должно курить табак, какие бы тесные обстоятельства здоровья ни были, потому что табак не помогает, а увеличивает тесноту. Какая неприятность во рту! Какая раздражительность в нервах! Курить табак — это настоящая насмешка сатаны над людьми! Он научил этой нелепости»[33].

    Таким образом, блуд, пьянство и курение тесно связаны между собой, особенно первая со второй и вторая с третьей. Борьба с ними сложна в наши дни потому, что многие не видят в ней необходимости, говоря, что «сейчас все так живут», «время такое». Но эти отговорки лишний раз показывают, что человек не хочет брать на себя ответственность за свои дела, не умеет сдерживать свои желания, и, в конечном счёте, просто-напросто слаб.

    монах Питирим (Ануфриев)

    Ключевые слова: Иоанн Кронштадтский, поучения, страсти, блуд, пьянство, курение, борьба, спасение



    [1]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 434-435.

    [2] Там  же. С. 367.

    [3] Там же. С. 328.

    [4] Там же. С. 338.

    [5] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 2. — Киев: Оранта, 2006. — С. 368.

    [6]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 29.

    [7] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 2. — Киев: Оранта, 2006. — С. 366-367.

    [8] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 4. — М.: Отчий дом, 2006. — С. 382.

    [9]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 3. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 318.

    [10]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 240-241.

    [11] Там же. С. 96-97.

    [12] Там же. С. 391.

    [13] Там же. С. 433-434.

    [14]  Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 2. — Киев: Оранта, 2006. — С. 368.

    [15] Там же. С. 443.

    [16]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 437.

    [17] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 5. — Киев: Оранта, 2006. — С. 68.

    [18]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 501-502.

    [19] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 5. — Киев: Оранта, 2006. — С. 88.

    [20] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. — С. 137.

    [21]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 230.

    [22] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 5. — Киев: Оранта, 2006. — С. 89.

    [23] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 5. — Киев: Оранта, 2006. — С. 90-91.

    [24] Там же. С. 91.

    [25]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 3. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 374.

    [26]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 415.

    [27]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 3. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 374.

    [28]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 214.

    [29] Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 2. — Киев: Оранта, 2006. — С. 495-496.

    [30]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 429.

    [31]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 3. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 534.

    [32] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 384.

    [33] Там же. С. 370.



    Новости по теме

    Когда наступит Царство Небесное? Юрий Моисеев Фарисеи спросили у Христа: «Когда придет Царствие Божие?» И сегодня часто можно услышать этот вопрос, сформулированный по-разному: «Где же ваш Бог, покажите его!», «И где же все то, о чем говориться в Евангелии?», «Где же это Царствие Небесное?»
    «Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.