Многогранность перевода слова «смирение» и его значение в Священном Писании

Московская Сретенская  Духовная Академия

Многогранность перевода слова «смирение» и его значение в Священном Писании

Иерей Владимир Толстой 24645



Современный дехристианизованный мир не понимает и не принимает смирения. Современная культура навязывает человеку идею превосходства и доминирования, а смирение вытесняется на периферию и рассматривается как удел слабых и угнетенных людей. Подобное размышление рождается от неправильного представления об этой добродетели и духовной неосведомленности. И поэтому нужно обращаться к Священному Писанию, в котором существует указание на важнейшие свойства добродетели смирения,особо одобряемую Богом.


Содержание:

  • Добродетель смирения в Священном Писании
  • Смирение как притерпевание притеснения и угнетения
  • Смирение как покорность посланным испытаниям
  • Смирение как бедность
  • Смирение как аскетический подвиг человека
  • Особые свойства смирения, отраженные в Священном Писании

  • Добродетель смирения в Священном Писании

    Епископ Вениамин (Милов) дает глубокое и разностороннее, своего рода итоговое, определение добродетели смирения: «Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми по благодати Святой Троицы, выражаемое мысленно молитвою и зрением грехов своих, сердечно-сокрушенными чувствами, действенно всецелой покорностью Божией воле и усердным служением людям ради Бога. Смиренные удивительно смягчаются сердечно, имеют согретость души и теплоту любви ко всем людям без исключения по какому-то дару свыше»[1].

    Но нам следует рассмотреть из чего складывается этот итог, так сказать, исторически. Поэтому мы начнем наше рассмотрение с Библии. Священное Писание представляет смирение как одну из фундаментальных и основополагающих добродетелей[2] в деле спасения человека и духовного совершенства. В Ветхом и Новом Завете, смирение представляется существенной особенностью истинного благочестия человека, выражает степень покаянного преклонения перед Богом.

    Новозаветное представление о смирении становится не просто абстрактной категорией, а является цельным христианским миросозерцанием, смирение выступает фундаментом Новозаветной этики

    В Ветхом Завете добродетель смирения раскрывала себя не только через внешние формы своего проявления посыпание главы пеплом, биение в грудь, траурные одеяния, жертва умилостивления и мн.др., но и в тоже время через собственное самоуничижение перед Богом. Можно сказать, что в Ветхом Завете понятие смирения сформировалось доктринально, и было закреплено терминологически.

    В Новом Завете понятие смирения раскрывается в полноте Христова учения. «Христианство углубило понятие «смирение» и возвело добродетель «смирения» на пьедестал благороднейшей и необходимейшей из всех добродетелей, поскольку ею определяется существо и характер самых внутренних отношений человека и к Богу, и к ближним»[3]. Новозаветное представление о смирении становится не просто абстрактной категорией, а является цельным христианским миросозерцанием, смирение выступает фундаментом Новозаветной этики. Прп. Макарий Египетский говорит: «…Признак христианства, это смирение»[4].

    В Новом Завете употребляются термины, которые составители Септуагинты воспроизводили для передачи ветхозаветных понятий ana, ani, anawa: ταπεινόω (умалять, уничижать), ταπείνωσις (унижение, смирение), πραΰτης (кротость), πτωχός (нищий) и др.[5]

    В целом Библия описывает смирение как состояние кротости (πρᾳότης)[6]: Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле (Числ. 2:13) (греч.: πραῢς, лат.: Humillimus, слав.: зело кроток), состояние сокрушенности и признание себя недостойным (συντετριμμένοις, μή φρονεινἐπάξιον)[7]: Близок Господь к сокрушенным сердцем (греч.: συντετριμμένοις τὴν καρδίαν) и смиренных (греч.: ταπεινοὺς) духом спасет (Пс. 33:19)),какосознание своей греховности: Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного (греч.: συντετριμμένην καὶ τεταπεινωμένην, лат.: contritum et humiliatum ) Ты не презришь, Боже (Пс. 50:19)[8], внутреннюю угнетенность и униженность человека перед лицом опасности: «Помилуй меня, Господи! Усмотри унижение (слав.: виждь смирение, греч: ταπείνωσίν) мое от врагов моих Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Возрадуемся о спасении Твоем» (Пс. 9:14), внутреннею нищету и бедность: Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (греч.: ταπεινῶν, слав: убóгихъ), и путь кротких извращают. (Ам. 2:7).


    Смирение как претерпевание притеснения и угнетения

    Славянскому слову смирение и греческому ταπείνωσις, соответствует еврейское слово ענווה (anawα). Следует отметить, что на латыни «смирение» переводится как humilitas от словаhumusплодородная земля и означает: прижатый к земле, низкий[9].

    И греческое и еврейское понятие многогранно, и поэтому в тексте Священного Писания определяется по-разному. В одном случае еврейское слово ענווה (anawα) от которого происходит прилагательное (aniиana) означает угнетение, покорный образ жизни. В греческом языке этому слову соответствует термин τᾰπεινόω (уменьшать, унижать, смирять). Так, например: …но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас (слав.: и смири́ша ны́, греч.: ἐταπείνωσαν ἡμᾶς ), и налагали на нас тяжкие работы (Вт. 26:6)[10]. Говоря о греческой терминологии, исследователь Зарин С. М. отмечает, что значение слова «смирение» (ταπεινός)находится по своему употреблению и значению “в ближайшем синонимическом родстве” с прилагательным Χθαμαλός («низкий», «низменный»), которое родственно с χθών («земля) и χαμηλός, χαμαίζηλος («стремящийся к низу», «приземистый») и употребляется по отношению угенетения, в смысле приниженности, забитости»[11].

    Славянское слово «смирение» также многогранно и происходит от древнерусского слова съмѣрити. Что означает «умерить, смягчить, подавить[12]». С другой стороны, существует точка зрения, что слово «смирение» произошло этимологически от слова «мир», которое является корневым словообразованием «смирения»[13]. Аще ли же ни, еще далече ему сущу, моленiе пославъ молится о смирéнiи (Лк. 14:32) (по-гречески говорится ‘просит о мире’: ἐρωτᾷ τὰ πρὸς εἰρήνην); Егдá крѣпкiй вооружився хранитъ свóй двóръ, во смирéнiи сýть имѣнiя егó (Лк. 11:21) (по-гречески — ‘в мире, т. е. в безопасности его владения’: ἐν εἰρήνῃ ἐστὶν τὰ ὑπάρχοντα αὐτοῦ[14]).

     

    Существует точка зрения, что слово «смирение» произошло этимологически от слова «мир», которое является корневым словообразованием «смирения»

    Широкий спектр значения слова «смирение» встречается в Толковом словаре Даля[15]. Таким образом, значение слова «смирение» в славянской традиции также свидетельствует о плюрализме его понимания.

    Словом ענווה (anawα) и греческим словом τᾰπεινόω можно обозначить усмирение и внутреннее угнетение отдельной личности или целого народа. Сильно угнетен (греч.: ἐταπεινώθην ἕως σφόδρα, слав.: смири́хся до зѣлá, евр.: na aneti ad mе od ) я, Господи; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118:107). В толковой Библии Лопухина сказано, что слово ענווה (anawα) «одного корня с ana, и подобно этому последнему, выражает внутреннюю физическую угнетенность и приниженность самого человека. По сути это реакция человека на притеснение, гонение, скорбь. «Помилуй меня, Господи! Усмотри унижение (греч: ταπείνωσίν, слав.: виждь смирение) мое от врагов моих Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Возрадуемся о спасении Твоем» (Пс. 9:14)[16]. И в другом месте описывается смирение израильского народа от руки Божией: Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою, и будут молиться на месте сем, и исповедают имя Твое, и обратятся от греха своего, потому что Ты смирил их (греч.: ταπεινώσεις, слав.: смири́ши и́хъ) (2 Пар. 6:26).

    Можно заключить, что в вышеприведенных случаях еврейское и греческое слово ana и τᾰπεινόω cхожи в своем смысловом значении и обозначают как внешнее угнетение и притеснение, так и внутреннее усмирение человека, угнетенность его души перед лицом опасности и скорбей, поэтому эти два слова включают как положительный так и отрицательный оттенок.

    Бог научает человека смирению через скорбные обстоятельства и трудности ― смирение есть универсальный путь ко примирению с Богом

    Исследователь священник Павел Лизгунов пишет о том, что эти два термина обозначают исключительно негативный смысл. «В различных языках ближнего Востока еврейский глагол anaотображал позицию воздействия с помощью силы и переводился как ″угнетать″, ″покорять″»[17]. «Подобное же определение этот термин находит в древнееврейском языке и буквально осмысляется как «сгибать, наклонять», откуда видна похожая этимологическая взаимосвязь с греческим ταπείνω»[18].

    Но правильней согласиться с точкой зрения исследователя А. П. Лопухина, который считает, что не всегда глагол anaотражает негативный оттенок. В частности, он говорит, что некоторые исследователи несправедливо приписывают этому глаголу исключительно отрицательную сторону, объясняя это тем, что до Вавилонского плена смирение не считалось религиозною добродетелью[19].


    Смирение как покорность посланным испытаниям

    Как и любая добродетель, смирение является особой милостью Божией человеку, это благодатный дар. Для того, чтобы этот дар принять нужно, чтобы человек осознал свою немощь пред Богом. В книге Второзакония говорится, что Бог испытывал богоизбранный народ в течение сорока лет, чтобы они смирились, признали себя неспособными к автономному существованию. «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить (греч.: ταπείνωσατε) тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его (Втор. 8:2-3).Таким образомподчеркивается, что Бог научает человека смирению через скорбные обстоятельства и трудности. Можно заключить, что смирение есть универсальный путь ко примирению с Богом, как говорится: И смирились (греч.: ἐταπεινώθησαν) тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих (2 Парал. 13:18).

    По мысли свт. Феофана Затворника, в данном случае подсмирением подразумевается «то, когда кто бывает смиряем внешними обстоятельствами лишениями, утеснениями, болезнями, нуждами, потерями близких и тому подобное»[20]. Такое наказание от Бога призывает человека сказать: «Покорствую, смиряюсь, сознаю, что я – ничто. Воззри же, Господи, на это самоуничижение мое»[21]. Осознание своей ничтожности ценно пред Богом.

    В данном понимании смирение рассматривается в тесной связи с покаянием, т.е. с реальной трансформацией человеческой способности объективно оценивать вещи. «Начало покаяния: видение красоты, а не безобразия, осознание Божественной Славы, а не собственного убожества»[22]. Поэтому покаяние открывает путь ко смирению.

    Подобно ветхозаветному осмыслению, новозаветное представление о смирении имеет множество оттенков. Также, как и в Ветхом Завете, слово смирение и смирять употребляются в понимании унижения человека, смирения его со стороны Бога:

    Чтобы опять, когда приду, не уничижил (греч.: ταπεινώσῃ, слав.: смири́тъ, лат.: humiliet) меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали (2 Кор. 12:21).

    Умею жить и в скудости (греч.: ταπεινοῦσθαι, слав.: смири́тися, лат.: humiliari), умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке (Флп. 4:12).

    Добровольное принятие бедности является свойственным качеством смирения в ветхозаветном представлении

    Который уничиженное тело наше (греч.: σῶμα τῆς ταπεινώσεως, слав.: тѣ́ло смирéнiя нáшего, лат.: corpus humilitatis) преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Флп. 3:21).Примечательно, что в синодальном тексте слово «смирение» отсутствует, тогда как и греческий и латинский оригинал использует этот термин.

    В вышеприведенных цитатах апостол Павел раскрывает значение слова смирения как добровольное принятие ниспосылаемых скорбей от Бога. В других местах Священного Писания, слова ana и anawaотражают религиозно-этический характер человека, его нравственную основу. В Ветхом Завете это отражается в том, что Бог выступает покровителем для смиренных людей. Так, например, псалмопевец Давид, говорит, что близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных (греч.: ταπεινοὺς) духом спасет (Пс. 33:19). В данном случае еврейское слово соответствует греческому слову ταπεινός (низкий, смиренный). И в другом месте сказано, что в числе богоугодных добродетелей называется и то, чтобы смиренномудренно ходить пред Богом. Так, например: О, человек! сказано тебе, чтó добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно (греч.:ταπεινά) ходить пред Богом твоим. (Мих. 6:8).


    Смирение какбедность

    Исследователь А. П. Лопухин раскрывает еще одно значение еврейского слова anaw, которым обозначается «бедный», при этом в греческой Септуагинте этим словом обозначается ταπεινός (низкий, смиренный), что соответствует славянскому переводу: Он будет судить бедных (греч.: ταπεινοὺς, слав: смирéнному сýдъ) по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Ис. 11:4). И в другом месте: Он разбирал дело бедного и нищего (греч.: ταπεινῷ οὐδὲ κρίσιν, слав.: смирéнныхъ, нижé судá ни́ща), и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь (Иер. 22:16).Таким образом, словом anaw,которому соответствует греческое слово ταπεινός (низкий, смиренный),обозначаетсянравственное качество смиренного человека, приобретаемое вследствие своей нищеты и бедности.

    Это подчеркивает идею того, что добровольное принятие бедности является свойственным качеством смирения в ветхозаветном представлении. Как пишет исследователь А. В. Малахов: «Из всего строя свойственных христианству представлений о бедности вытекает, безусловно, положительная оценка нравственного идеала бедности, как адекватного существенному состоянию человека в мире, и безусловное отрицание всякого самоутверждения и самопревозношения, соединяющего порок гордости с иллюзией самообмана»[23].

    В нагорной проповеди Спасителя особое внимание уделено добродетели смирения, и оно также связано с нищетой, но нищетой духа. Блаженны нищие духом (πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3).

    Классическим осмыслением этой заповеди в святоотеческой традиции является идейное учение о смирении: нищие духом это смиренные. Так свт. Иоанн Златоуст пишет: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем…»[24] При этом святитель выделяет добровольное смирение от принужденного и ставит первое выше второго. «Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают»[25]. О том, что эти слова относятся ко смиренным говорят и следующие святые отцы: свт. Петр Дамаскин, прп. Макарий Великий, прп. Анастасий Синаит, блж. Иероним Стридонский, блж. Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен и мн.др[26]. Таким образом, нищие духом это смиренные.

    Во многих местах Ветхого Завета описывается, как израильский народ смирялся перед Богом, используя внешнюю форму смирения через раздирание одежды, облачение во вретище, посыпание головы пеплом

    Исследователь священник Павел Лизгунов, ссылаясь на западные критические работы, пишет о том, что Спаситель использовал арамейское слово anwana, аналогичное древнееврейскому anaw, или возможно anya, соответствующее ani[27]. Таким образом, филологическое осмысление слов Спасителя, также подтверждает святоотеческую мысль.

    Как было сказано выше, Ветхий Завет осмысливал понятия «бедные» и «нищие» со смиренными людьми. Таким образом, Ветхий и Новый Завет по данному случаю говорит об одном и том же.

    Следует отметить, что в апостольской проповеди тема смирения занимает центральное место. «Само слово смирение они часто употребляют в значениях, близких к ветхозаветным понятиям oniи anawa с разными положительными и отрицательными оттенками. В некоторых случаях оно явно обозначает нищету и скорбные обстоятельства»[28]. Умею жить и в скудости (ταπεινοΰσθαι, слав.: смиритися), умею жить и в изобилии... (Флп. 4:12). Чтобы опять, когда приду, не уничижил (μηταπεινώσει, слав.: да не смирит) меня у вас Бог и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде... (2 Кор. 12:21).


    Смирение как аскетический подвиг человека

    В другом положительном значении еврейский глагол anawрассматривается через личный внутренний подвиг человека. В данном случае это внутреннее утеснение, аскетическое делание, приводящее душу ко смирению. И да будет для вас сие вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте (евр.: anni, греч.: ταπείνωσατε) души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, не пришлец, поселившийся между вами. (Лев. 16:29). В одном из псалмов пророка Давида читаем, что он: Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом (греч.: ἐταπείνουν ἐν νηστείᾳ τὴν ψυχήν, слав.: смиря́хъ постóмъ дýшу мою́) душу мою. (Пс. 34:13) Это смирение души понимается в первую очередь, как истощение сил душевных. Другими словами это смирение сердца и духа человеческого в целях покаяния и умилостивления Бога.

    Апостол Павел говорит, что смирение реализуется через внутреннее самоуничижение. Согрешил ли я тем, что унижал себя (εμαΰτονταπεινών), чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? (2 Кор. 11:7). Апостол, стремясь, по его собственному признанию, во всем подражать Христу (1 Кор. 4:16), является образцом христианского смирения, называя себянаименьшим из апостолов,однако говоря при этом: Но благодатиюБожиею есмъ то, что есмъ; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:9-10). Таким образом, он реализует в себе истинный характер христианского смирения, сочетающего осознание собственной ничтожности с верой в силу и величие Божией благодати, проявляющейся в немощи каждого, даже самого маленького человека, искренне служащего Богу[29]. Также апостол Павел призывает к смирению, как полной противоположности гордости. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (μητάύψηλάφρονοΰντεςάλλάτοϊςταπεινοιςσυνάπαγόμενοι), не мечтайте о себе (Рим. 12:16).Гордость ― это состояние человеческой души, которая замыкается на себе, поэтому, чтобы преодолеть ее, важно себя унизить до самых крайних пределов.

    Смирение дает человеку возможность быть участником Таин Божиих, делает человека Богосозерцателем

    Когда иудеи находились в очень сложных и стесненных обстоятельствах, они прибегали к особой форме покаяния, которое выражало их смирение перед Богом. Во многих местах Ветхого Завета описывается, как израильский народ смирялся перед Богом, используя внешнюю форму смирения через раздирание одежды, облачение во вретище, посыпание головы пеплом. Так, например, Иисус Навин, разодрал свои одежды, когда иудеям грозила смертельная опасность. Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера (Нав. 7:6). Обычай раздирать одежды в знак смирения на Востоке был нередким. Примечательно, что пророки, наблюдающие за этим процессом, обличительно указывали на духовную сторону смиренного чувства.Так, пророк Иоиль обращается со следующими словами: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоиль 2:13).

    Также, для того, чтобы выразить скорбь, принести покаяние в знак покорности, был обычай смирять свою плоть через одевание грубой одежды, сделанной из козьей шерсти,вретища. Так, Ниневейский царь, узнав о Божием определении в отношении него и его народа… встал со престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле (Ион. 3:6).

    Следующим способом, выражающим смирение и покорность, является посыпание главы пеплом. И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его (1 Цар. 4:12).Таким образом, можно заключить, что в Ветхом Завете смирение заключалось как во внутреннем проявлении, так и во внешнем.

    Как и в Ветхом Завете, Новый Завет требует от человека усилия собственной воли в деле стяжания смирения. В данном контексте смирение употребляется в отношении к самой личности, т.е. к самому себе. Смиритесь (греч.: ταπεινώθητε, слав.:смири́теся, лат.:humiliamini ) пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10).

    Указывая на детей, Господь наш Иисус Христос говорит о том, что каждый человек должен умалиться подобно ребенку, чтобы достичь Царствия Небесного. Итак, кто умалится (греч.: ταπεινώσει , слав.: смири́тся, лат.: humiliaverit), как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4).

    Кроме того, помимо слов «смирение, смиренный, смирять» в Новом Завете существуют понятия, которые не обозначаются словом смирение, но в толкованиях святых отцов предполагается именно это слово.


    Особые свойства смирения, отраженные в Священном Писании

    Бог посылает помощь смиренным людям

    Священное Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным людям. Бог утешает смиренных. Смиренный духом приобретает честь (греч.: ταπεινόφρονας ἐρείδει δόξῃ κύριος) (Притч. 29:23); Смиритесь (греч.: ταπεινώθητε) пред Господом, и вознесет вас (Иаков. 4:10); Сколько ты велик, столько смиряйся (греч.: ταπείνου), и найдешь благодать у Господа (Сир. 3:17-18).

    Смирение дает человеку возможность быть участником Таин Божиих, делает человека Богосозерцателем: «Тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными (греч.: ταπεινῶν) прославляется» (Сир. 3:19-20).

    Апостол Павел говорит и о том, что Бог покровительствует смиренным. Но Бог, утешающий смиренных (τοΰςταπεινούς), утешил нас прибытием Тита (2 Кор. 7:6).

    Подводя итог, следует отметить, что в Библейском понимании смирение рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, это жизнь по правде и в праведности перед Богом. Смирение ценно, когда оно совершается перед Богом, т.е. осознание своего положения перед ним, полное признание своей греховности перед Ним, скромность в отношениях с ближними, почитание ближнего выше себя.

    Как и в Ветхом Завете, так и в Новом, термин смирения рассматривается как особая милость и утешение ниспосылаемое Богом смиренным людям. Так об этом свидетельствует Божия Матерь: …низложил сильных со престолов, и вознес смиренных (греч.: ταπεινούς, слав.: смирéнныя, лат.:humiles)(Лк. 1:52).

    Апостол Иаков, свидетельствует о том, что смирение дарит внутреннюю возвышенность, особую благодать, которая приводит человека в состояние радости. Да хвалится брат униженный (греч.: ταπεινὸς, слав.: смирéнный, лат.: humilis ) высотою своею (Иак. 1:9).И также: Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (ταπανωθητε έκωπιοκ κυρίου καί ύψωσα ύμας) (Иак. 4:10).

    Апостол Петр указывает на то, что Господь ниспосылает благодать смиренным. Облекитесь смиренномудрием (ταπεινοφροσύνην), потому что Бог гордым противится, а смиренным (греч.: ταπεινοῖς, слав.: смирéннымъ, лат.:humilibus) дает благодать (1 Пет. 5:5).

    Наконец, апостол Павел, говорит, что Бог дарует утешение смиренным людям. Но Бог, утешающий смиренных (греч.: ταπεινοὺς, слав.: смирéнныя, лат.: humiles), утешил нас прибытием Тита (2 Кор. 7:6).


    Смирение отлагает суд Божий

    И, конечно же, важно отметить, что смирение отлагает суд Божий над живым человеком в конкретном случае. В библейской истории приведены яркие примеры смирения отдельных личностей и даже целой нации перед Богом. Многие израильские цари смирялись пред Богом, раскаивались, плакали о собственных проступках и переставали делать неугодное в глазах Божиих, и тогда Бог менял Свое отношение к ним и порой наказание заменял благословением.

    Так, Ахав, по научению жены, убил из-за виноградника Навуфея Израильтянина, но пробудил милость Божию собственным смирением, за что и был помилован. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: видишь, как смирился (греч.: κατενύγη, слав.: умилился, лат.: humiliatum ) предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. (3 Цар. 21:28-29).

    Хвалясь военными достижениями и успехами, царь Езекия возгордился в сердце своем, за что и навлек «гнев» Божий. После этого он смирился (греч.: ἐταπεινώθη, слав.: смири́ся, лат.: humiliatusque) …в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, и не пришел на них гнев Господень во дни Езекии (2 Пар. 32:26).

    Когда военноначальники Ассирийские взяли в плен Манассию и отвели в Вавилон, тогда Манассия в тесноте своей стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился (греч.: ἐταπεινώθη, слав.: смири́ся зѣло́, лат.: humiliatusque) пред Богом отцов своих (2 Пар. 33:12).И тогда Бог приклонился к нему и услышал его моление.

    Таким образом, можно заключить, что смирение это великая добродетель, которая способна, умилостивить Бога и отменить наказание.

    А многогранность в понимании смирения говорит о том, что «греческие переводчики нашли для еврейского выражения много разных понятий, ибо они хорошо знали, что поле значения этого слова необыкновенно обширно… таким образом слово tapeinos и обрело новое религиозное значение, которого оно не знало в греческом языке язычников»[30].

    иерей Владимир Толстой

    Ключевые слова: смирение, Священное Писание, происхождение слова, многозначность, состояние кротости, признание грехов, нищие духом, подвиг, покаяние



    [1] Вениамин (Милов), еп. Православное богословие с аскетикой. ― М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 145.

    [2] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. ― Oxford, 1961. ― P. 1374.

    [3] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2: опыт систематического раскрытия вопроса. ― СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. ― С. 470.

    [4] Макарий Египетский, прп. Состояние приявших действенность Духа // Духовные слова и послания. М., 2002. ― С. 665.

    [5] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С. 149.

    [6] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. ― Oxford, 1961. ― P. 1374.

    [7] Там же.

    [8] Там же.

    [9] Breal M., Bailly A. Dictionnaire еtymologique Latin. ― Paris, Hachette, 1906. ― P. 129. 

    [10] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С.110.

    [11] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. ― К.: Изд. им. Святителя Льва, папы Римского, 2006. ― С. 469-470.

    [12] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. III. Муза — Сят / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — М.: Прогресс, 1987. ― С. 689.

    [13] Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. ― М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910-1916. ― С. 336.

    [14] Шмелев А. Д. Символические действия и их отражение в языке // Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). ― М., 1997. ― С. 134. Шмелев А. Д. Мир и смирение в языковой картине мира [Электронный ресурс] // URL: http://sdsmp.ru/news/n6728/?sphrase_id=42935 (дата обращения: 12.03.2017).

    [15] Приводить в покорность, лишать природной дикости, сделать кротким, успокоить, примирить и т.д. См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. ― СПб.-М.,1882.. ― С. 240.

    [16] Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 7 томах. Том 4. ― СПб., 1906. ― С. 160.

    [17] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С. 111.

    [18] Там же.

    [19] Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 7 томах. Том 4. ― СПб., 1906. ― С. 160.

    [20] Феофан Затворник, свт. Толкование на 118 псалом. ― М.: Правило веры, 2008. ― С. 577.

    [21] См. там же.

    [22] Каллист Уэр, еп. Православный опыт покаяния // Внутреннее Царство. ― Киев, 2004. ― С. 219.

    [23] Малахов А. В. Бедность // Православная энциклопедия. Т. 4. ― М.: Православная энциклопедия, 2004. ― С. 434.

    [24] Иоанн Златоуст, свт. Беседа 15 // Беседы на Евангелие от Матфея. ― М.: Правило веры, 2014. ― С. 211.

    [25] См. Там же.

    [26] Петр Дамаскин, прп. Творения. ― М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. ― С.40-41; Макарий Египетский, прп. Творения. ― М., 2002. ― С. 57; Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. ― М., 2006. ― С. 45; Феофилакт Болгарский, блж. Толкование Евангелия от Матфея. ― М.: Сибирская благозвонница, 2015. ― С. 234; Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея. ― М.: Правило веры, 2002. ― С. 75.

    [27] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С. 149.

    [28] Там же. С. 146.

     

    [29] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению.Т.1. Кн. 2: опыт систематического раскрытия вопроса. ― СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. ― С. 473.

    [30] Шлоссер М. Смирение (катол.) // Богословская антропология. Русско-православный/римско-католический словарь / под науч. ред. прот. Андрея Лоргуса, Б. Штубенрауха. ― М.: Паломник, 2013. ― С. 513. 



    Новости по теме

    ЛЕКЦИЯ 2. ТЕЛО И ДУША Православные просветительские курсы Протоиерей Вадим Леонов 1-я лекция «Православная антропология в духовной жизни христианина» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.
    ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ОБРАЗ БОЖИЙ» В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ Протоиерей Вадим Леонов Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.
    ЗНАТЬ, КАК ПОЗВАТЬ Лариса Маршева Современный русский язык так же, как церковнославянский, старославянский и древнерусский, знает падежное изменение. Морфологическая система сформировала монолитную категорию падежа – словоизменительную категорию, которая выражается в системе противопоставленных друг другу рядов форм, являющихся носителями комплекса морфологических значений (субъектного, объектного, локативного и др.).

    Максим

    Спаси Господь! Очень познавательно.

    Ответить