Мученик Парамон как пример исповедания веры

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мученик Парамон как пример исповедания веры

Иоанн Правдолюбов 1445



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы чтим память мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников, которые пострадали во время правления императора Декия. Этот период истории известен жестокими гонениями на христиан в Римской империи.

Мученик Парамон обличил Аквиана, правителя восточных областей, в том, что он без вины заключил в темницу 370 христиан и заставляет их  принести жертву языческим идолам. «О как много праведников нечестивый князь убивает невинно за то, что они не кланяются бездушным и немым идолам!»[1] – воскликнул Парамон во всеуслышание. Так мученик, не склонившись перед страхом смерти, вслух исповедовал веру.

Из небольшого жития мы можем увидеть, насколько была горячая любовь первых христиан к Богу и доверие Ему. На  их примере видно, что даже в очень страшные, тяжелые гонения христиане продолжали исповедовать свою веру и шли до конца. Они тем самым удостаивались от Господа мученического венца и приобретали свое место в Царствии Небесном.

 В сегодняшнем Евангельском чтении Господь Иисус Христос призывал Своих учеников, чтобы они, ничего не страшась, проповедовали в открытую: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32–33). Согласно словам Господа, в соответствии с тем, исповедует ли человек Христа или же отрекается от Него, Сам Христос либо исповедует его, либо отрекается от него перед Отцом Своим Небесным.

 Если случай того требует, обретший веру не должен молчать о ней, а должен благовествовать ее другим

Если случай того требует, обретший веру не должен молчать о ней, а должен благовествовать ее другим: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4:20). Именно в этом заключается истинная вера: Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1Кор. 9:16) – говорит апостол Павел. Всякий, отрекающийся от Иисуса, разрывает свою связь с Ним, как это произошло с апостолом Петром, который трижды отрекся от Христа.

Иисус Христос готовил Своих учеников к тому, что исповедание веры будет опасно и может привести к гонениям и смерти: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф. 10:17–18). Исповедание веры предназначено, во-первых, для Иисуса – как исполнение Его собственного повеления: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32), во-вторых, для наших братьев и сестер в Господе – как отличительный признак и связующее средство нашего единства: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф 16:16) и, в-третьих, для нехристиан – как эффективное свидетельства истинности нашей веры. Как пишет святитель Филарет Московский, «исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа»[2].

Православный христианин в обществе людей осуждающих, клевещущих  Церковь, к сожалению, может промолчать

В наше время в нашей стране нет гонений на христиан. Человек может свободно выбирать себе религию и проповедовать о ней. И бывают такие случаи, когда православным христианам не хватает смелости защищать свою веру и свидетельствовать о Боге. Православный христианин в обществе людей осуждающих, клевещущих  Церковь, к сожалению, может промолчать. Здесь нужно вспомнить слова Христа: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32).

Но есть и такие случаи, когда человек говорит: «Я – верующий, я – православный», но больше этого он ничего и не делает. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2:26) – пишет апостол Иаков. Исповедание веры  осуществляется не только на словах, но и на деле.

Образцом для нас является мученик Парамон, память которого мы сегодня чтим. Также не только на словах засвидетельствовали свою веру 370 мучеников, пострадавших вместе с ним, и все мученики, святители, преподобные и праведные. Для нас хорошим примером являются святые новомученики и исповедники земли Русской. Ровно сто лет назад началась революция, и ее последствия принесли нам целый сонм новых святых. Святые новомученики и исповедники, жившие не так давно, жизнь которых мы можем себе представить, свидетельствовали о Боге и Евангелии во время гонений советской власти не только словом, но и делом. Они подвергались всякого рода лишениям, их отправляли в ссылки, допрашивали и пытали, многих расстреливали.

Подражая святым мученикам Божиим и мученику Парамону, память которого сегодня празднуем, будем стараться жить, как заповедовал нам Господь. Твердо свидетельствовать о Боге. Исповедовать открыто словом и подтверждать делом. Тогда только мы имеем право называться учениками Христовыми.

Молитвами святого мученика Парамона, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Аминь.

Иоанн Правдолюбов
Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, мученики, свидетельство, исповедание, вера.


[1] Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского: Месяц ноябрь. – М.: Св. – Пафнутьев Боровский монастырь, 1997 г. --


[2] Дроздов Филарет, свят. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2



Новости по теме

Когда наступит Царство Небесное? Юрий Моисеев Фарисеи спросили у Христа: «Когда придет Царствие Божие?» И сегодня часто можно услышать этот вопрос, сформулированный по-разному: «Где же ваш Бог, покажите его!», «И где же все то, о чем говориться в Евангелии?», «Где же это Царствие Небесное?»
Заповеди блаженства по Евангелию от Луки Алексей Кириллин Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.
Принять правильное решение Владислав Ершов Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон.