«Всем, что мы имеем, имели или будем иметь, мы обязаны Господу»

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Всем, что мы имеем, имели или будем иметь, мы обязаны Господу»

Сергей Полич 1523



Главное требование, которому бесспорно должен соответствовать Предстоятель, — это живая христианская вера и искреннее желание быть с Богом, жить согласно Его воле, искать прежде всего Царствия Божьего. Таким Предстоятелем запомнился нам Митрополит Киевский Владимир (Сабодан) (1935-2014), со дня рождения которого сегодня исполняется 82 года.


Ко дню памяти Митрополита Киевского Владимира (Сабодана)

Скромный и стойкий в жизненных испытаниях Митрополит Владимир решал множество ежедневных проблем. В последнем интервью он говорил: «Я ничего не просил, но и не от чего не отказывался». Он был очень простым человеком и всегда находил время для тех, кто с ним хотел встретиться, получить совет или попросить о помощи. Сегодня исполняется 82 года со дня его рождения.

Митрополит Владимир (Виктор Маркиянович Сабодан) родился 23 ноября 1935 года. О родителях он говорил как о Божьем даре. Его отец и мать были людьми трудолюбивыми и воспитали в сыне веру в Бога и доброе отношение к людям. С ранних лет он был приучен мамой начинать и заканчивать дело молитвой. Родители объясняли юноше, что всем, что мы имеем, имели или будем иметь, мы обязаны Господу, и даже если мы уходим от Бога, Он никогда не оставляет нас.

Когда Митрополита спросили в одном из интервью, кто, кроме родителей, повлиял на его воспитание, он ответил, не задумываясь: «Люди!» 

С семи лет Виктор начал пономарить в алтаре. Он вспоминал, как в детстве они ходили колядовать и с дареных денег платили непомерные налоги государству, которые не под силу были бедной семье. Уже в школе юный Виктор почувствовал, как нелегко выстоять перед обществом за веру. Его обзывали, смеялись над ним, угрожали. Ни одна школьная газета не выходила без карикатуры на Виктора Сабодана.
 

Когда Митрополита спросили в одном из интервью, кто, кроме родителей, повлиял на его воспитание, он ответил, не задумываясь: «Люди!» За всех, кого знал, он молился. О будущем избрании в сан священника Господь открыл Виктору через прозорливую матушку Архелаю из Свято-Преображенского скита, который находился недалеко от родного села, где жил юноша. Один раз после службы мама подвела его к старице, та положила ему на голову руки и сказала, что он будет священником, и попросила молитв. А его первосвятительское призвание предсказал Лаврентий Черниговский, когда будущий митрополит у него побывал, будучи еще подростком.

Окончив школу в поселке Меджибож, Виктор поступил в духовную семинарию, где учился с 1954 по 1958 год. За время обучения ему выпала возможность пообщаться с такими угодниками Божьими, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Кукша Одесский, который впоследствии стал его духовником.

Среди многих свойств его характера выделялась приветливость и доброжелательность, готовность подставить плечо в нужный момент.

Огромный духовный опыт будущий владыка получил от общения с прибывшими в Одессу афонскими старцами. Он вспоминал: «Мы старались исповедоваться у них, просто поговорить, почерпнуть мудрости. Во времена гонений на Церковь старцы спасали многих. Своими молитвами и духовным попечением они помогали верующим в нуждах и трудностях, даже преступников наставляли на путь истинный»[1].

Следует также отметить, что на всю жизнь особенной любовью будущего владыки стали книги. Помимо любви к художественной литературе, он увлекался философией, историей государства и Церкви. Уже в годы обучения в семинарии умел применять различные художественные приемы, грамотно ссылаться на учения святых отцов, писателей, философов, а также обладал внутренней собранностью, активностью в мышлении, самодисциплиной.

Как и в школе, в семинарии Виктор Сабодан пользовался уважением и был авторитетом для других. Среди многих свойств его характера выделялась приветливость и доброжелательность, готовность подставить плечо в нужный момент.

Во время обучения он нес послушание иподьякона у митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика), который разглядел талант у одаренного юноши и привлек его к служению в кафедральном соборе Одессы. До последних лет владыка Владимир считал эти годы самыми счастливыми в своей жизни.

Окончив Одесскую семинарию, Виктор Сабодан поступил в Санкт-Петербургскую (тогда Ленинградскую) Духовную Академию. Вместе с преподавателями и профессорами, которые вернулись из тюрем и ссылок, студенты переживали новую волну гонений на Церковь.

Многие верующие испытывали тогда притеснения от безбожной власти. И молодых выпускников тоже ждали испытания от уполномоченных, оскорбления и насмешки прочих представителей советской власти. Но все же в Академии, как вспоминал Митрополит Владимир, атмосфера была дружественной. У них было гораздо большее, чем льготы выпускников светских вузов, — упование на Божью волю и на молитвы Пресвятой Богородицы[2].

Быть монахом во все времена было непросто, а в 1962 году это еще означало бросить вызов советской власти.

26 сентября 1962 года Виктор Сабодан принял монашеский постриг с именем Владимир — в честь равноапостольного князя Владимира. А удивительные случаи, которые с ним происходили в миру, послужили намеком на будущее призвание. Одним из них было пророчество валаамского старца схимонаха Николая (Монахова), жившего в Псково-Печерском монастыре, который при встрече ему сказал: «Будешь архиереем». Слова старца сбылись не только на Викторе Сабодане: тогда еще одному студенту было предсказано архиерейство и ранняя смерть. Все это сбылось.

Первые годы служения иеромонаха Владимира пришлись на время хрущевской борьбы с Церковью. Быть монахом во все времена было непросто, а в 1962 году это еще означало бросить вызов советской власти. В то время увеличилось количество провокаций на священников, производилось множество арестов. Однако Митрополит Владимир считал, что надо, несмотря ни на что, общаться с представителями власти, принимать людей, молиться о них.


Хор Свято-Покровского мужского монастыря - Ромашка белая. Стихи: митр. Владимир (Сабодан)


Свое церковное послушание он нес при трех патриархах: Алексии I, Пимене и Алексии II. В 1965 году будущий владыка работал преподавателем в Одесской Духовной семинарии, потом был назначен ее ректором. В 1966 году архимандрит Владимир был в должности заместителя начальника Русской Миссии в Иерусалиме. А в 1973 году Священным Синодом Русской Православной Церкви уже епископ Владимир был назначен ректором Московской Духовной Академии и Семинарии. Многим семинаристам — воспитанникам владыки Владимира помогал выстоять его личный пример, сила воли, непоколебимая вера в Господа и в Его заступничество. Далее следовало патриаршее благословение в Ростовскую митрополию, а затем на Киевскую кафедру.

Блаженнейший Митрополит Владимир встал у кормила Православной Церкви в Украине на стыке двух эпох в жизни общества и государства — тоталитаризма и свободы. Этим и обусловлена та роль миссии, которую исполнил Митрополит Киевский в тысячелетней истории нашей Церкви. Ему предстояло не только освободить Церковь от атеизма, но и заложить ее основы в независимом государстве.

В годовщину со дня упокоения Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), почившего в 2014 году, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский Онуфрий обратился к пастве со словом, в котором говорил о жертвенном подвиге служения приснопамятного архипастыря:

Блаженнейший Митрополит Владимир встал у кормила Православной Церкви в Украине на стыке двух эпох в жизни общества и государства — тоталитаризма и свободы.

«Мы сегодня вспоминаем своего наставника и учителя, который учил нас не только словом, но и собственным делом и примером. Вера открывает вход в блаженную вечность! Блаженнейший учил нас Боголюбивой, благочестивой жизни словом, а еще больше своим примером, потому что это был очень терпеливый, смиренный и кроткий человек. Казалось бы, его могли все победить в измерении физических позиций, но он остался твердым борцом чистоты православной, каноничности Церкви и никто не мог его сломать, хотя были попытки, и я думаю, мы не знаем всего, что он перетерпел и перенес на протяжении своего служения! Блаженнейший вершил в течение своей земной жизни добро, как говорит Апостол Павел (2 Тим. 4:7): Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. Качество нашей земной жизни на земле зависит от того, сохранили ли мы святую православную веру? И если сохранили мы ее чистой и неповрежденной, значит, прожили не зря! Мы прожили ее так, как Бог нам повелел ее прожить! И Блаженнейший течение совершил, веру сберег, и теперь мы верим, что Господь возложил на него венец правды в том Царстве, где живут Святые угодники, где нет ни болезни, печали, воздыхания, где жизнь бесконечная, радость вечная во Христе Господе нашем, которому от нас слава честь и поклонение ныне и в бесконечные веки, аминь!»

Невозможно, наверное, описать в двух словах то, что оставил нам владыка Владимир (Сабодан). Его труды опубликованы, и эти сборники смогут занять в будущем достойное место в гомилетическом наследии проповедников XXI века. Кроме того, проблемы и трудности, с которыми сталкивался Митрополит Владимир, остаются актуальными и в наши дни. Поэтому сегодня знакомство с его биографией и жизненным опытом поможет молодым пастырям избежать многих ошибок. Ведь несмотря на сложную политическую и культурную ситуацию на Украине, владыке Владимиру, во время его первосвятительского служения, удавалось нести слово о спасении и применять его к создавшимся условиям.

Регулярно изменяющийся мир формирует всё без исключения, ставит перед народом иные условия, при которых проповеднику нелегко отыскать решение в Священном Писании, но в собственном поиске этих решений он должен использовать Слово Божие, и это с успехом удавалось владыке Владимиру, как замечает российский духовный мыслитель и теолог, преподаватель МДА М. М. Тареев.

Особенная изысканность украшает литературное наследие Митрополита Владимира. Владыка, бесспорно, был талантливой личностью. 

Особенная изысканность украшает литературное наследие Митрополита Владимира. Владыка, бесспорно, был талантливой личностью. В плодах дел человеческих он видел образ и подобие Божие. В своей должности ректора МДА, Блаженнейший Владимир, обращаясь к учащимся духовной школы — будущим пастырям, говорил об искусстве как о том, «что способно озарить мир человека, сделать его духовно безмерно богатым, вне зависимости от того, кем он станет в будущем. В течение своего жизненного пути владыка писал стихи, что также говорит о его особом даре слова.

Напоследок следует отметить, что Блаженнейший Митрополит Владимир 15 лет отдал педагогической деятельности в возглавляемых им духовных школах — Одесской Духовной Семинарии и Московских Духовных Семинарии и Академии, 24 года отдал Церкви в качестве епархиального архиерея и 38 лет — в монашестве.

Образ жизни Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана) является для нас примером духовности, которой он, несомненно, обладал. Его путь — пример для подражания всему духовенству и верующим Украинской Православной Церкви, которые живут сейчас во время особых испытаний. Несомненно, только крепкая вера сможет претерпеть до конца, и тому пример — личность владыки Владимира, который своей жизнью показал урок смирения, веры и любви.


Сергей Полич, семинарист 4 курса

Ключевые слова: Митрополит Владимир (Сабодан), жизнь, служение, день рождения.


[1] Пастырь: Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. — Киев: Информационно-издательский центр Украинской Православной Церкви, 2000. — С. 38.

[2] Там же. С. 52.



Новости по теме

Таинства Церкви – как путь в глубины Божии (по беседам митрополита Антония Сурожского) Монах Иларион (Карандеев) Что нас делает полноценными членами Церкви? Приобщение ко Христу через таинства Крещения, Миропомазания и Причащения. Об этом глубинном, истинном смысле таинств говорил митрополит Антоний Сурожский, рассуждения которого мы приводим в настоящей статье.
«Молитва – главный подвиг христианина» 40 изречений святителя Игнатия Брянчанинова о молитве Сретенская семинария Святитель Игнатий Брянчанинов называет молитву главным подвигом христианина. Но как молиться правильно? Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ СЕРАФИМЕ (СОБОЛЕВЕ) Архимандрит Пантелеимон (Старицкий) Наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. На подготовку было дано только два дня. Николай провел их на чердаке Академии, перелистывая страницы огромного учебника. Накануне экзамена, в 12 часов ночи, он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов он знал всего один — «История догмата о Св. Троице», потому что отвечал его на экзамене в семинарии.