«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 1: «Что такое исповедь и зачем она нужна (по учению старца Паисия Святогорца)».

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 1: «Что такое исповедь и зачем она нужна (по учению старца Паисия Святогорца)».

Иерей Василий Родионов 10747



Что такое исповедь и зачем она нужна? Этот вопрос возникает, наверное, у каждого человека, начинающего ходить в храм. Но сумеем ли мы, люди, регулярно посещающие богослужения, ответить на него правильно? Самостоятельно — не всегда, но в своих ответах можно опираться на наставления преподобного Паисия Святогорца, которые мы представили вашему вниманию в этой статье.

Переход от жизни греховной, страстной к жизни добродетельной всегда начинается с покаяния. Исповедь — необходимое средство для очищения и спасения души, необходимая составляющая духовной брани, таинство, которое должно быть жизненной необходимостью для каждого христианина. Не исповедуясь регулярно, невозможно успешно бороться с грехом и со страстями. Исповедь необходима для всех людей, особенно же для тех, кто только начал свою духовную борьбу.

«Исповедь — необходимое средство для очищения и спасения души»

Старец Паисий не был священником и не мог принимать исповедь. Но известно, что «издревле старческое служение было таинством общения духа подвижника и приходящего к нему ученика, часто оно не выражалось словами. Человек, прибегавший к старцу..., открывал ему свои помыслы, просил об уврачевании души»[1]. Часто люди говорили ему о своих грехах, делились с ним самыми сокровенными мыслями и искали помощи. Хотя сам старец не одобрял таких исповедей. Он всегда требовал от людей, чтобы они, прежде чем приходить к нему со своими проблемами, сначала шли на исповедь к своим духовникам. Отец Паисий был убежден, что пока человек не исповедуется, он не сможет ни понять, как ему решить его проблемы, ни адекватно воспринять совет старца или священника. Исповедь ¾ это лекарство от духовных болезней и средство, освобождающее ум от помрачения. Когда человек хорошо исповедуется, он смиряется и освобождается от своих грехов, которые помрачали его сердце. После этого и помраченный ум человека проясняется. Старец говорил, что «если человек охвачен паникой из-за нашедшего на него искушения, ... нужно внутренне упорядочить себя с помощью исповеди»[2].

Тот, кто непрестанно борется со своими страстями и грехами, непременно получает духовные раны. Борьба есть борьба. Эти раны неизбежны, их необходимо залечивать. Для этого и нужна исповедь. «С помощью исповеди человек утешается, подкрепляет свои силы и Благодатью Божией снова находит решимость для борьбы»[3].

Многие люди мучаются от грехов, но и признаться в них на исповеди боятся. Тогда, чтобы обрести какой-то покой, идут к психологу. Старец с присущей ему логикой комментировал такое поведение и говорил о превосходстве исповеди перед священником: священник на исповеди, во-первых, окажет кающемуся реальную помощь, а во-вторых, никому не расскажет о его грехах. Следовательно, и бояться нечего. А психолог и помощи соответствующей не сможет предложить, и всем все может рассказать. Священнику необходимо всегда свидетельствовать о преимуществе таинства Покаяния перед психотерапевтическими сеансами.

«Исповедь ¾ это лекарство от духовных болезней и средство, освобождающее ум от помрачения»

Многие вместо исповеди ездят в паломничества и думают таким образом получить успокоение совести. Но не получают желаемого, потому что, когда мучает содеянный грех, только покаяние может помочь.

Тем людям, которые делают в храме первые шаги, на первой исповеди необходимо рассказать духовнику о всей своей прошлой жизни. Старец называл это генеральной исповедью за всю жизнь. Исповедуя все грехи за один раз на первой исповеди, человек одним махом ломает все дьявольские козни, которые бесы строили ему всю его прошлую жизнь.

«С помощью исповеди человек утешается, подкрепляет свои силы и Благодатью Божией снова находит решимость для борьбы»

В дальнейшем приходить на исповедь надо регулярно, чтобы очищать себя от налипшей грязи грехов. То, какую духовную пользу люди получают от исповеди, напрямую зависит от них самих. Потому что от них зависит, все ли свои духовные раны они покажут врачу-духовнику или не все. Старец говорил: «Я заметил, что люди, смиренно обнажающие свои грехи перед духовником и уничижающие себя, сияют ¾ поскольку приемлют Благодать Божию»[4].

Так же старец учил, что человек получает пользу тогда, когда исповедуется «конкретно», то есть когда исповедует свои конкретные падения. А если человек исповедует тяжелые падения, то нужно еще и уточнять, что он думал, совершая этот грех. Кроме того, если падения и прегрешения нанесли кому-то обиду, то надо прежде, чем идти на исповедь, примириться с этим человеком.

Всякий грех надобно тщательно исследовать. Только свои плотские грехи старец запрещал исследовать совсем, чтобы вновь не соблазниться и не впасть в них вторично.

Если человек совершил какой-то тяжелый грех, надо сию минуту бежать к священнику и кратко каяться в совершенном грехе. Это не займет много времени, так как если человек правильно о себе рассуждает, то в двух словах сможет описать свое состояние.

Неправильно на исповеди произносить много слов, при этом не давая духовнику реального представления о своем духовном состоянии на момент исповеди. Старец не одобрял, когда люди приносили к нему целые дневники о своих грехах. Он говорил, что при правильном подходе к исповеди все это можно уместить на одной странице, а на словах — в нескольких фразах.

Во время исповеди христианин всегда может посоветоваться с духовником о своей духовной жизни. Господь так устроил, что человек больше пользы получает, когда советуется и выполняет, как послушание, сказанное духовником, а не когда слепо действует по собственной воле. Принимать решения в духовной жизни самостоятельно старец называл опасными экспериментами над собственной душой. Чаще всего корень всех духовных проблем человека ¾ это его гордость. Если человек самостоятельно решает свои проблемы, не прибегая к помощи духовника, то даже если он мудро рассудил и решение правильное, он остается помраченным и помощи в итоге не получает, потому что ведет себя гордо и самоуверенно. «Самая умная мысль, которая придет мне в голову, самое мудрое решение, которое я найду, будет самой великой глупостью постольку, поскольку в нем будет присутствовать самонадеянность, эгоизм. Смирение ¾  вот мудрость»[5].

Кроме того, во время исповеди недопустимо самооправдание — потом оно ложится тяжелым грузом на совесть. Лучше не оправдывать свой грех, а немного преувеличивать, то есть относиться к нему с большим раскаянием и больше себя винить за содеянное. Тогда и утешение будет большим.

«Самооправдание во время исповеди недопустимо, потом оно ложится тяжелым грузом на совесть».

Когда человек исповедуется, ему следует с радостью принимать от священника и строгость и мягкость, потому что духовник в любом случае заботится о спасении души. Не следует пытаться угодить духовнику. Прежде всего, надо заботиться о том, насколько поступок огорчил Господа, а не о том, что подумает священник.

Старец Паисий говорил, что после правильной исповеди человек будет чувствовать себя так, как чувствует себя тот, кому простили огромный долг, иными словами, покаявшегося будет переполнять чувство благодарности своему благодетелю ¾ Богу[6].

Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!



[1] Ильюнина Л. Золотая цепь старчества. Русское старчество XX века. — СПб.: Искусство России, 2012. — С. 2-5.

[2] Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. III. Духовная борьба. — М.: Святая Гора, 2004. — С 292.

[3] Там же. С. 292.

[4] Там же. С. 296.

[5] Раковалис А. «Отец Паисий мне сказал…». — М.: Святая гора, 2003. — С. 140.

[6] Там же. С. 297.я

Новости по теме

«Начало радости – быть довольным своим положением» Сретенская семинария Цитаты и наставления святых отцов

В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. РОДНЫЕ ЛИЦА Протоиерей Николай Соколов В Московскую духовную семинарию я поступил сразу после окончания средней школы по рекомендации архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; † 1976), впоследствии митрополита Орловского и Брянского. С детских лет, как только у нас в Иркутске открылись храмы (до 1943 года все храмы в Сибири были закрыты), я с мамой и бабушкой стал посещать Знаменский храм, впоследствии ставший кафедральным собором.