ХРОНИКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЕДИНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

Московская Сретенская Духовная Семинария

ХРОНИКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЕДИНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

Сретенская семинария 2172



На улице пасмурно. В Сретенской семинарии впервые в истории духовных школ в волнительной атмосфере сдачей единого междисциплинарного экзамена начались итоговые испытания.  Прежде выпускники семинарий только защищали подготовленные ими научные работы, с этого года всем тем, кто оканчивает духовные учебные заведения, предстоит подтвердить свои знания на едином итоговом экзамене.

Основная задача итогового междисциплинарного экзамена, который накануне прошел в Сретенской духовной семинарии – подведение итогов за все время обучения в семинарии.

Экзамен включал в себя вопросы по шести основным предметам: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Общецерковная история», «История Русской Православной Церкви», «Литургика».

Всего для подготовки было выставлено около 600 вопросов разного уровня сложности. В числе более чем 15 членов экзаменационной комиссии были не только преподаватели Сретенской духовной семинарии, но и наблюдатели из Учебного комитета Русской Православной Церкви, для которых с помощью современных технологий была организована прямая трансляция итогового аттестационного испытания.

К экзамену готовились на протяжении всего выпускного года. Но тем не менее, как говорят сами выпускники, «охватить весь объем материала в полной мере даже за год, конечно, трудно». И все же, как бы ни было трудно, а время подготовки к экзаменам – особенное. Ведь это – возможность снова поднять весь пласт знаний и, теперь уже с позиции приобретенного опыта и других освоенных знаний, посмотреть на то, что удалось освоить, снова погрузиться в мир богословия, в мир церковной истории.

Для подготовки к экзамену выделялось больше недели – они полностью были свободны от каких-либо лекций и зачетов. Один из выпускников говорит: «Подготовка – замечательное время напомнить себе те знания, которые тебе дали, посидеть, подготовиться уединенно, не рассеиваясь ни на что другое. Мы снова смогли осмыслить, понять, снова погрузиться в то, что, казалось, уже далеко от нас».

Подготовка уже непосредственно накануне экзамена у всех проходила по-разному. Кто-то начитывал друг другу материал, кто-то ходил в раздумьях о вопросах Шестого Вселенского Собора, кто-то, прогуливаясь по цветущему монастырскому саду, вспоминал, о чем спорили Патриарх Иоаким и Никита Пустосвят. Кто-то в своей келье, склонившись над книгами со «спичками в глазах», провел бессонную ночь. Некоторые ребята за круглым столом обсуждали вопросы догматики. Так или иначе, все готовились и, пожалуй, сделали все, что смогли.

Подготовка к такому экзамену - возможность снова погрузиться в мир богословия, в мир церковной истории

А еще накануне, кроме интенсивного штурма всевозможных книг, выпускники со своим духовником курса (иеромонахом Севастианом) собрались все вместе под сводами древнего Владимирского Собора Сретенской обители и спели акафист Божией Матери. Ведь неслучайно говорят, что если в светских вузах перед экзаменами не остается никаких надежд, кроме как на свои знания и шпаргалки, то в семинариях перед экзаменами остаются надежды лишь на молитвы.

И экзамен, длившийся в общей сложности более пяти часов, состоялся.

Преподаватели по итогам экзамена поделились своими впечатлениями.

Председатель первой комиссии, заведующий кафедрой Церковной истории кандидат богословия, доцент Олег Викторович Стародубцев: «У меня впечатления очень даже приятные. Результаты позитивные. Но, на мой взгляд, тяжело, конечно, для студентов, когда такое количество информации, предметов, включаются в один экзамен».

Председатель второй комиссии, заведующий кафедрой Богословских дисциплин протоиерей Николай Скурат: «Интересно было посмотреть, чему студенты научились за четыре года, увидеть, как они умеют строить свою речь, вести дискуссию. Кроме того, хотелось бы отметить хорошую организацию самого экзамена».

Алексей Иванович Сидоров, доктор Церковной истории, профессор, преподаватель Патрологии: «Замечательные впечатления, хорошие. Ребята подготовились, это видно. Но я бы уменьшил количество вопросов, немного по-другому их структурировал. Студенты отвечали ровно. Между нами говоря, если бы мне задали эти вопросы, я бы так сходу не ответил. Некоторые вопросы очень серьезные. Например, причины Боговоплощения – это вопрос, требующий основательного осмысления. Мы с отцом Вадимом долго беседовали по этому поводу. Так что ребята, слава Богу, хорошо подготовились.

Любые экзамены – они мобилизуют

Плюс какой? Любые экзамены – они мобилизуют. Но, опять же, по своему студенческому прошлому я знаю, что, пройдя экзамены, потом часто расслабляешься: выйдешь из аудитории – и все забудешь. Такие вот резкие перепады… Есть, конечно, даже такой метод лечения – контрастный душ, но это, как мне кажется, не самый лучший вариант. Конечно, когда человек мобилизуется, у него все же где-то то, что он старается запомнить, откладывается. Но, простите, я много раз мобилизовался перед сдачей всевозможных экзаменов, скажем, по истории КПСС, но сейчас уже ничего из этого не помню. Какие решения принял 10-й съезд, например?

Очень важно, чтобы вопросы имели практическое приложение для будущих пастырей



Конечно, мы зачастую изучаем много ненужных для нас вещей, и потому, мне кажется, очень важно, чтобы вопросы имели практическое приложение для будущих пастырей. К ним ведь люди будут приходить. Главное, чтобы они умели применять знания. Я вот изучал, положим, средневековую историю Юго-Восточной Азии, а сейчас меня спроси, – не вспомню, что там было в Камбодже или еще что-то…»

Павел Владимирович Кузенков, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Общецерковной истории: «Меня поразило, как сильно отвечали студенты, бодро. Это значит, что у них была возможность сесть за книги и почитать, все это лишний раз в голове упорядочить, уложить,несмотря на большое количество вопросов. Казалось бы, успешно сдать такой экзамен – трудная задача, но, тем не менее, очень полезная для студентов. И она помогает им самим подняться на новый уровень. Поэтому, несмотря на то, что многим казался такой экзамен спорным, как выяснилось, – ребята могут с этой задачей справиться и справились. То есть, потенциал есть. Это, действительно, полезно. На некоторые вопросы даже я не мог ответить. А еще очень отрадно было отметить, что у многих в глазах светилось ощущение того, что человек это все через себя это снова пропустил, уложил. А потому, даст Бог, будет это помнить потом долгие годы. Могу поздравить семинарию с таким крепким выпуском! У многих «хорошо» и «отлично». На грани «тройки» были только несколько человек».

Меня поразило, как сильно отвечали студенты, бодро. Это значит, что у них была возможность сесть за книги и почитать, все это лишний раз в голове упорядочить, уложить

Лариса Ивановна Маршева, доктор филологических наук, профессор, преподаватель Церковнославянского языка, а также ряда других лингвистических дисциплин: «Первый раз прошел этот междисциплинарный экзамен. Он проходил по шести ведущим дисциплинам для подготовки бакалавра теологии. Представляется, что все прошло очень удачно. Студенты обнаружили довольно высокий уровень подготовки. Какие-то вопросы освещались в более полном объеме, какие-то – в менее полном. Но, тем не менее, похвально, что было показано хорошее знание Священного Писания Нового Завета. Удачно прозвучали ответы в связи с догматическим богословием. Очень отрадно отметить хорошие знания истории Русской Церкви, особенно XX века. И, конечно, что очень важно для будущих священнослужителей, которые служат Литургию практически каждый день, – это неплохое знание литургики. Я осталась довольна. Считаю, что мы, преподаватели, администрация семинарии могут гордиться такими результатами и такими воспитанниками».
Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, преподаватель Догматического богословия: «Я считаю, что ребята молодцы. Они показали достаточно высокий уровень. В некоторых случаях даже выше, чем ожидалось. Поэтому поздравляю ребят и считаю, что они достойно справились со своей задачей. Как преподавателю Догматического богословия мне очень приятно, что все студенты четко и уверенно отвечали на вопросы по Догматике. У некоторых были трудности с вопросами по Священному Писанию и истории Церкви, но нужно учитывать, как велик объем этого материала. Я понимаю, что пройти такое серьезное итоговое испытание – очень непросто, но опыт показывает, что когда человек преодолевает трудные препятствия, он значительно возрастает. Поэтому, я думаю, что все, прошедшие этот экзамен, сделали большой шаг вперед. Преодоление больших трудностей помогает человеку расти, а когда человек себя жалеет и избегает трудностей, он деградирует».

Преодоление больших трудностей помогает человеку расти, а когда человек себя жалеет и избегает трудностей, он деградирует

Выпускники также поделились своими впечатлениями об экзамене.

Ярослав Мордовцев: «Очень волновался. Не спал почти всю ночь. Спал на стульях в аудитории. Сидел, учил, зато хорошо сдал. Думаю, что такого рода экзамены нам нужны, ведь мы не должны быть хуже светских вузов, у которых все это есть».

Никита Муратов: «Мне попались те билеты, по которым я максимально помнил ответ. Поэтому сдача прошла довольно легко. Видно было, что преподаватели понимают всю сложность экзамена и также волнуются за ребят. Будущим выпускникам я пожелаю начать подготовку заблаговременно».

Будущим выпускникам я пожелаю начать подготовку заблаговременно

Андрей Иванов: «Чувство благодарности. За один день проверили то, что наши дорогие преподаватели вкладывали в нас четыре года. И, конечно же, в который раз убеждаюсь, насколько сильна молитва родных! Не знаю, как бы без их молитв получилось сдать, ведь я каждый день засыпал и просыпался с мыслями и переживаниями о грядущем экзамене».Федор Середа: «Чувствовалось напряжение. Вот, действительно, серьезное испытание! Было ощущение, что мы поступаем в магистратуру… Я хочу поблагодарить от всего сердца преподавателей, готовивших нас к этому экзамену, – всех и каждого».

Я хочу поблагодарить от всего сердца преподавателей, готовивших нас к этому экзамену, – всех и каждого

Михаил Алекумов: «Мне повезло. Я вытянул тот билет, который хорошо знал. Первоначально был шок от количества вопросов, предметов, потому что в этом экзамене проявляются знания шести предметов, которые преподавались нам в течение двух-трех лет. И получается, на этом экзамене мы должны были показать такие знания предметов, какие мы показывали на пяти-шести сессиях за время учебы в семинарии».

Евгений Кахута: «Не переживал, не волновался. Абсолютно спокойное ощущение. По мере сил и возможностей, для подготовки выбирал для себя самое важное. Такие экзамены полезны, потому что заставляют поднять и актуализировать знания, которые были получены на протяжении всей учебы в семинарии».

Владимир Середа: «Участие в выставках «Моя история» - «Романовы», «Рюриковичи», «XX век» во многом помогло как при подготовке, так и на самом экзамене. Мне выпал вопрос о преподобном Сергии Радонежском. Еще когда рассказывал экскурсии в Манеже, особенно подчеркивал его роль в сохранении всей страны во времена Куликовской битвы. Ведь целью Мамая было крепко сесть в Москве, он говорил, что хочет Москву сделать центром своего улуса. А это значит, что Русь стала бы мусульманской страной. И для Дмитрия Донского это был момент истины. Ведь разрозненные княжества могли и не объединиться. 

Участие в выставках «Моя история» во многом помогло как при подготовке, так и на самом экзамене

И тогда Преподобный Сергий явился таким объединителем. Он был главным духовным наставником, он стал всей силой Руси. И самое важное здесь то, что митрополит Московский Киприан был в конфликте с князем и был выгнан из Москвы. И если бы в момент нашествия Мамая князь воспринимался бы как анафематствованный, то ничего бы не было. Сергий добивается мира между митрополитом и князем. И на битву выходит Димитрий, в народе воспринимаемый уже как объединитель всей русской земли, благословленный Сергием. Большинство княжеств дали своих воинов. И тогда у нас был паритет с мамаевой ордой. Менее боеспособно, но смогло выдержать. Вот это меня больше всего впечатлило в подготовке к выставке, и это же мне попалось в одном из вопросов моего билета на экзамене».

Диакон Александр Поляк-Брагинский: «Порадовало, что когда ты начинал “плавать”, преподаватели задавали наводящий вопрос, который помогал вспомнить материал. Благодарю всех преподавателей и администрацию, что подготовили нас к этому экзамену!»

Андрей Сенин: «Спасибо дорогим преподавателям семинарии за добрые слова, настрой на успешную сдачу, дорогому отцу Севастиану за молебен Богородице, всем ребятам за совместную подготовку к столь важному испытанию. Многая и благая лета!»

Также от выпускников можно было услышать о переутомлении (у большинства сдаче экзамена предшествовали бессонные ночи), о переживаниях. Но у всех чувствовалась живая радость преодоленного испытания. Все те, кто сегодня прошел этот экзамен, единогласно желают будущим поколениям не терять времени и уже начинать готовиться к итоговому экзамену не на выпускном курсе, а заранее.

 

Подготовил Валентин Фролов

18 мая 2016 года

Новости по теме

Чтение Слова Божия – лучшее лекарство от уныния и усталости Алексей Сидоров Нынешний век передовых технологий и научных открытий обеспечил человеку достаточно высокий уровень жизни. Однако истинной радости и удовлетворения – не принёс, и в этом причина разочарования, уныния и потери человеком смысла жизни. В наше время уныние поражает души многих людей, его последствия губительны. О том, что собой представляет этот духовный недуг, и как святые отцы учат его преодолевать, расскажет профессор Алексей Иванович Сидоров.
«Молитва – главный подвиг христианина» 40 изречений святителя Игнатия Брянчанинова о молитве Сретенская семинария Святитель Игнатий Брянчанинов называет молитву главным подвигом христианина. Но как молиться правильно? Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ СЕРАФИМЕ (СОБОЛЕВЕ) Архимандрит Пантелеимон (Старицкий) Наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. На подготовку было дано только два дня. Николай провел их на чердаке Академии, перелистывая страницы огромного учебника. Накануне экзамена, в 12 часов ночи, он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов он знал всего один — «История догмата о Св. Троице», потому что отвечал его на экзамене в семинарии.

Валентина

Молодцы! Достойны уважения и гордости за них.

Ответить