Для понимания современной церковной жизни важно знание ее истории

Московская Сретенская Духовная Семинария

Для понимания современной церковной жизни важно знание ее истории

Алексей Светозарский 2975



Беседа с профессором А.К. Светозарским


Алексей Константинович, расскажите, пожалуйста, где и когда вы начали преподавать историю Русской Православной Церкви?

– Когда я пришел преподавать в Московскую духовную семинарию, то год вел занятия по церковнославянскому языку. Но уже со своего второго, 1991–1992 учебного года я начал преподавать историю Русской Православной Церкви. Здесь же, в Сретенской семинарии, я сразу же стал читать курс истории Русской Церкви, и сколько лет существует семинария, столько лет я имею удовольствие и счастье с ней сотрудничать, быть членом этой корпорации.

С какого века в отечественных духовных школах начинается преподавание истории Русской Православной Церкви?

– С начала XIX века. Митрополит Платон (Левшин) составил первый курс, который назывался «Краткая российская церковная история». Владыке было уже за 60, когда он приступил к этой работе. Он ездил по монастырям, архиерейским домам северо-восточной и южной Руси и на основе собранных там архивных материалов – летописей, древних актов – написал свой труд. По обычаю того времени, его история не снабжена научным аппаратом, в ней нет ссылок на источники и нет еще системного изложения материала, но для того времени это был прорыв. Это был первый учебник. Затем в 1817 году появился учебник святителя Иннокентия (Смирнова), архиепископа Пензенского в последние несколько лет его служения. А когда он начинал работу над учебником, то был архимандритом, преподавателем, профессором Санкт-Петербургской духовной академии. В период реформ Александра I он составил учебное пособие, по которому учились до следующей реформы времен Александра II, и этот учебник был основным для многих поколений русских семинаристов и неоднократно переиздавался.

Скажите, пожалуйста, всегда ли предмет «История Русской Православной Церкви» был отделен от предмета «История России»?

– Да, всегда был отделен. Здесь важнее то, что когда-то это был один предмет со священной историей. Ведь будущий святитель Иннокентий Пензенский как раз и составил свой курс, начиная от священной истории Нового Завета и через общую христианскую историю доходя до современной ему истории Русской Церкви. Вот такое было соединение, и преподавание истории Русской Церкви подразумевало, что в семинарии проходится отдельно гражданская история России. Это всегда было так.

Как менялся процесс преподавания этого предмета с веками?

– Первоначально историю преподавали в послеобеденные часы. Это примерно то же самое, что факультатив. После обеда трудно воспринимать материал, и семинаристам он давался в качестве некоторых дополнительных знаний. Но примерно ко времени реформы Александра II этот курс вошел в круг основных предметов. Потому что, излагая церковную историю, будь то русская или общехристианская, мы охватываем все области церковной жизни и деятельности в их историческом развитии. Это литургика и история богослужения, Соборы и история иерархии, церковное устройство и даже догматика, если речь идет о борьбе с ересями. Так что этот предмет по праву занял свое место среди основных дисциплин.

Какое место отводилось этому предмету в дореволюционной России, и какое место он занимает сейчас?

– Что касается России XIX века, то я уже сказал, что с реформой Александра II предмет входит в круг основных. В XX веке после революции все духовные школы были закрыты. Их возрождение начинается с 1944 года, когда в Москве были открыты богословско-пастырские курсы и Богословский институт, которые уже со статусом семинарии и академии были переведены в Троице-Сергиеву лавру. Они унаследовали очень многое от программ дореволюционных учебных заведений, и история Русской Церкви там всегда занимала главенствующее положение. У нас не было такого периода, когда этот предмет становился периферийным, он всегда был одним из основных.

Существуют ли особые традиции изучения истории Русской Церкви и истории России в духовных школах по сравнению с традициями светских вузов?

– Сейчас говорить об этом еще трудно, потому что только недавно создана кафедра истории Русской Церкви в Московском государственном университете на истфаке, что можно только приветствовать. И надо сказать, что у церковных историков есть контакты с учеными из университета, из Академии наук, которые тоже занимаются историей Церкви. Скажем так: мы друг друга взаимно признаем на ниве научного сотрудничества. А раньше, в XIX веке, как правило, историю Церкви и в академиях, и в университетах читали одни и те же люди. Алексей Петрович Лебедев тому яркий пример. Профессор Московской духовной академии, он одновременно преподавал в Московском университете. И таких людей было немало. Было ли отличие в изложении церковной истории в духовных и светских школах, трудно точно определить, потому что курс читал один и тот же человек. Наверное, что-то он корректировал для светских, на чем-то более подробно останавливался для духовных школ.

Какой хронологией церковной истории вы пользуетесь?

– В Сретенской семинарии этот предмет ведется с первого курса, и обычно на первом занятии я даю хронологию школьную, классическую, но со своими комментариями, потому что хронология церковной истории полностью не совпадает с хронологией истории России, и я объясняю, почему это так. Различия бывают иногда в пределах нескольких десятилетий, а иногда – нескольких лет. Я выделяю советский период как отдельный и уже завершившийся. Некоторые историки его называют патриаршим и продолжают до сего времени. Принципиальных, существенных расхождений со школьной хронологией у меня нет.


– Алексей Константинович, не могли бы вы кратко охарактеризовать каждый период, который вы выделяете в истории Русской Церкви?

– Русская церковная история начинается с периода до официального крещения Руси князем Владимиром. Это повествования об апостоле Андрее Первозванном и Фотиево крещение. Затем идет следующий период. Здесь много интересных моментов, связанных с юрисдикцией Русской Церкви, первыми нашими епархиями, с иерархией. Тут много нерешенных вопросов, на которые историки дают различные ответы. Для этого периода особенно важна фигура святого благоверного князя Александра Невского, который для противостояния агрессии с Запада пытался заручиться миром с Золотой ордой.

Следующий период – героический – для нас, великороссов, особенно важен. Это период строительства Московской Руси. Среди самых выдающихся деятелей той эпохи я бы назвал святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Димитрия Донского. Это великие строители нашего государства и одновременно великие святые нашей Церкви. Эпоха Куликовской битвы, я считаю, одна из самых светлых в нашей истории, полная высочайшего идеализма, высочайшего пафоса и важная для духовного построения и государственного строительства. Поэтому мне всегда очень приятно говорить об этом периоде.

Затем идет период, когда Московская Русь и Московская митрополия обретают свою независимость. Завершается объединение русских земель, и уже наблюдается некоторая тенденция к подчинению Церкви государству, потому что государство окрепло, и мы видим первые попытки государства взять контроль над сугубо церковными сферами жизни. Завершается этот период мрачной эпохой Ивана Грозного и в то же время учреждением патриаршества в Русской Церкви.

Одновременно с историей Московской Руси изучается история юго-западной митрополии, очень интересная, но мало знакомая большинству наших студентов. Пожалуй, только выходцы с Украины и из Белоруссии представляют ее лучше. Она очень интересная, потому что совершенно не похожа на московскую. Здесь мы встречаем элементы жизни еще средневековой и уже возрожденческой Европы, здесь другая система государственного управления, Магдебургское право, связанные с ним привилегии сословий, положение Церкви не господствующее, как в Московской Руси, а стесненное и даже часто подчиненное государству. Исторический материал не только очень интересный, но и важный в связи с рядом вопросов, которые возникают уже в наш, современный период.

Патриарший период – это череда наших выдающихся патриархов, среди которых особенно стоит выделить великого патриота священномученика патриарха Ермогена (Гермогена), а также Филарета – государственного строителя. Здесь и драматичная фигура патриарха Никона – одна из самых неоднозначных личностей в нашей церковной истории. Заканчивается период началом преобразований Петра и их влиянием на Церковь.

Синодальный период важен тем, что в нем были заложены очень многие моменты, которые оказывают влияние на нашу современную жизнь, и пристальное изучение этого периода должно обязательно иметь место в семинариях, хотя часто именно на синодальный период не хватает учебного времени. Он достоин самого пристального внимания со стороны преподавателей и студентов, потому что в противном случае у нас возникает историческое недопонимание недавнего прошлого. Чтобы этого не произошло, необходимо сотрудничество и преподавателей, и студентов, и обязательно должен быть диалог. Студенты – уже взрослые люди, с ними уже можно общаться не по-школьному, объясняя и спрашивая материал, можно уже многие темы обсуждать, изучать в форме диалога.

Достаточно ли времени уделяется вашему предмету в духовных школах?

– Я повторюсь, но, к сожалению, синодальный и советский, новейший периоды попадают на такое время, когда процесс обучения идет к концу, студенты пишут курсовые работы. Но тут пока ничего не поделаешь. Может быть, нужно подвинуть в курсе какие-то темы. Стоит подумать над тем, чтобы уделить этим периодам должное внимание.

В чем важность и назидательность всех перечисленных вами периодов для семинариста – будущего священника?

– У нас в Церкви много дней памяти святых, явлений чудотворных икон, связанных с тем или иным периодом нашей историй. И знание этого материала, как говаривали в средние века на Западе – эрудиция для элоквенции, – важно для церковной проповеди. Выйдя на амвон, не заглядывая ни в какие бумажки, священник должен не превращать проповедь в лекцию, а ярко охарактеризовать и эпоху, и людей. Например, празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери. Нужно рассказать о людях, бывших участниками этого чудесного события, инициаторах принесения иконы, о бегстве Тамерлана из пределов России. Назидательно то, что многие явления, и положительные, и негативные, имеют свои корни в далеком прошлом. Вот для понимания современной церковной жизни полезно знание истории. К тому же, это просто полезно для общего развития личности, потому что мы рассказываем здесь о выдающихся событиях истории России. Серьезное их изучение, которое предполагает самостоятельную работу, дополнительное чтение – все это нас обогащает. Духовные писатели и святые князья, строившие государство, делали одно дело, все это было совершенно неотделимо.

А какие темы самые трудные для освоения?

– Те темы, которые требуют запоминания и даже зубрежки. Я по многолетнему опыту знаю, что самая провальная тема на экзамене, как ни странно, – это церковное искусство. Потому что по этой теме очень много информации, и, к сожалению, не всегда достаточное желание ее усвоить. Студенты в светских вузах, даже не искусствоведы, а просто гуманитарии, когда сдают историю русского искусства, обязательно отправляются в Третьяковскую галерею, чтобы многое увидеть собственными глазами. Если мы просто будем запоминать названия шедевров нашей церковной культуры, будь то архитектура или иконопись, это будет чем-то мертвым. Надо все это увидеть хотя бы на репродукциях. Тогда эти темы не будут трудными, они не будут абстрактными для наших студентов.

Какие темы вы считаете наиболее важными для будущего пастыря?

– Это, прежде всего, история святости, которая включена в курс русской церковной истории, но, на мой взгляд, не в достаточной степени. И, конечно же, это тема религиозно-нравственного состояния общества на различных этапах его развития. Очень важен период мученичества в XX веке.

Алексей Константинович, понимание каких исторических процессов, по вашему мнению, должно остаться, прежде всего, у студентов после окончания вашего курса?

– Я хотел бы, чтобы история церковная была сопряжена с историей Отечества, чтобы одна от другой не отделялись. Я хотел бы, чтобы студенты хорошо понимали, насколько это взаимосвязано и насколько события общегражданской истории детерминируют события церковной истории и наоборот, чтобы не было узкоклерикального подхода, чтобы события истории Церкви рассматривались в контексте национальной истории, каковой бы она ни была и какой бы период мы ни взяли.

Назовите, пожалуйста, те проблемы церковной истории, которые встают перед нами сегодня.

– Таких проблем много. В первую очередь, это те предложения по реформированию (я не люблю этого слова, потому что не все поддается реформам), лучше скажем, по обновлению, улучшению церковной жизни, которые высказывались в начале XX века. К этому процессу следует подходить осторожно. Это и взаимоотношения Церкви и государства, это нравственная оценка Церковью той ситуации, которая сложилась в стране в XX веке. Очень много тем, связанных с историей общества, с историей нравов и, конечно же, с адекватной оценкой духовно-нравственной атмосферы периода «серебряного века». Много личностей этого периода сейчас являются или одиозными, или оспариваемыми.

Вы согласны с суждением, что Сретенский монастырь сам пережил всю историю государства Российского, как гласит историческая справка нашего сайта?

– Да, Сретенский монастырь связан с очень важными моментами русской истории. Смотрите: с эпохой, которую мы называем эпохой Куликовской битвы и которая завершится противостоянием на реке Угре, когда Тамерлан идет уничтожить Москву, с этим временем традиция связывает основание монастыря. А возьмем Смутное время. Во-первых, здесь рядом проходила оборонительная стена Белого города, то есть это укрепление Москвы, которое подчеркивает ее выросшую мощь, ее роль в системе Русского государства. Во время Смуты здесь вокруг шли бои, рядом был дом князя Пожарского – а это первое ополчение 1611 года. В 1812 году здесь была временная кафедра архиепископа Августина (Виноградского), который управлял на тот момент Московской епархией в связи с кончиной митрополита Платона (Левшина). Отсюда же началось освящение Москвы после изгнания из нее неприятеля. После всех кощунств город решают освятить заново. Все это позволяет говорить о серьезной вовлеченности монастыря в события истории России. Он часто был в центре очень важных событий.

С профессором А.К. Светозарским беседовал
Вячеслав Гольцов, 
студент IV курса СДС

Впервые опубликовано 25 ноября 2009 года


Ключевые слова: Светозарский, церковная история, история Русской Православной Церкви, история РПЦ.


Новости по теме

ЛИЧНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ЗОСИМЫ Олег Стародубцев Зараженный ересью жидовствующих, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, распространенным в XV веке на Руси. Кроме того, он очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства. Но, по иронии судьбы, именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, озвучил жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится Новым Константинополем.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СПАСИТЕЛЯ Епископ Афанасий (Евтич) Только во Христе раскрывается загадка человека. Только в соотнесении со Христом каждый человек может познать себя без самообмана. Через раскрытие святоотеческого учения о человеческой природе Спасителя яснее становятся ориентиры на духовном пути человека, раскрывается непостижимая глубина человеческой жизни в Боге.