ПОЕЗДКА К СВЯТЫНЯМ ВОЛОКОЛАМСКА

Московская Сретенская Духовная Семинария

ПОЕЗДКА К СВЯТЫНЯМ ВОЛОКОЛАМСКА

Сретенская семинария 1764



 воскресенье, 15 февраля, на память святителя Григория Паламы, состоялась паломническая поездка студентов Сретенской духовной семинарии к святыням земли Волоколамской. Инициатором поездки был Игорь Петрович Шаповалов, преподаватель истории Русской Церкви, всегда стремящийся не только изложить лекционный материал на ту или иную тему, но и ознакомить студентов с местами и святынями, касающимися того или иного исторического периода.Изучив ересь жидовствующих, споры иосифлян и нестяжателей, нам было интересно ознакомиться с историческими местами, связанными с деятельностью непосредственного участника этих событий – преподобного Иосифа. В ходе поездки планировалось посетить знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь и сам город Волоколамск. Помолившись на ранней литургии и позавтракав, мы тронулись в путь.

Первым пунктом нашей программы была обитель преподобного Иосифа. Для нас личность преподобного Иосифа дорога и значительна как образец святости и подвижничества и как историческая фигура, сыгравшая очень значимую роль в процессе централизации и укрепления великого княжества Московского, автора знаменитого «Просветителя».

Место для монастыря ему было указанно Богом: внезапная буря повалила все деревья в небольшой округе и создала озеро. Когда преподобный Иосиф отправился в тот лес – случилась новая буря, которая чудесным образом унесла все деревья. На этом указанном свыше месте преподобный водрузил крест в ознаменования будущей обители.

Встретила нас у святых ворот обители экскурсовод Елена Алексеевна, и мы вступили под кров святой обители. Монастырь величественен, находится на равнинной местности, вид его весьма приятен. Как отметила Елена Алексеевна, стенные башни по своей архитектуре являются уникальными, подобных им нет нигде. Наши предки не жалели средств на украшение обители: она получала жертвы как от благочестивых князей и бояр, так и от отъявленных грешников, желавших своими дарами искупить свои прегрешения.

Так, первое здание, которое мы осмотрели, трапезный Богоявленский храм, был построен на пожертвования бояр Богдановых-Бельских, к которым принадлежал печально известный Малюта Скуратов. Его тело до сих пор лежит возле стен Успенского собора, дабы оно было попираемо ногами проходящих богомольцев. Так завещал сам убийца, раскаиваясь перед смертью в деяниях своей жизни. К сожалению, первозданное внутреннее убранство Богоявленского храма не сохранилось: со временем трапезная была перенесена в отдельное здание, в храме добавлен был новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, в советское время все это было уничтожено, настенная живопись практически вся утрачена.

В настоящее время происходит реставрация Богоявленского храма, а пока в нем хранятся каменные барельефы, капители и прочие уцелевшие остатки внешнего убранства храмов монастыря.

Главный храм монастыря – величественный Успенский собор. Построенный в 1688 году по русскому принципу – «на глазок», он до сих пор восхищает своей пропорциональной гармоничностью. Пятиглавый, на высоком подклете, с трех сторон окруженный сводчатыми галереями, собор является украшением обители. Перед собором растет крымский дубок, несмотря на март все еще покрытый осенней листвой. Дубок был посажен митрополитом Питиримом (Нечаевым; † 2003), старые листья держатся на нем до появления новых, что является удивительным феноменом для наших широт.

Поднявшись в верхний летний храм, мы осмотрели чудесную настенную роспись, выполненную в XIX веке мастерами из Палеха, внушительный шестиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, раку для мощей преподобного Иосифа (сами мощи на зиму переносят в нижний храм). Пропели тропарь Успению Пресвятой Богородицы и спустились в нижний храм, освященный во имя основателя обители.

Храм подклетный, очень уютный, потолки сводчатые, стены побеленные – все напоминает о времени жизни самого преподобного Иосифа. В этом храме хранятся его мощи. Мы пропели тропарь и кондак святому, отец Ириней (Пиковский) коленопреклоненно прочитал молитву, и все благоговейно приложились к раке.

Мощи преподобного Иосифа были обретены совсем недавно, в 2003 году, стараниями митрополита Питирима, который приложил много трудов для восстановления монастыря. Рядом с ракой находится кивот, в котором помещены вериги преподобного, которые он носил в течение всей своей жизни.

Еще одной великой святыней монастыря является список с чудотворного Волоколамского образа Богородицы. Он был пожертвован монастырю Малютой Скуратовым в 1572 году и является списком с чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Большим почитанием пользуется образ Богородицы «Взыскание погибших», пожертвованный митрополитом Питиримом. В нижнем храме погребены также старец Кассиан Босой, крестный отец Ивана Грозного, великий подвижник, и татарский царевич Феодор, невинно убиенный во времена опричнины. Приложившись ко всем святыням, мы отправились в трапезную. Пообедав постными, но сытными кушаньями монастырского стола, мы продолжили свою экскурсию. К сожалению, знаменитая Германова башня, в которой был заточен преподобный Максим Грек, находится на реставрации, и мы ее не осмотрели, но зато погуляли по крепостным стенам. Окончив осмотр, мы покинули монастырь преподобного Иосифа.

Следующий пункт нашей поездки – усадьба Гончаровых, но не родственников автора «Обломова» и «Обрыва», а тещи А.С. Пушкина – Натальи Ивановны Гончаровой. Александр Сергеевич часто приезжал к ней в гости. И мы, пользуясь случаем, осмотрели место связанное с жизнью великого нашего поэта. На территории усадьбы находиться церковь, освященная во имя великомученицы Екатерины, мы ее тоже осмотрели.

Волоколамский район известен и своей военной историей. По пути в сам город мы заехали к мемориалу, посвященному знаменитой Панфиловской дивизии. В Волоколамске мы осмотрели исторический центр – древний кремль, на территории которого находятся два собора, к сожалению, превращенные в краеведческий музей.Пропев тропарь святителю Николаю, в честь которого один из соборов был освящен, мы отправились в обратный путь – в семинарию.



Сергей Никитин 
студент 2-го курса

19 марта 2009 года