МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ ВСТРЕТИЛСЯ СО СТУДЕНТАМИ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Московская Сретенская Духовная Семинария

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ ВСТРЕТИЛСЯ СО СТУДЕНТАМИ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Сретенская семинария 2470



27 декабря 2008 года, после совершения Божественной литургии в Сретенском монастыре Москвы, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с насельниками Сретенской обители, профессорско-преподавательской корпорацией и воспитанниками Сретенской Духовной семинарии.

В ходе состоявшейся беседы митрополит Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как он в течение десяти лет возглавлял Санкт-Петербургские Духовные школы. «Студенческая и монастырская среда очень близки моему сердцу, - сказал Владыка. - Эти годы были самыми счастливыми в моей жизни, это была замечательная пора, хотя все вокруг было очень сложно: мы находились в условиях несвободы, власти пытались контролировать Церковь, однако внутри Духовной школы была очень динамичная интелектуальная жизнь».

«В каком-то смысле все то, что происходило на излете того застойного времени, в 1970-х – начале 1980-х годов, готовило очень многих священослужителей, богословов, архипастырей к новой жизни в условиях свободы», – отметил Местоблюститель Патриаршего Престола, особо подчеркнув, что задача богословия заключается не только в том, чтобы точно знать святоотеческие тексты и отвечать на теологические вопросы, а в том, чтобы уметь сопрягать богословие с жизнью.

«В начале ХХ века огромной трагедией Русской Церкви, во многом предопределившей последующую революцию, был разрыв между Духовной школой и светской наукой, между интеллигенцией и Церковью, – продолжил Владыка Кирилл. – По свидетельству священномученика Илариона, в то время было неприлично сказать, что ты верующий, так как позитивистские, материалистические идеи захватили сознание российской интеллигенции».

По словам архипастыря, между богословием и жизнью образовался разрыв тогда, когда у Церкви были все возможности развивать богословскую мысль, становиться убедительной. «Многие даже в семинарию не хотели идти – не видели смысла в изучении богословия», – сказал митрополит Кирилл, напомнив, что подобная ситуация возникла и в наше послесоветское время. «Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: "Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем?" В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи – говорить "с бабкой", - сказал Владыка Кирилл. - Однако бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы».

По мнению Патриаршего Местоблюстителя, огромная проблема церковной жизни до революции заключалась в том, что не удалось создать сильной православной интеллигенции, о которой мечтал известный богослов митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), в рассеянии возглавивший Русскую Зарубежную Церковь. «Будучи еще в России в эти трудные годы начала ХХ века, он, потрудившийся так много над созданием в нашей Церкви интеллектуальной прослойки, так называемого ученого монашества, мечтал о том, чтобы на место прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла церковная интеллигенция. Но Владыка Антоний не успел этого сделать – революция разрушила все его начинания», – отметил митрополит Кирилл, предположив, что устами церковной интелигенции Церковь могла бы свидетельствовать об Истине образованным людям - именно эта часть общества оказалась весьма восприимчивой к привнесенным извне идеям; именно здесь в свое время расцвел либерализм, возник атеизм.

«Простые люди все сердцем понимают, хотя и им нужно разумное научение; а вот люди мыслящие, критически воспринимающие чужое мнение, пропускающее каждое слово проповеди через свое собственное понимание, нуждаются в мощном духовном и интеллектальном импульсе», – полагает Местоблюститель Патриаршего Престола. По его словам, «сухие бгословские схемы не способны никого убедить. С людьми нужно говорить языком, который бы их убеждал. И мы обязаны передавать вечное послание Евангелия в таких категориях, мыслях и словах, которые усваивались бы каждым последующи поколением людей».

В наши дни нужно стремиться избежать ошибок прошлого времени, когда главной задачей семинариста считалось просто вызубрить от «а» до «я» темы отдельных параграфов. «В таком случае выигрывает тот, у кого память лучше, а она лучше не всегда у самого способного человека», – сказал Владыка Кирилл, выразив убеждение, что в современном мире, когда так развиты средства обмена информацией, процесс обучения не должен сводиться к простому запоминанию.

Патриарший Местоблюститель предположил, что образование могло бы стать намного более эффективным, если бы студенты Духовных школ в частности больше уделяли времени письменным работам: «Тогда процесс обучения в наших семинариях будет творческим, захватывающим и интересным. Студентам надо предоставить возможность писать как можно больше текстов – не списывать их из книг или из интернета, а писать самим».

«Научитесь письменно излагать свои мысли, и тогда вы увидите, что они очень интересны другим, – напутствовал митрополит Кирилл воспитанников Сретенской Духовной семинарии. – Вы не сможете сами выдумать схоластическую схему XVII века, потому что вы современные люди и у вас другое мировоззрение. Вы выражаете свою веру в Господа, свою преданность Ему другими словами, которые понятны вашим современникам».

По мнению архипастыря, для того, чтобы хорошо писать, нужно много читать, размышлять, молиться. А чем больше в учебном процессе будет творчества, тем качественнее будет и образование. Обучение будет способствовать раскрытию в человеке талантов. «И будет выигрывать не тот, кто лучше запомнил или шпаргалки подальше спрятал, а тот, у кого дествительно богатая внутренняя жизнь», – подчеркнул Местоблюститель Патриаршего Престола.

«Мы с вами должны стать богословами, способными отражать в нашем богословском мышлении то, что происходит в мире. Некоторые называют это "богословской рефлексией". Мы призваны реагировать на происходящее не как это делают политики, экономисты, ученые, а как пастыри, священники, богословы. И этого слова ждет наш народ Божий», – убежден Владыка Кирилл.

В заключение иерарх пожелал всем учащимся семинарии и иноческому чину Сретенского монастыря постоянного возрастания, посоветовал больше читать и писать, вести друг с другом обсуждения. «Вы сегодня нужны Церкви и России, ведь народ так ждет церковного слова: во многих местах люди истосковались по живому свидетельству об Истине», – добавил Патриарший Местоблюститель.

«Сретенская семинария сравнительно недавно существует, но уже приобрела большую известность. Во-первых, тем, что у вас все очень хорошо и правильно организовано. Во-вторых, тем, что здесь довольно высокий уровень преподавания. Я хотел бы полагодарить архимандрита Тихона за труды по налаживанию учебного процесса и монастрыской жизни», – сказал митрополит Кирилл. Он также призвал собравшихся «никогда не останавливаться на достигнутом, творчески воспринимать жизнь и пытаться самому себе и другим отвечать от человеческой мудрости, от слова Божия, от святоотеческой традиции, в которой мы можем найти все необходимое для того, чтобы самое закостенелое и окаменевшее человеческое сердце расположилось к Богу, чтобы из камней сих соделать детей Авраамовых (см. Мф. 3. 9)».

Служба коммуникации ОВЦС




28 декабря 2008 года