О милосердии, страдании и смирении

Московская Сретенская  Духовная Академия

О милосердии, страдании и смирении

919



Архимандрит Софиан (Богиу) принадлежал к плеяде известных румынских духовников XX века. Он был избран Богом для служения Церкви тройным благословением: даром пения, даром иконописи и даром слова. Со смирением применяя свои таланты во время своего благочестивого пребывания на земле, он в полной мере исполнил таинственные слова Божественной литургии: «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим».

Будущий старец родился в Бессарабии в 1912 г. и вступил в монашескую жизнь еще ребенком. В Бухаресте он изучал Священное Писание, живопись и теологию. Позже принял монашеский постриг, участвовал в духовном движении «Неопалимая Купина», призванном возродить среди румынских верующих Иисусову молитву. В 1958 г. он был арестован коммунистами и отправлен в тюрьму, где провел 15 лет. После освобождения он более 30 лет совершал подвиг духовного окормления верующих. Отошел в мир иной в 2002 г. Ниже предлагаются его назидания о страданиях, смирении и прощении.

Настоящий христианин должен жить как изгнанник и странник на этой земле. Его сердце должно пребывать там, где его сокровище, то есть в Боге, на Небесах. Страдания на земле не есть нечто безжалостное, бесполезное, не какие-то бессмысленные испытания, а наше обращение к искупительной Любви. Ведь помогая тому, кто страдает, вы спасаете, в первую очередь, самих себя. Этому учит нас притча о добром самарянине. Каждый человек – это другое ваше «я». Оказать страдающему снисхождение и милосердие – значит оказать ему любовь. Человек часто эгоистичен и черств, он замыкается внутри себя, как в скорлупе, которая изолирует его от других. Нужно, чтобы эти оковы были разрушены, чтобы вы могли общаться с другими и открыться им через любовь, чтобы вы могли увидеть боль в глазах ближних. Милосердие к страждущим – первый шаг к стяжанию христианской любви и одно из главных ее измерений.

Бог не создавал страдания. Оно пришло к человеку через грех, поэтому его порой так трудно вынести. Но Христос взял все наши страдания на Себя и освятил, претворив их в прямое средство нашего искупления. Господь Иисус Христос, совершенный образ невидимого Бога, пришел искупить и воссоздать нас по Своему образу. Конечный критерий всех наших ценностей – Христос. Человеческая боль, соединенная с Его болью, содержит в себе скрытый источник и тайное семя вечной радости. Поэтому возлюбите ваш крест, потому что Христос возлюбил Свой.

Наступит день, когда тело закончит свое существование и станет безжизненным. Тогда оно станет пшеничным зерном, а земля не гробницей, но огромным полем, хранящим свои семена. И они в свое время прорастут на поле вечности, подобно плодоносящей веточке виноградной лозы, посаженной в землю.

 

Сердце настоящего христианина должно пребывать там, где его сокровище, то есть в Боге, на Небесах. Помогая тому, кто страдает, вы спасаете в первую очередь самих себя


Бог существует повсюду, но мы живем так, как будто Его нет. Бог – не абстрактная личность за пределами видимого мира, а живая, реальная Личность. Сын Божий – не выдуманная кем-то идея, Он реален, Он – Тот, Кто прошел всю Иудею! Так много людей видели Его, Он жил и трудился в конкретной физической, географической обстановке в земном времени и пространстве. Через Его Рождество к нам приблизилось Царство Божие, то есть Царство Любви. Царство Божие начинается с нашего изменения к лучшему. И мы начинаем чувствовать его, когда вступаем на путь напряженной христианской жизни, исполняя при этом волю Божию. Его воля для нас состоит в том, чтобы мы позаботились о брате нашем, когда он страдает.

Бог действует в мире, нисходя на землю, чтобы возвести его на высшую ступень добра, чтобы его освятить. Он не остается далеким и равнодушным к жизни мира, но поддерживает диалог с человеком через творение, потому что человек – центр всего творения.

И вся природа служит человеку, когда человек служит Богу. Освящая себя, человек освящает и весь мир. Утверждаясь в Боге, он примиряет все вокруг себя; но когда человек отпадает от Бога, то враждует со всем и всеми вокруг.

Какова реальность сегодняшнего мира? Чуждая христианству. Современный человек равнодушен к заповедям Божиим. Он не понимает цель Евангелия и Церкви. Кто должен восполнить эти недостатки? Священник. Своим проповедничеством и в равной степени собственным жизненным примером: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7).

 

Милосердие к страждущим – первый шаг к стяжанию христианской любви и одно из главных ее измерений я

Нам нужна Божия милость больше, чем нищему нужна наша помощь. Страшный суд не будет отменен ни для кого. Проявить милосердие не означает лишь отдать какую-то сумму денег, чтобы избежать страданий другого, стоящего перед вами. Но это означает сначала принять его. Ничто так не делает нас похожими на Бога, как милосердие. Когда бедный человек протягивает вам руку, он протягивает вам ключи от рая. Посеянные земные семена могут иногда приносить плод, иногда нет, но милостыня всегда приносит его. Сейчас вокруг много людей, ослабленных физически, психологически и духовно. Последним нужно особенно помогать.

Любой человек уважает справедливость, но мы преклоняем колени только перед кротостью. Никто не сможет устоять перед нежностью и мягкостью. Ими можно победить того, кто яростнее всех диких зверей. Злым словом вы причиняете вред даже лучшим из людей. Любовь открывает путь к каждому сердцу, каким бы ожесточенным и безнадежно настроенным оно ни было. Отчаяние в сердце вашего ближнего исцеляется только любовью, потому что ни одна дверь не остается закрытой для любви. Любовь, соединенная со смирением, – это сила, с которой не может сравниться ни одна другая сила в мире. Любая ненависть лечится любовью. И если человек, ненавидящий тебя, вонзит нож в твое сердце, поцелуй руку, держащую нож, потому что и Христос поцеловал того, кто затаил мысли о Его Распятии.

 

Любовь, соединенная со смирением, – это сила, с которой не может сравниться ни одна другая сила в мире. Любая ненависть лечится любовью

По мере того, как вы будете приобретать смиренное и сокрушенное сердце, вы станете более свободными, и тогда Бог придет в него. Наша цель на земле – наполнить себя Богом. А это невозможно сделать иначе, кроме как стяжанием смирения. Оно должно быть основой нашей жизни. Богом мы наполнимся не через поверхностную гордость, но только через смирение. Жить в смирении – значит жить настоящей жизнью. А жизнь в гордости искусственна. Поэтому каждый раз, когда вас смиряют, терпите и молитесь: «Господи, прими это вместо того смирения, которого мне недостает. Избави мя от гордости, от которой я не могу освободиться по своей воле».

Я был в заключении в коммунистических тюрьмах, и только Богу известно, насколько это было ужасающим – сколько ненависти, сколько зла... Это даже невозможно описать словами. Когда меня сильно мучили, я старался не бунтовать, не протестовать и в те моменты думал про себя: «Ну-ка, давай вспомним, какие ошибки ты совершил перед Богом, за что терпишь сейчас эту несправедливость». И я думал о разных моих грехах, которые были известны только Богу и мне, рассматривал эти страдания как покаяние и не бунтовал. Я думал, что я тоже плохой, падший и грешный в глазах Бога, что, может быть, даже хуже всех этих жестоких стражей, вместе взятых. И что, может быть, если я был бы лучше, они не были бы такими плохими со мной и, таким образом, я тоже был виновен в их зле.

И вот когда думал так, больше не чувствовал ни малейшего возмущения в своем сердце. Я простил всех, и мог молиться за них, и почти уже не чувствовал тех страданий, которые они мне причиняли. Говорю вам честно, что когда я мог все это делать, когда вспоминал о своих грехах, то чувствовал радость в своем сердце, и мир, и любовь. Я чувствовал, что как будто летаю, хотя находился в тюрьме.

Говорю вам со всей искренностью: верю всем своим существом, что Бог очень благ! Я всегда это чувствовал. В тюрьме я обнаружил, как виновен перед Господом! Обнаружил даже самые тонкие аспекты своей вины, а Бог был всегда рядом. Он всегда был живым для меня и очень добр ко мне, поистине очень добр! В камере я был настолько занят видением своих грехов, что даже ночью разговаривал во сне и просил у Бога прощения. А охранники, которые стояли за дверями, слушали это.

Когда на следующий день меня вызвали на допрос, мне рассказали, что я говорил во сне в душевном смятении: «Господи, прости меня грешного!» На меня стали кричать: «Грешник! Грешный священник!» И повторяли мне все, что я говорил ночью во сне…

 

Говорю вам со всей искренностью: верю всем своим существом, что Бог очень благ!


Главное – нам очень важно осознавать свое недостойное состояние перед Богом. Мы не должны никого ни в чем винить, кроме себя. Мы всегда должны каяться от всего сердца. Не могу вспомнить ни одного человека, кто сделал мне зло. Я их помню, но ничего против них не имею. Я не разворачиваю в душе болезненные воспоминания. Если я не осознаю себя по-настоящему виновным перед Богом и не раскаюсь из глубины души, то не смогу молиться глубоко, не смогу почувствовать радости в молитве. Если у вас в сердце есть смирение и прощение других, вы начнете чувствовать, как приобретаете от Бога нечто необыкновенное! Только Святой Дух может внести это «нечто» в наше сердце.

Я не испытывал ненависти ни к одному из тех, кто угнетал меня и моих сокамерников. И никогда не сожалел о том, что был посажен в тюрьму, так как нужен был именно там, чтобы страдать вместе с румынскими братьями. Старайтесь делать как можно больше добра для окружающих вас, любите ближних, молитесь как можно больше Иисусовой молитвой, ни о ком не говорите плохо. Так вы обретете сердечный мир. И пусть Благий и Добрый Бог и Матерь Божия помогают вам непрестанно, в каком бы месте вы не оказались! 

Архимандрит Софиан (Богиу)

Перевела с английского Александра Калиновская

Сайт Sayings of the Romanian Elders

https://romelders.substack.com/